СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие универсальных учебных действий на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Новые задачи образования меняют структуру и содержание стандарта. Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечивало достижение планируемых образовательных результатов. Новый стандарт  образования включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Ключевое отличие  нового образовательного стандарта заключается в переходе от минимума знаний к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что  и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Это принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Просмотр содержимого документа
«Развитие универсальных учебных действий на уроках физики.»

















Развитие УУД в процессе


обучения физике





























ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 3


ГЛАВА 1. Универсальные учебные действия на уроках физики………………..6

1.1. Личностные УУД………………………………….………………………….8
1.2. Регулятивные УУД………………………………………..………………….. 10
1.3. Познавательные УУД………………………………………….……………… 13
1.4. Коммуникативные УУД……………………………………………………… 16

ГЛАВА 2. Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках физики в основной общеобразовательной школе…………………………….20

2.1. Метод проектов в физическом образовании………………………………...28

2.2. Исследовательская деятельность на уроках физики………………………..30

2.3. Технология развивающего обучения…………………………………………37

2.4. Формирование УУД во внеурочное время…………….…………………….41


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 43


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………. 46


ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………. 47











ВВЕДЕНИЕ

Новые задачи образования меняют структуру и содержание стандарта. Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечивало достижение планируемых образовательных результатов. Новый стандарт образования включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Ключевое отличие нового образовательного стандарта заключается в переходе от минимума знаний к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Это принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Для реализации функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:

  • базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

  • основные элементы научного знания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

  • универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Что дают универсальные учебные действия?

·        обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

·        создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

·        обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению»

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность (А.Г. Асмолов).

В широком значении УУД - умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Выделяют следующие группы УУД: личностные; регулятивные (включающие также действия саморегуляции); познавательные; коммуникативные.

Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в совокупности разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей.

Функции универсальных учебных действий включают: 

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. 

Обобщая, можно сказать, что универсальные учебные действия - это

инструменты для освоения, преобразования и создания знания, то, из чего

складывается умение учиться, то, благодаря чему ребенок становится субъектом учебной деятельности.


ГЛАВА 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через развитие и формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не переда­че готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире, позволяет наиболее эффективно развивать все виды универсальных учебных действий и тем самым дает учащимся возможность использовать полученные знания в повседневной жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:

  • личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания),

  • регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование),

  • познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические)

  • коммуникативные универсальные учебные действия.




1.1. Личностные универсальные учебные действия

Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.

Личностные УУД способствуют формированию:

  • жизненного, личностного, профессионального самоопределения;

  • способности к смыслообразованию,

  • ценностно-смысловой ориентации учащихся;

  • готовности к жизненному и личностному самоопределению (прим.самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров определение своего "способа жизни" и места в обществе);

  • знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях.

Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности ученика, личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе. На уроке физики ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигать законы, лежащие в основе этого явления, учится предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира.

Учитывая неоднородность класса, индивидуальные особенности, особенности обучения в конкретной школе и состояние здоровья детей, предусматривается дифференцированная работа учащихся на уроке физики, используется уровневый подход при отборе содержания учебного материала, а также дифференцированный подход при контроле знаний.

Личностными результатами обучения физике являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и

творческих способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы в необходимости

различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего

развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,

отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными

интересами и возможностями;

5) мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на

основе личностно-ориентированного подхода;

6) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к

результатам обучения.

Великий итальянский физик Г. Галилей - основоположник научного метода в

исследовании явлений природы, выделил 4 этапа в его развертывании:

  • Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлении;

  • Выдвижение гипотезы, позволившей объединить наблюдения и факты и связать их в некую модель;

  • Математическое развитие гипотезы или нахождение логических следствий;

  • Опытная проверка гипотезы (совершается открытие новых физических

законов и явлений).

Личностным результатом обучения физике на мой взгляд становится убежденность обучающихся воспитанников в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.


1.2. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей

деятельности, к ним относятся:

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

  • что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;

  • оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач. При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального методапознания физических явлений. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. При подготовке учащихся 9 класса к сдаче экзамена за курс основной школы в традиционной форме или форме ГИА использую решение экспериментальных задач, которые позволяют охватить повторение большого количества учебного материала.

Задача 1. Закрепите желоб в штативе и установите наклон желоба таким,

чтобы шарик проходил всю длину желоба. Используя имеющие знания,

определите:

а) ускорение шарика; б) скорость шарика в конце желоба.

Укажите, как меняется следующие величины при движении шарика вверх по

желобу: а) скорость; б) ускорение; в) потенциальная энергия; г) импульс; д)

кинетическая энергия е) полная механическая энергия в реальных условиях

(с учетом трения); ж) полная механическая энергия в идеальных условиях

(без учета трения).

Задача 2. Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата,

лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините

вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите

необходимые измерения и расчеты.

Запишите: а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10с.; е) начертите схему собранной электрической цепи.

Задача 3. Проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объяснить явление.

Приборы и материалы: стакан с водой, соль, термометр.

Решение экспериментальных, качественных и количественных задач, формирует у обучающихся умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерения в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий. 


































2.3. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД.
1) Общеучебные УУД включают в себя: 

  • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; 

  • поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом; 

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; 

  • действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).


На уроках физики ребята получают умения воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах,

анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его, приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физике ребята приобретают в кодировании и декодировании приобретенной информации с помощью формул.


2) Универсальные логические действия. 
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). 
Совокупность логических действий представляет собой: 

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации; 

  • анализ - выделение элементов, расчленение целого на части; 

  • синтез - составление целого из частей; 

  • сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию; 

  • классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака; 

  • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; 


  • доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 

  • установление аналогий. 

С целью реализации познавательных УУД мною используются опорные конспекты (ОК), структурно - логические схемы, работа обучающихся воспитанников над учебными проектами. В конце изучения каждой темы мы с воспитанниками составляем обобщающий опорный конспект или структурно - логическую схему, тем самым научаем ребят видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, учим умению базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Все это позволяет систематизировать знания, учит обучающихся воспитанников выделять основное, а моя задача лишь направлять их мысли. Схема «рождающаяся» на глазах, воспринимается ими, как результат собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Такие схемы помогают освоить основной материал. Слабоуспевающие обучающиеся, вначале используют схему, как опору. С ее помощью можно воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи и зависимости по стрелкам, вписать в нее информацию, воспроизвести схему (ОК) по памяти, выписать обозначения всех физических величин, встречающихся на схеме (ОК) и их единицы. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность обучающихся воспитанников, растет интерес к предмету.



















2.4 Коммуникативные универсальные действия.


Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

В состав коммуникативных действий входят:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; 

  • постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; 

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи. 


В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения. Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.
Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).  На уроке - конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы. 
В конце учебного года можно провести ежегодную научную конференцию. Конференция, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебников и для раскрытия требует самостоятельного информационного поиска материала в Интернете, умения использовать ТСО. Название и тему конференции предлагают сами учащиеся. Будет интересно, если тема вызывает резонанс мнений. Например, «Атомная энергетика: за и против», «Вредное воздействие шума на организм школьников». Таким образом, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать свою позицию, представлять свое мнение. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовят презентации. Таким образом, формируется и ИКТ-компетентность обучающихся.

В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения. Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).

На заключительном уроке в 8 классе по теме «Световые явления» мы с ребятами проводим урок - конференцию «Слет представителей разных профессий». Материал этой темы интересный и несложный. Тема, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебника физики и для раскрытия требует поиска разного материала в Интернете, включая иллюстрации. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовятся презентации на компьютере. На уроке - конференции воспитанники с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, проводят самооценку своей работы.

План урока-конференции.

Цели:

Образовательная: усвоение обучающимися знаний о световых явлениях, об источниках света, свойствах света и их применение.

Развивающая: развитие информационно - коммуникативных способностей, совершенствование умений самообразования, развитие умения использовать ИКТ в учебном процессе для поиска информации и представление ее в заданной форме (презентация, тест в программах Power Point).

Воспитательные: формирование ответственности и самостоятельности, воспитание эстетических чувств в процессе оформлении и подачи материала.

Задачи урока:

• сделать обучающихся активными участниками урока;

• вовлечь как можно больше ребят в самостоятельную, активную,

познавательную и творческую деятельность;

• использовать материал в электронном виде, обеспечив при этом максимум

наглядности и связь изучаемых явлений с жизнью.

Подготовка к конференции. За 1 месяц до конференции обучающиеся выбирают одну из предложенных профессий, связанных со световыми явлениями. Для создания презентации ученики сами подбирали из различных источников необходимый материал.

Ход конференции.

В качестве жюри были приглашены заместитель директора по УВР, а также обучающиеся воспитанники 9 класса. После просмотра презентации выступающему ученику задавались вопросы по его теме. Затем каждое выступление оценивалось по 3 критериям (качество оформления презентации, полнота содержания, само выступление) по пятибалльной системе оценки заносились в таблицу.

Результаты конференции.

В конференции принимали участие обучающиеся 8 класса. Ребята показали свои умения работать самостоятельно, приводить примеры наблюдений световых явлений (в быту, технике, медицине, астрономии) повысился уровень информационных умений учащихся, особенно это проявилось в поиске иллюстративного материала в сети Интернет и создании презентаций. Возросли интерес к занятию, мотивация и познавательная активность обучающихся воспитанников.

Использование ИКТ позволяет удачно реализовать личностно-ориентированный подход в преподавании через самостоятельный выбор каждым обучающимся темы и содержания работы, источников информации, компьютерной программы, темпа ее выполнения.

На этом уроке - конференции мы наблюдали коммуникативные универсальные учебные действия: участие в дискуссии, краткие и точные ответы на вопросы, использование справочной литературы, интернет ресурсов и других источников информации.











ГЛАВА 2. Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках физики в основной общеобразовательной школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Рассмотрим познавательные УУД. В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. Они включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. В стандартах второго поколения рассматриваются следующие метапредметные результаты обучения физике в основной школе: овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей или явлений, что наиболее актуально для такого учебного предмета как физика. Где же идёт развитие познавательных универсальных учебных действий при изучении физики? Потребность в изучении физики формируется у учащихся в процессе реального усвоения ими физических теоретических и экспериментальных знаний. Данный процесс является цепным: успешное усвоение знаний ведет к возникновению новой познавательной потребности, которая в свою очередь способствует усвоению новых знаний.

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания. 

Достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности, к ним относятся:

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательность действий;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Например.

9 класс. Тема: « Законы Ньютона». Эта тема требует глубокого понимания физической сути явлений, поэтому учителю необходимо подвести обучающихся к тому, чтобы они сами поставили цели и наметили пути их решения. Предыдущая тема, которую мы изучили «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение» При повторении пройденного, проводим анализ этих движений. Я акцентирую внимание ребят на то, что при равномерном движении скорость постоянна, а при неравномерном движении скорость меняется и тело приобретает ускорение, и я ставлю перед ребятами проблему: «Выяснить, при каких условиях тела двигаются равномерно и неравномерно?» Сообщаю им, что эту же проблему поставил перед собой английский учёный И. Ньютон. Предлагаю ребятам внести предложения для решения данной проблемы.

При совместной работе с ребятами, выясняем причины движений, обсуждаем какие опыты можно провести и какие ситуации рассмотреть (движение на дороге), которые помогут решить эту проблему. Проведя опыты и анализируя дорожные ситуации, формулируем первый и второй законы Ньютона и сравниваем с формулировкой законов Ньютона в учебнике.

Как показала практика, в результате такой деятельности, возрастает интерес к занятиям, мотивация и познавательная активность обучающихся. Ребята показывают своё умение планировать и проводить опыты, анализировать физические явления, которые они наблюдают.

С целью реализации познавательных УУД использую опорные конспекты. При изучении нового материала, совместно с ребятами, я на доске, а они в тетради, работаем над составлением опорного конспекта, тем самым я учу их видеть явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, учу анализировать основные понятия и формулы, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Всё это позволяет систематизировать знания, учит обучающихся выделять основное, а моя задача направлять их мысли и действия, а опорный конспект воспринимается ребятами как результат собственного труда и в дальнейшем они пользуются им как справочником, особенно при подготовке к ЕГЭ.

Формирование УУД при самостоятельной работе обучающихся связанных с решением количественных и экспериментальных задач достигается через использование опорных конспектов с пошаговой программой действий.

Например, задача. Тело трогается с места и через 10с приобретает скорость 36 км/ч. Определить путь пройденный телом.

Анализ:

В опорном конспекте прописано: тело трогается с места – начальная скорость= 0;

тело приобрело скорость – скорость увеличивается- движение равноускоренное, ускорение положительное.

Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для обучающихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях. В качестве домашнего задания часто предлагаю провести домашний эксперимент и объяснить полученный результат (например, при изучении темы «Инерция» предлагаю на горлышко бутылки положить лист бумаги, а сверху монету, и первый раз резко удалить бумагу, а второй раз медленно);

Регулятивные учебные действия, так же как и коммуникативные в большей мере формирую на уроках «Лабораторная работа». Здесь ребята, изучив дома необходимый материал, должны понять и сформулировать цель работы, сами составить план, выполнить необходимые измерения, вычисления, проанализировать полученный результат и сделать вывод. Так как лабораторная работа выполняется в паре, то в процессе ее выполнения развиваются коммуникативные навыки.

К творческим самостоятельным заданиям я отношу такие как: составить кроссворд, усовершенствовать прибор, придумать схему. Например, при изучении темы «Мощность электрического тока» предлагаю ребятам исследовать дома бытовые приборы, узнать их мощность и составить рекомендации для безопасного их применения.  Много внимания на своих уроках уделяю проблемам энергосбережения

     Также организую самостоятельную творческую деятельность обучающихся через исследовательскую деятельность.

      В контексте проектной деятельности провожу обобщающие уроки по крупным темам, где ребята выполняют краткосрочные проекты, проводят лабораторные работы, которые не описаны в учебнике (ученики сами должны составить ход работы, таблицу для записи результатов, список  оборудования). Например, выполнение заданий исследовательского характера при изучении силы Архимеда. (На тело погружённое в жидкость действует выталкивающая сила…..)

Проблемный вопрос: какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы? Ребята, как вы думаете? Ребята высказывают свои предположения. Проверим ваши предположения.

Исследовательская работа в группах

Возможные предположения:

Выталкивающая сила зависит от:

- объёма тела

- формы тела

- глубины погружения тела

- плотности тела

- плотности жидкости

- Давайте проверим Ваши предположения.

Цели исследования:

-  выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила,

- выяснить, от каких факторов не зависит архимедова сила.


На опытах проверим: от чего зависит, а от чего не зависит архимедова сила.

Работа в группах.

(Группам выдается соответствующее оборудование)

Оборудование: сосуд с водой, раствором соли, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема, тела разного объема, тела одинакового объёма и разной формы, нить.

Задание 1

Определите выталкивающую  силу, действующую на алюминиевый и стальной цилиндры  одинакового объема. Сравните плотность тел и выталкивающую силы, действующие на тела. Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела (Формула: Расчеты: Вывод)


Задание 2

Определите выталкивающую силу, действующую на тела разного объема. Сравните эти силы. Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от объема тела. (Формула: Расчеты: Вывод)

Задание  3

Определите выталкивающие силы, действующие на тело в воде, растворе соли.

Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об  выталкивающих  силах, действующих на тело в различных жидкостях? Установите зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости. (Формула: Расчеты: Вывод)

Задание 4

Меняя форму пластилинового бруска и опуская его каждый раз в воду, с помощью динамометра определите выталкивающую силу, действующую на него. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от формы тела. (Формула: Расчеты: Вывод)

Задание 5.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, нить, кусочек пластилина.

  1. Кусочку пластилина придайте сначала форму шара, потом форму куба, затем форму цилиндра.

  2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Занесите полученные результаты в таблицу.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

Решение экспериментальных задач формируют у обучающихся умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу и для применения информационно-коммуникационной технологии. Во внеурочной работе эти технологии  можно использовать  как коммуникативные средства  для получения  электронной формы отчетов при выполнении домашних лабораторных работ и творческих заданий, для подготовки ученических конференций, рефератов, представлением  мультимедийной презентации при защите проектов. 

В 10 классе на  уроке по теме «Тепловые двигатели» мы с ребятами проводим  конференцию «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», в 9 классе «Биологическое действие электромагнитных излучений». Материал этих тем интересный, может быть изучен самостоятельно учащимися. Темы  выходят далеко за пределы учебника физики и для раскрытия требуют поиска разного материала в Интернете, включая иллюстрации. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовятся презентации на компьютере. На уроке - конференции учащиеся, с одной стороны, являются выступающими, с другой стороны, оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, проводят самооценку своей работы.

     Ребята показывают свои умения работать самостоятельно, приводить примеры из собственного жизненного опыта, при этом повышается уровень информационных умений учащихся, особенно, это проявляется в поиске иллюстративного материала в сети Интернет и создании презентаций. Возрастает  интерес к занятиям, мотивация и познавательная активность обучающихся.

  На  уроке - конференции  формируются не только коммуникативные действия: участие в дискуссии, краткие и точные ответы на вопросы, но и познавательные: использование справочной литературы, интернет ресурсов и других источников информации. Примером использования коммуникативных  учебных действий является работа в парах, группах, соревнования. На таких уроках я стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже  «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

Задачи таких уроков:

• сделать обучающихся активными участниками урока;

• вовлечь как можно больше ребят в самостоятельную, активную, познавательную и творческую деятельность;

• использовать материал в электронном виде, обеспечив при этом максимум наглядности и связь изучаемых явлений с жизнью.

Использование ИКТ позволяет удачно реализовать личностно-ориентированный подход в преподавании через самостоятельный выбор каждым обучающимся темы и содержания работы, источников информации, компьютерной программы, темпа ее выполнения.

Рассмотрим все выше сказанное более подробно.

















2.1. Метод проектов в физическом образовании

Одним из вариантов реализации познавательных универсальных учебных действий стал метод проектов, основоположник его Д. Дьюи обозначил: «Проблема в том, чтобы учебная деятельность и учение протекали естественно и создавали такие условия, вследствие которых учащиеся не смогут не научиться».

Он разработал метод проектов, при котором дети вместе с учителем проектируют один из вариантов решения какой – либо жизненно важной задачи, в ходе которого они приобретают универсальные знания умения и навыки исследовательской деятельности.

Проект – это самостоятельная творческая деятельность ученика по решению учебной проблемы, взятой из повседневной жизни. Формируются компетенции: коммуникативная, социальная, предметная (в области физики).

Как мы создаем проекты?

Начинаем с микропроектов.

Тема микропроектов – по заданиям учебника.

Работа ведется в группах по плану:

1. Выбор темы и задания с учетом интересов и возможностей учащихся.

2. Обсуждение планов действий. Консультации.

3. Обсуждение гипотез, выбор вариантов.

4. Постановка эксперимента, конструирование модели.

5. Обсуждение выводов.

6. Оформление работы.

7. Планирование выступлений учащихся на уроке.

В 7 классе при изучении темы «Архимедова сила »можно предложить следующее проектное задание:

• изготовление артезианского водолаза.

При изучении раздела «Электричество» в 8-9 классах можно предложить учащимся не­сколько проектов:

• спроектировать устройство, вдвое уменьшающее мощность, потребляе­мую паяльником «в режиме ожида­ния», когда он лежит на подставке и поддерживается при рабочей темпе­ратуре (после изучения устройства и работы полупроводниковых диодов, 8-9 кл.);

• разработать схему переключения трех (четырех) одинаковых ламп лю­стры (нагревательных элементов эле­ктроплиты), позволяющую макси­мально возможным числом способов ступенчато регулировать потребляе­мую мощность;

Защита таких проектов делает вос­требованной учебную информацию и способствует повышению качества физического образования.

Формы организации деятельности представлена на схеме 1.



Схема 1. Формы организации деятельности

Индивидуальная

исследовательская

деятельность

Коллективные

формы

деятельности


Творческие группы









Лекции,

экскурсии,

семинары,

экспедиции,

практикум и др.

Выпуск газет.

Проект и конструирование.

Летопись.

Организация конкурсов.

Лабораторная работа, проект, реферат, работы в архиве,

работа в библиотеке,

анкетирование,

наблюдения в природе и т.п.


















2.2. Исследовательская деятельность на уроках физики

Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

На уроках физики максимально эффективно использование исследования, с учетом индивидуальных способностей учащихся. Это могут быть исследовательские работы, исследовательские лабораторные работы, кратковременные лабораторные работы или целые уроки-исследования.

Этот метод пригоден для развития таких качеств личности, как мышление, познавательный интерес, активность, память, воля, навыки взаимодействия в группе, способность выражать свои мысли, а также эмоции. С уверенностью можно говорить о формировании всех видов универсальных учебных действий на таких уроках. Более того, учебные исследования дают возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки путем творческого исследования под руководством учителя. А, главное, у ребят активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии. 
Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах, могут проходить по следующему плану: 
1. Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится лабораторная работа. 
2. Проводится общее обсуждение проблемы. Планирование исследовательской деятельности, прогнозирование результатов.

3.Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями. 
4. Учитель управляет процессом исследований.

5.Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования.

6. Индивидуально или в группах делаются выводы.

Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе проведения учебного исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации.

Исследовательский метод проведения занятий по физике помогает учащимся развить:

  • личностные УУД: развитие личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе и т.д; развитие убежденности в возможности познания природы; уважение к творцам науки и техники; интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры; способность видеть закономерность изучаемого явления; целостную картину окружающего мира.

  • регулятивные УУД: планирование эксперимента; прогнозирование; алгоритмизация; рациональное использование времени; учет правил ТБ; подбор материала к лабораторным работам;  правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных работ; пользование измерительными приборами и измерение физических величин; умение: определять цену деления приборов, производить сборку установки, составлять схему эксперимента; использовать учебную и техническую литературы; 

  • познавательные УУД: формулировка целей и задач;  выдвижение гипотезы и предсказание результата; анализ и синтез; описание наблюдаемых явлений;  сравнение результатов исследования с планируемыми результатами; установление причинно-следственных связей расчет погрешности вычисления;  математическая обработка результата;  использование математических символов; оформление результатов (схемы, таблицы, графики); кодирование и декодирование информации(использование формул);обоснование доказательств.

  • коммуникативные УУД: обсуждение задания и распределение обязанностей; взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль); обсуждение результатов и формулировка вывода; построение речевых высказываний.

Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны.

Рассмотрим примеры конкретных уроков, целиком посвященных исследовательской деятельности учащихся, используемой на уроке в качестве источника новых знаний.

7 класс.Тема урока «Действие жидкости на погруженное тело».

Во время объяснения нового материала учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Учитель демонстрирует обычный опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Именно теперь учитель предлагает перейти к серьезному научному исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.

Всякое исследование начинается со сбора и обсуждения фактов. Такие факты постепенно накапливаются в ходе беседы, когда учащиеся вспоминают различные явления природы и случаи из повседневной практики. Это помогает им сформулировать проблему урока и выдвинуть гипотезу.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела, от его веса (или массы), от плотности жидкости, от глубины погружения тела, от формы тела. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Для этого на каждом столе приготовлены: рычаг, укрепленный на штативе, два стакана с водой, тела одного объема, но разной массы (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанные ниткой).

Учащиеся постепенно подвешивают тела к рычагу, добиваются его равновесия, а затем, погружая тела в воду, проверяют все выдвинутые гипотезы. При этом ученики, самостоятельно исследуя характер зависимости между физическими величинами, анализируют свои наблюдения, делают выводы, которые и приводят к окончательному построению теории (выводу формулы). За теоретическим толкованием формулы архимедовой силы может следовать экспериментальная проверка формулы с помощью опыта с ведерком Архимеда. В конце урока учащиеся снова анализируют факты, предлагаемые либо учителем, либо самими учениками, например: «На какое из тел действует большая выталкивающая сила?»,

Рис. 1

«Почему все водяные растения обладают мягкими, легко сгибающимися стеблями?» и т. д. Приводимые факты и их объяснения можно снова проверить на опыте.

Таким образом, цикл научного исследования, на путь которого вступили ученики, оказывается замкнутым. Активность учащихся при проведении данного исследования способствует осознанию зависимости между конкретным и абстрактным содержанием темы, между практической и теоретической сторонами деятельности.

Аналогичны по методике проведения уроки в 8 классе при исследовании, от чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела

8 класс. Тема урока «Последовательное соединение проводников» (аналогично можно провести урок на тему «Параллельное соединение проводников»).

Структура данного урока, как и предыдущих, определяется звеньями цикла научного исследования, причем главную часть урока занимает экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез и их теоретическое толкование. Надо стремиться к тому, чтобы проводимое на уроке исследование стало действенным стимулом познавательного интереса для каждого учащегося. Для этого необходимо создать в процессе работы условия, способствующие раскрытию пути исследования. С этой целью учитель разбивает все исследование на три этапа, соответствующие обнаружению зависимости между основными характеристиками электрической цепи. Учащимся предлагается на каждом этапе исследования записывать результаты в таблицу:

Таблица 1.

Какова сила тока в различных участках цепи?

I =

I1=

I2=

I = const

Как связано напряжение на участке АВ с напряжениями на последовательно включенных проводниках?

U=

U1=

U2=

U=U1+U2

Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением различных проводников?

R==

R1==

R2==

R=R1+R2



Здесь слева – цель каждого этапа работы, в других колонках - обработка результатов эксперимента и оформление теоретических выводов.

Заполнение таблицы на доске (экране) проводит учитель после тщательного обсуждения с учащимися каждого результата на данном этапе работы.

Завершающим этапом урока-исследования является анализ приводимых учащимися примеров практического использования последовательного соединения проводников.

В целях более активного привлечения внимания к результатам этого урока и следующего («Параллельное соединение проводников») учащимся дается задание изучить электропроводку в комнате, квартире; определить число потребителей, способы их включения; номинальные токи и напряжения, на которые они рассчитаны. Это позволит каждому ученику внести вклад в анализ фактов и выдвижение гипотезы исследования на каждом этапе урока.

В 7 классе можно предложить следующие задания исследовательского характера:

  • измерение физических характеристик домашних животных (раздел «Движение. Взаимодействие. Масса»);

  • наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии (раздел «Строение вещества»);

  • исследование свойств воды, находящейся в трех агрегатных состояниях (раздел «Строение вещества»);

При изучении раздела «Электричество» в 8-9 классах можно предложить учащимся не­сколько исследовательских заданий:

• исследовать длину провода, необ­ходимого для изготовления паяльни­ка мощностью 40 Вт, работающего при напряжении 220 В, если извест­ны материал провода и его сечение; имеется образец провода и измери­тельные инструменты (8 кл.);

• исследовать зависимость номинальной и истин­ной мощности лампы накаливания;

• изучить зависимость на качественном уровне температуры нити на­кала лампы, работающей в номиналь­ном режиме, по измеренным значениям напряжения и силы тока.












2.3. Технология развивающего обучения


Обратимся к использованию в современной школе такой технологии обучения учащихся, как развивающее обучение. В практике развивающего обучения изучение физики происходит в процессе осуществления учащимися учебной деятельности по решению системы учебных задач и направлено на усвоение теоретических знаний. Основные цели развивающего обучения:

1. Развитие у учащихся на материале физики мыслительных действий теоретического типа: моделирования физических процессов; способности выдвигать в ходе преобразования моделей гипотезы и находить способы их проверки через эксперимент; умение вычленять в ходе эксперимента данные и по ним соотносить модель с реальностью, обнаруживать проблемы, видеть ограниченность своего знания, ставить вопросы, развивать познавательные интересы.

2. Превращение учащегося в индивидуального субъекта учебной деятельности через разные формы сотрудничества со взрослыми, осуществление различных видов деятельности, разновозрастное сотрудничество с другими школьниками: самостоятельное выполнение функций контроля и оценки результатов учебной деятельности, развитие способности определять содержание очередной учебной задачи и находить способы ее решения, а затем и самостоятельно находить, ставить и решать учебные задачи; развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации. Содержание учебных действий, которые мы можем формировать при обучении физике следующее:

– действие постановки или принятия учебной задачи. К постановке учебной задачи учащиеся приходят при решении практической задачи, требующей поиска нового способа действий. Задача должна казаться на первый взгляд решаемой и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. У них должен быть шанс самостоятельно обнаружить новый способ решения. Задача должна давать возможность "схватить" главное отношение, которое ляжет в основание нового способа и нового понятия;

– действие преобразования условий задачи и моделирования;

– решение учебной задачи учащиеся начинают с выделения основных свойств рассматриваемого объекта, замещения его знаковой моделью;

– выполнение эксперимента;

– выход на новую учебную задачу сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

Дидактический аспект концепции изучения физики: учебный материал подается в форме экспериментальных и теоретических исследований Результатом этих исследований являются:

– исходные факты;

– эмпирические законы;

– модельные гипотезы;

– теоретические выводы;

– экспериментальная проверка теоретического предвидения.

В эксперименте учащиеся помещают предмет познания реально или мысленно в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко, после чего этот предмет становится объектом реальных или мысленных трансформаций. Эксперимент включает этапы планирования, подготовки, проведения, вычленения данных, их анализа. Средством проведения физического эксперимента является прямое и косвенное измерение величин.

Вычленяя данные эксперимента, анализируя их, учащиеся формулируют результаты, рассматривают, подтвердилась ли гипотеза, адекватна ли реальности модель, полученная в ходе преобразования исходной модели. Выявленное несоответствие результатов эксперимента и предсказаний исходной модели ведет к определению границ данной модели, поиску ее преобразования или поиску новой модели, выдвижению новой гипотезы. Выдвижение гипотез, экспериментирование являются важнейшими средствами развития у учащихся мышления и воображения. В свою очередь воображение и творческие способности учащихся способствуют выдвижению гипотез и экспериментированию.

Пример одного из таких уроков приведен в приложении.

Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:

– произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

– уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

– уметь устанавливать причинно-следственные связи;

– уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– владеть общим приемом решения учебных задач;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Поэтому обучение, в рамках которого возникает и развертывается учебная деятельность, обеспечивает развитие не отдельных психических процессов, а тех свойств школьника (в том числе и психических), которые необходимы для того, чтобы он мог стать субъектом данной деятельности, а в будущем – человеком, умеющим самостоятельно мыслить, принимать решения и реализовывать их.

Главная задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.
































2.4. Формирование УУД во внеурочное время.

В нашей школе преподаётся пропедевтический спецкурс по физике в 6- ом классе “Мир знаний: физика”. Ребята учатся наблюдать простейшие физические явления, проводить эксперименты, объяснять их.

Большую роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность учащихся. На данных занятиях дети более раскрепощены, более инициативны. Учителя нашего методического объединения уделяют данному виду деятельности большое значение. Очень интересны и разнообразны мероприятия, проводимые на предметной неделе физики. Рассмотрим лишь одни из них, которые проводились учителями нашего методического объединения в прошлом учебном году.

Для 7-х классов проводилась игра “Физический бой”. В ходе игры было продолжено формирование интереса к предмету, как науке о природе, о её гуманистической сущности, помогающей человеку решать глобальные проблемы. Целью игры в 6-х классах “Первые шаги в физику” было развить их любознательность, показать им огромные возможности физики, заставить их с нетерпением ждать встречи с этим предметом. Учащиеся 11-го класса подготовили для учащихся 6-7 классов открытый урок “Магическая физика”, на котором использовались задачи и загадки на сообразительность и память, старшеклассники демонстрировали несложные физические явления, с помощью которых можно проводить различные фокусы. Учащиеся 8-го класса совершили интеллектуальное путешествие на “Физических соревнованиях”, проявив свою смекалку и любознательность. Увлекательно и весело проходило мероприятие в 9-10-х классах “Физика на сцене”. Выступающие на сцене жестами показывали различные физические явления, зрители их отгадывали. Учащиеся 5-11-х классов представляли свои проекты на классных часах, классных конференциях. В течение всей недели ребята готовили интересные выступления, презентации, создавали творческие работы и стенные газеты, принимали участие в различных соревнованиях и викторинах. Всё это дало возможность лучше и глубже узнать предметы, найти в них для себя что-то новое и неожиданное.








































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Говоря о формировании у обучающихся универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников и руководство остается за учителем.

Таким образом, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя -научить детей самостоятельно добывать знания.

Задачи, которые я должна решить:

  • создание условий, пробуждающих самообразовательную активностьобучающихся воспитанников;

  • переконструирование прежних знаний обучающихся, проблематизация учебного материала (другими словами, при деятельностном обучени и происходит расширение и углубление знаний при помощи ранее усвоенного и нового применения прежних знаний в условиях проблемной ситуации);

  • направление учебного материала не только на поиск знаний в «чистом виде», но и на овладение способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;

  • обеспечение эмоциональной поддержки, которая необходима, чтобы взяться за рисковое дело, т.е. высказывать свои мысли о чем-то неизвестном, эта задача выполняется за счет организации групповой работы.

Задачи для обучающихся воспитанников:

1. Образовательная:

  • изучение понятий и свойств физических величин, явлений, законов;

  • изучение практической направленности полученных знаний;

  • формирование умений в их применении в исследовательской работе;

  • формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

2. Развивающая:

  • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

  • способствовать развитию логического мышления;

  • развивать умению выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

3. Воспитательная:

  • способствовать формированию научного мировоззрения;

  • способствовать воспитанию: ответственного отношения к труду; культуры мышления и речи;

  • пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

  • развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;

  • формировать умению критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

Практика работы с учащимися показала, что они не умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, для них главным методом оперирования идеями является синтез. Для формирования совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» необходимо развивать логическое и рациональное мышление и учиться работать в коллективе. Для этого я использую методы мотивации и стимулирования обучающихся воспитанников (создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи); методы контроля (фронтальный опрос, физические диктанты, написание ОК и их восстановление по памяти).

Формы организации работы на уроках: индивидуальная и групповая. В группу входят обучающиеся воспитанники с разным уровнем развития, но эти уровни не отличаются более чем на один уровень. При этом ученики с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию.

Уроки физики: Какими им быть сегодня?

Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся воспитанников к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся воспитанники сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности воспитанников.

Каждый урок, каждое внеклассное занятие сегодня должны стать новой ступенью познания. Доброжелательность, умение увидеть в каждом личность, способную к творчеству и самовыражению, сопереживание и сердечность, а также профессионализм и высокие требования к себе и своему труду – вот те качества, какими должен сегодня обладать учитель. Выбирая профессию учителя, мы обрекаем себя на постоянное обучение. Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но и не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1  Стандарты  второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова -  М., 2008.

3. Бухольцев С.Н. “Проектная деятельность на уроках физики”  http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html

4.Борисова Л.А. “Формирование исследовательских умений школьников при проведении лабораторных работ” Научно-методическая газета “Физика”№20/ 2010 Издательский дом “Первое сентября” 2010г.

5. Войтенкова Л.Г. “Исследовательская деятельность на уроках физики 
http://neretina-iv.my1.ru/publ/issledovatelskaja_
dejatelnost_na_urokakh_fiziki/1-1-0-15

6. Лебедева Н.А. “Метод проектов на уроке физики” http://schools.keldysh.ru/

7. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.
















Универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

самопознание,

самоопределение,

смыслообразование,

ценностно-смысловая ориентация,

формирование личности.

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль (самоконтроль,

коррекция,

оценка

(самооценка),

алгоритмизация,

волевая саморегуляция.

1.Общеучебные

планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнерами, постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации;  управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. 


самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск структурирование знаний, выбор способов решения,
рефлексию, контроль, смысловое чтение; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи ,действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

2.Логические

анализ, синтез, сравнение,

выдвижение гипотез, сериация, классификация, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, установление аналогий. 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Таблица «Универсальные учебные действия»


Приложение 2. Диагностическая работа по физике 7 класс I полугодие


Проверяемые УУД:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия;

Умение строить логичное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.


Вариант-1


  1. Какое из пяти слов обозначает физическое тело?

А. Самолет Б. Звук В. Метр Г. Кипение Д. Скорость

  1. Какое из пяти слов обозначает физическую величину?

А. Часы Б. Алюминий В. Килограмм Г. Сила Д. Земля

  1. Какое из пяти слов обозначает физическое явление?

А. Сила Б. Килограмм В. Атом Г. Весы Д. Испарение

  1. Какое из пяти слов обозначает единицу физической величины?

А. Длина Б. Секунда В. Плавление Г. Атом Д. Элемент

  1. Какая физическая величина равна отношению массы тела к его объему?

А. Сила тяжести Б. Плотность В. Скорость Г. Длина Д. Площадь

  1. Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества?

А. Только отталкиваются Б. Только притягиваются В. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы отталкивания больше сил притяжения

Г. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы притяжения больше сил отталкивания

  1. Изменяется ли скорость беспорядочного движения молекул при повышении температуры вещества?

А. Увеличивается с повышением температуры вещества в любом состоянии

Б. Уменьшается с повышением температуры вещества в любом состоянии

В. Не изменяется Г. Изменяется только у газов Д. Изменяется только у газов и жидкостей

  1. В каких телах происходит диффузия?

А. Только в газах Б. Только в жидкостях В. Только в твердых телах Г. Только в газах и жидкостях Д. В газах, жидкостях и твердых телах

  1. В каком состоянии вещество занимает весь предоставленный объем и не имеет собственной формы?

А. Только в газообразном Б. Только в жидком В. Только в твердом

Г. Только в газообразном и жидком Д. Ни в одном состоянии

  1. Тело объемом 0,2 м³ состоит из вещества плотностью 5000 кг/м³. Какова масса тела?

А. 10 000 кг Б. 1000 кг В. 100 кг Г. 0,00004 кг Д. 25 000 кг

  1. По графику пути равномерного движения определите скорость движения тела через 4с после начала движения?

s¸м А. 2,5 м/с

Б. 5 м/с

В. 20 м/с

Г. 40 м/с

Д. 80 м/с



t¸ c

12. Чему примерно равна сила, действующая на тело массой 50 кг, находящееся на Земле?

А. 0,2Н Б. 5Н В. 10Н Г. 50Н Д. 500Н

13. Какой ученый - физик доказал всемирное тяготение?

А. Архимед Б. Галилей В. Аристотель Г. Ньютон Д. Ломоносов

  1. Сколько тонн в одном килограмме?

А. 1000 т Б. 100т В. 10т Г. 0,01т Д. 0,001т


Вариант-2


1. Какое из пяти слов обозначает физическое тело?

А. Кислород Б. Звук В. Метр Г. Атом Д. Скорость

2. Какое из пяти слов обозначает физическую величину?

А. Длина Б. Алюминий В. Килограмм Г. Термометр Д. Земля

3. Какое из пяти слов обозначает физическое явление?

А. Сила Б. Эхо В. Атом Г. Весы Д. Метр

4. Какое из пяти слов обозначает единицу физической величин

А. Длина Б. Температура В. Плавление Г. Атом Д. Килограмм

5. Какая единица является основной единицей массы в Международной системе?

А. Миллиграмм Б. Грамм В. Килограмм Г. Центнер Д. Тонна

6. Сколько сантиметров в одном метре?

А. 1000 Б. 100 В. 10 Г. 0,01 Д. 0,1 Е. 0,001

7. Какая физическая величина равна произведению плотности тела на его объем?

А. Сила тяжести Б. Плотность В. Скорость Г. Масса Д. Длина

8. Как называется явление сохранения скорости движения тела при отсутствии действия

других тел?

А. Покой Б. Движение В. Инерция Г. Полет Д. Свободное падение

9. Изменяется ли скорость беспорядочного движения молекул при понижении

температуры вещества?

А. Увеличивается с понижением температуры вещества в любом состоянии

Б. Уменьшается с понижением температуры вещества в любом состоянии

В. Не изменяется Г. Изменяется только у газов Д. Изменяется только у газов и жидкостей

10. В каких телах диффузия происходит быстрее при одинаковых температурах?

А. В газах Б. В жидкостях В. В твердых телах Г. Во всех одинаково

11. Масса тела объемом 5м³ равна 10 кг. Какова плотность вещества?

А. 50 кг/м³ Б. 10 кг/м³ В. 5 кг/м³ Г. 2 кг/м³ Д. 0,5 кг/м³

12. В каком состоянии вещество не имеет собственной формы, но имеет постоянный объем?

А. Только в газообразном Б. Только в жидком В. Только в твердом

Г. Только в газообразном и жидком Д. Ни в одном состоянии

13. Чему равен путь, пройденный телом за 1 мин, если скорость движения тела 50 м/с?

А. 50 м Б. 50 км В. 3 м Г. 3 км Д. 300 м

14. Чему примерно равна сила, действующая на тело массой 2 кг, находящееся на Земле

А. 0,2Н Б. 2Н В. 20Н Г. 200Н Д. 0,5Н


Диагностическая работа составлена для обучающихся 7 класса за I полугодие на основе сборника «Самостоятельные и контрольные работы по физике для учащихся 7 класса» О.И.Громцева «Экзамен» Москва 2013 г и сборника «Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. Физика 7-9 классы». Задания 1, 2, 3, 4 помогают выявить сформированность анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Задания 5, 6, 7,8 позволяют проверить способность обучающихся строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Задания 9 выявляют способность и умение систематизировать, структурировать знания по теме. Задания 10, 11, 12 проверяет способность обучающихся осмысленно и самостоятельно определять способы решении количественных задач. Задания 13, 14 проверяет способность обучающихся переносить знания в новые ситуационные задания. При анализе выполнения диагностической работы ученик исправляет ошибки, используя самостоятельно подобранное средство: помощь учителя, помощь одноклассника, самостоятельный поиск правильного решения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!