Реализация системного-деятельностного подхода через творческие задания.
Афанасьева А.В.
Адыгейский государственный университет
Г.Майкоп
Среди многочисленных образовательных технологий инновационного режима отдают предпочтение системно-деятельностному подходу, основной идеей которого является постулат: ребенок - активный строитель собственной жизни. Данная технология позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Образовательный процесс школы носит системно-деятельностный характер, целью которого является формирование у обучающихся качеств свободной личности, гармонично развитой личности.[4]
В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке, поэтому системно- деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. Реализация деятельностногоемно подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности.[1]
Технология деятельностного метода, используемого мною на уроках, осуществляется через развитие творческой активности учащихся, с помощью творческих заданий.
Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у учащихся способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.[5]
Творческие задания создают для учащихся ситуации, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое. Творческие задания формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей учащихся.
В итоге творческие задания:
–стимулируют познавательную активность;
–способствуют развитию логического и образного мышления;
–способствуют лучшему усвоению нового материала;
–способствуют реализации индивидуальных способностей детей;
–позволяют реализовать воспитательные возможности темы.
Выделяют следующие требования к творческим заданиям:
-открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
-соответствие условия выбранным методам творчества;
-возможность разных способов решения;
-учет актуального уровня развития;
-учет возрастных особенностей учащихся
Н
а рисунке 2 приведена обобщенная система творческих заданий.
Рис.1. Система творческих заданий
Одним из видов творческих заданий являются игры - инсценировки на сюжет пересказываемого произведения, упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера). Игра на уроке используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового материала, развития творческих способностей школьников, формирования у них общеучебных умений. Интересную классификацию педагогических игр предлагает Селевко Г.К., которая представлена на рисунке 3. Он делит педагогические игры на 4 блока.
Рис.2 Классификация педагогических игр по Селевко Г.К.
Педагогические игры разнообразны по: дидактическим целям; организационной структуре; возрастным возможностям их использования; специфике содержания. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. По игровой среде игры бывают без предметов и с предметами, а также настольные, комнатные, уличные, игры на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения.в качестве примера приведу игру-синквейн. Данную игру можно использовать как при изучение растительной клетки, так при изучении и других разделов биологии.
Правила составления синквейна | Пример |
1 строка Тема 1 слово (имя существительное) | Клетка |
2 строка Описание темы 2 слова (Имя прилагательное) | Растительная, ядерная. |
3 строка Описание действия 3 слова (глагол) | Растет, развивается,делится. |
4 строка Отношение к теме - фраза (Предложение, цитата, отношение автора к описываемому объекту или предмету) | Клетка является элементарной единицей живого. |
5 строка Суть темы- 1слово ( синоним) | Система |
Таблица.1. Игра- синквейн
Метод моделирования - это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.
Решение познавательных задач - это задание с математическим содержанием,выполнение которого подразумевает целесообразную, самостоятельную, творческую деятельность учащихся, реализуемую в процессе сотрудничества и направленную на достижение значимого результата, связанного с реальной жизненной ситуацией. Например при изучении темы: «фотосинтез» можно предложить решить такую задачу-В сутки человек потребляет 0,8 кг кислорода. Среднее дерево выделяет за сутки 0,2 кг кислорода. Сколько деревьев нужно посадить, что обеспечить 700 человек достаточным количеством кислорода?
Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др. Например: Растение подкармливали удобрением, а другое растение росло в обычных условиях. Какое растение будет более выносливым? Ответ поясните.
В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала установлено, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу. Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения - все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности.
Стимуляции творческой активности, учащихся помогает методика мозгового штурма. В этом случае происходит раскрепощение учащихся, снимаются факторы боязни и страха оказаться смешным появляется возможность высказать любые свои мысли на предложенную тему, не контролируя их течение, не оценивая их и стремясь при этом побуждать других к подобным ассоциациям идей.[2]
Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по своему, поощрять их к тому, чтобы они занимали в актах учебного взаимодействия активную позицию.[3]
Современный подход к образованию предполагает, что учитель не просто может, но и должен развивать познавательный интерес и воспитывать творческую личность. В системе разноуровневых задач решение творческих задач рассматривается как высший уровень освоения материала. Нужно стремится к развитию познавательного интереса, к постановке перед обучающимися творческих задач, но не в ущерб конкретным знаниям и умениям. Творческие задачи быстрее и успешнее решаются в группе, если эту группу правильно организовать, задать специальные отношения между участниками группы.
Список используемой литературы:
Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие по направлению 050100 «Педагогическое образование» / В.С. Безрукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
Боровинская, М.А. Творческие задания по биологии / М.А. Боровинская. – Новосибирск, 2002. – 61 с.
Ващенко, О.Л.
Качество биологического образования: что зависит от учителя / О Л. Ващенко // Биология в школе. – 2018. – № 1. – С. 40-42.
Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 324 с.
Крушельницкая, О.И. Творческое мышление и творческая личность / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова // Биология в школе. – 2017. – № 7. – С. 13-19.