«Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники»
К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация
Особенности речевого развития дошкольников
- Отличаются непоследовательностью
- Содержат низкий уровень информативности
- Высказывания короткие
- Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой
Дидактические
игры
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей
Обучение
составлению
рассказов
(составление
рассказов по картинам
и серии картин,
описательный,
творческий
рассказ)
Прием наглядного
моделирования,
мнемотаблицы-
схемы
Заучивание
стихотворений
Пересказ
художественной
литературы
Отгадывание
и загадывание
загадок
Элементы схем, моделей
Предметные картинки
Силуэтные изображения
Геометрические фигуры
Планы и условные обозначения
Контрастная рамка- прием фрагментного рассказывания
(Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.)
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет .
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта.
В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).”
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.
Днем светит …..
Ночью светит…..
В лесу много …
Дидактическая игра «Кто спрятался?»
Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение.
Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы ( МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ)
- Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
- Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).
- Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
- Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»
Этапы работы (старший возраст)
Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.
Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).
Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
Заучивание стихотворения
ПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию
• величина;• цвет• форма
• составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)? По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
Сравнительное описание
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
- Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
- пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
- творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки)
Предлагаются конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры
и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Спасибо за внимание!