СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие одаренности учащихся в гимназическом образовании

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения педагогических советов, совещаний.

Просмотр содержимого документа
«Развитие одаренности учащихся в гимназическом образовании»

         Р АЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГИМНАЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ   Способности – объяснение вашего успеха Г.Томпсон

Р АЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГИМНАЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Способности – объяснение вашего успеха

Г.Томпсон

Терминологический аппарат Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Терминологический аппарат

  • Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
  • Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего в какой-то определенной сфере.
  • Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Б.Г. Ананьев обосновывает принцип присутствия высоких возможностей у всех людей. Это особенные способности, отличающие его от других людей и дающие преимущество во многих жизненных ситуациях. По образному выражению М.А. Холодной, последовательницы Б.Г.Ананьева, существует «презумпция одаренности», т.е. все люди одарены. Главное, чтобы эту одаренность развить и применить в жизни. 
  • Б.Г. Ананьев обосновывает принцип присутствия высоких возможностей у всех людей. Это особенные способности, отличающие его от других людей и дающие преимущество во многих жизненных ситуациях.
  • По образному выражению М.А. Холодной, последовательницы Б.Г.Ананьева, существует «презумпция одаренности», т.е. все люди одарены. Главное, чтобы эту одаренность развить и применить в жизни. 
  • Во-первых, при идентификации признаков одаренности нельзя ориентироваться на выявление “одаренных детей” в силу эффекта инверсии в развитии одаренности на разных этапах онтогенеза. Следует говорить о выявлении детей с признаками одаренности (с дальнейшим отслеживанием динамики развития каждого такого ребенка)
  • Во-вторых, нельзя сосредоточивать все организационные и финансовые инициативы на “работе с интеллектуально одаренными детьми”, поскольку гораздо более важной является задача развития интеллектуальных ресурсов всех детей в рамках общеобразовательной школы. Более того, повышение качества школьного обучения для всех детей – одно из главных направлений работы с одаренными детьми.
  • В-третьих, по отношению к детям с признаками интеллектуальной одаренности

нецелесообразно применять селективную дифференциацию обучения на уровне начальной (1–4-й классы) и средней (5–9-й классы) школы, так как психические механизмы одаренности на этом этапе онтогенеза находятся в стадии становления. Обучение детей с признаками одаренности должно осуществляться в рамках элективной дифференциации обучения (индивидуализированное обучение в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды с возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики образовательных потребностей каждого ребенка). В старшей школе (10–11-й классы) обучение должно быть профильным и разноуровневым , при этом каждому ученику предоставляется возможность выбрать как профиль образования (специализацию), так и форму образования . В целом, предлагаемые сегодня формы работы с одаренными детьми (в том числе специализированные и углубленные учебные программы, разные виды обогащения образовательной среды и т.п.), можно рассматривать как модель работы школы

  • . В-четвертых, методы обучения детей с признаками интеллектуальной одаренности не следует строить исключительно на принципах “ускорения” или “интенсификации”. Приоритетными должны быть методы, обеспечивающие рост компетентности в соответствующей предметной сфере (различные варианты обогащающего обучения, исследовательские и проектные методы, разные формы взаимодействия с компетентными взрослыми, в том числе в режиме дистанционного обучения).
  • В-пятых, на первый план выходит содержание школьного образования, которое является питательной средой для формирования интеллектуальных ресурсов учащихся в целях повышения их компетентности.
  • В-шестых, нельзя сужать образовательное пространство только лишь рамками школьного образования. Детям с признаками одаренности (в равной мере это относится и к обычным детям, не проявившим признаки одаренности) должен быть обеспечен широкий доступ к системе внешкольного и дополнительного образования. Дополнительные занятия в разнообразных кружках и секциях, специализированных воскресных и летних школах, студиях и центрах на основе свободного и самостоятельного выбора позволят школьнику любого возраста не только усвоить необходимые знания, навыки и способы мышления, но и “проверить” свои интересы и способности.
  • В целом, в практической педагогической работе целесообразно опираться на принцип “презумпции одаренности” по отношению ко всем детям, потому что объективно существует эффект инверсии развития одаренности на разных этапах онтогенеза.
Приоритетные цели программы:  поэтапное развитие одаренности как интегративного качества личности, становление интеллектуальных способностей и лидерских качеств учащихся, создание креативно-эвристической образовательной гимназической среды для формирования у обучаемых устойчивой внутренней мотивации к саморазвитию и самообразованию.

Приоритетные цели программы:

поэтапное развитие одаренности как интегративного качества личности, становление интеллектуальных способностей и лидерских качеств учащихся, создание креативно-эвристической образовательной гимназической среды для формирования у обучаемых устойчивой внутренней мотивации к саморазвитию и самообразованию.

Основные задачи:

  • – выявление и определение особенностей одаренности учащихся (тип, вид, уровень), начиная с младшего школьного возраста;
  • – создание продуктивных средовых условий для образовательного развития и поддержки одаренных учащихся;
  • – реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, активизация интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • – целенаправленное психолого-педагогическое содействие процессу творческого развития личности, эффективной реализации индивидуальных способностей каждого из субъектов образовательного взаимодействия;
  • – совершенствование внутришкольной системы подготовки учителей, ориентированной на формирование готовности к работе с одаренной личностью;
  • – создание системы стимулирования учащихся и учителей за успехи в интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, научных конференциях;
  • – развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание личностно-развивающих возможностей основного, дополнительного и индивидуального образования.
  Проблемы работы с одаренными детьми являются приоритетными в системе образовательного процесса и поэтому необходимо создание условий для успешной работы:   – осознание важности работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению; – создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися. Важнейшей задачей школы является выявление тех сфер жизнедеятельности, в которых ребёнок наиболее успешен, чтобы на этой основе осуществлять его общее развитие.

Проблемы работы с одаренными детьми являются приоритетными в системе образовательного процесса и поэтому необходимо создание условий для успешной работы:

  • – осознание важности работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
  • – создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
  • Важнейшей задачей школы является выявление тех сфер жизнедеятельности, в которых ребёнок наиболее успешен, чтобы на этой основе осуществлять его общее развитие.