СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация проблемного подхода при работе с текстом на уроках французского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я проанализировала задания в учебнике французского языка для 4 класса автора А. Кулигиной "Твой друг французский язык", выделила основные виды заданий, классифицировала из по степени проблемности. К статье есть слайдовая презентация.

Просмотр содержимого документа
«Реализация проблемного подхода при работе с текстом на уроках французского языка в начальной школе»

Пещук Анжелина Валерьевна, учитель французского и немецкого языков

МАОУ № 5 «Гимназия» г. Мегион


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ

Русская поговорка

Не говорите мне, что эта проблема сложна. Будь она проста, не было бы проблемы.

Фердинанд Фош


Одной из актуальных задач современности является изучение иностранного языка. Как правило, в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык, но по мере усложнения учебного материала постепенно теряют интерес к языку.

Потери интереса можно избежать, если использовать технологию проблемного обучения, которое формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к самоанализу, саморазвитию, самокоррекции.

Идея проблемного обучения сама по себе не является инновационной. В России ее разработкой со второй половины XX века занимались ученые И.А. Зимняя, Л.И. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и другие.

Суть проблемного подхода в обучении состоит в том, что учащимся предлагаются задачи проблемного характера, которые мобилизуют речемыслительную деятельность учащегося для преодоления определенных учебных трудностей, опираясь на те знания и умения, которыми он овладел ранее. Это обеспечивает не только овладение новыми знаниями и способами их добывания, но и способствует психическому развитию обучающихся, в особенности развитию их творческих способностей.

При обучении учащихся французскому языку в 4 классе я использую УМК “Le français c’est super” автора А. С. Кулигиной. Учебник построен на коммуникативно-когнитивно- деятельностном подходе к обучению французскому языку и имеет личностно-ориентированную направленность. В своем исследовании я попыталась проанализировать различные виды заданий к текстам учебника с точки зрения их проблемности. Цель моей статьи – классифицировать проблемные задания, предложенные автором учебника, опираясь на классификацию Е.В.Ковалевской, С.К. Закировой, Л.И. Колесник, которые выделяют три уровня проблемности учебного текста и учебного задания: низкий уровень (скрытая проблемность), средний и высокий уровни. Я также попыталась проблематизировать, где это целесообразно, учебные задания непроблемного характера и повысить уровень проблемности заданий проблемного характера за счет изменения их формулировки.

Большинство заданий проблемного характера, предложенные автором учебника имеют средний уровень проблемности. Можно выделить следующие типы (курсивом предложена формулировка задания автором УМК):

1)Задания на выбор верного/неверного утверждения, который осуществляется путем соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Je trouve une bonne réponse.

2) Задания на поиск заголовка текста.

J’écoute et je choisis le titre pour ce recit.

3) Задания на восстановление / заполнение пропусков в связном тексте, в котором преднамеренно пропущены слова. Задача учащихся – восстановить текст, подобрав пропущенные слова по смыслу и грамматической форме.

Je lis le texte et je le complète avec les mots.

4) Задания на дополнение текста. Прием работы основан на необходимости закончить отрывок текста или предложения, используя информацию, полученную из прочитанного текста. Je lis les mots et je complète les phrases.

Je relis le texte et je complète les phrases.

В таблице предложены разные типы учебных заданий из УМК низкого уровня проблематизации, а также их переформулировки с учетом среднего и высокого уровня проблематизации.


Формулировка заданий учебника

Переформулировка задания с учетом проблематизации

Проблематизация среднего уровня

Вопросно-ответные задания. Они предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации.

Je lis et je réponds aux questions.

Trouvez les réponses aux questions dans le texte.

Задание на заполнение пробелов/пропусков. Прием работы, основанный на дополнении или восстановлении недостающих языковых элементов.

Je lis le texte. J’écris des questions.(в качестве опор предложено начало вопросительного предложения)

Complétez les questions avec les mots du texte.

Деление на категории. Прием работы основан на группировке языковых или смысловых элементов согласно категориям или определение этих категорий.

Je lis les verbes et je les écris en deux colonnes – le présent et le passé composé.

Je dis où je vais écrire les phrases(hier, maintenant, tout à l’heure)

Groupez les verbes en deux colonnes.



Rangez les phrases en trois colonnes.

Деление текста на части, согласно смысловой идее, содержащейся в каждой их них.

Je relis le texte et je le partage en trоis parties.(согласно плану текста)

Divisez le texte en trоis parties (без опоры на план)

Перевод. При этом учащиеся должны принимать во внимание лингвистические и культурные особенности языка.

Учащимся предлагается прочитать текст о празднике la fête des Rois

Je lis et je dis ce que j’ai appris sur la fête des Rois

Expliquez, pourquoi les petits Français aiment la fête des Rois.

Анаграммы. Составление слов по предложенным буквам.

J’écris bien.

Сomposez (dévinez) ces mots.

Разгадывание кроссвордов

Je devine les noms de transport.

J’écris quels cadeaux ils veulent.

Rangez dans la grille les mots suivants.

Составление слов по предложенным буквам. Вместо пропущенных букв стоят точки, их количество соответствует количеству букв в слове.

Quels sont ces animaux (ces légumes) (без опоры на картинку)


Devinez сes mots.(les noms des animaux, des légumes)


Проблематизация высокого уровня

Cоотнесение/сопоставление. Прием работы заключается в распознавании соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов, например, между картиной и предложением, словом и его определением, началом и концом предложения и т.д.

J’écoute et je dessine ces bais, ces fruits et ces légumes dans mon cahier.

Trouvez dans le texte les noms des bais, des fruits, des légumes, imaginez et dessinez les images dans vos cahiers.

Составление плана текста

Je partage le texte en parties et j’écris le titre pour chaque partie

Divisez le texte en parties et inventez le titre pour chaque partie.

Сопоставление (нахождение) сходств и различий. Прием работы, основанный на сравнении двух или более объектов: картинок, слов, текстов.

(В задании предложены пары похожих предложений, сказуемые в которых стоят в разных временах).

Je lis et je dis en russe.

Trouvez la différence.

Expliquez la différence.

Корректировка содержания текста

Предложен текст о мальчике, который повстречал волшебника. При встрече волшебник подарил ему …. Предлагается выбрать понравившийся вариант из предложенных и продолжить историю.

Je termine l’histoire, je choisis ce que le magicien a donné au garçon.

Inventez ce que le magicien a donné au garçon.

Inventez la suite de l’histoire.

Imaginez le costume du magicien.


В заключение необходимо сказать, что правильно сформулированные задания к текстам требуют от учащихся определенной мыслительной деятельности и поэтому концентрируют их внимание на содержании читаемого.

Литература:

  1. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков. Москва «МНПИ»,1999;

  2. Закирова С.К. Учебное задание как дидактическое средство проблемного обучения (на материале преподавания иностранного языка). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2007;

  3. Мильруд РП., Проблема развития школьников средствами

иностранного языка. ИЯШ №3,1989;

  1. Кулигина А.С. Твой друг французский язык. Москва «Просвещение»,
2004;
  1. Ейгер Г.В., Рапопорт И.А. Проблемные задачи в обучении иностранным

языкам. ИЯШ № 5-6, 1992.






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!