СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие памяти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические упражнения и игры для развития памяти.

Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти»

Уроки психологии   ПАМЯТЬ     Педагог-психолог ОГКОУ д/д Планета  Булаев С.В.

Уроки психологии ПАМЯТЬ

Педагог-психолог ОГКОУ д/д Планета

Булаев С.В.

Па́мять  — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Продуктивность памяти – способность не только быстро запоминать большой объем информации, но и быстро извлекать его из глубин памяти для последующей работы с ним.

Продуктивность памяти – способность не только быстро запоминать большой объем информации, но и быстро извлекать его из глубин памяти для последующей работы с ним.

Процессы памяти. Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Процессы памяти.
  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека. Припоминание – начинается если в процессе воспроизведения возникают затруднения. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

Припоминание – начинается если в процессе воспроизведения возникают затруднения. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Виды памяти по воспринимаемому каналу: - визуальная; - слуховая; - обонятельная; - кинестетическая; - кинетическая; - синестетическая.

Виды памяти по воспринимаемому каналу:

- визуальная;

- слуховая;

- обонятельная;

- кинестетическая;

- кинетическая;

- синестетическая.

Проверим вашу память? Вам понадобится листок и ручка

Проверим вашу память?

Вам понадобится листок и ручка

Вначале зрительную Внимание у вас 5 секунд!!!

Вначале зрительную

Внимание у вас 5 секунд!!!

Теперь слуховую Файл для слуховой

Теперь слуховую

Файл для слуховой

Теперь зарисуйте и запишите запомненное

Теперь зарисуйте и запишите запомненное

Виды памяти по характеру связей с целью: Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.  Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече.
  • Виды памяти по характеру связей с целью:
  • Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.
  • Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече.
По времени хранения:  Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидность - Иконическая память и Эхоическая память.  Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: 7+-2. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
  • По времени хранения:
  • Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидность - Иконическая память и Эхоическая память.
  • Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: 7+-2. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
Оперативная память , «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.  Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга.
  • Оперативная память , «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.
  • Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга.
Посмотрим, как работает ваша сенсорная память, а точнее, иконическая ее часть? У вас 1 секунда!!!

Посмотрим, как работает ваша сенсорная память, а точнее, иконическая ее часть?

У вас 1 секунда!!!

А теперь закройте глаза и представьте то что сейчас увидели

А теперь закройте глаза и представьте то что сейчас увидели

Закономерности памяти: Лучше запоминаются начало и конец информации, воспринимаемой на слух. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: 7+-2. Целесообразно начать повторять сразу после заучивания. Повторение должно проходить в несколько этапов и через определенные промежутки времени. Процесс забывания начинается сразу после окончания повторения.
  • Закономерности памяти:
  • Лучше запоминаются начало и конец информации, воспринимаемой на слух.
  • Существует магическая формула кратковременной памяти человека: 7+-2.
  • Целесообразно начать повторять сразу после заучивания.
  • Повторение должно проходить в несколько этапов и через определенные промежутки времени.
  • Процесс забывания начинается сразу после окончания повторения.
Процесс забывания был впервые изучен немецким психологом Германом Эббингаузом на модели заучивания бессмысленных слогов.

Процесс забывания был впервые изучен немецким психологом Германом Эббингаузом на модели заучивания бессмысленных слогов.

Патологии памяти: Гипермнезия – чрезмерная (гипертрофированная) способность памяти к запоминанию и удержанию большого объема информации. Гипомнезия - ослабление различных форм и видов памяти или впервые возникший дефицит памяти, что пациенты обычно замечают самостоятельно, до выявления расстройства посредством тестирования. Амнезия - заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях. Амнезия может быть спонтанной и часто бывает временной.

Патологии памяти:

Гипермнезия – чрезмерная (гипертрофированная) способность памяти к запоминанию и удержанию большого объема информации.

Гипомнезия - ослабление различных форм и видов памяти или впервые возникший дефицит памяти, что пациенты обычно замечают самостоятельно, до выявления расстройства посредством тестирования.

Амнезия - заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях. Амнезия может быть спонтанной и часто бывает временной.

Псевдорименсценция – смещении в памяти времени событий, действительно имевших место в жизни больного, чаще событий прошлого в настоящее время. Криптомнезия – когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал разговор об этом. Иными словами, забывается источник той или иной информации. Чужие идеи и чужое творчество, когда-то воспринятые человеком, через некоторое время осознаются как свои. Конфабуляции – ложные воспоминания, в которых факты, бывшие в действительности либо видоизменённые, переносятся в иное (часто в ближайшее) время и могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями.

Псевдорименсценция – смещении в памяти времени событий, действительно имевших место в жизни больного, чаще событий прошлого в настоящее время.

Криптомнезия – когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал разговор об этом. Иными словами, забывается источник той или иной информации. Чужие идеи и чужое творчество, когда-то воспринятые человеком, через некоторое время осознаются как свои.

Конфабуляции – ложные воспоминания, в которых факты, бывшие в действительности либо видоизменённые, переносятся в иное (часто в ближайшее) время и могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями.

Какие вы знаете способы улучшения и тренировки памяти?

Какие вы знаете способы улучшения и тренировки памяти?

Мнемонические приёмы запоминания Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь. ИЛИ Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Рифмизация. Самолеты fly-flew-flown. ( летать) Наши дети grow-grew-grown. ( расти) Ну, а ветер blow-blew-blown, ( дуть) Обо всем он know-knew-known. ( знать)

Мнемонические приёмы запоминания

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь. ИЛИ Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Рифмизация.

Самолеты fly-flew-flown. ( летать)

Наши дети grow-grew-grown. ( расти)

Ну, а ветер blow-blew-blown, ( дуть)

Обо всем он know-knew-known. ( знать)

Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Nut – НАТуральный орех; Mete – МИТинг у границы; Family –ФАМИЛИя семьи. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод Цицерона на пространственное воображение. Метод комнаты или места. Метод Айвазовского, обладавшего великолепной зрительной памятью, основан на тренировке зрительной памяти. Посмотрите на пейзаж и попытайтесь воспроизвести его по памяти в мельчайших деталях.

Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

Nut – НАТуральный орех; Mete – МИТинг у границы; Family –ФАМИЛИя семьи.

Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

Метод Цицерона на пространственное воображение.

Метод комнаты или места.

Метод Айвазовского, обладавшего великолепной зрительной памятью, основан на тренировке зрительной памяти.

Посмотрите на пейзаж и попытайтесь воспроизвести его по памяти в мельчайших деталях.

3,14159 ? " width="640"

Методы запоминания цифр

по закономерностям:

Телефон 35-89-54 это 89 = 35+54

по схожести с другой информацией

Порядковый номер № 306

3 июня – начало великой отечественной войны

когда абстрактные цифры заменяются осмысленными образами или выражениями

Как запомнить число Пи – 3,14159

?

Это я знаю и помню прекрасно. – количество букв в каждом слове соответствует определенному числу. Способ связующих звеньев применим для запоминания имен и фамилий, названий книг, то есть для любых рядов слов. Способ образования структурных связей помогает запечатлеть информацию, для которой трудно образовать смысловые или ассоциативные связи.

Это я знаю и помню прекрасно. – количество букв в каждом слове соответствует определенному числу.

Способ связующих звеньев применим для запоминания имен и фамилий, названий книг, то есть для любых рядов слов.

Способ образования структурных связей помогает запечатлеть информацию, для которой трудно образовать смысловые или ассоциативные связи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!