Реализация разноуровневого подхода к освоению общеобразовательной программы обучающимися на уроках математики.
В содержании школьного математического курса и в результатах учебной деятельности государственный образовательный стандарт выделяет три уровня: базовый, вариативный, творческий. В соответствии с ними на моих уроках обучающиеся разделяются на три группы: первая группа нацелена на усвоение базисного, т.е. обязательного для всех, содержания, вторая должна овладеть математическим курсом на вариативном уровне, а третья – на творческом.
Применяя разноуровневое обучение в своей педагогической практике, я использую различные приёмы обучения.
В первой группе работа на любом этапе идёт под постоянным руководством с преподавателя и непосредственно при полном контроле. Используются, в основном, фронтальные формы объяснения нового материала. Большое значение уделяется наглядности, т.е. применению таблиц, заданий на готовых чертежах, презентаций.
Широко использует метод комментирования, когда обучающийся с места поясняет решение, учителем записываются выкладки на доске, а обучающиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом, включаются все виды памяти – зрительная, слуховая и моторная, увеличивается доля разговорной речи на уроке.
Индивидуальные формы применяются мною при закреплении. Задания для самостоятельного выполнения обычно снабжаются руководством к действию. Особенно часто применяю следующие виды учебных заданий: самостоятельная работа с предварительным разбором, решение задач с готовыми ответами, математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой, операции по заданному алгоритму, диагностические тесты, которые невелики по объёму и обязательно сопровождаются проверкой в классе.
Имеет свою специфику и работа с книгой. Она происходит, в основном, в виде ответов на вопросы, дословно повторяющих соответствующие учебные тексты. Обучающемуся предстоит только отыскать в тексте нужное слово или словосочетание и заполнить им пропуск в задании. Постепенно задания усложняются: нужное предложение стоит теперь не в начале, а в середине или в конце раздела. Затем предлагается заполнить пропуски в таком предложении, где последовательность слов не соответствует предложению из учебника. Применяются и такие задания, в которых требуется найти в тексте какие-то термины, формулировки понятий или важные числовые данные.
Для развития интереса к учению планирую ситуации успеха: предлагаются домашние контрольные работы, проводятся зачёты с использованием в качестве консультантов ребят из третьей группы. Эти приёмы облегчают учёбу и вместе с тем позволяют показать обучающимся примеры, достойные подражания.
Во второй группе комбинирую различные формы деятельности. При усвоении новых знаний происходит постепенный переход к самостоятельному выполнению заданий в знакомой и изменённой ситуации. Используются творческие задания, которые предполагают фронтальную работу: ответы на проблемные вопросы, формирование вопросов по прочитанному, приведение примеров, иллюстрирующих теоретический вопрос, составление заданий и упражнений.
При работе с книгой предлагаю такие задания: найти определения, дословно приведенные в учебнике (необходимо отличать определение от простого описания понятий); выделить в тексте основную мысль; составить план прочитанного.
В качестве самостоятельных работ использую многовариантные задания с готовыми ответами, а также различные виды тестов. Для развития интереса к учению предлагаю практические работы в качестве домашнего задания, а также темы для подготовки докладов. Систематически проводятся зачёты, на которых основными проверяющими выступают не только ребята из третьей группы, но и лучшие обучающиеся второй группы.
В третьей группе основной акцент делается на самостоятельность обучающихся. При изучении и первичном закреплении новых знаний ею используются такие формы учебных занятий, как лекция, лабораторная работа, семинар. Комплексное применение знаний и способов действий часто осуществляется на семинарах, а также при выполнении индивидуальных творческих заданий.
Проверку, оценку и коррекцию знаний провожу в форме разноуровневых контрольных работ, тестов, зачётов, семинаров, конференций. Обучающимся часто предлагаются задания творческого характера, учитывая их познавательные интересы. Поощряются мною самостоятельное добывание ими новых знаний. Домашние задания также часто рассчитываются на опережающее обучение.
При работе с учебником нацеливаю школьников на составление плана по прочитанному, на сравнение проработанного материала с ранее изученным, на разработку сравнительных таблиц, диаграмм, схем; на составление конспекта, в котором не только кратко повторяется материал учебника, но и приводятся новые сведения из энциклопедий и справочников. Вся педагогическая деятельность в третьей группе направлена на формирование коллектива, заинтересованного в углубленном изучении предмета.
Реализуемый мною разноуровневый подход к освоению общеобразовательной программы обучающимися делает учение посильным, формирует положительную мотивацию у школьников, создает такие ситуации в организации учебного процесса, при которых школьники с разными способностями и подготовкой испытывают успех при изучении математики.