Развитие творческих математических способностей учащихся во внеурочное время
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.
Актуальность этой темы в период осуществления перехода на стандарты нового поколения, является создание адаптивной образовательной среды для обеспечения оптимального уровня развития каждого ученика, его задатков, способностей, творческого потенциала.
Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Как же активизировать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы поисковая активность, реализуясь в различных видах деятельности, как бы сама себя поддерживала?
Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема исследования «Развитие творческих математических способностей учащихся во внеурочной деятельности».
Объект исследования: развитие творческих, познавательных способностей у учащихся.
Предмет исследования: роль математики в формировании творческого мышления и познавательной активности во внеурочной деятельности.
Цель:
Создание условий для развития, проявления познавательного интереса, самоутверждения учащихся в своих возможностях в математики во внеурочной деятельности
Своевременная ликвидация и предупреждение имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно - исследовательского характера;
Воспитание высокой культуры математического мышления.
В процессе внеурочной деятельности по математике решаются следующие задачи:
- повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;
- организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере
Виды внеурочной деятельности
- Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала;
- Работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности;
- Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики
Формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные).
Постоянные Математический кружок; творческая группа, консультации
Временные формы разделить на познавательные и соревновательные, математические олимпиады, математические игры; нетрадиционные домашние задания; проектная деятельность
Математический кружок - это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.
Работа кружка:
отдельные вопросы математики, которые школьная программа или вовсе не касается, или не охватывает с достаточной широтой;
вопросы истории математики, к которым учащиеся относятся с исключительным интересом; область занимательной математики: загадки, шарады, математические фокусы.
Математический кружок в процессе работы помогает расширению кругозора учащихся в различных областях элементарной математики, содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
Методы проведения занятий в кружке следующие: короткие сообщения членов кружка, упражнения в решении занимательных задач, ребусов, загадок, задач повышенной трудности, решение логических упражнений, изготовление наглядных пособий, дидактические игры.
В кружок вовлекаю не только самых способных и подготовленных учеников. стараюсь вызвать интерес к кружковой работе по математике и со стороны средних и слабых ребят
Математический кружок 6-8 кл
1. История математики.
а) Старые русские, метрические и другие меры.
б) Счетные приборы. Вычислительная техника.
в) Как научились люди вычислять время.
2. Закономерности окружающего мира.
а) Математическая индукция. Дедукция и индукция. Полная и неполная индукция. Метод математической индукции.
б) Комбинаторика. 2 правила комбинаторики.
в) Теория вероятности. Случайные события. Однозначные и неоднозначные исходы.
г) Статистика. Статистическая закономерность.
3. Математика на службе человека
а)Математика в быту.
Выполнение измерений для домашнего ремонта.
б) Математика в живой природе.
Изготовление моделей геометрических тел.
Консультации провожу а)Индивидуальные консультации в 8 классе, б)Выполнение заданий по желанию, в)Работа учащихся с индивидуальными заданиями, г)работа с тестами
Творческая группа- группа детей которых я привлекаю к участию в проектной деятельности Лист Мебиуса, Теорема Пика, Четырехугольник Вариньона (участие в конференции Первые шаги, местный конкурс Вернадского) , задаю творческие домашние задания
Важную роль в развития творческих способностей и познавательной активности отводится играм на уроках математики и во внеурочной деятельности. В рамках предметной недели нетрадиционные уроки, задания творческого характера, сочинение математических сказок, (урок игра 8 класс Гадание по Пифагору)
Участие в олимпиадах, школьного и муниципального туров, онлайн олимпиадах, игре Кенгуру
Нетрадиционные домашние задания
. Задания на составления текстов задач, примеров, уравнений.
Разработка алгоритма по теме
Разработка кроссворда по теме.
Составление ребусов
Составление презентаций к конкретным темам.
Свою задачу я вижу в том, чтобы организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.