Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Язык и культура»
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ СОШ №127
Селюкова Екатерина Игоревна
Программа курса по лингвокультурологии «Язык и культура»
1. Углубленное изучение русского языка как родного: Программа для 5-11 классов средней школы/ Отв. Редакторы Л.Г.Саяхова, Т.Н.Дорожкина/ Башкирский Институт Развития Образования. Уфа, 2001.-98 с.
2. Муллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык как родной: Учебное пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ/ Под редакцией профессора Л.Г.Саяховой. – Уфа, 2003. – 156 с.
Ценностные ориентиры содержания курса «Язык и культура»
- Познание языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – один из основных принципов новой, лингвокультурологической концепции обучения языкам. Наряду с лингвистической, языковой и коммуникативной компетенцией языковой личности в процессе ее формирования актуальна также культурологическая компетенция. Она включает «сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание ребятами красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи».
- Родной язык – это база формирования мировоззрения, ключ к накопленной веками народной культуре, незаменимое средство сохранения традиций и преемственности поколений. Всестороннее знание родного языка – элемент высокой образованности и культуры.
Цель и задачи программы
- Данная программа опирается на складывающуюся в настоящее время область языкознания – лингвокультурологию . Ее объект можно определить как материальную и духовную культуру народа, выраженные в языке.
Основная цель данной программы: развитие и формирование творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- формировать у ребят более широкий образ родного языка;
- способствовать пониманию языка как системы, способной выразить всю совокупность понятий, мыслей и чувств человека и предназначенной прежде всего для целей коммуникации;
- формировать понимание того, что язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры.
Результаты изучения курса
Личностные :
- любовь и уважение к Отечеству;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, созданию собственных текстов;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные :
Регулятивные универсальные учебные действия :
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками, дополнительной литературой;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Система контроля : курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Тематическое планирование по курсу «Язык и культура»
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Тематический блок «Мой дом»
1
2
Родительский дом – начало начал… Значение концепта дом в русской культуре
Традиционное жилище башкир. Значение концепта дом в культуре башкир
3
1
1
Какие значения слова дом раскрываются в произведениях русской и башкирской литературы. Создание проектов.
4
2
Контрольное занятие по блоку «Мой дом»
5
1
Развитие речи. Учимся писать сочинение. «История моего дома»
6
2
Контрольный урок по тематическому блоку «Мой дом». Защита проектов.
2
32
Тематический блок «Мои игры и игрушки»
Игры в русской культуре
33
34
1
Игры в произведениях русской литературы
Разучивание русских и башкирских народных игр
35
1
1
Развитие речи. Рассуждаем на тему («Польза и вред компьютерных игр», «Моя любимая игра») . Создание проектов.
36
2
Русские народные игрушки и их разновидности.
37
1
Развитие речи. Учимся писать изложение ( «Дымковская игрушка»)
38
2
Контрольный урок по тематическому блоку «Мои игры и игрушки»
Защита проектов.
2
Занятие «Родительский дом – начало начал…»
Определяем тему и цель занятия
Толкование из словаря С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой:
Дом . 1.Жилое (или для учреждения) здание, а также (собир.) люди, живущие в нем. Каменный дом. 2.Квартира, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Счастье в доме. 3.Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Дом печати. 4.Династия, род (устар). Дом Романовых.
В.И.Даль дает такое определение:
«Дом – строение для житья; в городе: жилое строение, хоромы; в деревне: изба со всеми угодьями и хозяйством. Крестьянский дом – изба; юж. хата; княжеский, вельможеский – палаты, дворец; помещичий в деревне – усадьба; маленький, плохонький – хижина, лачуга; врытый в землю – землянка.
Значение слов, обозначающих разновидности дома по В.И.Далю
Хоромы (устар., теперь ирон., шутл.). Большой дом (первоначально всякая жилая постройка).
Палаты (устар.) Большое богатое здание, помещение.
Составьте словосочетания с различными формами слова «дом» по схемам:
- сущ. + прил.
- глаг. + сущ.
- сущ. + сущ.
- Составьте словосочетания с наречием дома (домой) по схеме
глаг. + нареч.
Прочитайте пословицы, объясните значение.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дом вести – не лапти плести.
- В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.
- И стены в доме помогают.
- Без хозяина дом - сирота.
- Поди в гости смело, когда нет дома дела.
Юрта – переносное жилище башкир ( юрта от тюркского слова юрт – дом).
Убранство юрты
Вывод. Итак, родительский дом – начало начал … Как вы поняли тему занятия?
- Домашнее задание: написать творческий проект «Мой дом –это…» (продолжить самостоятельно).
Обсуждение творческих проектов и работ
Проект «Лингвистический футбол»
Наши проекты
Проект «Мой дом, моя семья»
Проект «Семейные традиции и рецепты»
Проект «Родословное древо моей семьи»
Дерево нашей классной семьи
Результат проекта «Масленица – проводы зимы»
Вместе веселее создавать «вкусные» проекты!
Проект «Мама подарила мне жизнь»
Формирование отношения к матери на основе любви и уважения
Литературная гостиная «Один день из жизни из жизни Евгения Онегина»
«Музыка уж греметь устала: толпа мазуркой занята». А.С.Пушкин
Проект «Как бы я провел 24 часа, оказавшись на месте Евгения Онегина»
Наши достижения
Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Олимпис»
Защита проектов на XVI Республиканской НПК, г. Стерлитамак, 2015г.
Проект «Что в имени тебе моем», Радькин Константин, 3 место
Программа мастер-класса «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Мастер-классы
1.Общая характеристика организации учебной деятельности с применением технологий, развивающих творческий потенциал учащихся. Психология творчества.
2.Использование инновационных технологий в образовательном процессе как способ оптимизации деятельности учителя.
3.Использование игровых технологий на разных этапах изучения материала. Методика проведение игры на уроке русского языка, литературы, родного (русского) языка и литературы
4.Инновационные подходы к анализу лирического текста при изучении литературы и родного (русского) языка и литературы.
5.Разработка уроков с использованием игровых технологий.
6.Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ оптимизации деятельности учителя. Презентация как одна из форм домашнего задания.
7.Разработка уроков с использованием информационных и коммуникационных технологий.
8.Рефлексия участниками мастерской приобретенного опыта (насколько интересен данный опыт, чему конкретно они научились, какие планы на будущее).
9.Оказание помощи участникам мастерской в определении задач саморазвития и составлении индивидуальной работы по самообразованию.
Творческая мастерская «Организация самоуправления в классном коллективе»
Мастер-класс «Организация самоуправления через игру на уроках и во внеурочное время»
Защита проекта «Модель классного самоуправления»
Участие в конкурсе «Самый классный классный»
Мы команда!
Выступление на майском форуме «Перспектива»
Роль внеурочной деятельности обучающихся в 5-6 классах в процессе перехода на ФГОС
Печатные работы
- Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности .
- Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
Благодарю за внимание! Желаю у спехов в Вашей нелегкой, но увлекательной работе!
Контактная информация: е-mail [email protected]