Развитие просвещения и науки в России в первой половине XIX века
Деятельность в области просвещения была наиболее подвержена колебаниям внутриполитического курса правительства.
Реформы Александра I начала XIX века в области образования отличались последовательностью и верностью принципам эпохи Просвещения. В их основе лежал приоритет общего образования, идеи бессословности и светскости, преемственности обучения, мягкого, гуманного отношения к ученикам.
В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. В 1804 году вышли два устава – «Устава университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».
Создавалась система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой.
Согласно уставу, начальным звеном школы становились приходские училища, которые были предназначены дать в течение одного года детям «низших слоев» религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.
Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян. Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию.
Гимназии должны были открываться в губернских городах. Курс обучения в них был четырехлетним. Целью обучения была подготовка детей дворян к государственной службе или поступлению в университет.
Наконец, завершали систему обучения университеты. Согласно «Уставу университетов Российской империи» управление ими, разработка учебных планов и т. п. производилась выборными учеными советами во главе с ректором, профессора и деканы факультетов также выбирались ученым советом. Ректор университета выбирался с последующим утверждением.
Реформа учебных заведений 1804 года, безусловно, отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.
Все это создавало видимость буржуазной реформы школы, доступности образования для всех сословий Российской империи. Однако видимость эта была обманчивой, и буржуазный характер проводимых мероприятий значительно ограничивался сохраняемыми феодальными чертами.
Характерной чертой николаевской эпохи была бюрократизация жизни. В области образования это проявилось в увеличении власти чиновников – устав 1835 г. освобождал университеты от надзора за учебными заведениями округа. Министерство народного просвещения полностью взяло на себя контроль над всеми формами образования – казенными и частными. С. С. Уваров, ставший министром в 1833 г., высказал пожелание о максимальном сокращении частных учебных заведений и увеличении числа государственных школ.
Он много сделал для совершенствования системы образования в России. Один из самых просвещенных сановников николаевской администрации, президент Академии наук, С. С. Уваров долгое время являлся попечителем Петербургского учебного округа. Являясь приверженцем строгой сословности, он вместе с тем проводил гибкую политику в области просвещения, способствуя реальному развитию школы. Уваров отстаивал принцип постепенности в начальном обучении и необходимость подготовки в приходских школах контингента учащихся для уездных училищ. 30–40-е гг. стали временем увеличения числа начальных и средних учебных заведений. В 1850 г. насчитывалось уже около 1,5 тыс. уездных и приходских училищ и около 100 гимназий.
Сословная политика правительства способствовала ограничению притока в гимназии лиц из малообеспеченных слоев и возрастанию доли детей дворян и чиновников. Если в 30-х гг. выходцы из привилегированных сословий составляли свыше 3/4 общего числа гимназистов, то к концу 50-х гг. их процент в различных регионах достиг 80–90. Гимназии постепенно приобретали характер учебных заведений, предназначенных в основном для детей привилегированных сословий – дворян, почетных граждан, высшего чиновничества.
На развитие высшего образования правительство традиционно обращало большое внимание. В начале XIX в. были открыты еще пять университетов – Дерптский (1802, 1893–1918 – Юрьевский, в настоящее время – Тартуский), Казанский, Харьковский, Виленский (1804), Петербургский (1819), и вместе с Московским их число составило 6, что соответствовало количеству сформированных учебных округов. В 1834 г. создается Киевский университет вместо закрытого после Польского восстания 1830–1831 гг. Виленского. Как правило, университеты открывались на базе уже существовавших учебных заведений. С XVII в. в Дерпте была известна Академия Густавиана. С 1758 г. действовала гимназия в Казани, созданная по инициативе и при поддержке профессоров Московского университета. Существовали «коллегиум» в Харькове и Главный педагогический институт в Петербурге.
В начале XIX в. число учащихся низших и средних учебных заведений составляло 130 тыс. человек, в 30-е годы – 245 тыс., в 1856 г. – 450 тыс. Однако уровень образованности населения еще продолжал оставаться низким. В начале XIX в. один учащийся приходился на 330 жителей, в 30-е годы – на 208, в 1856 г. – на 143. Особенно отставала в этом отношении деревня, хотя в 40-е годы стали заводить сельские школы в государственной и удельной деревне, а некоторые богатые помещики устраивали школы в своих имениях. К 1854 г. в государственной деревне числилось 2565 школ с 113 тыс. учеников, а в удельной – 204 школы с 7,5 тыс. учеников. Данных по помещичьей деревне не имеется. Но и в государственной и удельной деревне грамотных среди крестьян насчитывалось не более 5 – 7%; судя по описаниям помещичьих имений, составленным помещиками по разосланной в 1858 г. анкете, среди крепостных крестьян грамотность не превышала 1%. Грамотность сводилась к овладению чтением, письмом и четырьмя правилами арифметики.
В целом, уровень образованности состоятельных слоев населения оставался еще невысоким. Купцы и мещане часто проходили домашнее обучение – обычно у местного дьячка или приказчика, у которых основными «учебными пособиями» были псалтырь и часослов. Но и среди дворян лишь небольшая часть кончала университеты, лицеи, гимназии, кадетские корпуса. Большинство довольствовалось домашним образованием, весьма различным по своему уровню. Хотя в военных учебных заведениях учились только дети дворян и офицерский корпус был преимущественно дворянским, офицеров в армии, имевших специальное военное образование, в годы Крымской войны было не более 15%.