СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники»

«Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники»

«Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники»

К. Д. Ушинский   «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.  Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.  Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация

Особенности речевого развития дошкольников Отличаются непоследовательностью Содержат низкий уровень информативности Высказывания короткие Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой

Особенности речевого развития дошкольников

  • Отличаются непоследовательностью
  • Содержат низкий уровень информативности
  • Высказывания короткие
  • Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой
Дидактические игры Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Обучение составлению рассказов (составление  рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Заучивание стихотворений Пересказ художественной  литературы Отгадывание и загадывание загадок

Дидактические

игры

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей

Обучение

составлению

рассказов

(составление

рассказов по картинам

и серии картин,

описательный,

творческий

рассказ)

Прием наглядного

моделирования,

мнемотаблицы-

схемы

Заучивание

стихотворений

Пересказ

художественной

литературы

Отгадывание

и загадывание

загадок

Элементы схем, моделей Предметные картинки  Силуэтные изображения   Геометрические фигуры  Планы и условные обозначения Контрастная рамка- прием фрагментного рассказывания (Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.)

Элементы схем, моделей

Предметные картинки

Силуэтные изображения

Геометрические фигуры

Планы и условные обозначения

Контрастная рамка- прием фрагментного рассказывания

(Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.)

 В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет .  На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).”

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет .

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта.

В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).”

Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение. Днем светит ….. Ночью светит….. В лесу много … Дидактическая игра «Кто спрятался?» Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение. Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.

Днем светит …..

Ночью светит…..

В лесу много …

Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение.

Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.

ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  Этапы работы ( МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ)   Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах). Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы ( МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ)

  • Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).
  • Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
  • Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

Этапы работы (старший возраст)    Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии). Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом). Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

Этапы работы (старший возраст)

Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.

Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).

Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

Заучивание стихотворения ПТИЧКА Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.

Заучивание стихотворения

ПТИЧКА

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.

Солнышко взойдет, зайдет,

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ  Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:  • принадлежность к родовидовому понятию • величина;• цвет• форма • составляющие детали;  • качество поверхности;  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);  • как он используется (какую пользу приносит)?  • за что нравится (не нравится)?  По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию

• величина;• цвет• форма

• составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)? По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.  СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА  Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник. Сравнительное описание

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

Сравнительное описание

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ  Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.  Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними;

объединение фрагментов в единый сюжет.

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому. Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе: пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели; творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

  • Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
  • пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
  • творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки)

Предлагаются конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры

и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!