Сценарий развлечения для детей в старшей группе
«Широкая Масленица»
Цель:
Задачи:
Развивать творческие способности детей, совершенствовать их использования и навыки.
Формировать представления об облике русских обычаев, традициях их празднования.
Повышать двигательную активность детей.
Воспитывать волевые качества (смелость, выдержку, решительность, уверенность в своих силах)
Ход развлечения:
Воспитатель: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Собрались мы сегодня праздник Масленицу вспомнить. Кто знает, что это за праздник? Правильно, в этот праздник народ провожал Зиму и встречал Весну. А народный он - потому что праздник этот проходил на всей Руси, так называли нашу страну в старину. В этот праздник люди собирались на больших площадях и устраивали гулянья: катались на санках с горы, устраивали снежные бои, пекли блины с разными начинками: с маслом, сметаной, ягодами, икрой. Длилась Масленица неделю. Сколько это дней? (ответы детей) Семь дней веселились, устраивали ярмарки с веселыми играми, песнями, хороводами. А вот кто был самый озорной и веселый, отгадайте загадку.
Кто играет на дуде целый день,
Кто и пляшет, и поёт,
Веселит вовсю народ?
Ох, мальчишечка неплох,
А зовётся – … . (Скоморох)
Выходит скоморох:
Приходи народ честной,
К нам на представленье,
Ждет вас праздник озорной,
Всем на удивленье!
- Здравствуйте, ребята! Эх и люблю я Масленицу за веселье и задор! А еще на гуляниях посередине площади ставили огромную карусель – символ солнца. А вы хотите покататься на карусели? Занимайте места.
Игра «Карусель»
Скоморох держит обруч с лентами. Дети встают в круг, берутся за концы лент и под музыку в разном темпе двигаются по кругу.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите…
Карусель остановите.
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Долго длилась зимушка-зима. Целых 3 месяца! Назовите зимние месяцы (Дети называют зимние месяцы) А сколько снегу намело зимой! А зимние загадки вы умеете отгадывать? Сейчас проверим.
Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт (Снег.)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет (Мороз.)
Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка,
Серебристая. (снежинка)
Жарким летом на плоту
По волнам я проплыву.
А зимой не нужен плот —
Превратились волны в. (лед)
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
Воспитатель: Молодцы! А ведь совсем недавно мы радовались первому снегу, морозу, любовались снежными узорами.
Скоморох: Становитесь, в круг ребята, будем мы в игру играть, будем зиму провожать.
Подвижная игра – кричалка "Блины – Лепешки"
Делим условно детей на две команды.
По сигналу ведущего левой рукой дети должны громко и дружно сказать: «Блины», правой рукой - кричат: «Лепешки»
Текст
Хороша была зима, её мы провожаем,
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печем с припеком мы (знак левой рукой)…Блины!
И вкусные (знак правой рукой) …Лепешки!
И весело и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают)
Наступила долгожданная масляная неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели, ели мы (знак левой рукой)…Блины!
И еще (знак правой рукой) …Лепешки!
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся)
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты - старанья,
На столе стоят (знак левой рукой)…Блины!
А рядышком (знак правой рукой) …Лепешки!
Чтобы больше в нас вошло - прыгаем на ножке (все прыгают),
Еще кружок вокруг себя (все кружатся)
И хлопаем в ладошки (все хлопают)
Ведущий: Вот зиму проводили, теперь и весну встречать пора. Как мы узнаем, что весна пришла?
Дети: - Солнышко греет, птицы прилетают.
Скоморох: Вот и мы сейчас разогреемся.
Игра «Перетяни канат».
Скоморох: Собрались мы позабавиться да потешиться. Да какая Масленица без блинов?
А кто ответит, почему блины - главное угощение на масленицу (ответы детей)
Блин - он символ солнца, круглый, горячий. С пылу с жару его подают на стол. Я предлагаю вам испечь блины. Но блины-то горячи, свои пальцы береги!
Игра «Несем блины»
Воспитатель: Почему люди назвали праздник Масленицей?
Название «масленица» - от обильной масленой еды, которой полагалось угощаться всю неделю. Про это есть пословицы:
- Масленица идет, блин да мед несет,
- Не житье, а масленица.
А еще Масленица – это тряпичная или соломенная кукла, одетая в платье, символ зимы. И на седьмой день праздника эту куклу сжигали на большом костре, этим люди символизировали тепло от солнышка, они как будто поторапливали солнышко быстрее согревать землю, чтобы прогнать холодную зиму. А мы сейчас поиграем в русскую народную игру Дударь. Становитесь в круг, ребята.
ИГРА. ДУДАРЬ.
Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят ритмично или поют:
«Дударь, дударь дударище, старый, старичище.
Его под колоду. Его под сырую. Его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?»
Дударь отвечает, называя одну часть тела. Например: «Локоть болит». Значит, каждому игроку нужно взяться за локоть правого соседа. Получится замкнутый круг.
Игра может продолжаться долго с называнием разных частей тела: ухо болит, пятка болит, спинка болит, плечо болит, щека болит
Скоморох: Ай да славный хоровод!
Разогрелся наш народ!
Солнце припекает,
Щечки расцветают!
Много разных игр знали на Руси. Интересно вам, ребята? Солнышко весеннее пригрело, снежок начал таять и закапали звонкие…(ответы детей). Правильно, капельки. И у нас есть своя капелька!
Игра р. н. «Капелька»
Вот так встречали весну на Руси. А еще пели песни о весне, веселились и плясали. Вот и мы с вами попляшем!
Звучит музыка «Ой блины, блины, блины…» дети произвольно танцуют.
Скоморох:
Как на масленой неделе
Мы блиночков захотели…
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины наши готовы! (подает поднос с блинами)
Ну а мне уже пора
До свиданье, детвора.
уходит
Воспитатель:
Мы шутили, мы играли,
Очень весело плясали.
Пришла Масленица
Всем блиночки раздала!
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте!
Счастливого праздника и приглашаем на блины.
Угощение блинами.