СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая предметно-пространственная среда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развивающая предметно-пространственная среда»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98»








Содержание развивающей предметно-пространственной среды

для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

в средней группе

в соответствии с программой «От рождения до школы»

Тема недели «Весна»





Автор-составитель: Худорожкова Дарья Сергеевна

Статус: студентка ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»





Каменск-Уральский

2021



Под предметно-развивающей средой принято понимать определённое пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной, развивающей,

  • трансформируемой,

  • полифункциональной,

  • вариативной,

  • доступной,

  • безопасной,

  • эстетически привлекательной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Эстетическая привлекательность предметно-пространственной среды предполагает, что оснащение среды должно соответствовать детскому восприятию, воспитывать эстетические чувства, стремление видеть красоту окружающего мира.


Центр развития


Задачи развития

Оснащение ПРС центра

  1. Центр здоровья, спорта и физического развития

  • Создать условия для расширения у детей представлений о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

  • Создать условия для развития у детей понимания ценности здоровья; желания вести здоровый образ жизни.

  • Создать условия для развития у детей потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

  • Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

  • Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

- атрибуты для проведения утренней гимнастики (ленточки разных цветов, цветочки, гимнастические палки, косички),

- эспандеры,

- скакалки,

- обручи,

- массажные мячи,

- мячи разной величины,

- атрибуты для игр на развитие дыхания,

- гантели,

- массажные коврики,

- игра «Боулинг»,

- игра «Кольцеброс»

- дидактические игры «Валеология», «Здоровый малыш»,

- дидактическая игра «Азбука здоровья».

  1. Центр этики и этикета

  • Продолжать формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

  • Продолжать формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

  • Продолжать учить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

- тематические альбомы с правилами этики;

- дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»,

- дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»,

- тематический альбом «Как вести себя за столом».

  1. Центр безопасности

  • Способствовать закреплению у детей знаний о безопасном поведении на дорогах, в том числе в весеннее время года.

  • Создать условия для расширения у детей представлений об источниках опасности в быту (горячая плита, спички, розетки, утюг и т.д.)

  • Создать условия для расширения у детей представлений о правилах безопасного поведения во время весенних игр.

  • Создать условия для расширения у детей представлений о различных видах транспорта.

  • Способствовать закреплению у детей знаний о правилах поведения на природе в весеннее время года.

- Тематические карточки «Безопасность в быту»,

- схематические иллюстрации на тему «Правила поведения на дорогах в весеннее время года»,

- дидактическая игра «Опасности весны»,

- выставка рисунков на тему «Безопасное поведение весной»,

- макет дорожного движения,

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Водители и пешеходы»,

- дидактические игры «Дорожные знаки»

- машины разной величины и назначения

- знаки дорожного движения

- макет двухсекционного светофора.

  1. Центр развития математических представлений и логики

  • Создать условия для развития у детей математических представлений и логики.

- «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»,

- дидактические игры «Собери цветочек», «Укрась полянку»

- наборы для счётной деятельности,

- Игры на развитие логического мышления «Найди лишние», «Определи дорожку»,

- дидактическая игра «Цвет и форма»

  1. Центр конструирования и сенсорного воспитания

  • Создать условия для совершенствования у детей конструктивных умений.

  • Создать условия для развития у детей желания сооружать постройки по собственному замыслу.

  • Создать условия для формирования у детей интереса к обыгрыванию построек, объединению их по сюжету.

  • Создать условия для развития у детей мелкой моторики пальцев рук.

  • Создать условия для развития у детей сенсорных представлений (цвет, форма, величина).

- Конструкторы (LEGO)

- технологические карты (простейших построек),

- природный материал,

-текстильные материалы по сенсорному развитию (шнуровки, альбом с видами тканей),

- многофункциональные пирамидки,

- мозаика (весенняя тематика).

  1. Центр музыкального развития

  • Создать условия для развития у детей умения различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.);

  • Создать условия для развития у детей желания действовать с музыкальными инструментами.

- Музыкальные молоточки,

- музыкальные волчки (разного звучания),

- птички-свистульки

- погремушки,

- шарманки,

- бубны (разного звучания),

- барабаны (разной величины)

- металлофон

- ксилофон,

- дудочки,

- деревянные ложки,

- балалайка

- звуковая книжка с иллюстрациями знакомых песен.

- Музыкально-дидактические игры «Листочки».

  1. Центр искусства

  • Создать условия для закрепления у детей знания названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).

  • Создать условия для закрепления у детей знания формы предметов и их цвета.

  • Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина) и создавать свой художественный образ.

  • Закреплять умения детей рисовать нетрадиционным способом рисования.

  • Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.

- цветные карандаши,

- восковые мелки,

- пластилин,

- краски, кисти

- бумага для рисования,

- формочки для лепки,

-атрибуты для нетрадиционных техник рисования: трубочек для кляксографии, ватные палочки и диски.

-различные вспомогательные обучающие альбомы "Дорисуй",

- нарисуй цветочек по точкам",

- сюжетная картина «Весна» автор Ю.Н. Зуев,

- трафареты «Цветы», «Бабочки», «Птицы»

- раскраски на тему: «Весна».

  1. Центр познавательного развития (окружающий мир)

  • Стимулировать использование исследовательских и перцептивных действий.

  • Создать условия для развития у детей интереса к выполнению действий в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.

  • Создать условия для развития у детей умения выполнять постепенно усложняющиеся правила в дидактических играх.

- домино «Герои мультфильмов»,

- лото «Одежда»

- Дидактическая игра «Профессии»

  1. Центр сюжетно-ролевой игры

  • Создать условия для развития у детей интереса к сюжетно-ролевым играм.

  • Создать условия для развития игрового опыта детей.

  • Способствовать развитию интереса к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

  • Создать условия для конструирования игрового пространства.

  • Создать условия для развития у детей умения использовать в игре предметы-заместители.

- Одежда для кукол разных сезонов;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Парикмахер» (фен, расчёска, заколка и т.д.);

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница» (градусник, молоточек и т.д.).

  1. Центр речевого развития

  • В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов;

  • Создать условия для употребления детьми в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); формы множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).

- Наглядно-дидактические пособия - серия «Рассказы по картинкам»: «Теремок», «Весна пришла»; «Заяц-хвастун»,

- Дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Чудесный мешочек»,

- атрибут для развития дыхания «Сдуй цветочек», .

- иллюстрированная книга: автор Ингвес Гунилла «Весна мишки Бруно»,

- дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

  1. Центр патриотического воспитания

  • Создать условия для развития у детей интереса к малой родине и первичных представлений о ней.

-Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»;

- тематический альбом «Весенний Каменск-Уральский»,

- Тематические картинки «Весенние забавы»,

-Стенгазета «Весёлая Масленица»,

- Семейный фотоальбом.

  1. Центр экологического воспитания

  • Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках:  движении, питании, росте.

  • Закреплять знания детей о правилах поведения на природе в весеннее время года.

  • Продолжать закреплять знания детей о сезонных изменениях природы.

-предметы по уходу за растениями: лейки, тряпочки, тазы.

-картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды.

- паспорт комнатных растений

-дидактическая игра «Берегите живое».

-альбом с картинками «Правила поведения на природе в весеннее время года».

-дидактическая игра «Когда это бывает?»

  1. Центр исследования

  • Создать условия для расширения у детей представлений об окружающем мире.

  • Создать условия для развития у детей понимания взаимосвязей в природе.

  • Создать условия для развития у детей мышления и речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

  • Создать условия для обогащения у детей знаний о временах года и их природных явлениях.

  • Создать условия для развития у детей интереса, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Мини-лаборатория, в которой находятся: микроскопы, лупы, зеркала, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, мыло, щетки, венчики, песочные часы, ножницы, лоскутки ткани, металл, пластмасса и т.д.

Материалы: природные (желуди, шишки, семена и т.д.), бросовые (крышки, пробки, трубочки и т.д.). Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы, мерные ложки, воронки, колбочки, формочки и т.д.

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

  1. Центр уединения

  • способствовать релаксации и отдыху детей;

  • формировать понимание необходимости психологического уединения;

  • домик-палатка;

  • диван;

  • тематические украшения (цветочки, ягодки, солнышко, птички и т.д.)

  • переносная ширма.


8