Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 13 имени Дважды Героя Социалистического труда В.И. Штепо»
Выступление
Развитие творческих способностей учащихся на уроках спецдисциплин.
Выполнила мастер п/о
Шапрова А.П.
Г. Калач-на-Дону
2017-2018 уч. год.
В учебных заведениях трудовое воспитание учащихся начинается с развития интереса к профессии. Интерес является одной из кардинальных проблем профессионально- технической педагогики. В основе всего того, что сделал, делает или будет делать человек, лежит "вечный двигатель"- заинтересованность.
Знакомя учащихся с профессией, раскрывая её романтику и перспективы, связанные с совершенствованием профессионального мастерства, не следует умалчивать о трудностях, связанных с овладением профессией, о высоких требованиях, которые она предъявляет к человеку. Разговор с учащимися должен быть откровенным, серьёзным, аргументированным.
Творческие способности учащихся - это способность основывающая на высоком уровне знаний. Вместе с тем творчески работающий учащийся должен не только обладать значительными познаниями в той области в которой он творит, но и обладать умением самостоятельно приобретать новые знания.
Развитие творческих способностей учащихся можно подразделить на з группы:
1 группа- высший уровень творческих способностей. Творческие способности проявляются в рационализации и изобретении. К этой группе можно отнести таких обучающихся как Сарсёнова н. , Киреева А.
2 группа - творческая способность проявляется в том, что попадаются предположения, направленные на улучшения организации труда, которые не поднимаются до уровня изобретения.
3 группа - низкий, начальный уровень творческой способности. На основе образца, технологической карты учащиеся выполняют задания, но технологического творчества в своей работе не проявляют. К этой группе в основном относятся те учащиеся, которые в школе не проходили черчение и рисование. Это такие как Филюрин В.., Гордеев А. , . и многие другие.
Учащиеся не могут сразу научиться перспективно мыслить, умственная самостоятельность формируется постепенно.
П о новой программе отведены часы практических занятий, которые мы используем для разработки техкарт, интеллект- карт. Я показываю работы своих выпускников и рассказываю каким требованиям должна соответствовать интеллект -карта.
На первых уроках интеллект- карты получались серые, бледные. Самостоятельно ребята работать не могли, но с каждым уроком работы получались интереснее. ВСТАВИТЬ КАРТИНКИ
Для развития творческих качеств учащихся необходимо в ходе работы создавать проблемные ситуации. На уроках "технологии отделочных работ" я ставлю вопрос: При одинаковом объёме работ какой отделочник будет больше получать зарплату 3 или 4 разряд? Почему? Отчего это зависит? Некоторые ребята отвечают сразу, а некоторым надо подумать , но ответ один- "зависит от квалификации".
Поступая в училище многие ребята не имеют никакого понятия о профессии на которую пришли обучаться. Для того чтобы заинтересовать учащихся и привить интерес к профессии я много рассказываю им о
строителях, какую роль в жизни занимает строитель и как необходимо много знать и уметь высококвалифицированному специалисту. Изучаем на уроках материаловедения современные строительные материалы и их свойства. Приведу некоторые: вермикулит перлит и их применение в строительстве.
перлит
Привожу примеры своих выпускников таких как Слабницкий Евгений - работает в Москве и получил высшее образование, Пивоваров Алексей- работает на стройке мастером, и конечно же Клепикова Рая и многие др.
Рассказываю о трудностях профессии и о достоинствах. Какая гордость появляется когда видишь окончательную свою работу непохожую ни на чью, что ты сможешь сделать своими руками индивидуальный декор помещения.
Проводила викторину "Как я знаю свою профессию" . Я делила группу на две команды и каждая команда должна была составить как можно больше вопросов из пройденного материала. ребята работали увлекательно.