СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реактивные состояния при умственной отсталости

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реактивными состояниями называются временные обратимые расстройства психической деятельности, возникающие как реакция в ответ на воздействие психической травмы.

Просмотр содержимого документа
«Реактивные состояния при умственной отсталости»

Реактивные состояния при умственной отсталости Учитель-логопед Блохина Юлия Александровна

Реактивные состояния при умственной отсталости

Учитель-логопед

Блохина Юлия Александровна

Реактивными состояниями называются временные обратимые расстройства психической деятельности, возникающие как реакция в ответ на воздействие психической травмы.

Реактивными состояниями называются временные обратимые расстройства психической деятельности, возникающие как реакция в ответ на воздействие психической травмы.

Реактивные состояния у детей и подростков со стенической формой умственной отсталости  У детей и подростков со стенической формой умственной отсталости кратковременные психогенные реакции проявляются, главным образом, в нарушениях поведения: побегах, аффективном возбуждении и двигательном беспокойстве.  Большинство из них угрожает покончить жизнь самоубийством или даже, что чаще, демонстративно совершают суицидальные попытки. У меньшей части отмечаются неглубокие и кратковременные периоды снижения настроения. Эти реакции всегда заканчиваются благоприятно, и их продолжительность редко превышает несколько недель.

Реактивные состояния у детей и подростков со стенической формой умственной отсталости

У детей и подростков со стенической формой умственной отсталости кратковременные психогенные реакции проявляются, главным образом, в нарушениях поведения: побегах, аффективном возбуждении и двигательном беспокойстве. Большинство из них угрожает покончить жизнь самоубийством или даже, что чаще, демонстративно совершают суицидальные попытки. У меньшей части отмечаются неглубокие и кратковременные периоды снижения настроения. Эти реакции всегда заканчиваются благоприятно, и их продолжительность редко превышает несколько недель.

Реактивные состояния у детей и подростков с астенической формой умственной отсталости    Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В ряду влияний среды, которые вызывают эти реакции, — утрата близких, неуспеваемость в школе, перевод в другое учебное заведение, переезд, непрекращающиеся конфликты в семье или в коллективе сверстников.  Симптоматика реакций у них развертывается в течение нескольких суток. Иногда уже на 2—3-й день больные становятся спокойнее и ровнее в поведении. Некоторые из детей в первую неделю еще неустойчивые, легко возбудимые, плаксивые, но и их состояние в течение короткого времени полностью нормализуется. Психогенные реакции протекают различно.

Реактивные состояния у детей и подростков с астенической формой умственной отсталости

Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В ряду влияний среды, которые вызывают эти реакции, — утрата близких, неуспеваемость в школе, перевод в другое учебное заведение, переезд, непрекращающиеся конфликты в семье или в коллективе сверстников. Симптоматика реакций у них развертывается в течение нескольких суток. Иногда уже на 2—3-й день больные становятся спокойнее и ровнее в поведении. Некоторые из детей в первую неделю еще неустойчивые, легко возбудимые, плаксивые, но и их состояние в течение короткого времени полностью нормализуется. Психогенные реакции протекают различно.

Всех больных с кратковременными психогенными реакциями по особенностям клинической картины можно условно разделить на три типа. У другой части умственно отсталых в связи с жизненными трудностями появляются астено-депрессивные состояния. Возникающие суицидальные намерения — значительно серьезнее. У части больных возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся двигательным возбуждением. На высоте аффекта у одних появляются суицидальные мысли, а у других — стремление к разрушениям или агрессии. Для третьей части характерны поведенческие расстройства с меньшими аффективными расстройствами. Нарушения их поведения заключаются либо в уходах от трудностей жизни (побегах), либо — в демонстративных угрозах убить себя и резком двигательном возбуждении.

Всех больных с кратковременными психогенными реакциями по особенностям клинической картины можно условно разделить на три типа.

У другой части умственно отсталых в связи с жизненными трудностями появляются астено-депрессивные состояния. Возникающие суицидальные намерения — значительно серьезнее.

У части больных возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся двигательным возбуждением. На высоте аффекта у одних появляются суицидальные мысли, а у других — стремление к разрушениям или агрессии.

Для третьей части характерны поведенческие расстройства с меньшими аффективными расстройствами. Нарушения их поведения заключаются либо в уходах от трудностей жизни (побегах), либо — в демонстративных угрозах убить себя и резком двигательном возбуждении.

Реактивные состояния у детей и подростков с атонической фазой умственной отсталости

Саша М., 14 лет, ученик 5-го класса вспомогательной школы

Мальчик неразговорчивый, неактивный, вялый , мало интересующийся детскими развлечениями, как правило, стремится к уединению и производит впечатление несколько странного (кладет в рот осколки стекла и т. д.). Поведение обычно упорядоченно, он послушен и дисциплинирован.

После смерти отца, который попал под поезд, вначале очень возбудился, не находил себе места, а затем стал еще более молчаливым, замкнутым и вялым. Плохо спал по ночам, вскакивал, говорил с собой. На этом фоне возникали неоднократные аффективные вспышки с озлоблением и криком . В связи с таким поведением был отстранен от учебы. В больнице в контакт вступал не сразу , в беседе обнаруживал ограниченный запас слов, лаконичность ответов, замедленность мышления . Эмоциональная жизнь бедная, мимика малодифференцированная. В течение нескольких дней был тихим, задумчивым, грустным, держался обособленно. Постепенно стал веселее, активнее, бодрее, начал принимать участие в работе класса и отчасти в играх ребят.

В представленной истории болезни описывается подросток с легкой степенью атонической формы умственной отсталости, у которого вслед за тяжелым потрясением (гибель отца) развилась кратковременная психогенная реакция. Ее особенность в том, что в клинической картине на первое место выступало усиление присущих больному черт личности, имевших место до болезни, и в меньшей мере — аффективные расстройства (тревога, возбуждение).