СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТОдной из главных задач образования на сегодняшний день является формирование всесторонне развитой личности: человека самостоятельного, стремящегося познать мир и расширить свои коммуникативные связи. Но человека самостоятельного, умеющего жить среди людей и активно общаться, невозможно представить без хорошо развитой речи, именно поэтому тема по самообразованию "Развитие речи на уроках музыки".

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи на уроках музыки.»

Работа по развитию речи на уроках музыки


Цель: всесторонне  развитие музыкальных способностей ребенка.

Задачи:

- обучить разными способами воспроизведению эмоциональному исполнению песен

научить запоминать музыкальные термины, текст песен.

- формировать речевые навыки, расширяя словарный запас.   

побудить к самостоятельному поиску звуковых образов с помощью игры на музыкальных инструментах.

- через групповую форму работы обучить взаимодействию друг с другом

Прогнозируемые результаты:

- развивается детская моторика - общая моторика рук (речевая моторика).

- вырабатывается двигательная реакция на ритм,

- развиваются речевые умения, речь становится более выразительной.

- через художественный материал (авторский и народный) воспитывается музыкальный вкус.

 

Одной из главных задач образования на сегодняшний день является формирование всесторонне развитой личности: человека самостоятельного, стремящегося познать мир и расширить свои коммуникативные связи. Но человека самостоятельного, умеющего жить среди людей и активно общаться, невозможно представить без хорошо развитой речи.

Наблюдая за речью современных школьников можно заметить, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут ее логично развернуть, не умеют правильно строить высказывание, обладают малым словарным запасом, делают необоснованные паузы между фразами, систематически используют так называемые «слова – паразиты». Кроме того, речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Все это приводит к изменению стандартов речи, минимализации словарного запаса, потере навыков грамотной устной и письменной речи, что в целом обедняет языковую культуру ребенка и приводит к снижению коммуникативной компетенции.

Поэтому, развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы и должна систематически проводиться на всех уроках, не зависимо от предмета.

За последние 10-15 лет содержание предмета музыка претерпело коренные изменения. Современный урок посвящен не только разучиванию и массовому исполнению песен, он нацелен на развитие общей культуры детей, что подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из других областей: истории, литературы, изобразительного искусства, иногда даже географии. Использование широкого культурологического пространства является прекрасной почвой для систематической работы по развитию речи учащихся на уроках музыки.


Работа над развитием связной устной и письменной речи происходит преимущественно в теоретической части урока, когда мы учим детей понимать эмоционально-образное содержание музыки. Уже в 1-м классе отвечая на простейшие вопросы: «Какая музыка по характеру?», «Какое настроение создает эта музыка?», «Что под нее хочется делать?» дети учатся формулировать свою мысль грамотно, отвечать полным ответом, внятно и четко проговаривая слова, чтобы остальным ученикам было интересно слушать этот ответ. Параллельно развиваем у детей умение объяснять свою позицию, аргументировать ее и, при необходимости, уметь отстаивать свое мнение.

От класса к классу повышаются требования к развернутости ответа, к его точности и образности. Так же усложняются задания, направленные на развитие образного мышления, а, соответственно, и на развитие речи. К их числу относятся:

сочинение устных историй к прослушанному музыкальному произведению (подобная работа проводится с произведениями «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, «Баба-Яга» Мусоргского, «В пещере горного короля» Э. Грига и др.)

словесное рисование по прослушанному музыкальному произведению (начинаем с вокальных произведений, где есть текст, содержание: обсуждаем содержание произведения, затем просим детей рассказать, что бы они нарисовали на картине. Постепенно в более старшем возрасте, осуществляем переход на работу с инструментальными произведениями, давая больший простор творческому воображение школьников).

сравнение литературного и музыкального произведения (А. С. Пушкин «Зимняя дорога», М.Ю. Лермонтов «Горные вершины».) Могут ставиться разные задачи.

Задача: определить какое из музыкальных произведений наиболее соответствует литературному тексту и нашим ожиданиям.

Задача: определить, как разными средствами музыкальной выразительности можно по-разному интерпретировать один и тот же литературный текст.

Часто мнения разделяются. В этой ситуации учим детей вступать в диалог, дискутировать, вести полемику, объясняя свою позицию, аргументируя, пытаясь ее отстоять.

написание сочинений по прослушанному музыкальному произведению (начиная с 5 класса «Кикимора» Лядов, «Шехеразада» Римский-Корсаков).

Использование на уроках музыки литературных произведений: стихотворений, сказок, рассказов, - способствует развитию образной речи у детей, с одной стороны, являясь лучшими образцами грамотного использования родного языка, а с другой стороны, поощряя их к собственному творчеству.

 Второе направление - работа над расширением словарного запаса (Ткаченко, 2006) проводится в течение всего урока, как в теоретической его части, так и в практической.

В теоретической части урока словарный запас детей пополняется за счет непосредственно музыкальных терминов, связанных с:

- названием жанров музыки (опера, балет, симфония, кантата),

-названием музыкальных инструментов (саксофон, контрабас, гобой, туба),

- названием исполнителей (дирижер, солист, вокалист)

- определением средств музыкальной выразительности (лад, тембр, динамика) и т.д.

В процессе освещения исторического аспекта жизни композиторов, известных исполнителей. Рассказывая об эпохе XVII, XVIII, XIX веков, мы, естественно, вводим в рассказ устаревшие слова (бояре, кольчуга, бурлаки, ямщик), слова, характеризующие социальные явления (революция, гражданская война, народное ополчение, эмиграция) 

В процессе характеристики эмоционально-образного содержания музыки. Рассуждая о характере музыки, дети используют прилагательные в соответствии с лексическим запасом своего возраста (веселая, грустная, громкая, тихая, медленная, быстрая). При активном формировании «словаря эмоций», дополнении высказывания ребят, разъяснении новых слов-образов, использовании наводящих вопросов, побуждающих применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким и разноплановым.

В практической части урока, во время разучивания песен, словарный запас детей пополняется за счет:

непосредственно новых, ранее не встречавшихся детям слов. Это касается, прежде всего, песен серьезного содержания (Отечество, держава, шпиль). Или песен тематического направления (кубрик, экипаж, бушлат, бескозырка).

речевых оборотов, образных выражений, сравнений, метафор, встречающихся в тексте (отчий порог, путевка в жизнь, воду черпать решетом, ветер расправит крылья мне и т.д.), которые вызывают вопросы у детей и требуют разъяснений.

Пополнение словарного запаса во время пения облегчает детям процесс запоминание и усвоения этих слов. Этому способствует, во-первых, сам механизм разучивания песни: сначала мы совместно проговаривается текст, затем неоднократно его пропеваем, а во-вторых, слово или выражение, организованное ритмом и мелодикой более легко воспринимается ребенком и более прочно отпечатывается у него в памяти. Часто происходит ситуация, когда заученная фраза из песни потом совершенно непроизвольно приходит на ум или крутится на языке.

Третье направление - работа над четкостью дикции и активностью артикуляции проводится в практической части урока – во время пения, и особое внимание ей уделяется на музыкальных занятиях во внеурочной деятельности.

Процесс пения уже сам по себе способствует развитию речевых навыков ребенка: разрабатывается артикуляционный аппарат, вырабатывает чувство темпа и ритма речи, формирует правильное дыхание. Кроме того, в этой части урока мы применяем специальные технологии, направленные на формирование четкой дикции.

Прежде всего, это специальные попевки - коротенькие песенки с несложной мелодией, направленные на вырабатывание определенных вокальных умений и формирование речевых навыков детей. Они применяются в начале занятия для подготовки голосового аппарата к работе, а так же являются хорошими тренировочными упражнениями (Барабошкина, 2004).

К ним относятся:

попевки с повторяющимися фразами в конце предложения, что облегчает произношение этих фраз

попевки со звукоподражанием (га-га-га, ха-ха-ха, хрю-хрю-хрю, тра-ля-ля). Игровая форма этих попевок облегчает звуковоспроизведение

попевки с многократным повторением определенных согласных (ж, ш, ч, р, з)

попевки с ускорением темпа

скороговорки. Помимо того, что скороговорку саму по себе не просто проговорить, используем прием пропевания по цепочке или в разбивку. Задача у детей - не пропустить свою очередь, подхватить попевку, не снижая общий ритм исполнения. Это активизирует внимание и готовность речевого аппарата к работе

сложные артикуляционные попевки

(Ма-ма,мэ-мэ, ми, мо, му- два теленка на лугу.

Ра-ра, рэ-рэ, ри, ро, ру - щиплют сочную траву.

Гра-гра, грэ-грэ, гри, гро, гру - волки прячутся в лесу.

Да-да, дэ-дэ, ди, до, ду- я к телятам побегу и т.д.)

В процессе разучивания репертуарных песен так же уделяется большое внимание работе с текстом и существует ряд приемов, наиболее эффективно способствующих формированию речевых навыков (Замураева, 2013):

проговаривание с утрированной артикуляцией (активная атака слова, хорошо работают губы, открываются зубы)

проговаривание текста шепотом

проговаривание текста в темпе песни

проговаривание с прохлопыванием ритмического рисунка

 На своих уроках я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом (немецкий педагог и музыкант) - игровые модели занятий, то они наиболее приемлемы в начальной школе. На протяжении нескольких лет работы в школе я пришла к выводу, что лозунг “За деятельностное обучение”, выдвинутый К.Орфом, приносит положительные результаты.

Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее:

  • пение и движение под музыку

  • речевая декламация и ритмические упражнения

  • освоение теории музыки в исполнительской практике и моделирование выразительных средств

  • театрализация как совокупность интонационного, ритмического, двигательного в

  • музыкальном воспитании

  • слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения

  • игра на элементарных детских музыкальных инструментах

В заключении можно сказать, что на уроках музыки работа по развитию речи детей проводится систематически и целенаправленно. Более того, она является неотъемлемой частью урока и дает эффективные результаты. Эта работа важна как для самого ребенка, для формирования четкой речи, развития его мышления, общей культуры, так и для педагога - для достижения более высоких результатов в вокальном искусстве. Потому что успех хорового коллектива, слаженность его пения на 50% зависит от четкости дикции.