«Развитие творческих способностей обучающихся 1-4 классов в процессе реализации ФГОС НОО»
Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов в условиях реализацииФГОС НОО
У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития.
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Исходя из этого цель моей деятельности -развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Развитие творческих способностей детей зависит от чуткого, тактичного, все понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени стоят следующие задачи:
- замечать любые творческие проявления учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки способностей. Задача учителя – развивать эти задатки, растить эти нежные ростки. Творческие работы, как показывает опыт, являются эффективным приемом развития речи учащихся.
Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость развития творческих способностей каждого человека. Современное общество движется по пути творческого мышления человека. Творчески мыслящий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций. Он способен к самореализации своих возможностей, к саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящей личности не находит своего полного претворения в школьной практике. Поэтому развитие творческих способностей школьников имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.
В содержании образования произошли существенные изменения. Всё большее распространение приобретает вариативность программ, учебных пособий, средств и форм обучения. Изменилась роль педагога. Он стал наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор развития. Основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать ни система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. От выпускников требуются качества свободной, творческой личности. Сформировать эти качества в процессе обучения возможно при систематической работе по развитию творческих способностей учащихся, использовании дифференцированного подхода, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классноурочной системе.
Опыт может быть применён учителями начальных классов в рамках программы общеобразовательной школы.
Рекомендуется педагогам, работающим над проблемами развития творческих способностей школьников с использованием дифференцированного подхода в обучении.
Изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Диагностика и формирование положительной мотивации учения.
Использование дополнительной литературы при организации учебного процесса.
Разработка заданий творческого характера.
Разработка уроков с использованием заданий дифференцированного характера, направленных на развитие творческих способностей.
Я считаю, что дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения. При любом коллективном обучении формирование ключевых компетенций происходит индивидуально, в соответствии с особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Поэтому, работая над проблемой развития творческих способностей учащихся, я использую дифференцированный подход в обучении.
В начальных классах умственная деятельность лишь формируется. В работе с классом я учитываю индивидуальные особенности психических процессов как слагаемых обучаемости, психофизические особенности личности в целом. Дети в любом возрасте отличаются типологическими чертами, образуя четыре группы темперамента: холерический тип, сангвинический, флегматический, меланхолический. Среди этих групп есть дети с повышенной и пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной. Разным ученикам требуется разное время, объём, разные формы и методы работы, чтобы овладеть программным материалом, развить свои творческие способности, сформировать творческое мышление. Используемый мною дифференцированный подход позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей каждого учащегося.
Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работой. Поэтому я работаю над формированием у детей навыков самостоятельной учебной деятельности.
Дифференцированный подход как средство развития творческих способностей учащихся, на мой взгляд, можно использовать на всех этапах обучения.
Осуществляя дифференцированный подход, я добиваюсь актуализации необходимых знаний всех детей. Во время объяснения нового материала я учитываю психофизические особенности учеников. Поэтому использую дифференцированный подход, мобилизующий творческие способности учащихся.
На этапе закрепления основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы творческого характера. Дифференцированный подход на этом этапе я осуществляю преимущественно в виде заданий различного уровня сложности и характера. Я готовлю два – три варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант задания, или каждый вариант я заранее предназначаю определённой группе учеников. Отдельным группам даю разъяснения с целью предотвращения ошибок. При организации такой работы я имею возможность выявить и устранить пробелы в знаниях, углубить изучаемый
материал и расширить его границы, развивать на этой основе творческие способности детей. При реализации дифференцированного подхода в обучении я предлагаю задания для индивидуальной или групповой работы детей не только репродуктивного, но проблемного, исследовательского характер, развивая этим творческие способности учеников.
Контрольные работы содержат одинаковые для всех задания, одной трудности, соответствующие образовательным стандартам. Оценка знаний и умений, выраженная отметкой, объективно отражает достигнутый уровень успеваемости. При этом я включаю в контрольные работы задания, которые ребёнок может выполнить в качестве дополнительной работы. Я заинтересованна в том, чтобы не просто поставить ученику отметку, но и понять, какие знания умения не усвоены и почему. Основная цель проверки для меня не в констатации факта «верно – неверно», а в установлении причин, не позволяющих отдельным ученикам успешно справиться с заданием. Результаты выполнения заданий я использую для организации дифференцированной работы направленной на развитие творческих способностей учеников.
На мой взгляд, реализация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика, остаётся одной из самых острых проблем начального образования. Поэтому, чтобы
процесс обучения был индивидуализированным в гетерогенном классе, способствовал развитию творческих способностей каждого ученика я строю его на основе дифференцированного подхода в обучении
Приложение 1.
Актуализация знаний.
Тема. Раздельное написание предлогов со словами.
Всем ученики получают карточку с заданиями. Я предлагаю ребятам самим определить сколько и какие задания они выполнят.
- Вставь пропущенные слова.
- Найди в тексте многозначное слово.
- Узнай, пользуясь словарём, значения этого слова.
Чудесный выдался денёк,
А я учу ( ).
Я должен твёрдо знать урок
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
Что значит «по»?
Что значит «за»?
И «по» и «за» ( ).
А хорошо бы ( ) порог
И мчаться ( ) дороге!
Какой же выдумать предлог,
Чтоб не учить ( ). А. Шибаев.
Приложение 2.
Тема. Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов.
А. Работа по карточкам. Ученики разделены на две группы. Каждая группа выполняет своё задание к тексту.
Город Белёв старинный и красивый. Самобытна и прекрасна белёвская земля. Бережно хранят белёвцы память о своих истоках.
1.Найдите однокоренные слова. Определи слабую позицию для согласного в корне слова. Пользуясь основным принципом русского языка, обоснуй правильность обозначения его буквой.
2. Докажите, что слова: Белёв, белёвская, белёвцы – однокоренные слова. Выделите в корне слова букву «в», обозначающую согласный звук в слабой позиции. Измени слово так, чтобы звук стоял в сильной позиции.
Б. Выведение алгоритма решения орфографической задачи.
Алгоритм составляется детьми при поддержке учителя. Оформляется в виде схем. Это способствует развитию творческих способностей школьников, помогает слабым ученикам понять материал урока.
Алгоритм.
Определите опасное место в слове.
Выделите корень.
Измени слово так, чтобы согласный звук стоял в сильной позиции
?
?
----а (н)
!
Приложение 3.
Тема. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Вариант 1. Сконструируй из 3 палочек три разных угла: прямой, острый, тупой.
Сконструируй три острых угла.
Вариант 2. Сконструируй по образцу. Покажи острые углы, тупые углы, прямой угол.


Приложение 4.
Задания для индивидуальной или групповой работы направленные на развитие творческих способностей учеников.
Грамматическая арифметика.
Запиши слова – ответы.
Кок + лоб +о = ?
Весёлый наборщик.
Придумай слова, начинающиеся с каждой буквы этого слова.
Журнал
Ж – жук, у – укроп, р – река, н – нора, а – акула, л – лук.
Путаница.
«Расколдуй» слова, запиши.
Садимолёт, ошегород, прадавила, замивод, авмитобус.
Приложение 5.
Русский язык. 2 класс. Контрольная работа (диктант) по теме: «Безударные гласные».
Три весны.
В полях показалась земля. Наступила первая весна, полевая. На реке треснул лёд. Река стала вольной. Это настала вторая весна, речная. Сошёл последний снег. Ожили леса. Деревья оделись в новый наряд. Пришла третья весна, лесная.
1. Над словами первого предложения поставь знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие гласные в слабой позиции. 2. К словам речная, лесная запиши проверочные слова.
3* Запиши предложение – продолжение текста. Включи в него слова с проверяемыми безударными гласными.
Для меня творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противоположно разрушению, шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли. Я считаю, что творчество – нравственная категория, оно требует от человека высочайшего чувства ответственности и предельного уровня компетентности в избранной области.
Работая с младшими школьниками, я вижу, что благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения я в своих классах активизирую познавательную деятельность, создаю ситуацию заинтересованности, используя для этого дифференцированный подход в обучении.
Я убеждена, что развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, на мой взгляд, выступает планомерное, целенаправленное предъявление задач в системе, отвечающей следующим требованиям:
познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Задачи для учеников своего класса я ставлю с учётом дифференциации.
Для развития творческих способностей учеников, перед собой я поставила следующие задачи:
используя разнообразные формы и методы обучения систематически развивать у детей подвижность, гибкость, активность мышления;
учить детей анализировать, рассуждать, запоминать осмысленно;
делать выводы, находить новые способы решения задач.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач в занятии я выделяю четыре последовательных этапа:
разминку,
развитие творческих механизмов,
выполнение развивающих частично – поисковых задач,
решение творческих задач.
Я компоную задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Задания предлагаю всему классу, работу веду в быстром темпе. Такая работа создаёт дух соревновательности, концентрирует внимание. Я всегда внимательно выслушиваю ученика, вижу в каждом индивида с особыми возможностями и дарованиями. Я убеждена, что творческий потенциал заложен и присутствует в каждом ребёнке, поскольку творчество – естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определённой деятельности в меру наличия специальных способностей. Особенностей В своей работе я вижу подтверждение слов Розенталя,
который утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно начинают этих успехов добиваться, даже если раньше считались не очень способными. Я вижу потенциал в каждом ребёнке, поэтому на основе дифференцированного подхода в обучении веду систематическую работу по развитию творческих способностей каждого школьника.
Приложение 6.
Литературное чтение.
Тема. Обобщение по теме: «Я и мои друзья».
Разминка.
Назовите пословицы о дружбе, которые вы подобрали дома.
Объясните их смысл.
Развитие творческих механизмов.
А. Рассмотрите портреты писателей. Назовите авторов, произведения которых вошли в раздел «Я и мои друзья».
Б. Запишите в таблицу человеческие качества, которые на ваш взгляд
а). помогают б). мешают
добрым отношениям, дружбе. Объясните выбор.
Выполнение развивающих частично – поисковых задач.
А. Викторина. Работа детей в группах.
«Алла, не грусти», «Волшебство слова», «Я ушла в свою обиду», «Хорошие», «Два пирожка», «Перед игрой».
Берестов, Лунин, Булгаков, Ермолаев, Осеева.
«Хорошее», «Анна не горюй», «Два пирожных», «Я и Вовка», «Гляжу с высоты на обиду…».
Добрый человек добру учит. Друг познаётся в беде. Горькая правда лучше доброй лжи.
В рассказе «Хорошее» говориться о хороших поступках, которые совершил герой.
В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит по тому, что попала в больницу.
В Рассказе Осеевой «Почему» собаку звали Бум.
В рассказе «Почему» мальчик переложил вину на собаку из-за жестокости.
К стихотворению «Я и Вовка» подходит пословица: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
Решение творческих задач.
Выполнить иллюстрацию к одному из прочитанных произведений раздела «Я и мои друзья».
Составить рассказ на тему: «Мой друг».
Приложение 7.
Неделя математики.
Первый день. «Из истории математики».
План проведения.
1. Рассказ – демонстрация. «Как люди научились считать?»
2. Загадки о цифрах.
3. Игра в рифмы.
4. Подведение итогов.
Второй день. «Турнир смекалистых».
План проведения.
Учимся писать математический диктант на «4» и на «5».
Умеете ли вы составлять числовые выражения?
Какова масса? (Логические задачи на нахождение массы.)
Весёлые вопросы. (Задачи в стихотворной форме.)
Третий день. «Кто больше наберёт очков».
План проведения.
Четвёртый день. «Час занимательной математики».
План проведения.
Конкурс «Кто быстрее». (Решение практических задач.)
Конкурс «Правильно ответь». (С помощью сигнальных карточек.)
Конкурс «Смекни». (Логические задания на построение геометрических фигур.)
Конкурс «Покажи быстрей число».
Подведение итогов.
Пятый день. «Математика в сказках».
План проведения.
Продолжи сказку. (Инсценировка продолжения сказки.)
Сказочные задачи. (Составление задач по сказкам.)
Числа в пословицах. (Объяснить смысл пословиц.)
Кто больше. (Назвать поговорки, пословицы, скороговорки в которых есть числа.)
Подведение итогов. Награждение.
Существуют положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника. В качестве благоприятных черт мотивации я отмечаю общее положительное отношение ребёнка к школе, широту его интересов, любознательность. Непосредственность, открытость младших школьников являются, на мой взгляд, благоприятными условиями для развития положительных мотивов, чувства ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников, по моим наблюдениям, имеет и ряд негативных характеристик. Так, интересы младших школьников:
недостаточно действенны, сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
неустойчивы, ситуативны, без поддержки учителя могут быстро угасать;
малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учебной деятельности.
В начале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда, и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а ещё позднее – к способам добывания знаний.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: от интереса к отдельным фактам к интересу познания закономерностей и принципов. Закладывается интерес к способам приобретения знаний, возникают мотивы самообразования.
Социальные мотивы развиваются от общего понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными.
Позиционные социальные мотивы представлены в этом возрасте желание ребёнка получить главным образом одобрение учителя.
Такова качественная картина мотивации учения в младшем школьном возрасте. Если проследить количественную их динамику, то увидим, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Это происходит из-за снижающегося стремления ребёнка учиться и его неуверенности в своих возможностях.
В своей работе я стремлюсь избежать снижения мотивации учения у школьников, формировать положительную мотивацию учения.
Для решения этой задачи я использую в работе задания творческого характера. Развитие творческих способностей ученика ведёт к повышению его познавательной активности, что способствует развитию положительной мотивации к учению. Использование при этом
дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.
Для создания положительной мотивации я опираюсь на творчество детей, в частности, на их стихотворчество. Подбирать рифмы к словам, сочинять двустишия и четверостишия на заданные темы детям своего класса я предлагаю на уроках и во внеурочное время.
Мотивация учения – это непостоянная величина. Мотивация младшего школьника меняется и зависит от ряда объективных и субъективных причин. В своей работе я постоянно изучаю мотивацию учения детей.
Приложение 8.
1 класс. Русский язык. Тема. Слово, предложение, текст.
Закончи фразу.
Ша-ша-ша – моет мама (малыша). Аш-аш-аш – у Вовы (карандаш).
Восстанови стихотворение.
Бегемот Разинул
Рот Просит Булку
Тема. Правописание слов с сочетаниями жи, ши.
Дополните слог до слова.
Ши- ? (шина, шило). ? –жи (лужи, лыжи).
Придумай рифму к слову.
Шишка – (мишка, пышка).
Составь четверостишие, используя рифму: шина, машина.
Тема. Имя прилагательное.
Задумайте предмет, опишите его с помощью имён прилагательных. Сделайте это в стихах.
Красное, румяное,
Сладкое, медвяное. (яблоко)
Опиши предмет, используя слова, обозначающие признаки предмета.
Берёза (высокая, стройная, кудрявая, зелёная, родная, молодая).
Составь четверостишие, используя эти слова.
Приложение 9.
Изучение мотивации мною как учителем имеет свою специфику по сравнению с изучением мотивации в исследовательских целях, так как я не располагаю для этого специально отведённым временем, мне надо сочетать изучение мотивации с учебным процессом.
В своей работе я использую следующие методы изучения мотивации:
наблюдение за поведением учеников во время уроков, характером общения школьников, отношением к выполнению порученного дела;
использование ряда специально подобранных ситуаций, которые можно включить в естественный ход учебного процесса;
индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
анкетирование, помогающее довольно быстро собрать материал.
4.4. Домашнее задание дифференцированного характера
как средство развития творческих способностей школьников.
Творческие способности своих учеников я развиваю не только во время учебной деятельности, но и во внеурочное время. Одним из средств развития творческих способностей детей во внеурочное время, на мой взгляд, является домашняя работа. Основываясь на опыте своей педагогической деятельности, я сделала вывод, что систематическое выполнение дифференцированных домашних заданий учениками моего класса ведёт к развитию их творческих способностей.
Организуя процесс обучения, я стремлюсь не только дать сумму определённых знаний детям, но сформировать самостоятельность мышления школьников. Способность ребёнка мыслить самостоятельно является необходимой для развития его творческих способностей.
Каждый ученик развивается, усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента. Уровень знаний и познавательных способностей детей моего класса различен. Поэтому, работая над проблемой развития творческих способностей каждого ученика своего класса, я разрабатываю дифференцированные задания как для выполнения на уроке, так и для использования в качестве домашних заданий. При выполнении домашних заданий ребята не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и учатся использовать рациональные приёмы применения знаний на практике, переносить свои знания и умения, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.
Предлагая для выполнения детям домашнюю самостоятельную работу, состоящую из дифференцированных заданий, направленных на развитие их творческих способностей, я соблюдаю ряд условий:
определяю индивидуальные особенности учеников;
учитываю уровень владения учебным материалом каждого ребёнка в классе;
ориентируюсь на интересы школьников;
обеспечиваю ученику возможность пользоваться различными источниками информации;
строю познавательные задачи на междисциплинарной, интегрированной основе.
Домашнее задание такого характера я даю детям в следующих случаях:
при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;
при обобщении пройденной темы;
при подготовке к контрольным и проверочным работам;
при работе над ошибками.
(Приложение 10).
Развивать творческие способности детей мне помогает организация групповой работы.
В своей работе я использую домашние задания, предлагаемые для выполнения группе детей.
Работа учеников в группе организуется на основе дифференцированного подхода. Ребёнок выбирает для выполнения часть общего задания с учётом своих интересов, способностей, своего желания.
В качестве группового домашнего задания можно использовать метод проекта.
(Приложение 11).
Приложение 10.
При изучении орфограмм корня в курсе русского языка начальной школы детям предлагается домашнее задание творческого характера.
Составить карточку «Проверь друга»:
запишите слова с пропущенными в корне буквами, обозначающими гласные и согласные в слабой позиции;
составьте и запишите текст, в котором будут содержаться слова с орфограммами корня;
составьте и запишите текст, где необходимо исправить грамматические ошибки;
напишите загадки, слова – отгадки которых содержат в корне гласные или согласные в слабой позиции;
напиши текст, используй в нём слова на изученное правило, составь задание к этому тексту.
Приложение 11.
Тема. «Время и его измерение».
Проект «Изготовление календаря».
Тип проекта:
- исследовательский, практико – ориентированный;
-межпредметный (математика, окружающий мир, история, художественный труд);
- групповой;
- средней продолжительности.
Планируемый результат:
каждая группа, изготовив календарь, представляет его классу; затем календарь используется по назначению.
В результате работы над проектом школьники
- узнают о способах и единицах измерения времени, их несоразмерности и возникающих из-за этого трудностях летосчисления;
- знакомятся с календарём как с системой счёта времени, его устройством, различными видами календарей, с элементами мировой истории (в связи с проблемой измерения времени, создания и совершенствования календаря);
- продолжают учиться работать с бумагой.
Этапы работы над проектом.
1 этап. Знакомство с различными видами календарей. Повторение и систематизация имеющихся знаний. Определение вопросов, на которые необходимо ответить для изготовления календаря.
2 этап. Определение направлений поиска ответов на поставленные вопросы. Распределение на группы, определение обязанностей внутри каждой группы.
3 этап. Подбор и изучение литературы по данной теме. Сбор и систематизация материала.
Результаты этой работы я обсуждаю с учениками в группах. Затем каждая группа готовит свои выступления.
4 этап. Определение группой вида календаря. Изготовление календаря.
5 этап. Презентация результатов группового творчества.
Результатом моего опыта является развитие творческих способностей учащихся. В моих классах ученики не удовлетворяются работой со школьными учебниками, им интересна сама деятельность на уроке, они читают словари и специальную литературу, ставят вопросы и ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
В моих учениках развивается инициатива и самостоятельность, что повышает познавательную активность детей на уроке.
Применяемые мной в учебной деятельности задания творческого характера, создают комфортный психологический климат для учеников.
У детей формируется положительная мотивация учения. (Приложение 12).
Рассуждения детей на уроке, их ответы на вопросы свидетельствуют о достаточно высокой умственной и нравственной зрелости учеников моего класса.
Стимулируя проявление творческих способностей школьников в учебной деятельности, я развиваю их эмоционально – волевую сферу.
Активное участие учеников моего класса в предметных викторинах, школьных и районных олимпиадах, конкурсах – результат развития творческих способностей.
Учащиеся ориентируются на самообразование, саморазвитие в интересующей их области. Поэтому многие ученики моего класса посещают различные кружки и факультативы. (Приложение13).
Показателем результативности опыта является повышение качества знаний моих учеников.
(Приложение 14)
![]()
![]()
![]()
![]()
-Поэтические минутки.
Первоклассникам предлагаю поиграть в игру «БУРИМЕ». И дети придумывают стишки или песенки на заданные рифмы. Кошка – гармошка, молочком – язычком, картошка – окошко, огурец – молодец.
Лежит на коврике кошка,
Растянулась, как гармошка.
Посмотрели мы в окошко.
Расцвела уж там картошка.
Песенка.
Мы к кролику в гости идем с Пятачком.
Веселые песни поем.
Любые проблемы нам нипочем
Ведь мы очень дружно живем!
Во втором классе дети с удовольствием сочиняют шумелки, кричалки, ворчалки.
Надоело мне лениться.
Да! Да! Да!
Лучше буду я трудиться:
Делать уроки, много читать,
И иногда пятерки получать.
Да-Да- Да!!!
Надоело мне сидеть
И решил я пошуметь.
Пум-бу-рум! Та-ра-рам!
Голосу я волю дам!
А_А_А_! У-у-у!
Я не так еще могу!
Чик-чи-рик!,
Чики-рик!
Я немножечко охрип!
В 3-4-х классах дети сами рифмуют стихи.
Пушистая мечта.
Если б мама разрешила,
Завела бы я щенка.
Он бы был хороший, милый,
Дом стерег,
Команды знал.
И в толпе среди народа
Меня он сразу узнавал.
Но мама запретила
Щенка мне заводить.
Поэтому мечту мою
Нельзя осуществить.
![]()
-Записки.
В первом классе учимся писать записки. После того, как дети открыли, что такое записка (короткое сообщение, которое состоит их обращения, сообщения и подписи), даю различные задания: Напиши записку другу, используя слова подсказки (приходи, заходи, за мной, до встречи, до завтра); напиши какую хочешь записку учительнице (сообщение, просьбу, приглашение); напиши записку маме. И дети пишут.
Дорогая Марина Ахмедовна!
Приходите, пожалуйста, ко мне на день рождения 2 марта в 2 часа.
Руслан.
Мама!
. Я ушел в школу на День Здоровья.
Амир.
5. Игра.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка, литературного чтения и других предметов, изучаемых в начальной школе. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая даётся изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы или осмысления. Во всём мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём сведений. Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра — это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Использование игровой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в моей практике, позволило:
ученикам по-новому взглянуть на традиционные задания для этих уроков,
благодаря живым мыслям и чувствам учеников создавать устные и письменные высказывания,
создать благоприятные условия для детского творчества,
обеспечить личную заинтересованность каждого участника в игровой и учебной деятельности,
развивать коммуникативные умения ребят при работе в группах,
повысить познавательный интерес на уроках русского языка и литературы.
Присутствие «великой учительницы» — игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности. Целесообразно спланированную, правильно подобранную и умело использованную игру педагогом, по моему мнению, можно считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.
Таким образом, игровая деятельность является хорошим средством для формирования познавательного интереса учащихся к русскому языку и литературе, она способна привлечь их внимание, показать красоту этих предметов. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути предмета и не придавать игре характер обычного упражнения. Ведь игра — это всегда праздник для ребёнка.
![]()
6. Практическое применение
В моей практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Большое внимание в изучении русского языка уделяется правописанию словарных слов. Учащимся трудно даются темы по правописанию непроверяемых или труднопроверяемых написаний слов. Поэтому я в своей работе ввожу творческие задания, которые способствуют не только лучшему запоминанию правописания данных слов, но и проявлению у учащихся креативного мышления. Так, например, работу над словом я стараюсь разнообразить различными приемами.
1.Даю детям задание подобрать как можно больше прилагательных к данным словарным словам: ворона, воробей, корова, молоко
Эта работа проводится в группах. Дети каждой группы заполняют схемы, которые потом вывешиваются на доску для выполнения следующего задания: составить текст, используя данные слова с подобранными именами прилагательными.
2. Предлагаю задание: составить и записать предложение со словами собака и карандаш
(слова лучше брать те, которые не подходят друг другу по смыслу, это дает возможность детям мыслить более нестандартно)
Учащиеся составляют предложения.
Дети выбирают наиболее оригинальные предложения и придумывают продолжение (эта работа может уже быть в парах). После чего каждая пара раскрашивает те моменты на иллюстрации с изображением собаки, которые наиболее напоминают букву «о» (голова, глаза, носик, шерсть колечками, хвостик колечком…).
Задание можно дополнить работой. Я предлагаю детям дорисовать на картинках те предметы, которые будут необходимы собаке и тоже в своем названии содержат букву. Так идет запоминание того, что в слове собака непроверяемая «о».
Подобные виды деятельности я стараюсь дополнить и другими заданиями:
-нарисовать рисунок, объединив данные слова общим сюжетом
-придумать загадки или составить ребусы для данных слов
Данная работа позволяет не только отрабатывать правописание словарных слов, но и помогает расширить собственный словарный запас ученика, его умение составлять предложения более полные, а также раскрывает творческие способности детей.
Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, является, на мой взгляд, читательская подготовка. Именно отсюда возникают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается. Для оптимального развития творческого мышления детей с разными учебными возможностями в своей педагогической практике использую элементы интегрированного урока.
После чего предлагаю ребятам обыграть сюжеты, над которыми они работали, используя выбранные слова: разговор царицы с зеркальцем, обращение богатырей к царевне, общение царицы и царевны около дома богатырей.
Особый творческий интерес у учащихся вызывает работа «дизайнеров и модельеров», когда детям предлагаю сделать зарисовки, аппликации костюмов для персонажей, проекты и эскизы дворцовых комнат.
Благодаря этой работе, у учащихся повышается уровень творческой активности, формируется положительная мотивация к урокам русского языка и чтения.
Задания способствуют более быстрому запоминанию текста, развитию беглости чтения. У учащихся со слабым уровнем техники чтения возрастает интерес к чтению,желание читать больше, так как чтобы участвовать в инсценировке, необходимо знать, о чем текст. Речь детей становится более полной, красочной.
Творчество не может быть без собственных переживаний ребенка. Примером такой работы может работа по составлению своего текста - описания персонажей, используя выбранные имена прилагательные.
Чувства детей и результаты систематического обучения творчеству особенно ярко проявляются при написании сочинений. Тема одна, но насколько по разному ребята раскрывают ее: здесь и художественное описание березы, и береза как символ российской красоты и чистоты, и что береза дает человеку. Но при этом каждое сочинение пронизано переживаниями ребенка, его неравнодушием к окружающему.
В качестве домашнего задания учащимся предлагаю выучить стихотворение, подобрать свои имена прилагательные к данным именам существительным.
Одним из эффективных средств по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках русского языка являются сочинения по картине. Этот вид деятельности можно также провести совместно с уроками литературного чтения, что позволяет раскрыть творческие возможности каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
В написании сочинения учащиеся используют данные материалы, что позволяет учащимся во время написания чувствовать себя более раскрепощенно. Они откровенно делятся своими переживаниями, ярко и красочно рассказывают о переживаемом.
Особый интерес у меня вызывают темы по литературному чтению в разделе «Устное народное творчество». Именно здесь дети открывают и развивают свои самые яркие способности.
Большую ценность в обучении представляет работа с загадками. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Сочиняя (составляя)загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Важная особенность этого жанра: загадка - это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников.
А также учащиеся сочиняют свои сказки и оформляют их в самых различных видах и формах.
4.Результативность.
Для того, чтобы получить положительный результат в работе по развитию творческих способностей, необходимо:
*организовывать выставки творческих работ, конкурсы, что повышает у учащихся интерес к творчеству.
Результаты доказывают, что работа в данном направлении даёт положительный результат, как по русскому языку, так и по литературному чтению.Желание читать больше книг, расширять свой читательский кругозор возрастает. Повышается уровень техники чтения, орфографическая зоркость. Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей.
Немаловажное значение в успешности моих уроков имеют здоровьесберегающие технологии, которым я уделяю особое внимание. Необходимое чередование видов работ, разноуровневые творческие задания, соблюдение объемов всех видов письменных творческих работ также способствуют сохранению здоровья учащихся. Во время физминуток ребята могут сами придумать и показать как прыгает, бегает, передвигается, охотится и т.д. какое – либо животное.
На уроках передо мной стоит еще одна очень важная задача - создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Поощрение со стороны учителя - это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.
Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.
Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.
![]()
7. Адресная направленность.
Данный опыт работы может быть использован педагогами школы ,педагогическая деятельность которых направлена на развитие творческого потенциала учащихся.