Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
Тема самообразования
«Развитие навыков самооценки учащихся на уроках музыки»
2016 – 2017 уч. г.
Подготовила
учитель музыки
Крючкова Ольга Анатольевна
г. Дзержинск
2017 г.
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении. Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать на любом уроке, в том числе и на уроках музыки. А это проблема для учителя, так как уроки музыки в учебном плане занимают только 1 час в неделю, поэтому необходимо так выстраивать и продумывать урок, чтобы формирование оценочной деятельности шло систематически и планомерно
Это положение накладывает особые требования на выстраивание системы оценивания на уроках музыки, в частности включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии)
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. На уроках музыки это умение либо неумение работать с музыкальным материалом (слушание, исполнение, анализ музыкального произведения, личное суждение и описание восприятия)
Оценивание – это контроль качества образования. На уроках музыки это контроль уровня усвоенного материала
Оценивание может осуществляться по-разному: в виде отметки, баллов по результатам теста (количественный показатель), а так же в виде словесных высказываний, эмоциональной реакции о процессе и результатах работы (качественный показатель)
Формирование в ребенке живого интереса к получению знаний, к исследовательской деятельности, повышение уровня мотивации, развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать невозможно в современных условиях без обучения детей самооценке и взаимооценке
Содержательная самооценка и взаимооценка необходимы для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.Чтобы ребенок научился себя адекватно оценивать как ученика, нужно, прежде всего, позаботиться об общей его самооценке, на формирование которой влияют следующие факторы: мнение родителей, стиль домашнего воспитания, мнение сверстников, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка воспитателей и учителей, собственный жизненный опыт
В своей работе для 1-6 классов использую приемы формирования самооценки обучающихся такие как письменные, вербальные. Письменные: за удачное эссе–размышление, кроссворд, тематический рисунок, музыкальную викторину - в тетради «Молодец!» - (кантата С.Прокофьева «Александр Невский»). Вербальные: слова одобрения, ободрения и похвалы как для всех учащихся, так и индивидуально, комплимент, аплодисменты, совет или предложение («Попробуй еще раз!»), т.е эти приемы более доходчивы до учащихся, эмоционально окрашены, особенно в младшем школьном возрасте. Стараюсь даже самый малый успех преподнести ребенку как большое достижение. Этому учу и ребят при исполнении песен. Например : ” У тебя сегодня так хорошо получился это куплет или припев, что можно даже заслушаться!” или “Вы сегодня замечательно звучите!”, “Вы сегодня были очень внимательны при прослушивании музыкального фрагмента…»
В 1 классе, когда дети еще не умеют писать, главным в работе является учебник. Слушая и исполняя музыкальные произведения, рассматривая иллюстрации, отвечая на вопросы, выполняя творческие задания, предложенные в учебнике, дети знакомятся с лучшими произведениями народной, духовной, классической и современной музыки, учатся слушать и слышать достойную их восприятию музыку не только в концертном зале, театре, но и в природе, в своей душе. Для первоклассников продолжаю применять на каждом уроке простой прием – «Смайлики» - индивидуально: улыбается (активно работал), не улыбается, застыл на месте (не очень активно работал), грустит (был пассивен)
Продолжаю на каждом уроке так же индивидуальный прием «Светофор» (цвета располагаются как у светофора, чтобы было привычно взгляду):
красный цвет - допущено много ошибок, работой не доволен или вид деятельности не понравился, выполнять больше не хочу
желтый цвет - в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен или работа в целом понравилась
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой или работа мне понравилась, хочу еще выполнить подобную
Также применяю прием жестов для всего класса на каждом уроке: это жест “хорошо!” (большой палец вверх), качание головой и разведение рук в стороны, скрещивание рук на груди. Для рефлексии добавляется обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят. От того, низко или высоко оценил свою работу ученик, я говорю: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать!» В случае завышенной самооценки: «Прошу в следующий раз быть к себе построже!», в случае заниженной: «Быть добрее!»
Таким образом, формирующееся оценивание учеников помогает мне получить информацию о том, как дети потихоньку отвыкают от детского садика и перестраиваются на учебную деятельность, за которую уже растет ответственность, насколько осознанно они воспринимают учебный материал
Во 2 классе используются выше сказанные приемы на каждом уроке, но уже не индивидуально, а для всего класса: «Смайлики» (рисую на доске), «Светофор», жестов. Добавляю прием «Сосед по парте», где происходит взаимооценка, но только по определенным темам. Например: при изучении нотной грамоты написание скрипичного ключа. Если у соседа по парте получается лучше, я показываю его(ее) работу сидящему рядом, спрашиваю: «Как ты оцениваешь его(ее) работу?», прошу помочь однокласснику(це) с написанием ключа. В этом приеме я расширяю границы парты – потихоньку, чтобы не было балагана, пересаживаю ученика(цу) с лучшим написанием ключа на другой ряд, у кого не очень получается, говорю: «Оцени и сравни со своей!» Идет взаимовыручка, взаимопроверка, взаимооценка. Ребята видят друг в друге хорошее, с уважением принимают успехи товарища (рукопожатие, дружеские объятия, улыбки, высказывания)
В 3-4 классах для самооценки всему классу применяются «Светофор», прием жестов, «Сосед по парте», опорные сигналы-карточки, которые находятся на доске:
– Я сегодня на уроке узнал нового,,,
– Для меня стало открытием,,,
– Это задание мне показалось нетрудным, потому что я,,,
– Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что
– Самым интересным было,,,
– Мне потребовалась помощь, потому что ,,,
– Я смог (не смог) сделать задание , потому что,,,
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
6. Осталось непонятным (ЧТО?)
Время от времени я меняю их (карточки), чтобы ученики привыкали к разным вариантам оценивания, тем самым воспитываю систему формирования навыков самоконтороля и самооценки
В конце каждой четверти использую тесты по итогам 1 и 2 полугодия, оценочные листы. Совместно с ребятами в них разрабатываем критерии деятельности (вслух их предлагаю, согласны ли учащиеся с моими предложениями или нет). В листах ставится оценка и учеником и учителем. Листы оценки помещаются в тетради по музыке
На открытых уроках в 6Б классе – 17.12 «Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов», 8Б классе – 14.12 «Символы в жизни и искусстве», 9А классе – 21.12 «Художник и ученый» я так же применила листы самооценки
Таким образом, ученик видит свои результаты, чему научился и уже сам может определить действия, чтобы улучшить уровень знаний или поддерживать его, не снижая; что хорошо усвоил, а что еще надо доработать
Лист самооценки
Критерий оценки деятельности (за каждый критерий от 0 до 5 баллов) | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | Моя оценка | Оценка учителя |
1.Слушание музыки (точность восприятия музыки, умение анализировать и рассуждать о музыке) | | | | | | | |
2. Вокально – хоровая работа (знание текста, ритмичность, интонирование, четкость произношения, эмоциональность, выразительность) | | | | | | | |
3. Освоение и систематизация знаний о музыке (знание музыкальных терминов, авторов произведений, средств выразительности, применение этих знаний при описании музыкальных произведений, умение охарактеризовать образ героев) | | | | | | | |
4. Выполнение домашнего задания (наличие или отсутствие ошибок, использование дополнительной литературы, освещение проблемы, исчерпывающий или нет ответ) | | | | | | | |
5. Творческая деятельность (участие во внеклассных мероприятиях, концертах, конкурсах) | | | | | | | |
ИТОГ: 20 – 25 баллов: 5(отлично) 18 – 20 баллов: 4 (хорошо) 13 – 18 баллов: 3 (удовлетвор-но) 10 – 13 баллов: 2 (неудовлет - но) | | | | | | | |
Вывод:
В процессе формирования оценочной деятельности на уроках между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока – она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Раньше, в основном, учили ребят оценивать уже полученный результат: ответ, работу, а процесс получения, оценивание деятельности не планировали. В этом сложность – разработка урока и видение оценивания на каждом этапе урока
Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растет уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной и устной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, т.е формируются качества человека, неоюходимые ему во всех сферах трудовой деятельности
Список используемой литературы
1. “Оценочная деятельность в начальной школе” З.А. Кокорева, Вологда 2007
2. “Оценка без отметки”. Сборник. Составитель О. Варшавер – М.2005
3. Интернет - ресурсы