СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация экологического воспитания и образования в школе в рамках внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках реализации ФГОС особое место отводится духовно-нравственному развитию личности и воспитанию гражданина России. Одним из направлений  духовно-нравственного развития является  экологическое воспитание.                                                                                                                                                            

Просмотр содержимого документа
«Реализация экологического воспитания и образования в школе в рамках внедрения ФГОС»

Реализация экологического воспитания и образования в школе

в рамках внедрения ФГОС

Ямашева Ольга Валерьевна


Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определены цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития. Основной потребностью младших школьников является приобретение нового социального статуса - статуса ученика, развитие умственной деятельности, осмыслении наблюдаемых явлений. Таким образом, содержание обучения должно способствовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваиваемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения.

В рамках реализации ФГОС особое место отводится духовно-нравственному развитию личности и воспитанию гражданина России. Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания является экологическое воспитание. Цель экологического воспитания – формирование экологического сознания, основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к окружающему миру. Общая задача экологического воспитания - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, планета Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание должно обеспечивать развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Рассмотрим реализацию ФГОС в направлении экологического воспитания на примере уроков окружающего мира. Получая определенную систему знаний на уроках окружающего мира, ученики могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Со своими учениками мы участвуем во внутреннем и внешнем озеленении школы, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

В рамках занятий внеурочной деятельности обучающимися созданы поделки из природного материала. Подготовлены сообщения, творческие работы. Дети оформили литературный журнал, в которые поместили стихотворения, рассказы, рисунки, загадки и даже кроссворды об охране природы. Подбирали пословицы о временах года, описание погоды, народные приметы. Каждый год проводятся праздники «Золотая осень», «Проводы зимы», «Весна-красна».

Занятия внеурочной деятельностью дают большие возможности и учителю, и учащимся, и родителям для экологического воспитания младших школьников. В своей работе я использую разнообразные формы занятий: путешествие, экскурсию в природу, проектную и исследовательскую деятельность, постановку опытов. Ребята самостоятельно подбирают материал, самостоятельно работают с энциклопедиями, дополнительной литературой. Дети сочиняют свои рассказы, небольшие стихотворения, сказки на тему “Природа”.

Содержание детских сочинений о природе говорит о растущем уровне развития ребёнка, нового понимания, осознания им окружающего мира в соединении с его внутренним миром.

В результате работы по данной теме, получились следующие результаты:

1. Личностные:

-готовность обучающихся к саморазвитию,

- формирование мотивации к обучению и познанию,

- ориентация на выполнение моральных норм.

2.Метапредметные:

-регулятивные (управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность);

-коммуникативные (развитие речевой деятельности, формирования навыков сотрудничества);

-познавательные (развитие исследовательской и творческой деятельности);

3.Предметные:

-формирование системы литературных знаний;

- преобразование и применение новых знаний.

Мы ставим перед собой цель - достичь «портрета выпускника начальной школы». Выпускник начальной школы должен быть

Любящим свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающими принимающим ценности семьи и общества;

Любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;

Владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;

Готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

Доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

Выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Моделируя этот образ, мы исходим из того, что он представляет собой личность, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника начальной школы - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.


Список литературы:

1. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.– 1989, N5, С. 25-27.
2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.–1988, N8, C. 40-46.
3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников. //Начальная школа.–1989, N3, C. 33-34.
4. www.erudition.ru/referat/ref/id (из работы Четвертных Светланы Ивановны)