СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Язык и культура»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная работа по любому предмету – это важная составляющая часть школьного образовательного процесса, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания школьников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Язык и культура»»

Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Язык и культура» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №127 Селюкова Екатерина Игоревна

Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Язык и культура»

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ СОШ №127

Селюкова Екатерина Игоревна

Программа курса по лингвокультурологии «Язык и культура» 1. Углубленное изучение русского языка как родного: Программа для 5-11 классов средней школы/ Отв. Редакторы Л.Г.Саяхова, Т.Н.Дорожкина/ Башкирский Институт Развития Образования. Уфа, 2001.-98 с. 2. Муллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык как родной: Учебное пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ/ Под редакцией профессора Л.Г.Саяховой. – Уфа, 2003. – 156 с.

Программа курса по лингвокультурологии «Язык и культура»

1. Углубленное изучение русского языка как родного: Программа для 5-11 классов средней школы/ Отв. Редакторы Л.Г.Саяхова, Т.Н.Дорожкина/ Башкирский Институт Развития Образования. Уфа, 2001.-98 с.

2. Муллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык как родной: Учебное пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ/ Под редакцией профессора Л.Г.Саяховой. – Уфа, 2003. – 156 с.

 Ценностные ориентиры содержания  курса «Язык и культура»    Познание языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – один из основных принципов новой, лингвокультурологической концепции обучения языкам. Наряду с лингвистической, языковой и коммуникативной компетенцией языковой личности в процессе ее формирования актуальна также культурологическая компетенция. Она включает «сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание ребятами красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи».

Ценностные ориентиры содержания курса «Язык и культура»

  • Познание языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – один из основных принципов новой, лингвокультурологической концепции обучения языкам. Наряду с лингвистической, языковой и коммуникативной компетенцией языковой личности в процессе ее формирования актуальна также культурологическая компетенция. Она включает «сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание ребятами красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи».
Родной язык – это база формирования мировоззрения, ключ к накопленной веками народной культуре, незаменимое средство сохранения традиций и преемственности поколений. Всестороннее знание родного языка – элемент высокой образованности и культуры.
  • Родной язык – это база формирования мировоззрения, ключ к накопленной веками народной культуре, незаменимое средство сохранения традиций и преемственности поколений. Всестороннее знание родного языка – элемент высокой образованности и культуры.
Цель и задачи программы Данная программа опирается на складывающуюся в настоящее время область языкознания – лингвокультурологию . Ее объект можно определить как материальную и духовную культуру народа, выраженные в языке. Основная цель данной программы: развитие и формирование творческих способностей обучающихся. Задачи:  формировать у ребят более широкий образ родного языка; способствовать пониманию языка как системы, способной выразить всю совокупность понятий, мыслей и чувств человека и предназначенной прежде всего для целей коммуникации;  формировать понимание того, что язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры.

Цель и задачи программы

  • Данная программа опирается на складывающуюся в настоящее время область языкознания – лингвокультурологию . Ее объект можно определить как материальную и духовную культуру народа, выраженные в языке.

Основная цель данной программы: развитие и формирование творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  • формировать у ребят более широкий образ родного языка;
  • способствовать пониманию языка как системы, способной выразить всю совокупность понятий, мыслей и чувств человека и предназначенной прежде всего для целей коммуникации;
  • формировать понимание того, что язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры.
Результаты изучения курса Личностные : любовь и уважение к Отечеству; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, созданию собственных текстов; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Результаты изучения курса

Личностные :

  • любовь и уважение к Отечеству;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, созданию собственных текстов;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные : Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками, дополнительной литературой; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение;

Метапредметные :

Регулятивные универсальные учебные действия :

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками, дополнительной литературой;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Система контроля : курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Система контроля : курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
   Тематическое планирование по курсу «Язык и культура»     № п/п Тема   Кол-во часов Тематический блок «Мой дом» 1 2   Родительский дом – начало начал… Значение концепта дом в русской культуре Традиционное жилище башкир. Значение концепта дом в культуре башкир 3 1     1 Какие значения слова дом раскрываются в произведениях русской и башкирской литературы. Создание проектов. 4   2 Контрольное занятие по блоку «Мой дом» 5 1   Развитие речи. Учимся писать сочинение. «История моего дома» 6   2 Контрольный урок по тематическому блоку «Мой дом». Защита проектов.   2  

Тематическое планирование по курсу «Язык и культура»

№ п/п

Тема

 

Кол-во часов

Тематический блок «Мой дом»

1

2

 

Родительский дом – начало начал… Значение концепта дом в русской культуре

Традиционное жилище башкир. Значение концепта дом в культуре башкир

3

1

 

 

1

Какие значения слова дом раскрываются в произведениях русской и башкирской литературы. Создание проектов.

4

 

2

Контрольное занятие по блоку «Мой дом»

5

1

 

Развитие речи. Учимся писать сочинение. «История моего дома»

6

 

2

Контрольный урок по тематическому блоку «Мой дом». Защита проектов.

 

2

 

  32 Тематический блок «Мои игры и игрушки»   Игры в русской культуре 33 34   1 Игры в произведениях русской литературы Разучивание русских и башкирских народных игр 35 1     1 Развитие речи. Рассуждаем на тему («Польза и вред компьютерных игр», «Моя любимая игра») . Создание проектов. 36   2 Русские народные игрушки и их разновидности. 37 1   Развитие речи. Учимся писать изложение ( «Дымковская игрушка») 38   2 Контрольный урок по тематическому блоку «Мои игры и игрушки» Защита проектов.   2  

 

32

Тематический блок «Мои игры и игрушки»

 

Игры в русской культуре

33

34

 

1

Игры в произведениях русской литературы

Разучивание русских и башкирских народных игр

35

1

 

 

1

Развитие речи. Рассуждаем на тему («Польза и вред компьютерных игр», «Моя любимая игра») . Создание проектов.

36

 

2

Русские народные игрушки и их разновидности.

37

1

 

Развитие речи. Учимся писать изложение ( «Дымковская игрушка»)

38

 

2

Контрольный урок по тематическому блоку «Мои игры и игрушки»

Защита проектов.

 

2

 

Занятие «Родительский дом – начало начал…»  Определяем тему и цель занятия

Занятие «Родительский дом – начало начал…»

Определяем тему и цель занятия

Толкование из словаря С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой: Дом . 1.Жилое (или для учреждения) здание, а также (собир.) люди, живущие в нем. Каменный дом. 2.Квартира, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Счастье в доме. 3.Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Дом печати. 4.Династия, род (устар). Дом Романовых.

Толкование из словаря С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой:

Дом . 1.Жилое (или для учреждения) здание, а также (собир.) люди, живущие в нем. Каменный дом. 2.Квартира, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Счастье в доме. 3.Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Дом печати. 4.Династия, род (устар). Дом Романовых.

В.И.Даль дает такое определение:    «Дом – строение для житья; в городе: жилое строение, хоромы; в деревне: изба со всеми угодьями и хозяйством. Крестьянский дом – изба; юж. хата; княжеский, вельможеский – палаты, дворец; помещичий в деревне – усадьба; маленький, плохонький – хижина, лачуга; врытый в землю – землянка.

В.И.Даль дает такое определение:

«Дом – строение для житья; в городе: жилое строение, хоромы; в деревне: изба со всеми угодьями и хозяйством. Крестьянский дом – изба; юж. хата; княжеский, вельможеский – палаты, дворец; помещичий в деревне – усадьба; маленький, плохонький – хижина, лачуга; врытый в землю – землянка.

Значение слов, обозначающих разновидности дома по В.И.Далю Хоромы  (устар., теперь ирон., шутл.). Большой дом (первоначально всякая жилая постройка).

Значение слов, обозначающих разновидности дома по В.И.Далю

Хоромы (устар., теперь ирон., шутл.). Большой дом (первоначально всякая жилая постройка).

Палаты (устар.) Большое богатое здание, помещение.

Палаты (устар.) Большое богатое здание, помещение.

Составьте словосочетания с различными формами слова «дом» по схемам:   сущ. + прил. глаг. + сущ.  сущ. + сущ.  Составьте словосочетания с наречием дома (домой) по схеме  глаг. + нареч.

Составьте словосочетания с различными формами слова «дом» по схемам:

  • сущ. + прил.
  • глаг. + сущ.
  • сущ. + сущ.
  • Составьте словосочетания с наречием дома (домой) по схеме

глаг. + нареч.

Прочитайте пословицы, объясните значение.   В гостях хорошо, а дома лучше. Дом вести – не лапти плести. В прилежном доме густо, а в ленивом пусто. И стены в доме помогают. Без хозяина дом - сирота. Поди в гости смело, когда нет дома дела.

Прочитайте пословицы, объясните значение.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дом вести – не лапти плести.
  • В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.
  • И стены в доме помогают.
  • Без хозяина дом - сирота.
  • Поди в гости смело, когда нет дома дела.
Юрта – переносное жилище башкир ( юрта от тюркского слова юрт – дом).

Юрта – переносное жилище башкир ( юрта от тюркского слова юрт – дом).

 Убранство юрты

Убранство юрты

Вывод. Итак, родительский дом – начало начал … Как вы поняли тему занятия?

Вывод. Итак, родительский дом – начало начал … Как вы поняли тему занятия?

 Домашнее задание: написать творческий проект «Мой дом –это…» (продолжить самостоятельно).

  • Домашнее задание: написать творческий проект «Мой дом –это…» (продолжить самостоятельно).

Обсуждение творческих проектов и работ Проект «Лингвистический футбол»

Обсуждение творческих проектов и работ

Проект «Лингвистический футбол»

Наши проекты Проект «Мой дом, моя семья» Проект «Семейные традиции и рецепты»

Наши проекты

Проект «Мой дом, моя семья»

Проект «Семейные традиции и рецепты»

Проект «Родословное древо моей семьи»

Проект «Родословное древо моей семьи»

Дерево нашей классной семьи

Дерево нашей классной семьи

Результат проекта «Масленица – проводы зимы» Вместе веселее создавать «вкусные» проекты!

Результат проекта «Масленица – проводы зимы»

Вместе веселее создавать «вкусные» проекты!

Проект «Мама подарила мне жизнь» Формирование отношения к матери на основе любви и уважения

Проект «Мама подарила мне жизнь»

Формирование отношения к матери на основе любви и уважения

Литературная гостиная «Один день из жизни из жизни Евгения Онегина» «Музыка уж греметь устала: толпа мазуркой занята». А.С.Пушкин

Литературная гостиная «Один день из жизни из жизни Евгения Онегина»

«Музыка уж греметь устала: толпа мазуркой занята». А.С.Пушкин

Проект «Как бы я провел 24 часа, оказавшись на месте Евгения Онегина»

Проект «Как бы я провел 24 часа, оказавшись на месте Евгения Онегина»

Наши достижения Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Олимпис»

Наши достижения

Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Олимпис»

Защита проектов на XVI Республиканской НПК, г. Стерлитамак, 2015г. Проект «Что в имени тебе моем», Радькин Константин, 3 место

Защита проектов на XVI Республиканской НПК, г. Стерлитамак, 2015г.

Проект «Что в имени тебе моем», Радькин Константин, 3 место

Программа мастер-класса «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Программа мастер-класса «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Мастер-классы

1.Общая характеристика организации учебной деятельности с применением технологий, развивающих творческий потенциал учащихся. Психология творчества.

2.Использование инновационных технологий в образовательном процессе как способ оптимизации деятельности учителя.

3.Использование игровых технологий на разных этапах изучения материала. Методика проведение игры на уроке русского языка, литературы, родного (русского) языка и литературы

4.Инновационные подходы к анализу лирического текста при изучении литературы и родного (русского) языка и литературы.

5.Разработка уроков с использованием игровых технологий.

6.Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ оптимизации деятельности учителя. Презентация как одна из форм домашнего задания.

 

7.Разработка уроков с использованием информационных и коммуникационных технологий.

8.Рефлексия участниками мастерской приобретенного опыта (насколько интересен данный опыт, чему конкретно они научились, какие планы на будущее).

9.Оказание помощи участникам мастерской в определении задач саморазвития и составлении индивидуальной работы по самообразованию.

Творческая мастерская «Организация самоуправления в классном коллективе» Мастер-класс «Организация самоуправления через игру на уроках и во внеурочное время» Защита проекта «Модель классного самоуправления»

Творческая мастерская «Организация самоуправления в классном коллективе»

Мастер-класс «Организация самоуправления через игру на уроках и во внеурочное время»

Защита проекта «Модель классного самоуправления»

Участие в конкурсе «Самый классный классный» Мы команда!

Участие в конкурсе «Самый классный классный»

Мы команда!

Выступление на майском форуме «Перспектива» Роль внеурочной деятельности обучающихся в 5-6 классах в процессе перехода на ФГОС

Выступление на майском форуме «Перспектива»

Роль внеурочной деятельности обучающихся в 5-6 классах в процессе перехода на ФГОС

Печатные работы

Печатные работы

Воспитательный результат внеурочной деятельности  – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности . Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности .
  • Эффекты воспитания и социализации детей формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
Благодарю за внимание!  Желаю у спехов в Вашей нелегкой, но увлекательной работе!   Контактная информация: е-mail seljukova13@mail.ru

Благодарю за внимание! Желаю у спехов в Вашей нелегкой, но увлекательной работе!

Контактная информация: е-mail [email protected]