СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочной деятельности. Способы и методы проведения мастер-классов. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой познавательной деятельности учащихся во внеурочной деятельности»

Развитие творческой познавательной деятельности учащихся во

внеурочное время

МАСТЕР - КЛАСС

Наше общество нуждается в креативно мыслящих, работоспособных, квалифицированных специалистах, умеющих ставить перед собой творческие цели и планировать деятельность для их достижения. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной творческой личности, способной наблюдать, анализировать, находить нестандартные решения в разных жизненных ситуациях.

Способность к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. Задача учителя – помочь учащимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь ученикам объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, реализовать свои способности. Важно дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации. Способности человека можно представить в виде дерева, где: корни — природные задатки человека, ствол — общие способности, ветви — специальные способности, в том числе и творческие. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона. Чем больше развивать ребенка, там больше способностей раскроется в нем, а это и является показателем развитой творческой личности.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познает окружающий мир. В основе развития творчества два основных принципа: индивидуальная заинтересованностью и социальная значимостью.

И.Я. Лернерер выделил черты творческой деятельности. Все учителя, особенно технологии, их знают, поэтому останавливаться на них не будем.

· самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

· видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

· видение новой функции знакомого объекта;

· умение видеть альтернативу решения; умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;

· умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.

Еще В.А. Сухомлинский в своей работе «Сердце отдаю детям», писал, что любое детское открытие, умозаключение является полноценным тогда, когда достигнуто через творчество. Развитие творческого потенциала личности в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, реализующего в педагогической деятельности свой творческий потенциал. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

- замечать любые творческие проявления учеников, а творческой деятельностью обладает абсолютно каждый;

- создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся подразумевает применение нескольких методов обучения. Рассмотрим наиболее эффективные:

1. Практические творческие задания: «Коллекция тканей», «Аппликация из ткани», «Презентация блюда», «Изготовление открытки», «Подарок другу», «Новогодняя скульптура».

2. Опережающие задания: сообщения, доклады.

3. Учебные игры: «Рекламное агентство» (рекламируют свои работы на выставках), «Турнир знатоков» (закрепление знаний).

4. Использование современных педагогических технологий: технологии сотрудничества , технологии критического м ы ш л е н и я , здоровьесберегающих технологий, которые позволяют создать условия для формирования коммуникативных, организационных, творческих способностей учащихся.

5. Проектные творческие технологии обучения. В центре внимания всех проектов - ученик, содействие развитию его творческого потенциала, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, творчески оформить свою работу, презентовать ее.

6. Организация внеклассной деятельности учащихся делает процесс обучения и воспитания интересным и увлекательным. Формы работы внеклассной деятельности разнообразны: предметные недели, выставки детского творчества, ярмарки - продажи, экскурсии, праздники, демонстрации моделей одежды, конкурсы: «Дизайнер школьной одежды», «А, ну-ка, девочки!», «Любимое блюдо».

7. Средой для формирования творческого потенциала обучающихся являются мастер-классы. В педагогической литературе существует несколько подходов к понятию «мастер-класс». В первую очередь, «мастер-класс» – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики.

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой- либо области + class – занятие, урок) – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс – это главное средство передачи авторской идеи, включающая целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, внеурочных (внеклассных) мероприятий с учетом реальных условий работы с различными категориями обучающихся. Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях творческого решения определенной познавательной педагогической задачи. Обобщая представленные выше определения, выделим особенности мастер- класса:

· создание условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность;

· постановка проблемной задачи и решение ее через различные ситуации;

· форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируются опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности. Задачи мастер-класса:

· передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

· совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

· рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

· оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования .

Положительным результатом «мастер-класса» можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к саморазвитию. В связи с этим, к требованиям организации и проведению «мастер- класса» относят:

· Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

· Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

· Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

· Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

· Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

· Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

· Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы).

· Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

· Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных критериев позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках образовательной области «Технология». В настоящее время активно внедряемая в практическую деятельность методика проведения мастер-класса в образовательной деятельности, выдвигает на первое место приоритеты и индивидуализации профессиональной деятельности учителя. Следовательно, мастер-класс требует от учителя непрерывного совершенствования. Результатом работы в мастер-классе станет то, что учитель-мастер раскрывает авторскую систему по развитию творческого потенциала обучающихся по своему учебному предмету. В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации. При подготовке и проведении мастер-класса позиция мастера – позиция консультанта и советника, помогающего организовать, скоординировать учебную работу. Проводя, мастер-класс, педагог-мастер задействует6 участников, активизирует их деятельность, развивает их творческие способности. Все учебные задания направлены на воображение участников, создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении с целью «творения». Демократичное, незаметное руководство деятельностью обучающихся подвигнет к открытию новых идей. Мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности, исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса. Развитие творческих качеств обучающихся тесно связано с ростом и развитием творческих возможностей самого мастера. При проведении мастер-класса учителю следует придерживаться алгоритма, состоящего из следующих компонентов: выделение проблемы – объединение обучающихся в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы. Для мастер-классов применяются нетрадиционные педагогические приемы, современные подходы к личности, технические средства обучения. При проведении мастер-классов учитываются возрастные особенности обучающихся, умение владеть навыками работы с материалом. В ходе проведения мастер-класса уделяется внимание личностно-ориентированному обучению. При использовании различных методик во время проведения мастер-класса, виден результат проявления познавательного интереса, творческих способностей обучающихся к дальнейшей творческой работе. Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются:

· «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

· «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

· «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

· «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

· «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

· «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

· «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы. Констатируя выше изложенное, мастер-класс отражает умение мастера проектировать успешную деятельность обучающихся, так как основной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся.

Содержание мастер-класса позволяет целенаправленно выявить, развить задатки обучающихся, вырабатывать способность проявлять творчество, т.к. в творческом процессе формируется воображение, мышление, умение выражать свои мысли, сотрудничать, общаться, предлагать и реализовывать новое (нестандартное) , решать проблемы, что способствует формированию, определению успешности в современном обществе.