СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности  всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Поэтому каждый учитель уделяет огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.    Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития  творческого потенциала  ребенка, выращивать ростки детских талантов, наших «звёздочек» как мы  обычно говорим, при этом учитывая интересы каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности»

Северо-Западное Управление Образования города Москвы

ГБОУ Гимназия №1619 имени М.И. Цветаевой









Тема: «Развитие творческих способностей учащихся

в проектной деятельности»



Автор : Матросова Лидия Викторовна, учитель начальных классов

ГБОУ ГИМНАЗИЯ №1619 имени М.И. Цветаевой



















Москва

Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, реализовать свои способности.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Поэтому каждый учитель уделяет огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития творческого потенциала ребенка, выращивать ростки детских талантов, наших «звёздочек» как мы обычно говорим, при этом учитывая интересы каждого ученика.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка, его творческих способностей. Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации.

В “Педагогическом энциклопедическом словаре” слово «способность» трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, реализовать свои способности. Способности человека можно представить в виде дерева, где:

  • корни — природные задатки человека,

  • ствол — общие способности,

  • ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

  • Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона.

  • Чем больше развивать ребенка, там больше способностей раскроется в нем, а это и является показателем развитой творческой личности.

В нашей школе большое внимание уделяется развитию способностей учащихся. Одним из направлений в этой работе реализуется в проектно-исследовательской деятельности. В развитии творческих способностей своих учеников я тоже широко использую проектную форму обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В этой деятельности считаю важным: именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности, которая реализуется в организации и проведении проектно-исследовательской деятельности.



- Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом . Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте очень грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

В центре внимания всех проектов - ученик, содействие развитию его творческих способностей.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Как известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Вот почему важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности, которая реализуется в организации и проведении проектно-исследовательской деятельности. Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, творчески оформить свою работу, презентовать ее.

Возможность максимальной реализации способностей детей заложена в самой концепции метода проектно-исследовательской деятельности. Её решение связано с развитием как интеллектуального, так и творческого потенциала учащихся. При организации работы над проектом я опираюсь на следующие психолого-педагогические принципы:

-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

-возможности младшего школьника имеют предел, помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

-сотрудничество: согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание.

Хочется отметить, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду. Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

В ходе реализации проектно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают умения:

•   Умение формулировать тему проектно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.

•   Умение составлять индивидуальный план работы.

•   Умение выделять предмет и объект исследования.

•   Умение определять цель и задачи исследования.

•   Умение формулировать тему проектно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.

•   Умение составлять индивидуальный план работы.

•   Умение выделять предмет и объект исследования.

В проектной деятельности можно выделить 4 этапа работы:

1. Организационно-подготовительный.

2. Функционирующий .

3. Аналитический .

4.Оформительский.

Подготовительный этап

  • знакомство с проектной деятельностью;

  • мотивация учащихся;

  • определение целей и темы проекта;

  • распределение обязанностей

  • планирование:

  • определение объекта и темы исследования;

  • формулировка темы и проблемы, ее обоснование и актуальность;

  • выдвижение гипотезы;

  • изучение научной литературы и уточнение темы, составление «банка данных» по теме;

  • формулирование целей и задач исследования;

  • определение методов исследования и составление рабочего плана.



Этапы исследований:

  • теоретическая часть – формирование понятийного аппарата и основ исследовательской деятельности;

  • обоснование практической части;

  • исследовательская часть - опросы, наблюдения, эксперименты, анализ, описание.

Оформительский этап:

  • Анализ собранной информации.

  • Оформление и рецензирование результатов исследования.

Этап представление и оценка результатов.

Формы представления результатов:

  • письменный проект,

  • фото и видеодокументы,

  • статистическая и графическая информация,

  • результаты социологических исследований,

  • мультимедийные презентации.

После заключительного этапа идет планирование дальнейшей реализации проекта.

Итак, в результате проектной деятельности у учащихся происходит:

-повышение уровня информационной и коммуникативной культуры участников проекта;

  • приобретение опыта проектной деятельности для представления самостоятельных путей решения данной или иной интересующей проблемы.

  • развитие творческих способностей учащихся.

В заключении я хочу представить результаты проектно-исследовательской деятельности своего класса. Проекты, сделанные на уроках окружающего мира : «Здоровье и спорт», «Вредные привычки», «Режим дня», «Если хочешь быть здоров», « Космос», «Школа будущего» и другие.

Проекты, сделанные учащимися во внеурочное время и представленные на конкурсе проектно-исследовательских работ « Будущее Северо-запада» «Совята»:

-«Северная столица» 1 место, 2010/2011;

- «Арбат – душа Москвы», 1 место, 2011/2012;

- «Янтарная история», 3 место, 2012/2013;

Городской конкурс проектно-исследовательских работ « Через тернии к звездам» -2 место , проект «Путешествие на Сатурн».

Городской конкурс «Юные таланты Московии» - победитель, 1 место проект «Арбат-душа Москвы».

Международный конкурс «СИНЕМА- 1517» Гран При

проект «Арбат-душа Москвы».

Российский конкурс проектно-исследовательских работ «Созидание и Творчество», 2 место, проекты:

- « Загадки бермудского треугольника»;

- «Арбат-душа Москвы»;

- «Как стать успешным».

Результат проектно-исследовательской деятельности от лица детей:

Много информации в школе получили,

Теоретически подковались…

В массы знания несли…

И к успеху мы пришли…

Плакаты рисовали,

Вместе публично выступали…

Интеллектуалов проверяли…

И награды получали !!!

Таким образом, проектная деятельность способствует развитию творческих способностей, формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

В заключение хочу привести слова, которые написаны в «Законе об образовании»:

«Каждая школа должна стать вторым домом для детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку»


Литература:

1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.

3. Т.В. Данилюк, Н.И.Калашникова. Формирование читательской компетенции. Уроки-исследования. – Волгоград. Учитель. 2011 г.

4. М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября. 2012 г.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!