СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных интересов школьников на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения, в общей структуре мотивации познавательной деятельности он ранее всего осознаётся учеником, который, не задумываясь, может указать на интересные и неинтересные для него уроки, учебные предметы, занятия.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных интересов школьников на уроках русского языка и литературы»

Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения, в общей структуре мотивации познавательной деятельности он ранее всего осознаётся учеником, который, не задумываясь, может указать на интересные и неинтересные для него уроки, учебные предметы, занятия.

Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы — значит обречь свою работу на неудачу так же, как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю.

Самая первая необходимость, которая возникает у учителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес, ̶ создание материальных условий для успешного обучения.

Это заботливое оборудование урока, это обстановка, располагающая к занятиям, упорядоченность работы ̶ отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени, плотность урока, напряжённость работы, но без излишнего утомления.
















Наряду с материальными условиями подготавливается «умственная почва». Только на определённом уровне накопления предварительных знаний, навыков и хотя бы простейших умственных операций возможно воспитывать интерес. На этом этапе необходимо проверить те представления, с которыми дети приходят в школу, на урок, тот личный опыт, за который можно «зацепиться», чтобы новые умения, навыки и знания были усвоены. Знания детей нужно дополнить, уточнить, внести нужные коррективы, тогда уже можно на них опираться.

Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т.е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе. Здесь особенное значение приобретают личность учителя: его облик, манера общения, отношение к детям, знания, широта его кругозора, мастерство преподавания. Видный педагог и методист Н.Ф.Бунаков ещё в начале века говорил: «Учитель ̶ пример для учащихся, он должен отличаться одушевлением и живостью, которые передаются учащимся, возбуждать у них восприимчивость и стремление к деятельности, к преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения».

Обращаясь к облику выдающихся учителей, мы видим, что их отличают многие черты: трудолюбие, глубокие знания, у некоторых талант педагога, но самое главное – увлеченность своей профессией и любовь к детям. Не будучи равнодушными, они не оставляют равнодушными и учащихся.

В процессе подготовки почвы для формирования познавательного интереса большое значение имеет показ учителем образцов работы, которые созданы на основе достижений по данному предмету. Это и выразительное исполнение отрывков из художественных произведений, стихов, и интереснейшие сочинения, и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Этой же цели служат историко-научные знания, рассказы о личности писателя, поэта, языковеда и т.д.






















Огромную роль в создании положительного отношения к учению играют детский коллектив, отношение родителей. Внимание товарищей, старших, своевременная помощь, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения, успеху деятельности. А успех ̶ сильнейший помощник интереса, он создаст положительные переживания, становясь побудителем и вдохновителем творческой активности. Важно учитывать, каким трудом добыт успех. Только трудное, но преодолимое делает работу увлекательной и радостной. В этом уже содержится залог будущего интереса к ней.

Важным средством положительного отношения к учению служит рассказ учителя, сообщение им интересных историко-научных знаний, истории написания данного произведения, научного открытия и т.д. Огромную роль играет привлечение на уроках современного материала, который придает обучению актуальность.

Убежденность учащихся в пользе тех или иных знаний придает осмысленность учебным занятиям. Возникает очень важный «смыслообразующий мотив», который помогает преодолеть трудности и глубже войти в учебную деятельность.

Ученики средних и старших классов проявляют стремление к тому, чтобы обобщать, делать выводы. Их радует то, что их мышление развивается, укрепляется самостоятельность.















В реальном процессе обучения учителю приходится практически иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков в своей области. Обучение литературе, например, требует таких умений, как читать текст, давать характеристику образа, анализировать идейное содержание произведения, его художественную форму, пользоваться словом как средством выразительности речи, составлять план, конспект, тезисы, писать сочинение и т.д. Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути.

Без подлинного познавательного отношения не достигается ни глубина, ни прочность приобретённого опыта. На вступительном занятии по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» я использовала интригующее начало, старалась пробудить у ребят желание не просто прочитать роман, а и понять, что за человек Раскольников, как уживаются в нём святое отношение к матери и способность убить беззащитную женщину.

Внешние признаки возникшего интереса не сразу удаётся распознать и отличить от сознательного внимательного вслушивания в трудное сообщение. Но по блеску широко открытых глаз у одних, по напряжённости, устремлённости вперед, чтобы лучше видеть, слышать у других, я понимаю, что удалось вызвать у учеников интерес.

Первую группу признаков интереса характеризуют активное включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов в процессе урока. Именно появление вопросов – важнейший критерий возникшего познавательного интереса. Не обязательно такие вопросы задаются вслух. В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по-разному. Это младший школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще задаёт вопросы книге и в ней ищет интересующие его ответы.

Вторая группа признаков связана с изменением поведения учащихся в результате возникшего у них познавательного интереса вне урока. Дети не расходятся, задают вопросы, высказывают собственные суждения по интересующей проблеме. Нередко беседы и споры возникают между самими учащимися. Они добровольно и охотно берут и выполняют задания для самостоятельной работы, выступают с докладами, сообщениями, читают дополнительную литературу.














А что же делает ученик дома, в свободное от занятий время? Как меняется под влиянием возникшего интереса его образ жизни? Об этом свидетельствуют критерии, выделенные в третью группу. Из беседы с родителями ученика и с самим учащимся, из других источников и наблюдений учитель может выяснить, что или кто побуждает его воспитанников заниматься дома чтением познавательной литературы или художественных произведений того или иного писателя, сочинением стихов и рассказов, составлением кроссвордов, ребусов, познавательных игр и т.д.

Необходимо отметить, что ни один из перечисленных признаков, взятый в отдельности, не является достаточным. Только по их совокупности можно судить о ступенях развития интереса.

В педагогике в последнее время обозначился новый, так называемый контекстный подход к обучению. Он имеет все перспективы внедрения в процесс преподавания литературы. Он предполагает, с одной стороны, осмысление любого слова, понятия, образа в контексте произведения. С другой стороны, контекстный подход осуществляется в творческой деятельности, в создании, имитировании художественных текстов, в ролевой игре.

Используя эту методику, я вовлекаю учащихся в поиск, пробуждаю желание не ждать готовых ответов, а искать их самостоятельно. Вот как на примере романа Стендаля «Красное и чёрное» (10 класс).

На фоне музыки Джо Дассена ученик рассказывает о Франции, её географическом положении, исторических событиях XIX века, культуре того времени. После обобщений проводится игра «Час пик» (дома дети готовили интересные вопросы по биографии Стендаля, а один ученик собрал материал, чтобы сыграть роль писателя).

Игра «Час пик»

  • Где именно вы родились? Кто больше всего оказал влияние на ваше воспитание?

  • Почему вы не получили высшего образования?

  • Как долго пришлось вам быть военным?

  • Какие ваши произведения написаны в Италии?

  • Чем еще был знаменит этот период вашей жизни?

  • Где увидели свет ваши художественные шедевры?

  • Писали ли вы автобиографические произведения?


На втором уроке речь идет об истории написания романа «Красное и черное». Снова работают и учитель, и ученики.

  • Откуда был взят сюжет романа?

  • Обратимся к эпиграфу первой части романа: "Правда, горькая правда". Что могут означать эти слова в контексте произведения?

  • Красное и черное. С чем ассоциируются у вас эти цвета?


Составляется схема «красных» и «черных» оттенков в душе Сореля.


Красное

Черное

жизнь

смерть

огонь

жизнь ради корысти

поиски самого себя

игра на публику

тяга к подвигу

приспособленчество

любовь

ненависть


  • А вы можете условно разделить собственные поступки на красную и черную части?


Я даю детям листы соответствующего цвета, обещая не оглашать результатов без разрешения учеников.

На следующем уроке – творческая работа над образом Жюльена. Дома ученики уже работали над вопросом: «Нужны ли нашему обществу такие люди, как Жюльен Сорель?»

  • Как вы понимаете слово душа?

  • Кем бы смог стать Жюльен во времена Бонапарта?

Класс делится на три группы, каждая характеризует образ Сореля в разные периоды его жизни: Верьер – Безансон – Париж.















Когда эта работа закончена, беседа продолжается:

  • Когда человек полнее всего может проявить свои моральные качества?

  • Что почувствовал Сорель на суде?

В конце урока подвожу итог. «Мы с вами прочитали роман о судьбе молодого человека, который, вступая в самостоятельную жизнь, стал перед проблемой выбора: быть бедным и честным или стать богатым, но забыть о морали. Подобные вопросы, так или иначе, сегодня решает каждый из нас. Так давайте учиться на чужих ошибках, чтобы не было больно за бесцельно растраченные силы и время».

Как видим «вживание» учащихся в текст требует от них творческой активности – сотворчества с автором, которое по-настоящему продуктивно лишь тогда, когда обучаемым усвоен образный язык произведения, «расшифрованы» его коды, символы, усвоена система ценностей, осмыслена разрабатываемая в нем модель мира. Все это учит школьников мыслить, находить в явлениях общее и различное, анализировать и обобщать. Некоторые вопросы ставят учащихся в тупик, но этот «тупик» кажущийся. Отыскивая вместе со всем классом решение, доказательства той или иной мысли, ученики выходят из тупика и чувствуют большое удовлетворение, радость. Это радость самостоятельного открытия – залог подлинного познавательного интереса.

Вовлекая учащихся в поиск, учитель учит их размышлять, делать выводы из фактов, то есть воспитывает их познавательную активность, что является одним из важнейших условий познавательного интереса.

Итак, основная роль в воспитании интереса принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся. В зависимости от того, как организована познавательная деятельность, решается судьба интереса.

Для всех уроков, вызывающих интерес, общими с психологической точки зрения являются следующие моменты: возникновение противоречия между известными прежде закономерностями и сообщаемыми новыми фактами, «вживание» учащихся в поставленную задачу, вопрос или рождение у них своего вопроса, пробуждение потребности и желания его решить, понять противоречивые факты с точки зрения изучаемых закономерностей. Учащиеся входят в ситуацию поиска ответа на вопрос, стремятся к раскрытию научной «загадки». Так они вовлекаются в поисковую деятельность, эмоционально и положительно окрашенную.

В зависимости от содержания темы, конкретных условий построение урока может быть тем или иным. В зависимости от возраста учащихся и подготовленности их к активной мыслительной деятельности допускается та или иная степень самостоятельности поиска. Чем старше школьники, тем больше поиск может происходить в плане теоретического рассуждения.

Весь пройденный при этом путь поиска, радость достижения не только учат, но и воспитывают учащихся.

Анализируя материал интересных уроков, можно выявить ряд приёмов, способствующих возникновению у учащихся познавательного интереса.

Я стараюсь привлекать противоречивые факты, а у учащихся возникают вопросы и стремление найти их решение. Затем организую поиск решения вопроса и осуществляю его совместно с учащимися.

Нередко я ввожу учащихся в историю решения научной проблемы, вовлекаю их в размышления ученого, исследователя, писателя, у которых возникли вопросы. В ходе развёрнутого рассказа о том, как же решалась эта проблема, школьники тоже участвуют в поиске истины.

Стараюсь развернуть перед учениками ряд учебно-научных проблем, пробудить в их умах вопрос и желание его решить. Предварительно созданные уважение к учителю, положительное отношение к предмету делают рассказ учителя небезразличным для учащихся. Коллективность решения задачи, её совместное обсуждение также способствуют активизации умственного поиска учащихся.

Урок-исследование с элементами экспериментирования, подтвержда- ющего или опровергающего предположения, высказанные учащимися, проверка выраженных ими сомнений неизбежно приводит к возникновению познавательного интереса. Конечно, это вовсе не значит, что поисковые задачи должны решаться на всех уроках. Однако периодическое включение в урок решения познавательных задач или поискового метода необходимо. Ученики получат знания и при иных условиях, но они не приобретут ни умения самостоятельно мыслить, ни желания самостоятельно приобретать знания в дальнейшем. Участвуя в самостоятельном, заинтересованном поиске, учащиеся не только лучше усваивают материал, но и сами меняются. Это уже не пассивные исполнители, но активно ищущие, жаждущие знания деятели.

Сопутствующая уроку-исследованию умелая работа по подготовке почвы, созданию положительного эмоционального и сознательного отношения к делу обращают ум и сердце учащихся не только к результатам, но и к процессу учения. Всё это вместе создаёт эмоционально-познавательное отношение, непосредственно побуждающее к учению, т.е. уже не эпизодическое переживание интереса, а устойчивый обобщённый познавательный интерес. А при систематической организации творческой поисковой деятельности, которая пробуждает у учащихся всё новые вопросы, открывает перед ними новые горизонты познания, воспитывается стойкий личностный интерес.

Наряду с первоочередной задачей дать каждому ученику глубокие и прочные знания основ наук от школы в современных условиях требуется развить стремление к дальнейшему самообразованию и дать навыки такой работы. Познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний.

Что же вносит познавательный интерес в жизнь, в развитие, в учебную деятельность школьника?

У тех, кто учится с интересом, знания сохраняются надолго: они рассчитывают применить их в дальнейшем и никогда не учат уроки «от сих до сих» с расчётом только донести их до стола учителя. Сформированный интерес к учению резко повышает успеваемость. Интерес сказывается и на прочности знаний, и на их оперативности, мобильности, умении применять их на практике.

Возникший у школьника познавательный интерес содействует общему психическому развитию, расширению кругозора и дальнейшему его умственному продвижению.

Интерес играет решающую роль в повышении мыслительной активности. Интерес повышает интенсивность мыслительной работы, мобилизует внимание, снимает утомление – всё это приводит к повышению качества усвоенных знаний, к их расширению и углублению.

Познавательный интерес побуждает учащихся к самостоятельному приобретению знаний, к дальнейшему самообразованию. Наблюдения за работой учащихся, у которых удалось пробудить интерес к учению, к предмету, показывают, как много проделывают они дополнительной работы для расширения своих знаний, а в дальнейшем для самостоятельной работы по самообразованию. Кроме того, они стали упорнее, старательнее, самостоятельнее, затрагивали сложные вопросы, обращались к новым источникам, придумывали новые способы работы.

Познавательный интерес делает человека ищущим, жадным к знанию, к труду, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым. Его дальнейшее самообразование под влиянием интереса приобретает большие перспективы.

Таким образом, труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, подростка или юноши, влияет на весь характер работы, совершенствуя её способы, способствует продолжению образования и самообразования и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.


Методы обучения на уроках литературы


Через искусство и литературу человек входит в мир других людей, живёт их жизнью, переживает молодость и старость, прошлое и настоящее, вводит в свой мир мир всего человечества.

Чтобы изучение литературы в школе стало эффективным, нацеленным на развитие познавательных интересов учащихся, надо определить методы усвоения литературы.

Используя метод творческого чтения, я продумываю приёмы, которыми буду пользоваться: комментированное чтение (виды комментированного чтения: историко-культурный комментарий, бытовой, географический, лингвистический, лингво-сравнительный), прием обучения выразительному чтению, творческие задания, беседы о прочитанном и др.

После завершения чтения произведения я провожу эвристическую беседу, направленную на углублённое изучение текста. Доминирующим приёмом метода эвристической беседы является беседа и диспут в их взаимосвязи.

Исследовательский метод взаимодействует с эвристическим, но при его применении преобладает самостоятельная работа учащихся. Цель метода – научить учащихся научно рассматривать художественное произведение, анализировать. В средних классах я применяю его частично, но в старших классах критический анализ художественных произведений в процессе работы приобретает характер исследования. Приёмами этого метода являются научный поиск, самостоятельный анализ, сопоставления, обобщения, сравнения произведений и др.

Репродуктивный метод направлен на то, чтобы обновлять, открывать то, что сберегла память. Главная цель этого метода – дать ученикам знания в готовом виде и сориентировать их усилия на запоминание важной информации. Слово, рассказ учителя – эти приёмы чаще используются в средних классах, лекция – в старших.

Главные функции методов обучения – обучающая, воспитывающая, развивающая, побуждающая и контрольно-корректирующая. Поэтому уроки литературы – это всегда импровизация, которая объединяет в себе диалог и полилог, процесс нахождения истины. Первое и основное требование – ученик должен прочитать произведение. Только с таким условием можно говорить о воздействии литературы на ученика.

Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, их использование решает немало целей обучения. По цели игры делятся на дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. По игровой методике игры бывают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные. Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость, наличие правил. С такими видами работ интерес к книге, к урокам литературы усиливается. Выбирая различные приёмы приобщения учеников к книге, учителю необходимо помнить об игровых моментах на уроках, которые так нравятся детям.















Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, что ведет к активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию познавательного интереса, пониманию и осознанию смысла, значимости учения. В реализации такого подхода при изучении русского языка значительна роль нестандартных заданий.

Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать. Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также вне языковой действительности.

Все нестандартные задания могут быть разделены на два типа: учебно-поисковые и исследовательские задания.

Учебно-поисковые задания рассчитаны на «открытие» учащимися уже познанного, открытого в науке. Исследовательские задания предполагают отдельные новые наблюдения, иногда некоторые новые идеи (естественно, в рамках, посильных для школьника).

Учебно-поисковые задания разграничиваются по источникам возникновения интереса в первую очередь на два ряда: задания, возникновение интереса к которым создаётся за счёт специфических языковых, лингвистических факторов, ̶ проблемные задания и задания с компонентами занимательности.

Задания с компонентами занимательности синтезируют и опознание, и объяснение, так как в процессе работы над ними необходимо уметь увидеть за занимательной формой собственно лингвистическую проблему – опознать лингвистическую суть соответствующих явлений, объяснить правильность этого опознания. В процессе объяснения связи занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается и решение проблемной ситуации, предложенной в задании.

Занимательные задания включают игры (игры-загадки, игры-задачи, игры-сцены), рассказы о языке (ситуативные – с реальными ситуациями из жизни языка, его использования, лингвистические миниатюры, включающие элементы фантастики), диалоги занимательного характера.

Исследовательские задания могут быть различными. Интерес к ним рождается под влиянием предполагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью: ученику предлагается вести исследование (конечно, посильное). Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером: «В творческой лаборатории писателя», «Богатство, выразительность, красота русского языка», «Особенности детской речи», «Названия улиц нашего города» и т.д.

В 8 классе, изучая тему «Тире в составном именном сказуемом», я предлагаю ученикам такой вид работы:

найти в газетах, журналах или придумать самим окончания фразы «Учитель ̶ ...»;

подобрать определения для такого вечного и хорошо знакомого понятия «дом».

Учащиеся нашли нужные определения. «Дом»:

  • место, где нас всегда ждут;

  • «приют спокойствия, трудов и вдохновенья»;

  • наша стартовая и посадочная площадка;

  • обжитое пространство со множеством необходимых мелочей.


Такое же задание можно выполнить со словами любовь, доброта, вера, справедливость (в старших классах). Если учащимся самостоятельно трудно дать определение этих понятий, они ищут ответы в журналах, книгах. Как правило, потом в классе звучит много стихов, крылатых выражений, вспыхивают споры, завязывается дискуссия.

Одной из форм активизации познавательной деятельности является учебная встреча, занятие-соревнование между двумя командами. Ответы оценивает жюри, в состав которого входят учитель, ученики-старшеклассники. Заранее нужно предложить вопросы для подготовки и литературу по теме.

В 5 классе после изучения темы «Предложение и словосочетание» я провожу занятие «Это непростое простое предложение». Готовятся рисунки, схемы, которые отражают понятия «распространённые и нераспространённые предложения», написаны рассказы о знаках препинания. Игра «Светофор» даёт возможность повторить однородные члены предложения.

Сегодня урок чаще рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

Возникший у школьников познавательный интерес содействует общему психическому развитию, расширению кругозора и дальнейшему его умственному продвижению. Интерес играет решающую роль в повышении мыслительной активности.













Познавательный интерес, представляя собой важный фактор учения, является в то же время жизненно важным фактором становления личности. Жизнь, лишённая познавательного интереса, тускнеет. Личность лишена того значительного внутреннего стимулятора, который постоянно подталкивает её движение, открывает перед ней новые перспективы, позволяет переживать радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек ни занимался.

В классах, где у детей развит познавательный интерес, где большинство детей любит учиться, где постоянно звучат вопросы: «Откуда?» «Зачем?» «Почему?» ̶ легко работать.

Создаётся особый микроклимат, создаётся благоприятная атмосфера учения, снимаются вопросы дисциплины, невыполнения домашних заданий. Значит учитель сделал учение для школьника желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью. И путь к этому лежит через познавательный интерес.