СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока на тему: «Действительные и страдательные причастия»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии: технология критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ технология

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы: словесный, практический, самостоятельная работа, подготовка к восприятию, объяснение, закрепление, поисковый, сравнительный, обобщающий

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока на тему: «Действительные и страдательные причастия»»

Тема урока: «Действительные и страдательные причастия»

Цели урока:

обучающая: знакомство учащихся с действительными и страдательными причастиями;

развивающая: смысловое различение причастий, конструирование предложения с причастным оборотом, формирование умений анализировать и делать выводы;

воспитывающая: использование действительных и страдательных причастий в речи, формирование коммуникативных навыков

Технологии: технология критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ технология

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы: словесный, практический, самостоятельная работа, подготовка к восприятию, объяснение, закрепление, поисковый, сравнительный, обобщающий

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Класс: 6

Планируемые образовательные результаты:


  1. Предметные: научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия.

  2. Метапредметные:

- коммуникативные: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу;

- познавательные: уметь осуществлять анализ, выделять существенные признаки объекта.

  1. Личностные: формирование устойчивой мотивации и познавательного интереса к проблемно-поисковой деятельности.


Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, сегодня вам предстоит познакомиться с одной из сложных тем в разделе «Причастие». Я вам желаю успешной работы и отличных отметок.

  1. Повторение пройденного материала

-Какую часть речи мы начали изучать несколько уроков назад?

-Вспомним, что нам известно о причастии?

- Что такое причастие?

- От какой части речи образуется причастие?

- Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.

- Какие суффиксы причастий вы знаете?

-Но мы не вспомнили еще одно важное правило. Посмотрите на слайд 2, перед вами предложения.

Дети водили хоровод вокруг елки, горящей разноцветными огнями.

За окном шел снег, засыпающий елку в нашем дворе.

Расставьте знаки препинания и объясните. Выйти к доске, начертить схемы и объяснить. Проверка слайд 3

3. Проверка домашнего задания

Итак, мы повторили устно всё, что нам известно о причастии и причастном обороте. А теперь небольшой тест – проверка домашнего задания. 15 минут

4. Мотивация

-Конечно, одним из любимых занятий во время зимних праздников - игра в снежки, украшение елки и др. Внимательно посмотрите на картинки и попробуйте составить словосочетания, используя причастия и действующее лицо. Слайд 4

Мальчики----------------------------снежки

Девочки-----------------------------елка

Дети---------------------------------снеговик проверка слайд 5

А теперь давайте поменяем местами действующее лицо

Снежки-----------------------------мальчики

Елка---------------------------------девочки

Снеговик---------------------------------дети (слайд 6)

Давайте проверим слайд 7

5. Объяснение нового материала

- В каком случае предмет или лицо сам выполняет действие, а в каком испытывает воздействие другого предмета на себе? (В первых сочетаниях лицо само выполняет действие (мальчики, девочки, дети) А во - вторых предмет испытывает их воздействие со стороны)

А теперь давайте попробуем определить вместе тему нашего урока.

Действительные и страдательные причастия. Молодцы!

-Откройте тетради, запишите тему урока. (Слайд1)

- Что вы должны узнать на уроке, чему вы должны научиться? (ученики сами формулируют цель и задачу урока) - Узнать, какие причастия называются страдательными и действительными.

-Научиться различать группы причастий.

- Итак, мы уже выяснили, что причастия делятся на действительные и страдательные.

- давайте выясним, каковы же их различия?

Работа с учебником стр. 164 прочитаем правило.

А теперь посмотрите опять на экран (слайд 8), сравните и объясните, почему эти причастия поделили именно так?

Итог: Действительные причастия имеют суффиксы- УЩ, -ЯЩ, -АЩ. -ЯЩ, -ВШ,- Ш

Они сами производят действие, поэтому очень шипят (наличие шипящей) от удовольствия.

Страдательные –ЕМ, ИМ, ОМ, ЕНН, НН, Т. Страдают от того, что на них оказывается действие (слайд 9).

Запишите в тетрадь таблицу «Суффиксы причастий»

действительные

страдательные


обозначают признак предмета,

который

сам «действует»

«страдает»

-ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-)

-ем- (-ом-); -им-

наст. вр.

-вш-; -ш-

-енн- (-ённ-);

-нн-; -т-

прош. вр.


7. Физминутка

Давайте отдохнём и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные причастия – действуют ноги, страдательные – руки:

Проверенный, плескавшийся, построенный, накрытый, сидящий, рассказывающий, рассказанный, освещённая, стоящий, напуганный, написанный, поющий.


8. Закрепление материала

Слайд 10 работа в тетрадях

Распределите причастия в две колонки: действительные/ страдательные, выделите суффиксы.

падающий снег, сверкающий новогодний шар, упакованные подарки, накрытый стол, играющие дети, праздничный ужин, зажженные свечи, бой часов, доносящийся из комнаты, мигающие гирлянды, звенящие колокольчики.

Проверка слайд 11

Падающий снег

Сверкающий шар

Играющие дети

Доносящийся из комнаты

Мигающие гирлянды

Звенящие колокольчики

Упакованные подарки

Накрытый стол

Зажжённые свечи

Праздничный ужин, бой часов – не причастия!!!!!

Творческое задание: составить небольшой текст из трёх предложений, используя 1 вариант действительные причастия, 2 вариант – страдательные причастия.

Работа с текстом: нахождение причастий

Текст читается целиком. Затем учащиеся выписывают в два столбика словосочетания с действительными и страдательными причастиями.

Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след и пробрался к воде. Спустившийся туман ещё не рассеялся. В нём гасли очертания огромного корабля, поворачивающегося к устью реки. Его свёрнутые паруса, расправляемые ветром, ожили. Ветер, дующий с берега, лениво теребил их.

9. Подведение итогов, оценки!

- С какими причастиями вы познакомились на уроке?

- Чем отличается действительное причастие от страдательного?

- Приведите собственные примеры действительных и страдательных причастий.

- Порассуждайте, в каком типе речи причастия встречаются наиболее часто? Почему?

- Какую роль выполняют причастия в нашей речи?



Рефлексия

Поднимите, пожалуйста, руки кто:



1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)


- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

У вас на партах лежат смайлики с выражением разного настроения. Поднимите тот смайлик, который выражает ваше настроение после этого урока. Заберите его с собой, и пусть у вас всегда будет такое настроение.

Спасибо за работу! Молодцы!!!


11. Домашнее задание

Разноуровневое задание на выбор.


Параграф 36, стр. 164 выучить,

  1. упражнение 417,

  2. написать 3 загадки с действительными причастиями и 3 со страдательными.
















Запасные

10. Проверочная работа

1. Задание выполняется по вариантам. Слабым учащимся разрешается пользоваться таблицей.

- По каким признакам вы будете различать действительные причастия от страдательных?

Тест

1вариант

Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. на пестреющем лугу;

  2. о движущемся предмете;

  3. опавшие с тополя;

  4. отнятая игрушка;

  5. унесенная ветром.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. написанная учеником;

  2. распиленная плотником;

  3. ведущая в парк;

  4. посаженный весной;

  5. бегающая по дорожке.

2 вариант

Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. сидящая девочка;

  2. засыпанные аллеи;

  3. построенный дом;

  4. плескавшиеся волны;

  5. летящим самолетом.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. высоко поднявшийся;

  2. у потревоженных птиц;

  3. рассказывающие о путешествиях;

  4. у разбитого камня;

  5. ведомый за руку.


2. Задание: сконструируйте по 1 предложению, используя словосочетания с действительными и страдательными причастиями так, чтобы причастный оборот занимал разные позиции по отношению к главному слову. Графически выделите причастный оборот.

(Тестовое задание проверяется в классе, при этом учащиеся работают в парах, обмениваясь тетрадями, обсуждают правильность выполнения. Учащимся, допустившим ошибки, задают вопросы, а затем они на примере другого варианта исправляют свои пробелы. Класс сверяет ответы с образцом на доске, слайд 9-10. Вторая часть задания проверяется учителем.)



















Тест

1вариант

Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. на пестреющем лугу;

  2. о движущемся предмете;

  3. опавшие с тополя;

  4. отнятая игрушка;

  5. унесенная ветром.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. написанная учеником;

  2. распиленная плотником;

  3. ведущая в парк;

  4. посаженный весной;

  5. бегающая по дорожке.


2 вариант

Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. сидящая девочка;

  2. засыпанные аллеи;

  3. построенный дом;

  4. плескавшиеся волны;

  5. летящим самолетом.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. высоко поднявшийся;

  2. у потревоженных птиц;

  3. рассказывающие о путешествиях;

  4. у разбитого камня;

  5. ведомый за руку.


Тест

1вариант

Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. на пестреющем лугу;

  2. о движущемся предмете;

  3. опавшие с тополя;

  4. отнятая игрушка;

  5. унесенная ветром.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. написанная учеником;

  2. распиленная плотником;

  3. ведущая в парк;

  4. посаженный весной;

  5. бегающая по дорожке.


2 вариант

Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. сидящая девочка;

  2. засыпанные аллеи;

  3. построенный дом;

  4. плескавшиеся волны;

  5. летящим самолетом.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. высоко поднявшийся;

  2. у потревоженных птиц;

  3. рассказывающие о путешествиях;

  4. у разбитого камня;

  5. ведомый за руку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!