В программе по математике для средней общеобразовательной школы, разработанной в соответствие с основными направлениями реформы общеобразовательной школы, подчеркивается, что развитие логического мышления учащихся является одной из основных целей курса геометрии.
Можно ли считать, что «знающий» и мыслящий» человек – одно и то же?
Каждый год первого сентября с первым звонком миллионы детей садятся за парты, чтобы овладеть знаниями. В течение сложных лет они усваивают сложную систему научных сведений, учатся их анализировать, сравнивать, обобщать, применять к решению учебных, практических задач.
«Век живи – век учись» – гласит народная мудрость. Но школа должна не только формировать у учащихся прочную основу знаний, умений и навыков, но и максимально развивать им умственную активность: учить мыслить, самостоятельно обновлять и пополнять знания, сознательно использовать их при решение теоретических и практических задач.
Развитие умственной активности происходит в процессе усвоения знаний, однако не всякое усвоение обеспечивает эту активность. Необходима его особая организация, при которой учащиеся развивают свое мышление, интересы, склонности.
Развитие умственной активности при усвоении знаний – важный источник формирования личности ученика.
Актуальность проекта заключается в том, что проблема развития логического мышления должна иметь свое отражение в школьном курсе геометрии в силу недостаточности подготовки учащихся в этой части, в силу большого числа логических ошибок, допускаемых учащимися в усвоенном содержании геометрического материала.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования – геометрические задачи на построение.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитию логического мышления способствует решение геометрических задач, и в частности задач на построение.
Проблема исследования заключается в особой организации процесса обучения решению геометрических задач на построение, при которой через решение этих задач учащиеся будут активно развивать логическое мышление.
Цель исследования: определение оптимальных условий и конкретных методов развития логического мышления при решении задач на построение.
Выделяя этапы достижения цели исследования, мы поставили следующие задачи:
Выделить пути развития логического мышления при обучении учащихся в средней школе;
Выяснить какую роль играют учебные задачи в обучение математики, в частности, в геометрии.
Дать характеристику задач на построение и выяснить, как они влияют на развитие логического мышления;
Разработать систему уроков с рекомендациями по развитию логического мышления через решение задач на построение.
Методами исследования являются:
Опыт работы в 7-х классах (геометрия) общеобразовательной школы;
Наблюдение за учебной деятельностью учащихся в 7 – 9 классах общеобразовательной школы.
Практическая значимость работы заключается в использовании разработанных уроков с рекомендациями при изучении учащимися темы «Геометрическое построение» на уроках геометрии в средней школе.
Структура проекта определена логикой и последовательностью поставленных задач. Проект состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Первая глава посвящена развитию мышления учащихся на уроках геометрии через решение геометрических задач, в частности задач на построение.
Во второй главе описывается педагогический эксперимент – его замысел, программа, проведение и получение результата.