Развитие произвольного внимания на уроках математики.
Важное условие эффективности учебно – воспитательного процесса – умение учителя организовать на уроке внимание детей. К. Д. Ушинский считал внимание основным условием успешности обучения.
Внимательно слушая объяснение на уроке, ученик легче воспринимает, понимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу по выполнению соответствующих классных и домашних заданий. Нет ни одной умственной работы, которая осуществлялась бы без достаточного волевого напряжения в виде произвольного внимания.
В своей работе наряду с решением ряда других воспитательных задач я уделяю большое значение воспитанию произвольного внимания у учащихся. Конечно, воспитание внимания в первую очередь определяется чёткой организацией урока, подготовкой к нему, тщательному продумыванию методов и форм работы, тем не менее я постоянно включаю в урок специальные упражнения и задания на развитие внимания.
Особенно важно организовать внимание детей в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход. Для мобилизации внимания учащихся в начале урока провожу устный счёт с элементами игры. Например, в 1 классе предлагаю игру «Заметь всё!». На мультимедийной доске демонстрирую 7-8 картинок с изображением предметов (мячик, домик, слон, гриб и т.д.). Предлагаю детям в течение 10 секунд рассмотреть и запомнить все картинки. После этого скрываю слайд и прошу перечислить предметы, которые они запомнили. Игра имеет несколько вариантов. Можно, например, попросить детей назвать последовательность показанных картинок; можно поменять местами несколько картинок и спросить, что изменилось; можно убрать одну картинку и спросить, какая картинка исчезла, попросить её описать и т.д. Игру «Заметь всё!» можно проводить с теми же заданиями, но заменить предметные картинки геометрическими фигурами.
Часто при письменном умножении и при вычислении выражений на порядок действий ученики допускают в решении из-за невнимательности. Они пропускают отдельные операции, смешивают арифметические действия, допускают ошибки при списывании с доски, учебника. Для предупреждения указанных ошибок я включаю в устный счёт специальные упражнения на внимание.
1. Выставляю на наборном полотне карточки с цифрами 4,5,8,9,7,1,3,2. Дети в течение 6-10 секунд смотрят на числа, затем полотно закрывается. Задаю вопросы: -Какие цифры запомнили? Назовите соседей числа 3, 5. 7. Сколько всего цифр выставлено? Какие первые две цифры? и так далее.
2. Вывешиваю плакат с числами
2 4 6 8 10 12
4 7 10 13 16 19
1 3 5 7 9 11
Предлагаю внимательно рассмотреть ряды чисел и найти закономерности. При выполнении такого задания не все ученики сначала замечают закономерности и просто стараются запомнить числа. Но постепенно, после нескольких повторений, они не только запоминают числа, но и анализируют их последовательность.
3.В таблицу записываю 25 чисел в произвольном порядке от 1 до 40. Нужно за короткое время записать все эти числа в порядке возрастания (убывания). Как вариант можно записать все пропущенные числа в этом числовом отрезке. Количество чисел и числовой отрезок, в котором они записаны можно менять.
При решении задач я часто включаю в условие лишнее данное или пропускаю важное слово в задаче. Такие задачи я включаю в устный счёт. Например: «Для полива огорода Витя принёс 5 раз по 2 ведра и 1 лейку. Сколько вёдер воды принёс Володя? «девочка купила 10 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в линейку. За каждую тетрадь она заплатила по 3 рубля. Сколько уплатила девочка за тетради в клетку?
При изучении темы «Нумерация многозначных чисел» использую на уроках игру «Какая пара победит?». Во время устного счёта на столах каждой пары лежат карточки с числами, которые соответствуют значениям записанных на доске выражений. У каждой пары ответы на карточках одинаковые. Учитель в хаотичном порядке читает выражения:
137-37 241-121 180-50
150-30 250-120 280-200
169-69 134-34 196-116
Каждая пара быстро поднимает карточку с правильным ответом. Та пара, которая быстрее поднимает карточки с ответом и ни разу не ошибается, объявляется победителем.
на уроках, где целью является закрепление чтения, записи и образования шестизначных чисел, закрепление умения сравнивать эти числа, закрепление разрядного и классового состава чисел, использую такие упражнения:
Записываются столбики чисел
1) 236070 2) 35999 3) 547005 4) 1100 10010
236670 35909 547050 999999 9999
236600 35090 547500 400090 100001
-Чем похожи числа в столбике №1, 2, 3? Чем они отличаются? Назовите соседей каждого числа в столбике №4.
При работе с уравнениями прошу, не вычисляя, быстро дать ответ, чему равно неизвестное. Например,
х+4=4+5
5-х=5-3
х-8=9-1
В классе, как правило, есть дети, с которыми необходимо работать индивидуально. Дифференцированный подход в этом случае важен не только в плане усвоения знаний, умений и навыков по предмету, но и в плане формирования внимания. Таким детям я стараюсь предлагать задания на карточках индивидуально.
Конечно, выполнение любого задания требует внимания, и тем не менее, на каждый урок я стремлюсь составлять упражнения на развитие внимания. Мои ученики очень любят задания, в которых им приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Любят они упражнения на внимание, а это ведёт к выработке устойчивости внимания, его концентрации, к увеличению объёма внимания, что, естественно, не может не сказаться на организации самого урока, на усвоении знаний, на формировании универсальных учебных действий. Из этого напрашивается вывод: развивая определённые свойства внимания можно повысить успеваемость школьников.