Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Воспитатель ДОУ ОТ «Березка»
Петренко Ольга Александровна
- «Учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
- Мнемотехника- это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000лет.
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Мнемотехника- искусство запоминания, совокупность приемов и способов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Задачи
Расширение словарного запаса и развитие речи в целом
Расширение знаний об окружающем мире, развитие воображения, творческого начала
Развитие познавательной сферы, а именно произвольной памяти, наглядно-образного мышления
Совершенствование навыков работы пальцами с включением в работу мелких мышц руки
Мнемотехника
Мнемоквадраты
Мнемодорожки
Мнемотаблицы
Мнемоквадраты – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию
связной речи детей.
* Обогащения словарного запаса
*Обучение составлению рассказов
*Пересказ художественной литературы
* Отгадывание и загадывание загадок
* Заучивание стихотворений
Работа с мнемотаблицей
* Сначала вы читаете ребенку текст, с которым будете работать.
*Читаете с выражением, с толком, как говорится, с расстановкой.
*Читаете снова, указывая на картинки в квадратах. Картинки должны быть достаточно яркими и крупными.
*Разбираете все картинки по одной, проверяя, насколько малышу понятно их содержание. Например, для расширения активного словаря малыша вы можете изобразить картинки к новым словам или к словам, которые даются ребенку тяжело.
*Затем вы снова читаете текст, разбив его на короткие отрывки или строчки, когда дело касается стихотворения.
*Теперь ребенок повторяет то, что запомнил, опираясь на картинки из мнемотаблицы.
Основные правила при проведении занятий:
*Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемоцепочки. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
*Все рисунки должны быть цветными, четкими и понятными.
*Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.
*На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц. *Повторное рассмотрение или работа с ними может выполняться только по желанию ребенка.
*Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ.
*В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.
Таким образом , с помощью мнемотаблиц, схем модулей, удается достичь следующих результатов :
*У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
*Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
*Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек.
*Словарный запас выходит на более высокий уровень.
*Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Спасибо за внимание!!!