Развивающее обучение на уроках географии.
Афанасьева С.В. - учитель географии
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, предлагаются иное содержание, иные подходы и отношения, иной педагогический менталитет, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Процесс преобразования содержания и методов преподавания, имеющий целью переход от информационно-репродуктивного к развивающему образованию в последние годы стал наиболее актуальным.
Развивающее образование так же, как и информационно-репродуктивное, осуществляется через выполнение трёх основных педагогических функций - обучения, развития и воспитания, которые реализуются на каждом уроке по каждой теме. Однако развивающее образование имеет принципиальные отличия и преследует следующие цели:
1. функция обучения - предполагает не зазубривание всего информационного материала по темам, а усвоение только теоретических понятий - закономерностей, законов, теорий путём выделения их существенных признаков из учебной информации.
2. функция развития - предполагает преимущественно творческую деятельность учащихся на всех этапах учебной деятельности.
3. функция воспитания - ставит целью организацию общения и сотрудничества для формирования у учащихся самостоятельности в применении основных технологий (или отдельных операций) социального творчества-исследования, проблематизации, экспертизы, проектирования, прогнозирования в рамках каждой темы.
Работая по системе развивающего обучения на уроках географии, решаются следующие задачи:
во-первых, вызвать у детей интерес к предмету;
во-вторых, учить их рассуждать, анализировать, доказывать, обобщать;
в-третьих, стремиться развивать логическое мышление, воображение, речь, творческие способности.
Используются такие педагогические технологии как:
1. развивающего обучения
2. личностно-ориентированного
3. дифференцированного обучения
4. Игровая
5. здоровье сберегающая технология и другие.
Теорией развивающего обучения занимались многие авторы. Она берёт своё начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского, где он выдвигает свою оригинальную гипотезу о взаимосвязи обучения и развития.
Дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в эксперементальных работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.
В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.
Автор в работе основывается на технологию Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и на общие методические правила развивающего образования:
1. На уроках создаётся психологический комфорт с помощью следующих основных условий:
уважительного общения,
соблюдением учителем и учащимися школьных правил,
справедливого отношения учителя к результатам работы учащихся,
помощи со стороны учителя учащимся в учебной деятельности,
обеспечения учителем минимального успеха учащихся в учебной деятельности, обеспечения выбора учащимися уровня усвоения материала,
практической направленности творческой деятельности.
2. Творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого до последнего урока по разделам.
3. Усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности – общенаучные, общепредметные и тематические понятия.
4. Теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, а формулируются учащимися самостоятельно или с помощью учителя в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем.
5. Выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими учащимися и в последующей учебной деятельности развивается.
6. Сруктура учебного материала составлена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных общенаучных и обще предметных понятий ранее изученных тем.
7. В процессе образования учащиеся постепенно осваивают методы научной творческой деятельности, а затем технологии и, наконец, самостоятельно проектируют новые технологии творческой деятельности и переносят их из одного предмета в другой.
8. Освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляется в групповой форме, затем через парную работу и постепенно переходит в индивидуальную форму работы. (Приложение№ 2)
9. Контроль и анализ результатов образования по теме включает в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, а также анализ самого процесса деятельности и её результатов на эмоциональном, информационном, теоретическом и методологическом уровнях.
Методика развивающего обучения в основной школе обеспечивает усвоение основных методов и технологий научно-прикладной деятельности:
6 – 7 классы:
самостоятельное применение методов формулирования теоретических понятий;
совместное с учителем применение методов формулирования и решения проблем.
совместное с учителем применение технологий проектирования, исследования, прогнозирования.
7 - 8 классы:
самостоятельное применение методов формулирования и решения проблем.
самостоятельное применение технологий проектирования, исследования, прогнозирования и экспертизы.
8 – 9 классы:
самостоятельное изучение тематического содержания на основе технологий проектирования, исследования, прогнозирования и экспертизы.
развитие навыков применения ранее усвоенных методов и технологий к решению теоретических вопросов.
На уроках географии используются различные методы и приёмы.
Дети очень любят нестандартные уроки, разного вида опросы , игры, такие как «КВН», «Бреин-ринг», «Счастливый случай», «Третий лишний», «Звездный час», «Географическое поле чудес» и т. д. Выполняется множество самых разнообразных заданий, практических работ по картам атласа, в контурных картах на развитие логического мышления, воображения. Учащимся предлагаются различные проблемные вопросы и задания, проведение географических экспертиз и географических прогнозов, проектные задания. Проводятся « Деловые игры». Используется и такой метод активизации мышления как «мозговой штурм» .Это метод решения творческих задач путём выдвижения различных гипотез группой учащихся.
Ежегодно, ко Дню Земли, проводятся конкурсы экологических сказок, загадок, эссе, стихотворений, рисунков, плакатов, сценок, где ученикам предоставляется возможность показать своё творчество.
Систематически решая задачи развивающего обучения на уроках географии, можно отметить следующие результаты:
1. У учащихся проявился интерес к предмету географии, (участвуют в школьных, муниципальных олимпиадах, интернет- конкурсах, научно-практических конференциях, в конкурсе исследовательских работ).
2. Усилена самостоятельная и практическая направленность в работе учащихся на уроках.
3. Ребята научились анализировать, доказывать, решать проблемные задания, логически мыслить, проявлять творческую инициативу.
Система развивающего обучения помогает учителю вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в нём инстинкт познания, самосовершенствования и является одной из главных задач современного образования.