СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация ФГОС в дошкольном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает о современных подходах к реализации   ФГОС в системе дошкольного образования

Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС в дошкольном образовании»

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

ФГОС в российском образовании это установление норм, правил и требований в целях обеспечения: безопасности жизни и здоровья детей, повышения качества образования, единая оценка результатов образовательного процесса.

ФГОС - это инструмент, дающий возможность наиболее оптимального и эффективного решения задач в дошкольном образовании, которые представляют собой представляющие собой совокупность трех требований:

1. Структура  основных образовательных программ,

2. Реализация и условия реализации основных образовательных программ;

3. Результаты освоения основных образовательных программ

Системообразующим компонентом ФГОС выступают требования к результатам освоения образовательных программ, потому что именно результаты образования, являются связующим звеном между личностью, обществом и государством. В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства и прочная идеологическая база. Значимость дошкольного детства это важнейшая составляющая культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

Новая система призывает прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение промежуточных и итоговых аттестаций.Теперь дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка.

Признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка играющего, поэтому многие методики учебно-дидактического уровня будут переведены на новый, игровой уровень.



Основным направлением развития системы дошкольного образования является реализация требований ФГОС, повышение качества дошкольного образования и получение положительных результатов.

 Для получения положительных результатов необходимо повышение социального статуса дошкольного образования;  равные возможности для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; государственные гарантии уровня и качества образования; условия реализации основных образовательных программ; требования к структуре образовательных программ; результаты освоения образовательных программ;

При реализации ФГОС государство гарантирует доступность и качество дошкольного  образования поэтому проблема качества дошкольного образования в настоящее время актуальна как никогда.

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит много задач, необходимо построить свою работу так, чтобы она соответствовала требованиям современного общества, сохраняла неповторимость дошкольного периода детства, создавала привлекательность учреждения для родителей как потребителей образовательных услуг. Для этого должно быть обеспечено высокое качество образовательного процесса в дошкольном учреждении.


Основными критериями, определяющими качество современного дошкольного образования являются:

- возможность удовлетворения потребности в услугах дошкольного образовательного учреждения;

- сохранение неповторимости и ценности детства;

- обеспечение комфортного и благополучного пребывания ребенка в дошкольном учреждении;

- сохранение и укрепление здоровья ребенка;

- развитие индивидуальных способностей каждого воспитанника;

- успешность ребенка за счет развития психических качеств личности;

- рост профессионального мастерства педагогических кадров


Для решения задач поставленных ФГОС определены основные направления по повышению качества образовательных услуг:

- развитие кадрового потенциала;

- введение новых инструментов оценки и стимулирования качества дошкольного образования;

- создание в дошкольном учреждении условий для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

- создание механизма обеспечения высокого качества образования и конкурентоспособности дошкольных учреждений;

- разработка системы оценки результатов работы дошкольного учреждения всеми участниками образовательного процесса;

- сохранение и укрепление здоровья детей,

- развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка-дошкольника;развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению новых знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

За короткий срок после введения ФГОС ДО изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, предметно-пространственная развивающая среда, в ДОО работают педагоги дополнительного образования по разным направлениям, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

Современное качественное дошкольное образование должно обеспечивать для любого ребёнка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования.


Социальный портрет ребенка в возрасте 7 лет:


- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он должен уметь самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;

- Любознательный, активный.  Ребенок должен интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире , задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. Способным самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимаеть живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- Эмоционально отзывчивый. Откликаться на эмоции близких людей и друзей. Сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.Ребенокдолжен уметь адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве), способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

-Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление:

о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях;

о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты);

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.



Конспект занятия в подготовительной группе



Витамины-наши друзья

ЦЕЛЬ: формировать у детей необходимость заботы о своём здоровье; уточнить знания детей о витаминах группы А , В и С ; учить распознавать по вкусу овощи и фрукты; развивать мелкую моторику; формировать представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; учить работать в коллективе, вырезать аппликации по предварительной разметке, располагать их на общей основе; воспитывать чувство дружбы, заботы друг о друге, доброжелательности, вежливости; вызвать у детей желание помочь людям, попавшим в беду; воспитывать у детей потребность правильно питаться.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: активизация словаря (фрукты, овощи, крупы).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование; картинки с изображением полезных продуктов, витаминов; корзина – основа аппликации; заготовки цветной бумаги с нарисованными контурами овощей и фруктов; клей, ножницы, салфетка; кусочки нарезанных овощей и фруктов; два вида крупы в двух мисках; «живые витамины» (овощи и фрукты). Запись Эдварда Грига «СОН».



ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На экране фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино». Дети смотрят мультфильм. Раздаётся стук в дверь, Воспитателю передают телеграмму из «Простоквашино», читает.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, пока мы смотрели мультфильм, Дядя Фёдор заболел. Кот Матроскин и пёс Шарик пишут: «Не ест, не пьёт, песенки не поёт. Не радует его ни мороженое, ни пирожное. Не знаем, чем его лечить.» Ребятки, поделитесь с героями мультфильма, как Дядю Фёдора лечить. Только Дяде Фёдору нужно помочь быстрее, а то ему совсем плохо! Как же ему помочь?

Я предлагаю отправиться в гости к нашим друзьям Витаминам. Постарайтесь быть внимательными, побольше узнать и запомнить. Эти знания вам пригодятся, чтобы помочь вылечить Дядю Фёдора.

В гости мы полетим на ковре – самолёте. (Дети становятся на ковёр.) Расслабьтесь, закройте глаза. Мы летим высоко. Приятно греет солнышко, ветер обдувает наши лица. Мы летим… А теперь открывайте глаза.

Мы с вами и прилетели . Витамины – это такие вещества, которые помогают детям, расти крепкими и здоровыми. И растения и животные могут сами вырабатывать витамины, а вот человек не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей. Очень много витаминов содержится во фруктах и овощах, а также в других продуктах питания, которыми питаются люди. И если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт.

Где живут витамины? (В продуктах питания)

Воспитатель прикрепляет к доске картинки с продуктами питания.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей каждый день. А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (Летом и Осенью) Почему? (Потому что летом и осенью растут ягоды, фрукты, овощи.) А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах - витамины таблетки продаются в аптеках. (Показывает.)

Особенно богаты витаминами овощи и фрукты. (К доске прикрепляется картинка с изображением овощей и фруктов.)

Назовите овощи и фрукты, которые вы хорошо знаете и любите. (Дети перечисляют.)

У каждого витамина есть своё имя. Хотите, познакомимся с ними? (Хотим)

Это витамин А – витамин роста и зрения. Я вам сейчас загадаю загадку. А вы её отгадаете и узнаете продукт, в котором очень много витамина А.

Растёт краса – зелёная коса,

В земле вся рыжая сидит,

Когда жуёшь её – хрустит. (Морковка.)



ВОСПИТАТЕЛЬ: Кроме моркови, витамин А находится и в других фруктах и овощах. А теперь посмотрите , где ещё находится витамин А: абрикос, тыква, петрушка, шпинат, яблоко, персик. (Выставляет картинки на доску.) Давайте назовём их



ИГРА «УЗНАЙ НА ОЩУПЬ»

Детям предлагается угадывать овощи с закрытыми глазами: помидор, перец, морковь. (Дети пробуют угадать овощ на ощупь.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Есть ещё одна группа витаминов – это витамины группы В. Они очень важны для работы головного мозга, сердца и всего организма. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте:

Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали, кто, куда
Круглые ребятки. (Горох)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Правильно, в горохе содержится, много витамина В. А ещё этот витамин есть в различных крупах. Посмотрите и скажите, где содержится витамин В: гречка, рыба, чёрный хлеб, печень, сыр, грецкие орехи. (Эти продукты на картинках выставляются на доску.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: (обращает внимание детей на миски с крупой). Ой, ребята, кто – то перемешал крупу! Давайте, всё исправим. У нас очень ловкие пальчики, и они быстро переберут крупу.

ИГРА «ПЕРЕБЕРИ КРУПУ»

У каждого ребёнка на столе чашечка с крупой, они парой перебирают крупу в две тарелочки.

Воспитатель: Ребята есть ещё витамин, с которым мы познакомимся, это витамин С. Витамин С, укрепляет весь наш организм, защищает от простуды, он укрепляет иммунитет организма. Когда его мало в пище, может быть упадок сил, болезненный вид, боль в суставах, кровотечения из носа и дёсен, плохо заживают раны. Загадываю загадку про продукт, в котором очень много витамина С.

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый... (апельсин)

Правильно ребята, апельсин, в апельсине очень много витамина С, а ещё его много в киви, капусте, помидоре, лимоне, чесноке, луке. (Выставляет картинки на доску).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ВИТАМИННАЯ»

Пейте все томатный сок, Ходьба на месте.

Кушайте морковку! Руки к плечам, руки вверх.

Все, ребята, будете Руки на пояс, приседания.

Крепкими и ловкими! Руки на пояс, наклоны.

Грипп, ангину, скарлатину - Руки на пояс, прыжки.

Всё прогонят витамины! Ходьба на месте.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот и подходит к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу. Садимся на ковёр – самолёт, летим.

(Музыкальное сопровождение.) Эдвард Григ «СОН».

Воспитатель: Вот мы и прилетели. В гостях у витаминов мы увидели и узнали много интересного. Только как же нам написать ответ Матроскину и Шарику? Предлагаю отправить для них посылку с витаминной корзинкой, которую мы сделаем своими руками.



Дети вырезают заготовки овощей и фруктов строго по контуру, наклеивают на основу по очереди. Завершив работу, сворачивают её, кладут в коробку для посылки (большой конверт), пишут адрес: «Деревня Простоквашино, Дяде Фёдору. Витамины от ребят».

В заключение смотрят фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».








Список использованной литературы:


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.  Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

4. « Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцакова

5. « Развивающие занятия с детьми» под редакцией Л.А. Парамоновой

6. « Юный эколог» С.Н. Николаева