СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Материал для работы над составлением предложений и связных рассказов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для работы над составлением предложений и связных рассказов. Первая ступенька(10 предложений) рассчитана на детей с медленным темпом работы, вторая ступенька (16 предложений) - на детей, хорошо успевающих, третья (11 предложений) - на более развитых и способных детей. При правильной организации самостоятельной работы даже самые слабые и медленно работающие дети овладевают умением безошибочно составлять и записывать предложения всех трёх степеней трудности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Материал для работы над составлением предложений и связных рассказов.»

Развитие речи. Материал для работы над составлением предложений и связных рассказов.



Для упражнения в составлении предложений или связных рассказов используется работа с деформированными предложениями и с разрозненным текстом. Такие упражнения имеются в учебниках «Русский язык». Практика показывает, что слабые и менее активные дети часто механически списывают предложения, составленные более сильными учениками. Поэтому возникла необходимость в обеспечении каждого ученика самостоятельной работой и посильным индивидуальным заданием.

Упражнение в построении предложений. (Приложение № 1)

Первая ступенька(10 предложений) рассчитана на детей с медленным темпом работы, вторая ступенька (16 предложений) - на детей, хорошо успевающих, третья (11 предложений) - на более развитых и способных детей.

При правильной организации самостоятельной работы даже самые слабые и медленно работающие дети овладевают умением безошибочно составлять и записывать предложения всех трёх степеней трудности.

Необходимо заготовить конверты, в которые вкладываются карточки со словами, составляющими одно предложение. Ученик, составивший и написавший предложение грамотно и красиво, получает конверт со следующим предложением. В поисках наиболее правильного построения предложения все перестановки слов ученик проделывает путём перекладывания карточек, что облегчает ученику работу и делает её доступной каждому. Работая с отдельными словами, дети на практике убеждаются, что предложение состоит из слов, тесно связанных между собой, что для точного выражения мысли необходимо выбрать слово, подходящее по смыслу, что каждое слово имеет своё значение и нельзя выбросить из предложения ни одного слова, не изменив или не нарушив тем самым его цельности. Выполняя упражнения в составлении предложений , учащиеся не только приобретают навык правильного построения и грамотного письма, но и тренируются в выразительном чтении, учатся соблюдать паузы и интонацию.

Упражнение в составлении из отдельных предложений связных текстов.

Материал включает в себя 20 связных текстов (Приложение № 2). Для индивидуальных заданий тексты подобраны разной степени трудности как по содержанию, так и по объёму.

Результатом активной деятельности ученика является составленный им рассказ или небольшое стихотворении. Успешная самостоятельная работа по составлению связных текстов увлекает и радует детей, вселяет в них уверенность. Наличие в данном материале стихотворений способствует развитию у детей чувства ритма, выработке у них умения устанавливать различие между стихотворной и прозаической речью.

Приложение № 1 (для упражнений в построении предложений)

Первая ступенька.

  1. Мы любим нашу Родину.

  2. Дети идут в школу.

  3. Таня моет посуду.

  4. Мы поливали грядки.

  5. Бабушка слушает музыку.

  6. Мальчик купил карандаш.

  7. Собака сторожит дом.

  8. Лисица утащила петуха.

  9. Коровы пасутся на лугу.

  10. Николай работает на заводе.



Вторая ступенька.

  1. Дети посадили куст смородины.

  2. Весной трактористы выезжают на поле.

  3. Машины облегчают труд человека.

  4. Дежурные хорошо убрали класс.

  5. Володя громко прочитал рассказ.

  6. Ира учится в первом классе.

  7. Женя нашёл в лесу гриб.

  8. Жук сел на зелёный лист.

  9. Ребята устроили во дворе каток.

  10. Зимой я катаюсь на коньках.

  11. Пете купили новые сапоги.

  12. Дедушка подарил внуку барабан.

  13. Хороший ученик никогда не опаздывает.

  14. В роще растут стройные берёзы.

  15. Над рекой склонились зеленее ивы.

  16. Заяц мчался по зелёному лугу.



Третья ступенька.

  1. Всюду по родной земле слышен бой часов в Кремле.

  2. Осенью на Ставрополье собрали богатый урожай пшеницы.

  3. Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник.

  4. Воробей сделал своё гнездо под крышей сарая.

  5. Все дикие звери боятся огня.

  6. Медведь на всю зиму залёг в берлогу.

  7. Зимой дети заботились о птицах.

  8. Наташа читала рассказ о лисице.

  9. Ученик положил тетради и пенал в портфель.

  10. Скворцы уничтожают вредителей садов, полей и огородов.

  11. Я хочу стать космонавтом и летать на далёкие планеты.



Приложение № 2 ( для упражнений в составлении из отдельных предложений связных текстов.)

Первая ступенька.

  1. Гроза.



Тёмные тучи заволокли небо.

Блеснула молния.

Загремел гром.

Пошёл сильный дождь.

  1. Отгадай!

Пусты поля.

Мокнет земля.

Дождь поливает.

Когда это бывает?

  1. Про Таню.

Таня любит читать. Мама подарила ей книгу. Таня прочитала её.

  1. Загадка.

Солнце печёт.

Липа цветёт.

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

  1. Зима.

Пришла зима. Стало холодно. Реки замёрзли. Рыбы ушли на дно рек.

  1. Аня и кукла.

Аня знает буквы. Она взяла книгу и куклу. Дала книгу кукле. Стала Аня учить куклу.

  1. Коля-рыбак.

Коля пошёл ловить рыбу. Он закинул удочку. Голодная рыбка схватила наживку. Коля быстро вытащил рыбку.

  1. На реке.

Солнце скрыто облаками.

Сяду в лодку с рыбаками.

Сильный ветер поднялся.

Мы поднимем паруса.

Вторая ступенька.

  1. Начало осени.

Вот и конец лета. Воздух становится холоднее. Целый день гудят в поле трактора. Люди торопятся убрать хлеб с полей.

  1. Вот так гриб!

Шёл Витя по лесу. У дуба рос гриб. Гриб был стар. Никто его не брал. Витя был рад и забрал гриб домой.

  1. Бабушка и внучка.

Мама и папа ушли в театр. Бабушка и Катя были дома. Катя взяла книгу и прочитала бабушке сказку. Бабушка похвалила внучку. Катя была рада.

  1. Цыплёнок.

Жил на свете цыплёнок. Он был крошечный. Была у него мама Пеструшка. Она его любила и кормила червяками.

  1. Два храбреца.

Встретил Ваня кролика и испугался. Это что за зверь? Ведь он съест меня. А кролик испугался Вани. Оба храбреца убежали друг от друга.

  1. Кот и крыса.

Был один кот. Он ловил крыс. Раз вышла крыса из норы. Кот пустился за ней. Крыса шмыгнула под пол. Кот ударился об угол.

  1. Лида и ворона.

Жила у Лиды ворона. Лида кормила её. Поест ворона и летит в огород. Найдёт червяка и несёт Лиде. Лида смеётся и не хочет есть червяка.

  1. Ёж и щенок.

Раз пошли ребята в лес. За ним побежал щенок. Он увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и убежал.

  1. Жучка.

Мама дала Боре калач. Калач был горячим. Боря положил калач и стал играть. Жучка схватила калач и убежала.

  1. Мальчик и собака.

Подарил отец Феде санки. Федя поймал Жучку. Запряг её в санки. Вдруг Жучка увидела кошку. Бросилась Жучка за кошкой. Санки перевернулись. Федя упал в снег.

Третья ступенька.

  1. Берегите лес!

Алёша и Витя шли по лесу. Вдруг они увидели дым. Дым шёл от костра. Подбежали мальчики к костру. Забросали костёр землёй. Так Алёша и Витя спасли лес от пожара.

  1. Первый в космосе.

Ракету «Восток» запустили в космос. Она неслась всё дальше и дальше от земли. В кабине находился Юрий Гагарин. Он первый побывал в космосе. Юрий Гагарин герой-космонавт.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!