- Сегодны будем журналистами.С блокнотом и ручкой в руке, не выходя из дома, вы должны собрать рабочий материал к сочинению-описанию кошки, - так начинаю я этот урок.
В презентации 18 слайдов: повторим тему, идею, стили речи,языковые средства,композицию, поработаем с рассказом Скребицкого "Кот Иванович", лексическая работа...
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Подготовка к сочинению -описанию домашнего животного. 5 класс.»
Тема урока: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного "
Урок в 5 классе
Учитель МОУ Лучинниковская оош
Смирнова О.А.
Цели:
- Учить описывать животное;
- развивать речь, память, воображение;
- воспитывать любовь к животным.
Загрустил котенок мой. Я спросил: “Ну, что с тобой?” Он молчит, сидя в коробке. Я сказал: “Какой ты робкий! Ты, наверное, не спал?” А котенок вдруг ответил: “Ты б не лез ко мне, Петрушка, Я тебе ведь не игрушка!”
Вы – начинающие журналисты-наблюдатели, любители, вам ЗАДАНИЕ:
С блокнотом и ручкой в руке, не выходя из дома, вы должны собрать рабочий материал к сочинению-описанию кошки.
Итак,
С чего начать? И как продолжить?
Что нужно знать?
И что писать?
ПОВТОРИМ!
- Идея (основная мысль) – ??
Тема – это предмет речи, то, о чем говорится в сочинении.
Тема нашего сочинения - Домашнее животное-кошка .
Идея (основная мысль) – это ответ на поставленный темой вопрос .
Что такое описание?
Жанр - Описание.
Описание – это перечисление постоянных признаков предмета, своеобразные ответы на вопрос “какой?”
Стиль сочинения -?
Вывод :
Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор.
Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.
- Какие стили языка в сочинении вы знаете?
- Какова задача художественного стиля?
- Назовите стилевые черты.
- Перечислите языковые средства, приведите примеры.
Языковые средства.
- - слова в переносном значении, сравнения;
- - эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом; б) с суффиксом – оват;
- - глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия;
- - предложения вопросительные, побудительные, восклицательные;
- - предложения сложные, с однородными членами.
Композиция.
- В описании обычно различ ают: 1 часть , в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него ;
- 2 часть , в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета.
Рассказ Скребицкого “Кот Иваныч” .
Рассмотрим классическое описание кота .
- Тема определена в заглавии.
- Назовите основную мысль.
- (Кот-ленивец, не ленивый.)
- Найдите элементы художественного стиля.
Составление плана.
- Что нужно выделить в первой части?
- Как можно начать сочинение?
- Итак, идея – кошка красивая. Как доказать, что она красивая?
- Как можно озаглавить эту часть? Что нужно описать у кошки?
- От красавицы-кошки переходим к шаловливой кошке. Как доказать, что кошка шаловливая?
- Придумайте заголовок к этой части сочинения.
- Можно написать заключение. В заключении должен быть итог сочинения.
- Основную мысль.
- У меня есть красивая и шаловливая кошка.
- Описать внешность
- Красавица. Мордочку, ушки…
- Написать, как она играет с мышкой …
- Шалунья.
- В нашем доме живет красивая и шаловливая кошка, которая украшает наш дом и нашу жизнь.
Лексическая работа.
- Мордочка - ?
- Глаза:- ?
- Глаголы:-?
- Ушки: -?
- Хвост: -?
- Глаголы: -?
Лексическая работа.
- Мордочка : вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…
- Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…
- Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…
- Усы: длинные, черные, тонкие…
- Глаголы: топорщатся, торчат, виснут…
- Ушки: маленькие, черненькие…
- Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…
- Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…
- Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками …
- Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…)
Орфографическая работа .
выт.?нутая, б.?льшие, к.?варные, длин?ые, т.?порщатся, ч.?рн.?нькие, др.?жит, пятнышко, ож.?релье –
Пунктуация, подбор синтаксических конструкци й. Какие предложения характерны для художественного стиля?
- Запишем восклицательное предложение.
- Вопросительное предложение.
- Побудительное предложение
- Придумаем сложное предложением. Что мы должны помнить о правописании сложного предложения?.. Перед какими союзами ставится запятая в сложном предложении?
- А какие красивые глаза у кошки!
- Вы когда-нибудь видели такую красавицу?
- Посмотрите внимательнее, и вы увидите, что на блестящей черной спинке есть серые пятнышки.
Итог урока.
- Прочитаем рабочий материал, который собрали в течение урока.
Домашнее задание .
- По плану можно работать над описанием любого домашнего животного, домашней птицы. Послушайте описание домашней птицы – петуха. Обратите внимание на построение этого текста, определите основную мысль.
- Домашнее задание : написать сочинение о любом домашнем животном или о любой домашней птице.
-
СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ