СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков самооценки учащихся на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О формированииконтрольно - оценочной деятельности учащихся на уроках музыки, систематичности и планомерности их применения

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков самооценки учащихся на уроках музыки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12»



Тема самообразования

«Развитие навыков самооценки учащихся на уроках музыки»

2016 – 2017 уч. г.



Подготовила

учитель музыки

Крючкова Ольга Анатольевна





г. Дзержинск

2017 г.


        Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.  Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать на любом уроке, в том числе и на уроках музыки.  А это проблема для учителя, так как  уроки музыки в учебном плане занимают только 1 час в неделю, поэтому необходимо так  выстраивать и продумывать урок, чтобы формирование  оценочной деятельности  шло систематически и планомерно

Это положение накладывает особые требования на выстраивание системы оценивания на уроках музыки, в частности включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии)

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. На уроках  музыки это умение либо неумение  работать с музыкальным материалом (слушание, исполнение, анализ музыкального произведения, личное суждение  и описание  восприятия)

Оценивание – это контроль качества образования. На уроках музыки это контроль  уровня усвоенного материала

Оценивание может осуществляться по-разному: в виде отметки, баллов по результатам теста (количественный показатель), а так же в виде словесных высказываний, эмоциональной реакции о процессе и результатах работы (качественный показатель)

Формирование в ребенке живого интереса к получению знаний, к исследовательской деятельности, повышение уровня мотивации, развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать невозможно в современных условиях без обучения детей самооценке и взаимооценке

Содержательная самооценка и взаимооценка необходимы для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.Чтобы ребенок научился себя адекватно оценивать как ученика, нужно, прежде всего, позаботиться об общей его самооценке, на формирование которой влияют следующие факторы: мнение родителей, стиль домашнего воспитания, мнение сверстников, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка воспитателей и учителей, собственный жизненный опыт

 В своей работе для 1-6 классов использую  приемы формирования самооценки  обучающихся  такие как   письменные, вербальные. Письменные: за удачное эссе–размышление, кроссворд, тематический рисунок, музыкальную викторину - в тетради «Молодец!» - (кантата С.Прокофьева «Александр Невский»). Вербальные: слова одобрения, ободрения и похвалы как для всех учащихся, так и индивидуально, комплимент, аплодисменты, совет или предложение («Попробуй еще раз!»), т.е эти приемы более доходчивы до учащихся, эмоционально окрашены, особенно в младшем школьном возрасте. Стараюсь даже самый малый успех  преподнести ребенку как большое достижение.  Этому учу и ребят при исполнении песен. Например :  ” У тебя сегодня так хорошо получился это куплет или припев, что можно даже заслушаться!” или “Вы сегодня замечательно звучите!”, “Вы сегодня были очень внимательны при прослушивании музыкального фрагмента…»

В 1 классе, когда дети еще не умеют писать, главным в работе является учебник. Слушая и исполняя музыкальные произведения, рассматривая иллюстрации, отвечая на вопросы, выполняя творческие задания, предложенные в учебнике, дети знакомятся с лучшими произведениями народной, духовной, классической и современной музыки, учатся слушать и слышать достойную их восприятию музыку не только в концертном зале, театре, но и в природе, в своей душе. Для первоклассников продолжаю применять на каждом уроке простой прием – «Смайлики» - индивидуально: улыбается (активно работал), не улыбается, застыл на месте (не очень активно работал), грустит (был пассивен)

Продолжаю на каждом уроке так же индивидуальный прием «Светофор» (цвета располагаются как у светофора, чтобы было привычно взгляду):

красный цвет - допущено много ошибок, работой не доволен или вид деятельности не понравился, выполнять больше не хочу

желтый цвет - в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен или работа в целом понравилась
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой  или работа мне понравилась, хочу еще выполнить подобную

Также применяю прием жестов для всего класса на каждом уроке: это жест “хорошо!” (большой палец вверх), качание головой и разведение  рук в стороны, скрещивание рук на груди. Для рефлексии добавляется обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят. От того, низко или высоко оценил свою работу ученик, я говорю: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать!» В случае завышенной самооценки: «Прошу в следующий раз быть к себе построже!», в случае заниженной: «Быть добрее!»

Таким образом, формирующееся оценивание учеников помогает мне получить информацию о том, как дети потихоньку отвыкают от детского садика и перестраиваются на учебную деятельность, за которую уже растет ответственность, насколько осознанно они воспринимают учебный материал

Во 2 классе используются выше сказанные приемы на каждом уроке, но уже не индивидуально, а для всего класса: «Смайлики» (рисую на доске), «Светофор», жестов. Добавляю прием «Сосед по парте», где происходит взаимооценка, но только по определенным темам. Например: при изучении нотной грамоты написание скрипичного ключа. Если у соседа по парте получается лучше, я показываю его(ее) работу сидящему рядом, спрашиваю: «Как ты оцениваешь его(ее) работу?», прошу помочь однокласснику(це) с написанием ключа. В этом приеме я расширяю границы парты – потихоньку, чтобы не было балагана, пересаживаю ученика(цу) с лучшим написанием ключа на другой ряд, у кого не очень получается, говорю: «Оцени и сравни со своей!» Идет взаимовыручка, взаимопроверка, взаимооценка. Ребята видят друг в друге хорошее, с уважением принимают успехи товарища (рукопожатие, дружеские объятия, улыбки, высказывания)

В 3-4 классах для самооценки всему классу применяются «Светофор», прием жестов, «Сосед по парте», опорные сигналы-карточки, которые находятся на доске:

– Я сегодня на уроке  узнал нового,,,

– Для меня стало открытием,,,

– Это задание мне показалось нетрудным, потому что я,,,

– Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что

– Самым интересным было,,,

– Мне потребовалась помощь, потому что ,,,

– Я смог (не смог) сделать задание , потому что,,,

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

6. Осталось непонятным (ЧТО?)

Время от времени я меняю их (карточки), чтобы ученики привыкали к разным вариантам оценивания, тем самым воспитываю систему формирования навыков самоконтороля и самооценки

В конце каждой четверти использую тесты по итогам  1 и 2 полугодия, оценочные листы. Совместно с ребятами в них разрабатываем  критерии деятельности (вслух их предлагаю, согласны ли учащиеся с моими предложениями или нет). В листах ставится оценка и учеником и учителем. Листы оценки помещаются в тетради по музыке

На открытых уроках в 6Б классе – 17.12 «Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов», 8Б классе – 14.12 «Символы в жизни и искусстве», 9А классе – 21.12 «Художник и ученый» я так же применила листы самооценки

Таким образом, ученик видит свои результаты, чему научился и уже сам может определить действия, чтобы улучшить уровень знаний или поддерживать его, не снижая; что хорошо усвоил, а что еще надо доработать

Лист самооценки

Критерий оценки деятельности (за каждый критерий от 0 до 5 баллов)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Моя оценка

Оценка учителя

1.Слушание музыки (точность восприятия музыки, умение анализировать и рассуждать о музыке)








2. Вокально – хоровая работа (знание текста, ритмичность, интонирование, четкость произношения, эмоциональность, выразительность)








3. Освоение и систематизация знаний о музыке (знание музыкальных терминов, авторов произведений, средств выразительности, применение этих знаний при описании музыкальных произведений, умение охарактеризовать образ героев)








4. Выполнение домашнего задания (наличие или отсутствие ошибок, использование дополнительной литературы, освещение проблемы, исчерпывающий или нет ответ)








5. Творческая деятельность (участие во внеклассных мероприятиях, концертах, конкурсах)








ИТОГ:

20 – 25 баллов: 5(отлично)

18 – 20 баллов: 4 (хорошо)

13 – 18 баллов: 3 (удовлетвор-но)

10 – 13 баллов: 2 (неудовлет - но)











Вывод:

В процессе формирования оценочной деятельности на уроках  между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка  не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение

Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению                                               

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока – она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.  Раньше, в основном, учили ребят оценивать уже полученный результат: ответ, работу, а процесс получения, оценивание деятельности не планировали.   В этом сложность – разработка урока  и видение оценивания  на каждом этапе урока 

Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растет уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной и устной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, т.е формируются качества человека, неоюходимые ему во всех сферах трудовой деятельности

Список используемой литературы

1. “Оценочная деятельность в начальной школе” З.А. Кокорева, Вологда 2007

2. “Оценка без отметки”. Сборник. Составитель О. Варшавер – М.2005

3. Интернет - ресурсы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!