РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
умения и привычки, заложенные в детстве, вместе со способностями, которым позволили проявиться и раскрыться, имеют огромное значение в формировании личности. Давно замечено, что универсального набора знаний, который будет применяться учащимися на 100 % в их будущей практической деятельности, не существует. Поэтому я уверена, миру гораздо более полезен будет человек, умеющий логически и критически мыслить, творчески воспринимать и использовать любую информацию. Специалист, который понимает суть и смысл явлений и процессов, умеет находить нестандартные решения и не боится ответственности за них, — это самый лучший специалист в любой области.
В силу своего характера, наверное, мне как педагогу с первых дней работы в школе хотелось не только передать детям мою любовь к биологии, мои знания о природе, но и научить их думать, развить творческое мышление. Мой жизненный опыт часто подтверждал, что качественно мыслить, используя данные человеку природой способности к логическому и абстрактному мышлению, умеют далеко не все взрослые. А практика работы в школе показывала, что и среди выпускников школы совсем немного тех, кто обладает ясным, чётким и творческим мышлением.
Поэтому я пришла к твёрдому убеждению: ребят надо учить логическому и творческому мышлению с самого раннего возраста и на протяжении всего обучения в школе.
Итак, цель: поэтапное развитие логического и творческого мышления учащихся при изучении биологии.
Задачи:
проанализировать эффективность применения различных способов, форм и приёмов организации учебной деятельности учащихся для развития у них творческого мышления и логики на уроках биологии;
отобрать эффективные способы, формы, приёмы развития логики и творческого мышления учащихся по трём возрастным группам;
составить методику поэтапного развития логического и творческого мышления учащихся при изучении биологии.
Работать с современной молодёжью довольно сложно. Наблюдения показывают, что круг интересов многих школьников начинается и заканчивается сотовыми телефонами и компьютерными играми. Поэтому на всех без исключения уроках я прежде всего стараюсь разбудить или поддержать в детях интерес к окружающему миру, научить их чувствовать, понимать и любить природу, видеть и ощущать её красоту, понимать законы мироздания, по которым живёт природа на всех уровнях — от клеточного до планетарного. А также всеми силами стараюсь способствовать развитию мышления и логики, формированию умений осмысленного восприятия и творческого использования информации.
Итак, мой опыт поможет решить следующие проблемы образования.
Как показывает практика, у учащихся, начинающих изучение биологии, как правило, плохо сформированы умения и навыки осмысленного восприятия материала, усвоения информации не на уровне простого воспроизведения, а полного и глубокого анализа, дающего возможность реализации информации в различных видах деятельности.
Большинство учащихся обладает низким уровнем развития логического мышления.
Многие учащиеся не способны к творческому использованию информации, полученной на уроках, не умеют применять знания в практической деятельности.
Трудностей очень много. Многие дети не имеют навыков быстрого чтения, не имея словарного запаса, зачастую просто не понимают, о чём говорится в тексте, не могут найти главное или разделить текст на смысловые единицы. Иногда дети настолько бурно реагируют на интересную информацию и так горячо дискутируют, что их трудно переключить на следующие вопросы. Некоторые ребята с трудом высказывают своё мнение, потому что его у них просто нет. Также трудно даются некоторым ученикам умения молчать, не высказывать свою точку зрения, проявлять уважение к инакомыслящим. Большой проблемой я считаю слишком высокую информационную нагрузку. Ребёнок за урок по программе должен ознакомиться с таким количеством информации, что раздумывать, размышлять, анализировать иногда ему просто некогда.
Прогнозируемые результаты:
у учащихся сформируются умения и навыки осмысленного восприятия материала;
у учащихся сформируются навыки логического мышления;
разовьются способности творчески использовать полученные знания, применять их и умения в нестандартных ситуациях.
Продолжительность работы: с сентября 2013 года по 2015 год.
Описание методики поэтапного развития логического и творческого мышления
Неграмотный будущего — это не тот, кто не умеет читать.
Им станет тот, кто не умеет учиться.
О. Тоффлер
Умение анализировать информацию, перерабатывать, её, продуктивно извлекая ценные факты сформирование логического мышления, творческого подхода к использованию знаний должно формироваться в учебной среде [9]. И обязанность учителя — помогать развитию мышления учащихся любого возраста систематически и целенаправленно, используя многообразие приёмов педагогической деятельности. Поэтому я разделила применяемые мною педагогические приёмы и методы работы на три группы.
На первом этапе в VI-VII классах, я считаю, надо использовать методы, позволяющие сформировать первичные навыки, привычку осознанно и внимательно читать и слушать новую информацию, критически воспринимать её, выделять смысл.
На втором этапе в VII-IX классах продолжать развивать умения обобщать, самостоятельно делать выводы, структурировать материал, решать проблемные вопросы.
На третьем этапе учащиеся IX-XI классов учатся работать сообща, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, участвовать в дискуссиях, самостоятельно составлять биологические задачи, изучать предмет или явление с разных точек зрения, использовать нестандартные подходы к решению учебных задач, творчески применять полученную информацию в разных видах практической деятельности.
Методы и приёмы первого этапа.
В VI-VIII классах для развития умения внимательно читать, выделить главное я использую приём «составление плана текста».
Несколько усложнённый вариант этого задания — самостоятельно разбить текст на части и озаглавить их, выделить главный смысл каждой части. В результате ученики сами составляют опорный конспект материала.
Раскрыть смысл перечисленных понятий.
Цитоплазматическая мембрана — это ....
Прокариотические клетки — это ... .
Определить усвоенное понятие по смыслу текста — обратное задание.
Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходства и различия. Всегда поясняю, что сравнить — значит найти сходства и различия, а если возможно, то и причину сходств и различий. Этот приём нацелен на развитие умения подойти к проблеме с разных сторон и умения выделить главные моменты.
Найти соответствие фактов и понятий.
При изучении темы «Клетка»:
ядро; 1) вязкая жидкость;
Б) оболочка; 2) управление всеми
процессами
жизнедеятельности;
хромосом; 3) хранение
генетической
информации;
Г) цитоплазма. 4) защита и транспорт
веществ.
Найти «лишнее» слово из списка, объяснить выбор. Такие задания формируют умение находить причинно-следственные связи.
Записывание учениками своих мыслей и выводов на доске — развивает логическое мышление и чувство ответственности за свои мысли и поступки.
Использование любопытства, проблемных или интригующих вопросов, парадоксальных на первый взгляд фактов — решается задача развития внимания, осмысленности чтения и слушания.
Поиск ошибок. Это может быть игра «Верно, неверно». Обычно эту игру я совмещаю с физкультминуткой. Варианты физических упражнений меняем на каждом уроке [3].
Поиск биологических смысловых ошибок в тексте — это более сложная форма работы, но очень интересная, позволяющая развить критическое мышление и логику.
Методы и приёмы второго этапа,
Назвать перечисленные предметы или явления одним словом, обобщив таким образом несколько слов одним понятием или термином:
Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза (фотосинтез);
Симбиоз, грибы, водоросли (лишайник).
«Починить логическую цепочку» — задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определённом порядке словами или действиями.
В VII-IX классах для привлечения внимания к новой информации, повышения мотивации и индивидуального развития логического мышления каждого ученика иногда использую
Для формирования умения кратко, но логично отвечать на вопросы использую метод «мозговой штурм» — вопросы задаю в быстром темпе.
Домашнее задание «Придумать или найти проблемный вопрос» или «Самостоятельно составить задачи по данной теме» решает следующие задачи: формировать умения находить причинно-следственные связи, самостоятельно решать проблемы, находить нестандартные решения.
Почти всегда на уроках для развития логики, а одновременно и чувства самоуважения использую приём «Догадайся сам, что означает слово...».
Всегда прошу класс оценить предложенную версию, согласны ли с ней. Как правило, если ответ верный, это очевидно. При этом дети учатся выслушивать и уважать любые точки зрения, приводить доказательства своей правоты.
Похожий вариант работы состоит в том, когда смысл термина ученики выводят сами, обобщив и подытожив составные моменты, входящие в описание данного термина. Например, при изучении темы «Экосистема» предлагаю детям самим определить, что должен включать в себя этот термин. Сделав обобщение и определив смысловую нагрузку данного термина, записываем в тетради собственную версию, а потом сравниваем с учебником.
Во время опроса стараюсь вместе с прямыми вопросами задавать неожиданные для детей вопросы, которые требуют понимания смысла изученного, при этом не всегда с готовым ответом. Только на первый взгляд кажется, что вопрос без готового ответа — это вопрос в никуда [4]. Я думаю, что такие вопросы лучше других будят мысль, действительно дают возможность заглянуть в любые области мышления, не устанавливая границы. Ведь не бывает однозначно правильных и неправильных мыслей. В таких ситуациях дети учатся смотреть на вещи под разным углом, уважительно относиться к любым точкам зрения, проявлять фантазию и инициативу.
Приём «разные вопросы» (простые, уточняющие, творческие, практические) или таблицы «толстых» и «тонких» вопросов в качестве рефлексии или домашнего задания пробуждает различные стороны мышления, помогает лучше понять материал.
Составление биологических прогнозов.
Например, при изучении темы «Многообразие кольчатых червей» предлагаю учащимся самостоятельно составить экологический прогноз после тревожного сообщения: «На территории Могилева и Могилевского района исчезли дождевые черви». К каким экологическим последствиям это может привести?
Задания на составление биологических прогнозов позволяют научиться моделировать ситуации, использовать полученную информацию в практической деятельности.
Методы и приёмы третьего этапа.
Учащихся IX-XI классов необходимо учить работать сообща, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, участвовать в дискуссиях, самостоятельно составлять биологические задачи, изучать предмет или явление с разных точек зрения, использовать нестандартные подходы к решению учебных задач, творчески применять полученную информацию в разных видах практической деятельности. Для решения этих задач я использую следующие методы и приёмы технологии развития критического мышления.
1. «Грозди», или кластеры, — графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. Кластер состоит из ячеек, которая заполняется по ходу обсуждения темы. В центре размещаем ключевое слово, затем заполняем ячейки, которые помогут нам раскрыть сущность понятия (ключевого слова). Далее каждая ячейка раскрывается по образу «виноградной лозы». Кластеры способствуют также развитию монологической речи учащихся.
2. Приём «плюс-минус-вопрос» хорошо работает на стадии вызова.
При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается, прослушивается, записывается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
3. Похож на вышеописанный метод работы и следующий приём — «бортовые журналы» [5]. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: что мне известно? что нового я узнал? Этот приём помогает связывать полученную информацию с собственным видением мира, со своим личным опытом.
4. Ведение дневника впечатлений «Цитата — комментарий» является интересным приёмом работы с домашним заданием [8]. Он также даёт возможность учащимся увязать содержание текста со своим личным опытом.
Работа в группах нравится учащимся в силу особенностей подросткового возраста, когда ребята больше всего стремятся к общению со сверстниками. Эта форма работы позволяет проявить каждому свою индивидуальность, выразить своё мнение не в большой аудитории, а в маленькой группе, среди ровесников, ощутить равенство со всеми и свою значимость для всех. Многие задачи обучения — совместная поисковая деятельность, развитие навыков коммуникации — решаются обучением в группах.
5. Организация дискуссий. Дискуссии позволяют задействовать весь арсенал мыслительных навыков, результатом же могут стать не только сформированные знания, но и убеждения, удовлетворённость совместной продуктивной деятельностью [7].
6. Использую приём «Никогда не ставить точку», т. е. стараюсь оставлять место для некой неопределённости, которая помогает творчеству и будит мысль.
Основными трудностями в применении этой методики являются следующие моменты педагогического процесса:
Многие учащиеся обладают низким уровнем развития элементарных общеучебных навыков.
Небольшое количество развивающих и творческих заданий в учебниках биологии.
Учебная информация в учебнике подаётся на уровне фактов, не способствуя развитию мышления и логики.
Слишком высокая информационная нагрузка.
Низкий уровень воспитанности отдельных детей иногда создаёт трудности, а зачастую и проблемы в организации групповой работы и дискуссий.
Для определения эффективности изучаемой мною темы поэтапного развития творческого мышления и логики, учащихся планируется провести мониторинг качества знаний учащихся 2014/15 учебного года и сравнение показателей качества знаний в этих классах на протяжении двух лет, когда учащиеся закончат разные классы.
Я вижу положительные результаты своей работы. Очень часто замечаю в глазах детей живое любопытство, удивление и восхищение законами природы, слышу интересные размышления, нестандартные ответы, многосторонний подход к вопросу или проблеме. Большинству учащихся интересна биология как наука и как школьный предмет. Но, главное, работа для меня, а учёба для детей всегда интересны, всегда несут открытия, раскрывают творческий потенциал.
Список использованной литературы
Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В. И. Андреев. — Казань, 1998. — Кн. 2.
Вустром, Р. Размышления о размышлении / Р. Вустром // Материалы семинара «Развитие критического мышления через чтение и письмо». — 1999.
Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приёма до философии / В. В. Гузеев. — М., 1996.
Загашев, И. О. Умение задавать вопросы / И. О. Загашев // Перемена. — 2001.— № 4.
Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление: хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Г. Линдсей; К. Халл Р. Томпсон. — М., 1981.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. — М., 1999.
Основы критического мышления: Междисциплинарная программа: пособие / сост.: Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М., 1997—1998.
Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. — М.; Л., 1932.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие/ Г. К. Селевко. — М., 1998.