СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логики и творческого мышления на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

умения и привычки, заложенные в дет­стве, вместе со способностями, кото­рым позволили проявиться и раскрыться, имеют огромное значение в формировании личности. Давно замечено, что универсаль­ного набора знаний, который будет приме­няться учащимися на 100 % в их будущей практической деятельности, не существует. Поэтому я уверена, миру гораздо более по­лезен будет человек, умеющий логически и критически мыслить, творчески восприни­мать и использовать любую информацию. Специалист, который понимает суть и смысл явлений и процессов, умеет находить нестан­дартные решения и не боится ответственно­сти за них, — это самый лучший специалист в любой области.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логики и творческого мышления на уроках биологии»

РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

умения и привычки, заложенные в дет­стве, вместе со способностями, кото­рым позволили проявиться и раскрыться, имеют огромное значение в формировании личности. Давно замечено, что универсаль­ного набора знаний, который будет приме­няться учащимися на 100 % в их будущей практической деятельности, не существует. Поэтому я уверена, миру гораздо более по­лезен будет человек, умеющий логически и критически мыслить, творчески восприни­мать и использовать любую информацию. Специалист, который понимает суть и смысл явлений и процессов, умеет находить нестан­дартные решения и не боится ответственно­сти за них, — это самый лучший специалист в любой области.

В силу своего характера, наверное, мне как педагогу с первых дней работы в школе хоте­лось не только передать детям мою любовь к биологии, мои знания о природе, но и научить их думать, развить творческое мышление. Мой жизненный опыт часто подтверждал, что качественно мыслить, используя данные че­ловеку природой способности к логическому и абстрактному мышлению, умеют далеко не все взрослые. А практика работы в школе показывала, что и среди выпускников школы совсем немного тех, кто обладает ясным, чёт­ким и творческим мышлением.

Поэтому я пришла к твёрдому убеждению: ребят надо учить логическому и творческому мышлению с самого раннего возраста и на протяжении всего обучения в школе.

Итак, цель: поэтапное развитие логическо­го и творческого мышления учащихся при изучении биологии.

Задачи:

  • проанализировать эффективность при­менения различных способов, форм и приёмов организации учебной деятельности учащихся для развития у них творческого мышления и логики на уроках биологии;

  • отобрать эффективные способы, формы, приёмы развития логики и творческого мыш­ления учащихся по трём возрастным группам;

  • составить методику поэтапного развития логического и творческого мышления уча­щихся при изучении биологии.

Работать с современной молодёжью доволь­но сложно. Наблюдения показывают, что круг интересов многих школьников начинается и заканчивается сотовыми телефонами и ком­пьютерными играми. Поэтому на всех без ис­ключения уроках я прежде всего стараюсь разбудить или поддержать в детях интерес к окружающему миру, научить их чувство­вать, понимать и любить природу, видеть и ощущать её красоту, понимать законы миро­здания, по которым живёт природа на всех уровнях — от клеточного до планетарного. А также всеми силами стара­юсь способствовать развитию мышления и логики, формированию умений осмысленного восприятия и творческого использования ин­формации.

Итак, мой опыт поможет решить следую­щие проблемы образования.

  • Как показывает практика, у учащихся, начинающих изучение биологии, как прави­ло, плохо сформированы умения и навыки осмысленного восприятия материала, усвое­ния информации не на уровне простого вос­произведения, а полного и глубокого анализа, дающего возможность реализации информа­ции в различных видах деятельности.

  • Большинство учащихся обладает низким уровнем развития логического мышления.

  • Многие учащиеся не способны к творче­скому использованию информации, получен­ной на уроках, не умеют применять знания в практической деятельности.

Трудностей очень много. Многие дети не имеют навыков быстрого чтения, не имея сло­варного запаса, зачастую просто не понимают, о чём говорится в тексте, не могут найти глав­ное или разделить текст на смысловые едини­цы. Иногда дети настолько бурно реагируют на интересную информацию и так горячо дис­кутируют, что их трудно переключить на сле­дующие вопросы. Некоторые ребята с трудом высказывают своё мнение, потому что его у них просто нет. Также трудно даются неко­торым ученикам умения молчать, не выска­зывать свою точку зрения, проявлять уваже­ние к инакомыслящим. Большой проблемой я считаю слишком высокую информацион­ную нагрузку. Ребёнок за урок по программе должен ознакомиться с таким количеством информации, что раздумывать, размышлять, анализировать иногда ему просто некогда.

Прогнозируемые результаты:

  • у учащихся сформируются умения и на­выки осмысленного восприятия материала;

  • у учащихся сформируются навыки логи­ческого мышления;

  • разовьются способности творчески ис­пользовать полученные знания, применять их и умения в нестандартных ситуациях.

Продолжительность работы: с сентября 2013 года по 2015 год.


Описание методики поэтапного развития логического и творческого мышления

Неграмотный будущего — это не тот, кто не умеет читать.

Им станет тот, кто не умеет учиться.

О. Тоффлер


Умение анализировать информацию, пере­рабатывать, её, продуктивно извлекая ценные факты сформирование логического мышления, творческого подхода к использованию знаний должно формироваться в учебной среде [9]. И обязанность учителя — помогать развитию мыш­ления учащихся любого возраста систематиче­ски и целенаправленно, используя многообразие приёмов педагогической деятельности. Поэтому я разделила применяемые мною педагогические приёмы и методы работы на три группы.

На первом этапе в VI-VII классах, я считаю, надо использовать методы, позволяющие сформировать пер­вичные навыки, привычку осознанно и вни­мательно читать и слушать новую информа­цию, критически воспринимать её, выделять смысл.

На втором этапе в VII-IX классах продол­жать развивать умения обобщать, самостоя­тельно делать выводы, структурировать мате­риал, решать проблемные вопросы.

На третьем этапе учащиеся IX-XI классов учатся работать сообща, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, участвовать в дискуссиях, самостоятельно составлять био­логические задачи, изучать предмет или явление с разных точек зрения, использовать нестандартные подходы к решению учебных задач, творчески применять полученную ин­формацию в разных видах практической дея­тельности.

Методы и приёмы первого этапа.

  1. В VI-VIII классах для развития умения внимательно читать, выделить главное я использую приём «составление плана текста».

  2. Несколько усложнённый вариант этого задания — самостоятельно разбить текст на ча­сти и озаглавить их, выделить главный смысл каждой части. В результате ученики сами со­ставляют опорный конспект материала.

  3. Раскрыть смысл перечисленных понятий.

  1. Цитоплазматическая мембрана — это ....

  2. Прокариотические клетки — это ... .

Определить усвоенное понятие по смыслу текста — обратное задание.

  1. Сравнить два близких понятия по смыс­лу, найти сходства и различия. Всегда пояс­няю, что сравнить — значит найти сходства и различия, а если возможно, то и причину сходств и различий. Этот приём нацелен на развитие умения подойти к проблеме с разных сторон и умения выделить главные моменты.

  2. Найти соответствие фактов и понятий.

При изучении темы «Клетка»:

  1. ядро; 1) вязкая жидкость;

Б) оболочка; 2) управление всеми

процессами

жизнедеятельности;

  1. хромосом; 3) хранение

генетической

информации;

Г) цитоплазма. 4) защита и транспорт

веществ.

  1. Найти «лишнее» слово из списка, объяс­нить выбор. Такие задания формируют умение находить причинно-следственные связи.

  2. Записывание учениками своих мыслей и выводов на доске — развивает логическое мышление и чувство ответственности за свои мысли и поступки.

  3. Использование любопытства, проблем­ных или интригующих вопросов, парадок­сальных на первый взгляд фактов — решает­ся задача развития внимания, осмысленности чтения и слушания.

  4. Поиск ошибок. Это может быть игра «Вер­но, неверно». Обычно эту игру я совмещаю с физкультминуткой. Варианты физических упражнений меняем на каждом уроке [3].

  5. Поиск биологических смысловых оши­бок в тексте — это более сложная форма ра­боты, но очень интересная, позволяющая раз­вить критическое мышление и логику.

Методы и приёмы второго этапа,

  1. Назвать перечисленные предметы или яв­ления одним словом, обобщив таким образом несколько слов одним понятием или термином:

  1. Углекислый газ, хлорофилл, вода, глю­коза (фотосинтез);

  2. Симбиоз, грибы, водоросли (лишайник).

  1. «Починить логическую цепочку» — зада­ние на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определённом порядке словами или действиями.

  2. В VII-IX классах для привлечения внима­ния к новой информации, повышения мотива­ции и индивидуального развития логического мышления каждого ученика иногда использую

  3. Для формирования умения кратко, но логично отвечать на вопросы использую ме­тод «мозговой штурм» — вопросы задаю в быстром темпе.

  4. Домашнее задание «Придумать или най­ти проблемный вопрос» или «Самостоятель­но составить задачи по данной теме» решает следующие задачи: формировать умения на­ходить причинно-следственные связи, само­стоятельно решать проблемы, находить не­стандартные решения.

  5. Почти всегда на уроках для развития логики, а одновременно и чувства самоува­жения использую приём «Догадайся сам, что означает слово...».

Всегда прошу класс оценить предложенную версию, согласны ли с ней. Как правило, если ответ верный, это очевидно. При этом дети учат­ся выслушивать и уважать любые точки зрения, приводить доказательства своей правоты.

  1. Похожий вариант работы состоит в том, когда смысл термина ученики выводят сами, обобщив и подытожив составные моменты, входящие в описание данного термина. Напри­мер, при изучении темы «Экосистема» пред­лагаю детям самим определить, что должен включать в себя этот термин. Сделав обобще­ние и определив смысловую нагрузку данного термина, записываем в тетради собственную версию, а потом сравниваем с учебником.

  2. Во время опроса стараюсь вместе с пря­мыми вопросами задавать неожиданные для детей вопросы, которые требуют понимания смысла изученного, при этом не всегда с го­товым ответом. Только на первый взгляд ка­жется, что вопрос без готового ответа — это вопрос в никуда [4]. Я думаю, что такие во­просы лучше других будят мысль, действи­тельно дают возможность заглянуть в любые области мышления, не устанавливая границы. Ведь не бывает однозначно правильных и не­правильных мыслей. В таких ситуациях дети учатся смотреть на вещи под разным углом, уважительно относиться к любым точкам зре­ния, проявлять фантазию и инициативу.

  3. Приём «разные вопросы» (простые, уточняющие, творческие, практические) или таблицы «толстых» и «тонких» вопросов в качестве рефлексии или домашнего задания пробуждает различные стороны мышления, помогает лучше понять материал.

  4. Составление биологических прогнозов.

Например, при изучении темы «Многооб­разие кольчатых червей» предлагаю учащим­ся самостоятельно составить экологический прогноз после тревожного сообщения: «На территории Могилева и Могилевского района исчез­ли дождевые черви». К каким экологическим последствиям это может привести?

Задания на составление биологических прог­нозов позволяют научиться моделировать си­туации, использовать полученную информа­цию в практической деятельности.

Методы и приёмы третьего этапа.

Учащихся IX-XI классов необходимо учить работать сообща, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, участвовать в дискуссиях, самостоятельно составлять биологические зада­чи, изучать предмет или явление с разных то­чек зрения, использовать нестандартные подхо­ды к решению учебных задач, творчески приме­нять полученную информацию в разных видах практической деятельности. Для решения этих задач я использую следующие методы и приёмы технологии развития критического мышления.

1. «Грозди», или кластеры, — графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. распола­гаются в определённом порядке. Кластер состоит из ячеек, которая заполняется по ходу обсуждения темы. В центре размещаем ключевое слово, затем заполняем ячейки, которые помогут нам раскрыть сущность понятия (ключевого слова). Далее каждая ячейка раскрывается по образу «виноградной лозы». Кластеры способствуют также развитию монологической речи учащихся.

2. Приём «плюс-минус-вопрос» хорошо ра­ботает на стадии вызова.

При использовании данного приёма инфор­мация не только более активно воспринимает­ся, прослушивается, записывается, системати­зируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести об­суждение, дискуссию по спорным вопросам.

3. Похож на вышеописанный метод работы и следующий приём — «бортовые журналы» [5]. В простейшем варианте учащиеся запи­сывают в бортовой журнал ответы на следую­щие вопросы: что мне известно? что нового я узнал? Этот приём помогает связывать полу­ченную информацию с собственным видением мира, со своим личным опытом.

4. Ведение дневника впечатлений «Цитата — комментарий» является интересным приёмом работы с домашним заданием [8]. Он также даёт возможность учащимся увязать содержа­ние текста со своим личным опытом.

Работа в группах нравится учащимся в силу особенностей подросткового возраста, ког­да ребята больше всего стремятся к общению со сверстниками. Эта форма работы позволяет проявить каждому свою индивидуальность, вы­разить своё мнение не в большой аудитории, а в маленькой группе, среди ровесников, ощутить равенство со всеми и свою значимость для всех. Многие задачи обучения — совместная поис­ковая деятельность, развитие навыков коммуни­кации — решаются обучением в группах.

5. Организация дискуссий. Дискуссии позволяют задействовать весь арсенал мыслительных навыков, результатом же могут стать не только сформированные знания, но и убеждения, удовлетворённость совместной продуктивной деятельностью [7].

6. Использую приём «Никогда не ставить точку», т. е. стараюсь оставлять место для некой неопределённости, которая помогает творчеству и будит мысль.


Основными трудностями в применении этой методики являются следующие моменты педагогического процесса:

  • Многие учащиеся обладают низким уров­нем развития элементарных общеучебных на­выков.

  • Небольшое количество развивающих и творческих заданий в учебниках биологии.

  • Учебная информация в учебнике подаёт­ся на уровне фактов, не способствуя развитию мышления и логики.

  • Слишком высокая информационная на­грузка.

  • Низкий уровень воспитанности отдель­ных детей иногда создаёт трудности, а зача­стую и проблемы в организации групповой ра­боты и дискуссий.



Для определения эффективности изучаемой мною темы поэтапного развития творческого мышления и логики, учащихся планируется провести мониторинг качества знаний учащихся 2014/15 учебного года и сравнение показателей качества знаний в этих классах на протяжении двух лет, когда учащиеся закончат разные классы.


Я вижу положительные резуль­таты своей работы. Очень часто замечаю в глазах детей живое любопытство, удивление и восхищение законами природы, слышу интересные размышления, не­стандартные ответы, многосторонний подход к вопросу или проблеме. Большинству уча­щихся интересна биология как наука и как школьный предмет. Но, главное, работа для меня, а учёба для детей всегда интересны, всегда несут открытия, раскрывают творче­ский потенциал.


Список использованной литературы

  1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В. И. Андреев. — Ка­зань, 1998. — Кн. 2.

  2. Вустром, Р. Размышления о размышлении / Р. Вустром // Материалы семинара «Развитие крити­ческого мышления через чтение и письмо». — 1999.

  3. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приёма до философии / В. В. Гузеев. — М., 1996.

  4. Загашев, И. О. Умение задавать вопросы / И. О. Загашев // Перемена. — 2001.— № 4.

  5. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление: хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Г. Линдсей; К. Халл Р. Томпсон. — М., 1981.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. — М., 1999.

  7. Основы критического мышления: Междисциплинарная программа: пособие / сост.: Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М., 1997—1998.

  8. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. — М.; Л., 1932.

  9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие/ Г. К. Селевко. — М., 1998.