СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи учащихся на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал по русскому языку(курсовая работа).

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи учащихся на уроках русского языка.»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования



Кафедра филологического образования





Выпускная квалификационная работа



По теме «Развитие речи учащихся на уроках русского языка».





Работу выполнила:

Черновол Олеся Станиславовна,

слушатель курсов группы Фил-2,

учитель русского языка и литературы

МБОУ педагогический лицей г. Димитровграда



Научный руководитель:

Артамонов Владимир Николаевич,

доктор филологических наук,

профессор







Ульяновск

2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...........3

Глава 1. Теоретические основы развития речи учащихся на уроках русского языка …………………………………………………………………………….6

1.1. Сущность понятий "речь", "развитие речи" ……………………………6

1.2. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности……..9

1.3. Психолого-педагогические и лингвистические основы развития речи учащихся……………………………………………………………………….. 12

1.4. Мотивация обучения……………………………………………………15

Глава 2. Методические основы развития речи учащихся на уроках русского языка…………………………………………………………………………….17

2.1. Основные формы и методы работы по развитию речи……………………………………………………………………………… 17

2.2Система упражнений по развитию речи учащихся……………………20

Заключение……………………………………………………………………...25

Библиографический список………………………………………………… 27

Приложение 1………………………………………………………………….29



Введение



Тема работы - «Развитие речи учащихся на уроках русского языка».

Одним из актуальных аспектов обучения русскому языку в средней школе является развитие связной речи учащихся.

Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.[12.1; с. 15]

Психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского[3], А.А. Леонтьева[14], С.Л.Рубинштейна[23] и др. Вопросы методики развития речи учащихся представлены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.И. Никитиной,Н.Ф. Бунакова, Е.И. Тихеевой, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковойи др.

Проблема речевого развития учащихся рассматривается в диссертационных исследованиях Е.В. Архиповой (1998), М.Т. Баранова (1985), Т.Г. Бирюковой (2003), Т.М. Воителевой (2000), Е.Ф. Глебовой (1983), Т.К. Донской (1990), Е.А. Лазаревой (1994), М.Р. Львова (1972), С.И. Львовой (1993), Р.А. Мамхеговой (1995), А.К. Михальской (1993), В.Н. Мещерякова (1986), И.А. Сотовой (2008), М.Х. Шхапацевой (1986), С.В. Юртаева (2003) и других. Многообразие аспектов развития связной речи учащихся, отраженных в работах названных и других авторов, свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы.

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся для пополнения словарного запаса школьников, обогащения речи изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка.

Актуальность темы диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ и ГИА предлагаются задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств изобразительности.Многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способствуют развитию их речи, следовательно, и их интеллекта. В условиях же современной действительности воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи, является первостепенной задачей каждого учителя-словесника. И это не случайно, потому что умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к русскому языку и придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах учебной и иной деятельности человека.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что систематическое, методически точное проведение речевых упражнений на уроках развития речи и русского языка способствует развитию связной речи школьников, формированию навыков самоконтроля, предупреждению и устранению типичных речевых ошибок учащихся, повышению качества высказываний учащихся.

Цель исследования –разработать систему речевых упражнений на уроках русского языка.

В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по проблеме.

  2. Раскрыть понятия "речь", "развитие речи".

3. Выявить психолого-педагогические и лингвистические основы развития речи школьников.

4. Рассмотреть методические приемы работы по развитию речи.



Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, формируются его цели и задачидля проверки выдвинутой гипотезы, обозначается материал. В первой, теоретической, главе раскрываются понятия «речь», «развитие речи», рассматривается работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности, психолого-педагогические и лингвистические основы развития речи учащихся, мотивация обучения.

Вторая глава посвящена описаниюосновных форм работы по развитию речи,методических приемов и системе упражнений.

В заключении подведены общие итоги ,указаны перспективы.

Практическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка, а также систематизировать упражнения, которые могут помочь учителям в работе.



















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    1. Сущность понятий "речь", "развитие речи"

В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление" [19, с.678].



Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение "развитие": "Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему" [15, с.835].



В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Львов М.Р. дает понятие "развитие речи учащихся": "Развитие речи учащихся - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого" [12, с. 190].



Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка - знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные не вербальные средства общения - жесты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчания. Термин речь имеет три значения:



-речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;



-речь как результат, как продукт речевой деятельности, синонимы - текст, например: анализ речи ребенка; образцы речи высшей культуры;



-речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.



Речь внутренняя или речь внешняя противопоставляются одна другой последующим критериям:



-по назначению, по целям: внешняя речь включает личность в систему социального взаимодействия, внутренняя - не только не выполняет этой роли, но и надежно защищена от постороннего вмешательства, оно осознается только самим субъектом и поддается лишь его контролю (внутренняя в своем содержании, разумеется, связана с общественной жизнью);



внешняя речь кодирована собственными кодами, доступными другим людям - акустическим, графическим, кодами телодвижений, интонацией.



Одна из главных ролей внутренней речи - это подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний. В этой роли она - начальный этап предстоящего высказывания, его внутреннее программирование [10, с.3].



В отличие от распространенной в литературе обобщенной характеристики речи детей по таким аспектам, как словарный запас, грамматический строй и т.д., постараемся рассмотреть именно связную речь учащихся, при этом с точки зрения таких присущих ей характеристик, как функции, формы, виды, функционально-смысловые, функционально-стилистические и композиционные формы речи.



Функции речи. В начале речь ребенка выступает в двух социальных функциях - как средство установления контакта (общения) с людьми и как средство познания мира. В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на товарищей и взрослых. Именно в это время наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение [18, с. 195].



Формы речи (устная и письменная речь). Ребенок овладевает сначала устной речью. До 3-х лет его устная речь, как правило, ситуативная, т.е. связана с определенной жизненной ситуацией и понятна только в этой ситуации. Но наряду с этой речью появляется контекстная устная речь, и дети пользуются и той и другой в зависимости от условий общения. Однако контекстная устная речь детей развита меньше: в их рассказах взрослым об увиденном, услышанном присутствуют элементы ситуативности: ("Поэтому мы пошли туда и увидели такой маленький цветок.Он там рос…"), что делает их высказывания полностью или частично непонятными для слушателей.



Письменной речью (а не только письмом) ученики овладевают в школе, при этом используется их устная речь: владение определенной лексикой, грамматикой языка.



В школе обе формы речи получают дальнейшее развитие речи, при этом не только устная речь является опорой для становления письменной, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка (в частности, учебно-научный стиль - до школы ученики овладевают в основном обиходно-бытовой разновидностью устной речи). К сожалению, в начальной школе преимущественное внимание уделяется формированию устной речи - связная устная речь школьников в это время развивается недостаточно. Это конечно отрицательно в итоге влияет и на развитие письменной речи: ученики начинают говорить, пользуясь короткими однообразными в структурном отношении предложениями, которыми они учатся составлять и записывать на уроках родного языка.



Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи учащихся, их интонационные навыки успешно развиваются. Устная речь становится богаче в своем звучании за счет использования разнообразных по синтаксической структуре и интонационному оформлению предложений [18, с. 196].



Функционально-стилевые типы речи. К 6-7 годам ребенок овладевает в основном разговорным стилем (устной формы литературного языка). Когда ребенок пытается пересказать или сочинить свои рассказы, сказки, то он использует некоторые образно-выразительные средства, свойственные художественному стилю.



В школе ученики овладевают книжным стилем письменной речи, его публицистической, официально-деловой разновидностью - больше всего научным (точнее, учебно-научным) стилем изложения, что связано с характером ведущей деятельности учащихся - с усвоением ими основ наук, а также с участием в различных видах общественной деятельности, с осознанием языка как системы [18, с. 197].



Виды речи (диалог и монолог). В начале ребенок пользуется диалогической речью. Это побудительные предложения, выражающие просьбу, требование, призыв; вопросительные предложения, слова-предложения да, нет и т.д.



В школе эти виды речи получают дальнейшее развитие. Ученики овладевают умением вести беседы по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с изучением основ наук [18, с. 197].



В зависимости от задач высказываний и от ситуации человек использует разные виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение.



1.2.Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности.



«Понятие деятельности,-отмечает А.А. Леонтьев,-необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает»[13, с.12]. Все, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего-либо. Мотив для речи заключен не в самой речи, а в деятельности общения. Любая деятельность включает в себя систему действий. Структура же у всех действий одна и та же. Она включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль.

Именно такую динамическую структуру имеет любое речевое высказывание. «Чтобы полноценно общаться,— пишет А. А. Леонтьев,— человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этот содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь.Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящим не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным» [13, с.33].



Сориентироваться в условиях общения — это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия, отталкиваясь от основных условий коммуникации (устное или письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одно стороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.), решить вопрос о форме (устная, письменная) виде (монолог, диалог), стиле высказывания.



Вторая фаза речевого действия — планирование — заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи - тема и основная мысль высказывания; однако существенны также ограничения, накладываемые на отбор содержания тpeбoвaниями стиля, типа, вида и формы речи.Как показывают исследования психологов, программа формируется во внутренней речи и существует обычно в «предметно-изобразительном коде» — в виде «смысловых сгустков», «образов-мыслей». На этом этапе мысль еще не расчленена, еще не выражена в словах [7, с.35].



Реализациясоставляет третью фазу речевого действия. Для нее характерны операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, причем и здесь так же как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задач общения.



Четвертая фаза речевого действия — фаза контроля — состоит в том, что говорящий сопоставляет результат речевого действия и задачу общения. В случае несовпадения полученного эффекта с намерениями говорящего делается попытка найти ошибочное звено. Для этого обычно мысленно прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах eго формирования и выясняется, где был допущен просчет: возможно не были учтены какие-то существенные для данного случая общения условия речевой ситуации, или неудачно было спланировано содержание высказывания.



Такова в общих чертах структура речевого действия по материалам современной психолингвистической литературы.[14]

Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся и развития их связной (монологической) речи. В программу включены также специальные понятия стилей, типов речи, текста и его строения.[9,с.9]



Работа по овладению нормами литературного языка формирует навыки правильного воспроизведения слова, словоформы, структуры словосочетания и предложения; работа по обогащению речи воспитывает умение не только правильно, но и уместно, с учетом требований контекста употреблять языковые средства в речи.



Основой учебных действий, с помощью которых вырабатываются указанные навыки и умения, является операция выбора нужного варианта: сопоставляются нормативный и ненормативный варианты, сравниваются нормативные языковые единицы.В результате у учащихся расширяется словарный запас, обогащается активный запас грамматических конструкций, вырабатывается гибкость в обращении с языковыми средствами.Работа эта способствует развитию чувства языка и приучает детей к оценке и, что особенно важно, самооценке речи с позиций правильно / неправильно, хуже / лучше.



Второе направление в работе по развитию речи — развитие навыков связной речи — долгое время понималось в методике и школьной практике как обучение изложениям и сочинениям и разрабатывалось на уровне «практика языка» — понятия, по мнению Л. В. Щербы, «более обывательского, чем методического». Противопоставляя «практику языка» упражнениям, роль которых в овладении речью невозможно преувеличить, Л. В. Щерба писал: «Упражняться можно только в чем-либо известном...Если же правила неизвестны, то и упражняться не в чем» [24, с.81].

Работа по развитию речи должна проводиться в системе, чтобы каждая учебная работа представляла шаг вперед от уже усвоенного, от простого к сложному. Так, система работы по развитию речи V – IV классов учитывает следующие положения:

Связь работы по развитию речи с жизненными впечатлениями обучающихся («пиши и говори о том, что видел, пережил»);

Взаимосвязь устной и письменной речи;

Связь с изучением русского языка, уроками литературы и внеклассного чтения;

Опора на межпредметные связи.

    1. Психолого-педагогические и лингвистические основы развития речи учащихся



Развитие устной речи учащихся – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка и литературы. Понятие «развитие речи» имеет как философско-психологическое, так и педагогическое значение. Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением её внутреннего мира.



Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе.Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане ее сопоставления с языком. Для них язык - это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств, желаний, а речь – последовательность знаков языка, построенная по его законам и из его материала и в соответствии с требованиями выраженного конкретного содержания (мыслей, чувств, настроений, состояний, воли, желаний).



Речь как психологический процесс является предметом психологии. Естественно, что психологов интересуют такие проблемы, как внутренняя и внешняя речь, их взаимодействие, механизмы речи, особенности устной и письменной формы процесса общения, речевые свойства личности, речь как способ существования сознания, как форма осуществления мышления, форма обобщения и т. д.



Методисту чрезвычайно важно знать, что представляет собой речь как вид деятельности, как происходит процесс порождения и восприятия высказывания. Особенно большое значение для методики развития культуры речи имеет интенсивно разрабатываемая в последнее время психология словесного общения, которую интересует, как именно в психологическом смысле происходит процесс установления и поддержания целенаправленного … контакта между людьми, как именно происходит процесс решения коммуникативной задачи, какие именно причины обусловливают высказывание, каковы его функции, какие психологические факторы ведут к тому, что данный человек говорит именно то, что он говорит, и именно так, как он говорит.



Объектом исследований методистов является речь как предмет обучения, именно поэтому они, как правило, говорят о развитии речи. При этом методисты рассматривают развитие культуры речи с учебно-педагогической точки зрения. Они выявляют трудности, возникающие при овладении речью учащимися, педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков школьников. Методисты разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться (последнее и составляет главную цель развития речи учащихся, устанавливаемую также методистами). Следовательно, методика развития речи имеет свой объект познания, свой предмет исследования, свою систему понятий. В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, т. е. о деятельности учителя, направленной на формирование совершенствования устной и письменной речи детей.[2,c.205]



Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Очевидно, в данном случае на понятие “развитие речи” переносится лингвистическая трактовка вопроса “культурной речи”, которая встречается в некоторых пособиях по культуре речи, предназначенных для работников печати, радио, телевидения. Именно в этих работах дается понятие “культурная речь”, которое соответственно характеризуется как речь богатая, выразительная, точная, правильная.



Культурная речь в своей устной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам орфоэпии, в своей письменной форме – нормам орфографии и пунктуации.



Несомненно, одним из признаков культурной речи является ее соответствие нормам русского литературного языка. И в связи с этим, конечно, чрезвычайно важно обучать в школе орфографии и пунктуации. Однако работа по формированию навыков правописания имеет свои задачи, свое содержание, свои средства. Овладение навыками правописания и овладение умением выражать свои мысли требуют различных усилий учителя по организации деятельности учащихся [21, с. 4].



Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности.

1. Информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Многословие, речевая избыточность может присутствовать даже в неинформативной фразе.

2. Логичность речи. В соответствии с законом тождества в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим. Другой закон логики – закон противоречия. Причиной нелогичности речи может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления.

3. Точность и ясность речивзаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Критерий точности высказывания определяется также и его достоверностью: насколько объективно, верно мы отражаем в речи факты, события.

4. Богатство речи. Самый первый критерий богатства и бедности речи – количество слов, которое мы используем. В одном из самых известных русских словарей – «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, собранном еще в XIX в., – около 250 тыс. слов.

5. Чистота речи. Язык – стройная система средств общения; приведенная в динамику, которая становится речью. А речь подвержена разнообразным влияниям, в частности оскудению, засорению. Засоряют нашу речь диалектные слова, профессионализмы, просторечные слова, вульгаризмы, речевые штампы.

6. Уместность речи – это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).

7. Правильность речи. Требование правильности речи относится не только к лексике – оно распространяется на все уровни языка: на грамматику, словообразование, произношение, ударение, а в письменной речи – на орфографию и пунктуацию. На всех «ярусах» языка требуется соблюдение нормы. За норму принимают наиболее распространенные из числа существующих, закрепившихся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющих свою функцию языковых (речевых) вариантов.

8. Образность речи. Образное, живое, эмоциональное слово не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя. Каким образом можно сделать речь более образной?

1. Употреблением слов в переносном значении.

2. Употреблением эпитетов – красочных определений, выраженных прилагательными.

3. Использованием образных сравнений.[4,с.97]



    1. Мотивация обучения.

Значимость развития речи в жизни - один из главных приёмов в осуществлении мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.



Главная цель работы по развитию речи учащихся — формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко и выразительно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности. Учащимся необходимо объяснить, каких же полезных результатов можно достичь, развивая свою речь.Вначале это хорошая успеваемость по всем дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе, т. к. умение чётко, ярко изложить хотя бы то, что знаешь, придаёт уверенность в себе, позволяет чувствовать себя равным среди равных.



Интерес – один из мотивов обучения. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина.

Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:



1. Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что уучащийся будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его действия.

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но и чтобы интерес был как должно направлен».

3. «Третий и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в последовательной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает интерес».[3,с.63]



Трудно переоценить воспитательное значение уроков по развитию речи в формировании личности учащегося : его мировоззрении, идейной позиции, умении отстоять свою точку зрения, развитии культуры общения, нравственных ориентиров. Развитие речи способствует укреплению памяти, вырабатывает образное и логическое мышление, активизирует речевую деятельность учащихся, развивает навыки монологической речи, помогает выстроить диалог. Владение грамотной речью позволяет учащемуся в своей будущей жизни стать активным участником производственной и общественной жизни страны.



Поэтому в работе по развитию связной речи учащихся для достижения результатов по повышению культуры речи необходимо применять различные формы и методы обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Выводы по первой главе.

Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речевая деятельность детей постоянно подвергается исследованиям. Из наиболее известных методистов и ученых, занимающихся данной проблемой, являются: Ушинский К. Д., Львов М. Р. и другие. К речи предъявляются определенные требования:

–ясность;

–выразительность;

–точность;

–логичность;

–содержательность;

–правильность.

Ответственность преподавателя за культуру собственной речи чрезвычайно велика. Именно учителю принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного языка.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с окружающими его людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, а каналом связи служит общение. Основным способом удовлетворения ребенка является речь [5,с.74].Таким образом, речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир, то есть овладение речью - это способ познания действительности.



ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.



2.1.Основные формы и методы работы по развитию речи.

Работа по развитию речи учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в дореволюционной школе. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка "развивать в дитяти врожденный дар слова". И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей "словами и выражениями, для этого годными", добиваться того, чтобы "не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам" слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно "через слово ввести дитя в область духовной жизни народа"[25].

В.А. Добромыслов выделяет 2 направления в работе над развитием речи: 1) работа по развитию речи – это предупреждение и преодоление произносительных, лексических, морфологических ошибок; 2) обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся. Вслед за Т.А. Ладыженской[ 11] выделим три направления в работе над развитием речи:



1) Овладение нормами литературного языка.

С языковыми нормами школьники знакомятся при изучении основного курса русского языка; ученики должны усвоить практическим путем некоторые произносительные, лексические, грамматические нормы. При этом в программе обозначены лишь те нормативные правила, которые, как показывают специальные исследования,

- нарушаются носителями родного языка;

- относятся к числу безусловно принятых;

- являются коммуникативно-значимыми, так как охватывают большую по объему группу языковых средств или частотные в речи слова, словоформы, конструкции.

Что обеспечивает успех в проведении работы по формированию правильной речи?

1. Четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек.

2. Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т. д. и осмысление определенной конкретной нормы. В тех случаях, когда это, возможно, необходимо объяснить суть ошибки, например: "Яблоко в русском языке среднего рода, поэтому нужно говорить Спелое яблоко висело прямо надо мной, а не "спелый яблок висел...", или почему ошибочно построение предложений с деепричастным оборотом типа: "Подъезжая к дому, у него слетела шляпа" и т.д. В других случаях учитель, опираясь на введенное понятие нормы, замечает: "Так не говорят по-русски", "Это нарушает принятые нормы (правила) русского языка".

3. Учет необходимости многократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ, словоупотребления и т. д.,чтобы выработать нужный автоматизм произношения, управления одного слова другим и т.д. Как показывают специальные исследования, при наличии у школьников сознательной установки на усвоение нормы таких повторений может быть от 5-7 до 50-70 и 100-150 раз. Понятно, что само по себе количество повторений не решает вопроса - важно, в чем оно будет состоять, как оно будет построено и организовано, насколько ученик будет сам заинтересован в достижении цели.

4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначале осмысленных умений, а в последующем - речевых навыков.

2) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Коммуникативный смысл этой работы не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, но воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, особенно изобразительные.

Наукой накоплено немало данных о том, как усваивается звуковая сторона речи, как пополняется словарный запас детей. Надо отметить, что речь школьников изучена меньше, чем речь детей дошкольного возраста. В школе речь выступает как средство передачи знаний. Сталкиваясь с речью в ее различных функциях, учащиеся знакомятся с функциональными стилями и овладевают их элементами.







3)Обучение различным видам речевой деятельности



Известно, что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Слушание - разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь.

Слушание - это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.

Безусловно, умению слушать, как и говорить, учит ребенка прежде всего жизнь: еще до школы дети воспринимают (исполняют) речевые команды, отвечают на реплики собеседника, соглашаясь с ним или возражая ему, при этом чутко реагируют на интонацию высказывания.[1, с.267]

Чтение - один из видов речевой деятельности - заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. пра­вильным озвучиванием текста, записанного в определенной графичес­кой системе, и умением осмыслить прочитанное.



Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются следующие: высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации. Восприятие текста и активная переработка информации - вот основные компоненты чтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности - важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка.

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи.

При определении содержания работы по развитию связной речи школьников учитывается, с какими коммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу.







    1. Система упражнений по развитию речи учащихся



I. Овладение нормами литературного языка



По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.



Достижению поставленной цели способствуют:



1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);



2) свободный или творческий диктант;



3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;



4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;



5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);



6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;



7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств (см. Приложение 1).

8) задания «вставь слово»(см. Приложение 1)



Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:



1) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);



2) «немые диктанты» (орфоэпические);



3) проговаривание вслух по слогам необходимого материала;



4) объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д. (см. Приложение 1).



Эффективность этого приема увеличивается при использовании цветных мелков; рисунков, обозначающих предметы, наименование которых следует запомнить; игровых форм работы (см. Приложение 1).



II. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

Основной целью словарной работы является помощь учащимся в осмысленном восприятии содержания и художественного восприятия литературного произведения и новых литературных слов, словосочетаний, научит употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь учащихся была яркой, выразительной, связной. Отсюда вытекают следующие задачи, которые каждый педагог должен ставить перед собой, чтобы организовать целенаправленную и качественную работу со словами:

1)раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого усиления этико-эстетического воздействия на учеников;

2)ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь, сделав ее более эмоциональной и выразительной;

)развивать связную устную и письменную речь школьников [6,с.33].

Вследствие чего методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления. Это такие, как:

·обогащение словаря;

·уточнение словаря;

·активизация словаря;

·устранение нелитературных слов.



В работе можно использовать следующие приемы и методы:



  1. Словарная работа



• работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);



• различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (я читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант (берем 3–5 предложений, включающих словарные слова, поочередно их демонстрируем по 10–30 секунд). За это время учащиеся должны прочитать, запомнить и записать. Работа ведется до тех пор, пока все учащиеся не будут писать эти предложения безошибочно; лексический диктант (см. Приложение 1)



• сочинение-миниатюра по опорным словам;



• карточки с разнообразными заданиями;



• «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;прием подбора антонимической пары



• работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом (выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по сноскам и словарю в книге для чтения.В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями); работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);



• традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.



Эффект словарно-орфографической работы зависит от способов введения на уроке нового словарного слова. Прав тот учитель, который не просто называет детям слово для запоминания, но создает ситуацию, требующую от школьников активной мыслительнойдеятельности. Выполняя определенные действия, учащиеся сами должны найти новое словарное слово. В ходе такого поиска развиваются их интеллектуальные способности, а у учителя появляется дополнительная возможность организовать на уроке попутное повторение по разным темам. Очень хорошо в этом случае работает прием шарады.(см. Приложение 1)







2)Обогащение грамматического строя речи учащихся



• Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования (см. Приложение 1).



• Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля (см. Приложение 1).



Таким образом, система словарной работы со школьниками состоит

в том, чтобы слово:

-правильно воспринималось в тексте;

-было понято со всеми оттенками и окрасками;

-вошло в словарь ребенка;

-воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях.



III. Обучение различным видам речевой деятельности



  1. Обучение слушанию:



• повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);



• записать во время слушания опорные слова;



• конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы).



  1. Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).



• прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;



• прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);



• разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;



• обсудить текст во время беседы;



• «жужжащее» чтение (правил, заданий, текстов с доски и др.);



• чтение «по цепочке».



  1. Обучение устной и письменной речи



Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.



• сочинение-репортаж на экологическую тему;



• сочинение-интервью с литературным героем;



• сочинение-рецензия на самостоятельно прочитанное небольшое произведение современной литературы (11-й класс);



• отзыв о просмотренном фильме;



• сочинение-эссе «Природа и мы в XXI веке»;



• доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;



• сочинение – портретный очерк «Моя мама (бабушка, сестра)».



«Составь рассказ».Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ. (Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.)













ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка.В результате проведенного исследования на тему «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» мы пришли к следующим выводам.

Известно, что хорошо развитая речь оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.



В системе работы над развитием речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений.

В нашей работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов.

Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными. Таким образом, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.



Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.



Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.



Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

Но важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:



- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;



- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной



- деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;



- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.



В соответствии свышеизложенным, можно сформулировать рекомендации учителям и студентам педагогического колледжа.

-систематически проводить лексическую работу на всех уроках в начальной школе;

-проводить работу со словом по всем направлениям: над обогащением, активизацией, уточнением словаря, соблюдая при этом все требования к речи;

- целесообразно использовать разнообразных приемов для эффективного усвоения значения новых слов детьми (подбор синонимов, антонимов, словообразовательный анализ, работу с толковым словарем, объяснение в контексте и т.д.);

- уделять особое внимание изобразительно - выразительным средствам языка на уроках русского языка: эпитетам, сравнениям, метафорам, т.к. они делают речь ребенка яркой, выразительной;

- использовать в своей педагогической деятельности различные виды упражнений творческого характера, побуждая детей к осознанному употреблению новых слов.



Библиографический список

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.: «Просвещение»



2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Академ А, 1999



3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.



4. Голованова Д.А., Кудинова Р.И., Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. «Окей-книга», 2009



5.Горецкий В. Г. Русская азбука: Учебник для 1 класса начальной школы.-М.: Просвещение, 2010



6. Запорожец И. В. Проведение словарной работы. //Начальная школа



7. Зеньковский В. Психология детства, М.: Академия, 1996. - 346 с



8.Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.



9.Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

10.Король Л. Ф. Творческие работы на уроках русского языка. «Начальная школа», 1998, №4, с. 40-46.

11.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М.,1975



12. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.



12.1.Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1987.- 415 с.



13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М.:Просвещение, 1986



14.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969

15.Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка.М.: Просвещение, 1966.

16.Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы Издательство: М.: Просвещение ,1992.-192 с



17.Нуруллина Н. Н. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», 1998, №3, с. 80.



18. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.



19.Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ.ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.



20.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка/ Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1984.



21.Программа 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения.- М., 2004.



22.Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова. «Начальная школа», 1994, №8, с. 55.



23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002 - 720 с.



24.Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе// Общие вопросы методики, М., 1974



25.Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. М.-Л.,1948-1952. – Т.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Овладение нормами литературного языка



Упражнения



1. Выберите правильный вариант произношения выделенных слов, составьте с ними распространенные предложения: прибывший поезд – прибывший поезд; повлекший наказание – повлёкший наказание; начатый пирог – начатый пирог; звонит – звонит; повторим – повторим; моя фамилия – мое фамилие, обратно пришел – опять пришел.



2. Образуйте краткие причастия в форме прошедшего времени, женского рода, поставьте ударение: взят – взят_, переведен – переведен_, нанесён – нанесен_, создан – создан_.



3. Расставьте ударения и произнесите глаголы: начать, понять, начал, понял, поняла, повторит, облегчит.



4. Как правильно: коне[чн, шн]о, [чт, шт]о, [чт, шт]обы? Составьте диалог на тему «Спорт».



5. Прочитайте стихотворение. В какой форме стоит существительное грамм?



Есть в нашем лагере весы,

Не просто так, не для красы, –

Мы выясняем по утрам,

Кто пополнел, на сколько грамм.



6. Запишите стихотворение, выучите его наизусть, расставьте ударение в словах, приготовьтесь писать стихотворение под диктовку.



...Придут домой ученики –

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!



7. Составьте предложения или словосочетания с данными словами: представить – предоставить, одеть – надеть, экономный – экономичный.



8. Составьте именные словосочетания по типу (сущ. + сущ).



9. Составьте односоставное предложение по схеме: [=] – безличное.



10. Составьте предложение по схеме: [– =], и [– =].



11. Составьте предложение с прямой речью по образцу: «А разве Сергей еще не вернулся?» – спросила Маша, зайдя в комнату.



12. Составьте безличное предложение или мини-сочинение, состоящее в основном из односоставных предложений на тему «Зимнее утро», «Сумерки»; сочинение на основе изображенного на картинке (рисунке, фотографии, репродукции, диапозитиве; на основе наблюдений, проведенных в классе или дома; на основе содержания отрывка из изучаемого произведения).



13. Речевая задача (вызывающая большой интерес): «Вы – редактор газеты (журнала). Помогите начинающему автору – внесите правку в созданный им текст».



14. Опираясь на примеры, объясните разницу между словами: классовый – классный, здравица – здравница.



15. Составьте «лексический» диктант (10–20 слов) на тему «Весна».



16. Выберите правильный вариант.



Я (допишу, дописываю) письмо и отнесу его на почту.



Ты (прочитаешь, читаешь) книгу и вернешь ее товарищу.



Он хорошо (думает, продумает) свой план и выполнит его в срок.



17.Задание: «Вставь слово»



(Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!



А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не (какой?)… птичкой, а (какой?) …звездочкой, вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей.

18. Объедините глаголы, близкие по смыслу, в четыре группы: утверждать, сказать, предполагать, доказывать, сообщить, рассчитывать, написать, отрицать, попросить, надеяться, удивлять, поражать, изумлять, спросить.



19. Выберите нужное окончание (-а, -я, -и, -ы, -у, -ю):



Вернуться из кинотеатр_, выйти из музе_, уехать из город_, не нашел тетрад_, килограмм виноград_, вижу из окн_, не выполнить задани_, приехать из деревн_, стакан ча_.



20. Преобразуйте сложные предложения в простые.



В то время как декан беседовал с первокурсниками, он подробно рассказал им о факультете.



Пока Игорь был в командировке, мы сделали ремонт в квартире.



Я проснулся, когда начало светать.



По мере того как поезд приближался к станции, он сбрасывал скорость.



Мы получили телеграмму, когда обедали.



Осталось три недели до того, как начнутся экзамены.



20.При изучении несклоняемых существительных составляю текст, в котором намеренно использую неправильную форму этих слов. Такая«смехотерапия» имеет хорошие результаты. Шестиклассники не хотят быть похожими на героев только чтоуслышанных рассказов и словарные слова запоминают осмысленно и прочно. Изучаяфразеологизмы, проводим конкурс на лучший рассказ с использованием определённыхфразеологических оборотов.

- Здравствуй, сын, ну как у тебя дела?

- Дело, как говорится, в шляпе!

- Подумать только! Ну, молодец! А почему ты домашнюю работу списываешь?

- Понимаешь, пап, от этих примеров просто голова кругом идет, а с решебникомхорошо, раз-два и готово.

- Нет, сынок, нужно жить своим умом, а не за счет списываний. Ведь другие ребятаобходятся без решебников.

- Потому что они люди семи пядей во лбу и все на лету схватывают, а я-то… Хотьубей, ничего не понимаю, что учитель на уроке объясняет, да учебник еще не такой, даеще…

- Может, хватит дурака валять, просто на уроке меньше языком чесать надо далодыря гонять, а нужно навострить уши да не покладая рук разбираться в теме. Ну чтостыдно стало? Не знаешь, куда глаза девать. Ну ладно, дай слово, что больше списывать небудешь, а только проверять.



21.Составьте предложения на тему «Весенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний слов: с длинным хвостом, зеленые листья, разный цвет, много голосов, листья падают, громкий голос.

22. Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти забытую в своей комнате вещь. При помощи каких приставок в глаголе бегать вы опишите свои движения?

23.Найти ошибку в выборе слова, типа:

Солдаты (принимали) давали присягу.

(Молодой) юноша признался в том, что хочет испытать себя в спорте.

-Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.

Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших спортсменов – победителей.

Он вполне ясно объяснил вам это.

В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.

-Найди лишнее слово:

Мальчик ушиб колено ноги.

Робинзоны ослабели от недоедания пищи.

Конкурс чтецов будет проходить в феврале месяце.

Многие города были превращены в руины и развалины.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.



2)Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.



1.Определить и назвать словарное слово. В нем два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (Слово бал-кон).



2.Задания, обеспечивающие комплексное повторение изученного:

Новое слово можно узнать, если последовательно определить и соединить между собой найденные буквы.

- с первой буквы начинается корень слова промокает;

- вторая буква – окончание в слове на речк….

- после третьей буквы никогда не пишутся ю, я;

- четвертой буквой заканчивается корень слова «вылетел»;

- пятая буква – это чередующаяся гласная в корне словазаря. Какое это слово? (Слово мечта)



  1. Выясните по толковому словарю значение слов: заветный,декоративный,лояльный.Определите, сколько значений имеет каждое слово?Сделайте вывод, что такое многозначность слова?



  1. Определите, каково переносное значение слов :дань,дебри, деспотизм?Укажите,как в словаре отмечается переносное значение?Дайте определение переносному и прямому значению?





5.Укажите стилистические пометы, данные в словаре, к словамвспять,добродетель,доныне,останки?Какие дополнительные сведения мы получили о каждом слове с учетом данных помет?



  1. Что можно сказать об омобенностяхх произношения следующих слов: академия,баловать,библиотека,была,веснушчатый? Что дает читателю орфоэпическая информация?



7.Что такое омонимы? Пользуясь словарем, определите значение слов :конек,образ. Как в словаре отмечаются слова-омонимы?



8.Определите различия в значениях слов-паронимов :адресат-адресант, аобнемент-абонент, дипломат-дипломант. Как вы понимаете суть паронимии?



9.Дайте толкования следующим словам :оцепенение, очаг, офис, экстрасенс. Сравните свои толкования с толкованиями, имеющимися в словаре.

10.Используя популярные газеты и журналы, подберите слова, появившиеся в последние два десятилетия, и объясните их значение(например: дизайн, имидж, безвалютный, мануальный). В каких словарях можно навести справки о значении этих слов?



11.Лексический диктант

Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.



Горящая куча хвороста (костер).

Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).

Головка капусты (кочан).

Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).

Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).

Лопата с загнутыми краями (совок).

Задняя часть судна (корма).

Металлический денежный знак (монета).



12. Вспомните 20 пословиц, построенных на использовании антонимов, таких, например, как: больной – здоровый, мягко – жестко, утро – вечер, свет – тьма.За справками обращайтесь к словарю антонимов.