Развитие педагогической инноватики
Развитие педагогической инноватики, совсем недавно, в нашей стране было крайне затруднено. Демократические реформы изменили такое положение дел, и мы - педагоги обрели свободу педагогического творчества и получили возможность для раскрытия своего творческого потенциала. Теперь у нас есть возможность воплощать в жизнь свои сокровенные мечты и проекты.
Все новое связано с обновлением. Однако не все новое дает всегда и везде положительный результат. Поэтому при внедрении инноваций необходимо учитывать ряд причин:
Во-первых, новое должно являться средством решения актуальных проблем.
Во-вторых, нововведение рождается в конкретных условиях и ориентировано на решение определенных педагогических проблем, т. е. создание условий для развития творческих способностей и познавательных интересов, профессиональных умений и навыков, интереса к предмету; способствовать профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
В-третьих, любое новшество не должно наносить вред здоровью детей и учителей.
В-четвертых, любая инновация не должна ущемлять во времени изучение других разделов и тем.
Учитывая все эти условия, я посчитала возможным внести некоторые изменения в программу. В раздел «Рукоделие - прикладное творчество» я добавила работу с бисером.
В.Н. Терский говорил: «Вы знаете, почему у нас многие не любят свою работу? Да больше потому, что не умеют ее хорошо делать. Работая через пень- колоду, дела своего не полюбишь. Каждый любит делать то, что он умеет делать хорошо. И поэтому, может быть, главное в нашем воспитательном деле — учить детей хорошо делать свою работу».
Поэтому нужно продумывать перспективно-тематическое планирование не на один год, а с 5 по 9 класс, на все 5 лет.
Бисероплетения в рекомендуемой программе нет, но в настоящее время, мне кажется, назрела в этом необходимость, так как бисероплетение и вышивание бисером становится очень популярно. Большой популярностью пользуются изделия из бисера: украшения, сувениры, декоративная отделка на изделиях, вышитые картины, оформление интерьера.
Дети с 5 по 9 класс занимаются работой бисером с большим интересом.
В 5 классе работу начинаем с самого элементарного:
знакомство с материалами и инструментами;
подбор материалов по цвету, форме, размеру;
изготовление несложных сувениров, амулетов, колечек.
То есть девочки овладевают элементарными знаниями и умениями.
В 6 классе работу усложняем. Используя, различные цвета бисера, составляем узоры, орнаменты и выполняем фенечки, закладки и ожерелья. Тем самым учимся читать схемы, развиваем креативное мышление, творческий подход к работе и совершенствуем технику.
В 7 классе девочки уже хорошо владеют основными приемами работы бисером, и мы переходим к вышиванию бисером. Начинаем с рассмотрения интерьера и подбора к нему гаммы цвета и рисунка. В итоге получаем работы, которые используем как элемент оформления интерьера, обложек книг и подарков. Кроме этого используем бисер как декоративную отделку одежды.
В 8 классе работу усложняем еще больше и, опираясь на схемы, которые дети уже хорошо читают, выполняем различные объемные изделия: пасхальные яйца, игольницы. Данная работа способствует изучению народных традиций и истории.
В 9 классе девушки уже в совершенстве владеют техникой работы бисером. Закрепляя все изученное ранее, они выполняют самые сложные работы по выбору. В основном это декоративные цветы, объемные настенные композиции, оформление одежды и многое другое, для выполнения которых необходимы опыт, знания, фантазия и творческий подход.
Обучение технологии в школе открывает большие возможности для воспитания у школьников таких важных качеств личности, как внимательность, сообразительность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, умение проявлять инициативу и свою индивидуальность.
Практическая сторона изучения технологии состоит в том, чтобы научить учеников трудиться с помощью различных инструментов, приспособлений, технологического оборудования. Получаемые ими технологические знания должны быть подкреплены реальными умениями. Полученные умения и навыки школьники должны научиться применять в реальной жизни.
Я считаю, что данное нововведение способствует развитию этих качеств у детей и благоприятно действует на морально- психологическое состояние детей.