СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков самооценки у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Развитие навыков  самооценки у

младших школьников

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Функции самооценки:

  • Обучающая
  • Стимулирующая
  • Мотивационная
  • Воспитывающая и развивающая
  • Аналитическая

Три уровня самооценки:

1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.       2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.      3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.

 

Этапы  формирования  оценочной  самостоятельности:

I и II этапы -  1-2 класс

III этап– 3 класс  -  I полугодие  4 класса

IV этап -  II полугодие  4 класса -  I полугодие  5  класса

Критериальное оценивание:

1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества.

2. Работа сравнивается только с эталоном (образцом), а не с работами других.

3. Эталон известен учащимся заранее.

Приемы формирования самооценки в начальной школе

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

- отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);

- осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

Вместе с детьми создаются «Правила оценочной безопасности»

Такая работа ведется с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.

Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.

Алгоритм самооценки:

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?

Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков самооценки у младших школьников.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 55 Развитие навыков самооценки у младших школьников Березкина Марина Федоровна учитель начальных классов г. Архангельск 2016 год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа № 55

Развитие навыков самооценки у

младших школьников

Березкина Марина Федоровна

учитель начальных классов

г. Архангельск

2016 год

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Функции самооценки: Обучающая Стимулирующая Мотивационная Воспитывающая и развивающая Аналитическая

Функции самооценки:

  • Обучающая
  • Стимулирующая
  • Мотивационная
  • Воспитывающая и развивающая
  • Аналитическая

Три уровня самооценки:

1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах. 2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах. 3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.  Этапы формирования оценочной самостоятельности: I и II этапы - 1-2 класс III этап– 3 класс - I полугодие 4 класса IV этап - II полугодие 4 класса - I полугодие 5 класса

Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.

Этапы формирования оценочной самостоятельности:

I и II этапы - 1-2 класс

III этап– 3 класс - I полугодие 4 класса

IV этап - II полугодие 4 класса - I полугодие 5 класса

Критериальное оценивание:  1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества.  2. Работа сравнивается только с эталоном  (образцом) , а не с работами других.  3. Эталон известен учащимся заранее.

Критериальное оценивание:

1. Оцениваться с помощью отметки может

только работа учащегося, а не его личность

и личные качества.

2. Работа сравнивается только с эталоном

(образцом) , а не с работами других.

3. Эталон известен учащимся заранее.

Приемы формирования самооценки в начальной школе Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: - отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов); - осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

Приемы формирования самооценки в начальной школе

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

- отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);

- осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

Способы выражения самооценки

Способы выражения самооценки

«Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки»

«Светофор» (трехцветный индикатор) - Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.  - Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.  - Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!

«Светофор» (трехцветный индикатор)

- Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.

- Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.

- Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!

«Говорящие рисунки» Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо

«Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо

«Лесенка успеха»

«Лесенка успеха»

«Карточка сомнений» + - «Я понял все»  «Не совсем усвоил, сомневаюсь» ? – «Не понял» + - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации   - ученик знает материал, но не применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;   ?  -   ученик испытывает затруднения в выполнении задания;  -   - ученик не знает материал и не справляется с заданием.

«Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»

  • «Не совсем усвоил, сомневаюсь»

? – «Не понял»

+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

- ученик знает материал, но не применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

  ? -   ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

-   - ученик не знает материал и не справляется с заданием.

Оценочный лист У меня есть такой «ПЛЮС»

Оценочный лист

У меня есть такой «ПЛЮС»

 Вместе с детьми создаются «Правила оценочной безопасности» Такая работа ведется с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.  Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.

Вместе с детьми создаются «Правила оценочной безопасности»

Такая работа ведется с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.

Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.

Алгоритм самооценки 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? 5 шаг. Каким умением пользовался? 6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

Алгоритм самооценки

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?

Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!