СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающие задания для учащихся 1 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся начальных классов брошюра  дополнительных заданий и упражнений.  Здания развивают мышление и познавательную сферу.

Просмотр содержимого документа
«Развивающие задания для учащихся 1 классов»




Дополнительные задания развивающие мыслительные способности для кружка по предмету математика.

Пояснительная записка

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека.

Интеллект — это способность находить алгоритм решения ранее неизвестных задач (путь решения проблем) (Другой П. Н.)

Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. (Мигашкин Н. В.)

Интеллект может актуализироваться только в информационном пространстве.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;

критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.

После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией.













Наглядно-образное мышление

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.


Упражнения на визуализацию

Упражнение №1. "На что это похоже"?

Цель: развитие умения оперировать образами и проведение различных мыслительных операций с опорой на представления.



Учащимся предлагается придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение №2. Игра "Кубики".

Цель: развитие образного мышления.

Материал состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой так, что получается 7 элементов:



Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап - рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква Т, 2 - буква Г, элемент 3 - уголок, 4 - зигзаг молнии, 5 - вышка со ступеньками, 6 и 7 - крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучшее и эффективнее.

Второй этап - освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап - складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап - складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.

В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Упражнение №3. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

  1. «Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата»

  1. «Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника»

  2. «Составить два разных квадрата из 7 палочек»



Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигур:

  1. «В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника»

  1. «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата»

  1. «Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок»

  2. «Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк»

  1. "Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону".

  2. «Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?»


Упражнение №4. "Продолжи узор".

Цель: развитие наглядно-образного мышления.



Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).

После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:

"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".


Упражнение №5. "Платочек".

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Это упражнение сходно с предыдущим, но является более сложным его вариантом, т.к. предполагает воспроизведение узора относительно двух осей - вертикальной и горизонтальной.

"Посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам (если одна ось симметрии) или вчетверо (если две оси симметрии) платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым".

 

Упражнение №6. "Составь фигуру".

Цель: развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения (от самого легкого до более сложного).

а) «На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг».
Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.


Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.

б) «Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией».

в) «Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках».

Упражнение №7. "Сложи фигуры".

Цель: развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Инструкция: «Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа».


По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

Упражнение №8. "Найди закономерность".

Цель: формирование умения понимать и устанавливать закономерности.

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности».


б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.

Инструкция: «Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок».


Упражнение №9. "Светофор".

Цель: формирование умения понимать и устанавливать закономерности.

«Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков».

Упражнение №10. "Превращение слов".

Цель: формирование умения обобщать, анализировать и сопоставлять понятия.

«Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово (название животного)».

ВОСК – ЛИСТ –

ЛЕС – РОЗА –

ГОЛ – КОРОНА –

ЩИТ – ГОРКА –

Словесно-логическое мышление

Cловесно-логическое мышление представляет собой совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

Упражнение №11. "Систематизация".

Цель: развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

«Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши»

Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

«Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза»

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д

«Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? Величине?

лимон и груша

малина и земляника

яблоко и слива

смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?»

Упражнение №12. "Раздели на группы".

Цель: развитие умения классифицировать, обобщать и анализировать слова по определенному признаку.

«Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак».

Упражнение №13. "Соедини половинки слов".

Цель: развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять слова.

«Соедини половинки слов так, чтобы получились целые слова:»

ШЛЯ КА ПЧЕ ША

ТУФ МАР ЗА КА

УТ ПА ГРУ ЯЦ

КО ЛИ МИС ТИК

СЛИ ВА ЛАС ЛА

Упражнение №14. "Найди лишнее слово".

Цель: развитие умения устанавливать связи между понятиями, классифицировать, обобщать и анализировать слова.

«В каждом ряду подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным трем словам:»

  1. Осень, зима, январь, лето

  2. Девочка, кукла, мальчик, мама

  3. Тарелка, кастрюля, стул, чайник

  4. Роза, лиса, колокольчик, ландыш

  5. Курица, овца, корова, лошадь

Упражнение №15. "Закончи предложение".

Цель: развитие умения устанавливать связи между понятиями, обобщать и анализировать, выделять существенные признаки в словах.

«Какое слово из четырех подходит к приведенной части фразы? Подчеркни его.»

  1. Самый короткий месяц в году ………. март, май, февраль, июнь

  2. В сутках ………. 16 часов, 8 часов, 24 часа, 36 часов

  3. В нашей стране не живет ………. волк, заяц, жираф, лось

  4. Время года ………. среда, четверг, сентябрь, зима

  5. Осенний месяц ……… август, декабрь, май октябрь

Упражнение №16. "Составь слова".

Цель: развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять.

«Составь и запиши 5 слов из рассыпанных слогов:

УТ, РЕ, НОК, КА, ЛИ, ПА,

ЩЕ, ГА, СА, КНИ»

Упражнение №17. "Найди слова".

Цель: развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять.

«Найди в таблице 10 названий животных (они располагаются и по горизонтали, и по вертикали). Закрась эти клеточки».

Л

Д

П

С

Л

О

Н

Г

В

Д

И

Р

Ж

В

О

С

Ё

Л

О

Г

С

Ы

А

Л

С

З

Е

Б

Р

А

А

С

Р

О

Ь

Ф

Е

А

Ы

Н

Л

Ь

Д

А

Э

Н

Г

Р

С

Э

Ж

И

Р

А

Ф

А

Р

С

Е

Ы

Н

К

О

З

А

Ы

М

У

У

Ш

Л

Е

А

Л

В

О

Л

К

Ц

Х

Б

Ц

У

К

Э

О

В

Т

Б

У

Упражнение №18. "Подбери слова".

Цель: развитие способности выделять родовые и видовые понятия, способствует развитию индуктивного речевого мышления.

  1. «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)».

  2. Другой вариант этого же задания. «Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч                      мебель
тополь                 цветок
шкаф                   насекомые
тарелка               дерево
пальто                 одежда
муравей               посуда
щука                    игрушка
роза                     рыба»

Упражнение №19. "Найди общее слово".

Цель: развитие умения классифицировать, обобщать и анализировать слова по определенному признаку, развитие способности к абстрагированию.

«Каким общим словом можно назвать следующие слова:

  1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

  2. а, б, с, в, н

  3. стол, диван, кресло, стул

  4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

  5. январь, март, июль, сентябрь».

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово «весенние месяцы», а может быть «месяцы года» и т.д

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

«Найди, что общего у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)».

Упражнение №20. "Анаграмма".

Цель: развитие умения устанавливать связи между буквосочетаниями, умение синтезировать, обобщать и анализировать различные комбинации слов.

В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.

Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

«Составь слова из следующих букв:

а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п
б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р                 г) б, о, н, е            г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы               е) д, а, в, о            е) к, к, о, а, ш»

После того, как ребенок усвоит принцип составления слов из буквосочетаний, усложните задание. С этой целью введите новое условие:

«Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее:

1) с,,л,у,т                2) ш,у,г,а,р           3) с,б,а,а,к,о

ш,а,ф,к                    е,р,а,з,б,е            о,о,р,к,а,в

ж,о,а,к,л                  б,я,я,о,л,н            ш,к,к,о,а

к,ь,в,а,р,т,о             н,о,и,л,м               в,ь,я,и,с,н

с,л,т,о                     а,с,в,и,л                я,а,ц,з»

Задание может быть и другого типа:

«Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить:

1) п,и,к,а,т               2) ь,о,ч,н             3) й,е,н,и

т,ф,и,у,л                      ч,е,е,р,в             д,а,р,г

б,и,и,т,н,о,к                у,о,р,т                с,г,е,н

г,а,о,п,и,с                    н,е,д,ь               ь,д,д,о,ж

Еще вариант задания с анаграммами: "Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить":

1) е,м,р,о                  2) к,у,а,п              3) а,к,о,р,о,с

р,а,е,к                       з,я,а,ц                  в,л,е

ш,а,а,м,р,о,к             а,и,с,л                  щ,а,у,к

о,о,е,з,р                    х,м,а,у                  а,а,ь,с,р,к

ь,ю,т,л,н,а,п              м,й,е,в,а,у,р       т,р,г,и

ф,к,а,а,л,и                  к,в,о,л               а,н,о,о,р,в

                                   к,ж,у                 ь,о,н,к,у»

Упражнение №21. "Слова-близнецы".

Цель: развитие умения устанавливать связи между понятиями, анализировать, развитие способности к абстрагированию.

Это упражнение связано с таким понятиями, как омонимы, т.е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию.

«Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

  1. родник и то, чем открывают дверь;

  2. прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

  3. ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению».

Дополнительные задания к упражнению:

  1. овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);

  2. часть ружья и часть дерева;

  3. то, на чем рисуют, и зелень на ветках;

  4. подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.

Упражнение №22. "Логические задачи".

Цель: развитие умения классифицировать, обобщать и анализировать, развитие способности к абстрагированию.

Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.
В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение.

Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.

  • Продуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, «у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? разное?»

Задачи для решения.

  1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

  2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?

  3. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

  4. Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом был в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?

  5. Коля, Ваня и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой - о войне, третий - о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?

  6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая - птичек, третья - цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки?

  7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то - груши, кто-то - сливы, кто-то - вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони?

  8. Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?

Эти восемь задач имеют три степени сложности. Задачи 1-3 - самые простые, для их решения достаточно оперировать одним суждением. Задачи 4-6 - второй степени сложности, поскольку при их решении необходимо сопоставить два суждения. Задачи 7 и 8 - самые сложные, т.к. для их решения нужно соотнести три суждения.

Эффективно использовать прием, когда ребенок имеет возможность опираться на наглядные представления, помогающие ему удержать все текстовые обстоятельства.

Например, взрослый может сделать картинки домиков (задача № 4). А затем с опорой на них проводить рассуждение такого типа: «Если Алик и Боря жили в разных домах, то в каких из нарисованных они могли бы жить? А почему не в первых двух?» и т.д.



К задачам 7 и 8 удобнее сделать таблицу, которая будет заполняться по мере рассуждения. Например, таблица к задаче №7:

 

ЯБЛОНИ

ГРУШИ

СЛИВЫ

ВИШНИ

Слава





Дима

-

-

-

+

Петя





Женя






«Известно, что Дима не сажал сливы, яблони и груши. Следовательно, около этих деревьев рядом с Димой мы можем поставить прочерк. Тогда, что же сажал Дима? Правильно, осталась только одна свободная клеточка, т.е. Дима сажал вишни. Поставим в этой клетке знак «+» и т.д.»

Графическое отражение структуры хода рассуждения помогает ребенку уяснить общий принцип построения и решения задач такого типа, что в последующем делает успешной мыслительную деятельность ребенка, позволяя справляться с задачами более сложной структуры.

  • Следующий вариант задач содержит следующее исходное положение: если даны три объекта и два признака, одним из которых обладают два объекта, а другим один, то, зная, какие два объекта отличаются от третьего по указанным признакам, можно легко определить, каким признаком обладают первые два. При решении задач подобного типа ребенок учится совершать следующие мыслительные операции:

  • делать вывод об идентичности двух объектов из трех по указанному признаку. Например, если в условии сказано, что Ира и Наташа и Наташа с Олей вышивали разные картинки, то понятно, что Ира и Оля вышивали одинаковую;

  • делать вывод о том, каков тот признак, по которому эти два объекта идентичны. Например, если в задаче сказано, что Оля вышивала цветок, следовательно, Ира тоже вышивала цветок;

  • делать окончательный вывод, т.е. исходя из того, что уже известны два объекта из четырех, которые идентичны по одному из двух данных в задаче признаков, ясно, что другие два объекта идентичны по другому из двух известных признаков. Так, если Ира и Оля вышивали цветок, то другие две девочки, Наташа и Оксана, вышивали домик.

Задачи для решения.

  1. Две девочки сажали деревья, а одна - цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Лариса с Таней сажали разные растения?

  2. Три девочки нарисовали двух кошек и одного зайца, каждая по одному животному. Что нарисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей нарисовали разных животных?

  3. Два мальчика купили марки, один - значок и один - открытку. Что купил Толя, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разные предметы, а Миша купил значок?

  4. Два мальчика жили на одной улице, а два - на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?

  5. Две девочки играли в куклы, а две - в мяч. Во что играла Катя, если Алена с Машей и Маша со Светой играли в разные игры, а Маша играла в мяч?

  6. Ира, Наташа, Оля и Оксана вышивали разные картинки. Две девочки вышивали цветок, две - домик. Что вышивала Наташа, если Ира с Наташей и Наташа с Олей вышивали разные картинки, а Оксана вышивала домик?

  7. Мальчики читали разные книги: один - сказки, другой - стихи, двое других - рассказы. Что читал Витя, если Леша с Витей и Леша с Ваней читали разные книги, Дима читал стихи, а Ваня с Димой тоже читали разные книги?

  8. Две девочки играли на пианино, одна на скрипке и одна на гитаре. На чем играла Саша, если Юля играла на гитаре, Саша с Аней и Марина с Сашей играли на разных инструментах, а Аня с Юлей и Марина с Юлей тоже играли на разных инструментах?

  9. Две девочки плыли быстро и две медленно. Как плыла Таня, если Ира с Катей и Ира с Таней плыли с разной скоростью, Света плыла медленно, а Катя со Светой тоже плыли с разной скоростью?

  10. Два мальчика сажали морковь и два - картошку. Что сажал Сережа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Сережей тоже сажали разные овощи?

Задачи на сравнение.

В основе этого типа задач лежит такое свойство отношения величин объектов, как транзитивность, состоящее в том, что если первый член отношения сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим.

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.

  1. «Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки».


Кто из девочек самый грустный?

  1. «Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?»



  1. «Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика».




Графическое изображение транзитивного отношения величин значительно упрощает понимание логической структуры задачи. Поэтому, когда ребенок затрудняется, советуем использовать прием изображения отношения величин на линейном отрезке. Например, дана задача: "Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?". В этом случае объяснение может строиться следующим образом: "Посмотри внимательно на эту линию.

С одной стороны располагаются дети самые быстрые, с другой - медленные. Если Катя быстрее Иры, то где мы поместим Катю, а где Иру? Правильно, Катя будет справа, где быстрые дети, а Ира слева, т.к. она более медлительна. Теперь сравним Иру и Лену.



Мы знаем, что Ира быстрее Лены. Где мы тогда поместим Лену относительно Иры? Правильно, еще левее, т.к. она медленнее Иры.

Посмотри внимательно на чертеж. Кто же быстрее всех? а медленнее?".

Ниже мы приводим варианты логических задач, которые делятся по степени сложности на три группы:

  1. задачи 1-12, в которых требуется ответить на один вопрос;

  2. задачи 12-14, в которых нужно ответить на два вопроса;

  3. задачи 15 и 16, решение которых предполагает ответ на три вопроса.

Условия задач различаются не только по количеству информации, в которой нужно разобраться, но и по ее наблюдаемым особенностям: виды отношений, разные имена, поставленный по-разному вопрос. Особое значение имеют "сказочные" задачи, в которых отношения между величинами построены таким образом, каких в жизни не бывает. Важно, чтобы ребенок смог отвлечься от жизненного опыта и пользовался теми условиями, какие даются в задаче.

Варианты задач.

  1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?

  2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?

  3. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?

  4. Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?

  5. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?

  6. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?

  7. Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года старше, чем Леша. Кто младше всех?

  8. Ира на 3 см ниже, чем Клава. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?

  9. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?

  10. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?

  11. Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?

  12. Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?

  13. Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?

  14. Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?

  15. Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася старше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?

  16. Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?

Все рассмотренные нами варианты логических задач направлены на создание условий, в которых существует или существовала бы возможность формирования способности выделять существенные отношения между объектами и величинами.

Кроме тех задач, которые были указаны выше, целесообразно предлагать ребенку задачи, в которых отсутствует часть необходимых данных или, наоборот, имеются ненужные данные. Можно также использовать прием самостоятельного составления задач по аналогии с данной, но с другими именами и иным признаком (если в задаче имеется признак "возраст", то это может быть задача про "рост" и т.д.), а также задач с недостающими и избыточными данными. Имеет смысл превращение прямых задач в обратные и наоборот. Например, прямая задача: "Ира выше Маши, Маша выше Оли, кто выше всех?"; в обратной задаче вопрос: "Кто ниже всех?".

Если ребенок успешно справляется со всеми видами предложенных ему задач, целесообразно предлагать задания, связанные с творческим подходом:

  • придумать задачу, которая как можно более не похожа на задачу-образец, но построена по единому с ней принципу;

  • придумать задачу, которая была бы сложнее, например, содержала бы больше данных, чем образец;

  • придумать задачу, которая была бы проще, чем задача-образец, и т.д.

Абстрактно-логическое мышление

Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере.

Упражнение №23. "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов".

Цель: развитие умения классифицировать, обобщать и анализировать понятия, выделять существенные признаки и закономерности.

«Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе «транспорт». Увидев незнакомую машину (например, автокран), спрашивают: что это? Почему?»

Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

Упражнение №24. "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания".

Цель: развитие умения анализировать, выделять существенные признаки и закономерности, обобщать.

«Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

  • Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

  • Кот или кит? Какое больше? Почему?

  • Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

  • Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?»

Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение №25. "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений для решения однотипных задач".

Цель: развитие умения классифицировать, выделять существенные признаки, обобщать и анализировать и развитие способности к абстрагированию.

«Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.

Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?»

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

  1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

  8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

  9. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)







































21






Скачать

© 2018 2874 46

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!