Нормативно-правовая база. При отборе оборудования, учебно-методического и игрового материала для детского сада необходимо руководствоваться нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
- Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект);
-Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.
Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия родителей с доу. В соответствии с приказом №655 и приказом №2151 перед педагогами ДОУ стоит задача при создании предметной развивающей среды взаимодействовать с родителями. При этом предполагается, что эта работа будет построена не как сбор средств на оснащение группы, а рассматривается в качестве социального партнерства, при котором участники: родители, дети - взаимно заинтересованы, равноправны, равноответственны. Родители ответственны за развитие детей.
Родителям необходимо объяснить, что в документах международного права, декларации прав ребенка 1959 г, Конвенция ООН о правах 1989г, во всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г., говориться о том, что первыми учителями ребенка являются родители, а не воспитатели ДОУ и они должны заботиться о здоровье и развитии своих детей.
В семейном кодексе РФ 6статей посвящено правам и обязанностям родителей. Одно из которых является взаимодействие с образовательным учреждением. В новом положении о дошкольном учреждении говориться о том, что родители обязаны участвовать в воспитательно-образовательном процессе, важной частью которого является предметно-развивающая среда. Задача педагогов и старших воспитателей состоит в том, чтобы донести до родителей положение этих нормативно-правовых документов. Эти положения могут найти отражение в договоре с родителями.
Вторым очень важным моментом является взаимодействие с родителями работников ДОУ, при участии родителей юристов: доработка договоров с родителями, выступление на родительских собраниях на тему «Права и обязанности современных родителей в свете требований современных нормативно-правовых документов. При этом обязательно в своем выступлении родитель-юрист должен отразить связь этих документов с гражданским и уголовным кодексом. В уголовном кодексе предусматривается наказание за невыполнение законов.
Детский сад имеет право подать на родителя в суд, и не платить пошлину на него. Отсутствие ухода - это уголовная ответственность. В ФЗ №655 и приказе №2151 родитель обязан участвовать в жизнедеятельности ДОУ. Родители по закону формируют социальный заказ для детского сада. Приказ №655 является стандартом дошкольного образования. В нем иной подход общества и государства к личностным качествам ребенка до окончания детского сада.
Родителям необходимо объяснить позицию общества и государства по поводу формирования у детей активности, инициативы и творчества. И помочь им установить связь между предметно-развивающей средой группового помещения и формирования личностных качеств.(Пригласить мам и пап в группу и предложить поиграть с тем, что есть).
Прежде чем, будет проведена работа с родителями, необходимо провести работу по соотнесению перечней материалов и оборудования, рекомендованных учеными, с тем, что имеется в группе и установить несоответствие: убрать лишнее и определить перечень недостающего.
Организовать круглый стол с родителями и познакомить их с государственными требованиями к предметной среде. Ознакомить в чем в данный момент дети нуждаются. Предложить родителям обсудить возможные варианты решения данной проблемы, связав их с переходом на рыночные отношения. Ознакомить с бюджетом детского сада, тем самым обеспечить открытость детского сада родителям. Можно предложить разные варианты:
1.Прокат игрушек;
2.Спонсорство.
Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс, который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организованное взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства возрастной группы;
Исследование по выбранной проблеме формирования предметно-развивающей среды позволяет конкретизировать деятельность педагогов с учётом современных подходов:
Деятельность педагога:
воспитатель ДОУ ориентируется в своей деятельности на Федеральный государственный образовательный стандарт;
воспитатель реализует на практике требования ФГОС, проводит образовательную деятельность с учётом 5 образовательных областей;
воспитатель использует принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организует профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности;
воспитатель в работе использует разнообразные формы работы с детьми в соответствии с программой «От рождения до школы» игры, проектную деятельность, музыкальная игровая деятельность и т.д. и проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей; [6, 78c.]
воспитатель проектирует образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения;
воспитатель, в проектировании предметно-развивающей среды должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье;
воспитатель создаёт условия для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности.
2. Анализ требования к созданию предметно-развивающей среды
2.1 Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ.
Авторы программы «От рождения до школы», выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: ( 3.3.4 с.19.)
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
- наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Вариативность, определяющаяся содержанием регионального воспитания, национально-культурными и художественными традициями региона периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-
инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
7) Здоровьесберегающей;
Здоровьесберегающее воспитательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:
- морально-психологический климат;
- экологию и гигиену;
- современный дизайн;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.
8) эстетически-привлекательной.
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению.
Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель – всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям детей
В последнее время в группах детских садов стало всё больше декоративных элементов – картин, статуэток, сухих или искусственных цветов, кружевных штор и т.п. Однако нередко эти украшения не имеют никакого отношения к детям и к их жизни в детском саду. Это могут быть гламурные рисунки принцев и принцесс сомнительного художественного качества или фотографии известных актеров, репродукции картин и т.п.
Наличие таких декоративных элементов никак не связано с жизнью детей, а порой портит их вкус. Лучшим украшением помещений могут быть творческие работы и поделки самих детей, выставки авторских работ сотрудников ДОУ, фотографии детей и их родителей, выставки хороших игрушек и т.п.