СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация системно – деятельностного подхода по обучению математики в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы.  Реализация системно-деятельностного подхода  обучения математики в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
««Реализация системно – деятельностного подхода по обучению математики в начальной школе»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Покровка















Обобщение опыта по проблеме:



«Реализация системно – деятельностного подхода обучения на уроках математики в начальной школе»





Автор работы:

Федотова Марина Григорьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Покровка

I квалификационной категории












c. Покровка, 2014


Оглавление


1.Введение..................................................................................................3

2. Аналитическая часть.

Глава 1. Реализация системно-деятельностного подхода......................9

    1. Постановка учебно-познавательной задачи урока…………………..9

    2. Самоконтроль и самооценка обучающихся …………………………14

    3. Формирования УУД …………………………………………………...16

3. Проектная часть………………………………………………………......23

4. Заключение.............................................................................................27

5. Список литературы................................................................................29

Приложение …………………………………………………………………..31





















Введение

Стремительное технологическое развитие, динамично меняющиеся в современном мире реальности, культурное разнообразие начинают опережать способности человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, прогнозировать перспективы. В этих условиях требуются новые подходы к подготовке активного думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

  • перегрузка однообразным учебным материалом;

  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

  • ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.

Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся приводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Актуальность и практическая значимость опыта

Главная цель школы сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоопределению на ос­нове рефлексивной самоорганизации.

Следовательно, у современных образовательных учреждений, в структу­ру которых входит и начальная школа, появилась, наряду с обучающей и вос­питывающей, новая функция - развивающая, а именно задача формирова­ния у выпускников личностных качеств активного деятеля, созидателя. Фор­мируется новый тип школы - школа деятельностного обучения.

Системно-деятельностный подход в обучении математики является главной и определяющей составной современного образовательного процесса. «Системная» составляющая отражает систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых знаний науки, лежащих в основе школьного предмета, и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах ее организации. В основе системно-деятельностного подхода лежит овладение обучающимися УУД (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными).

СДП в новом ФГОС - основа современного образовательного процесса. Он нацеливает на развитие личности обучающегося, на овладение системой метапредметных и предметных знаний в процессе интенсивной учебной деятельности. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Самое главное, ученикам становится интересно содержание урока, интересным становятся результаты собственной деятельности. Ведь в современной школе отсутствие мотивации одна из самых главных проблем.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

5) Принцип психологической комфортности предполагает создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения


Теоретическое обоснование опыта

Реализуя приоритетные задачи модернизации российского образования - обновление содержания образования и применение современных техноло­гий, в начальной школе используется комплект УМК «Школа России». В ходе работы пришла к пониманию его эффективности. Комп­лект УМК «Школа России» реализует те задачи современного обучения, кото­рые были поставлены перед российским образованием. А это:

  • соответствие требованиям государственного стандарта;

  • личностно-ориентированное обучение;

  • развитие учебной деятельности;

  • переход от репродуктивного метода обучения на поисковый, проблемный, частично-поисковый, исследовательский и деятельностный метод обучения; экологическое, патриотическое, гражданское воспитание.

Формирование системы планируемых результатов обеспечивается следующими особенностями УМК:

  • опора на регулярное выполнение специальных заданий, обеспечивающих системность изученного материала;

  • осмысление внутрипредметных и межпредметных связей;

  • систематизация знаний в процессе работы;

  • организация рефлексивной деятельности обучающихся, связанной с осознанием зависимости качества усвоения учебного материала от того, как усвоен ранее изученный материал;

Учебник «Математика. 2 класс» авторов М.М. Моро, М.А. Бантова и др. реализует системно-деятельностный подход в обучении.

По данному учебнику работаю с 2010 года. Он переработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Весь материал учебника направлен на формирование и раз­витие универсальных учебных действий (личностных, по­знавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспе­чивающие достижение предметных и метапредметных ре­зультатов обучения в начальной школе. Яркой особенностью учебника является его нацеленность на успешное овладение основными видами деятельности в их единстве и взаимосвязи, продолжена и расширена содержательная линия задач и заданий поискового и творческого характера, начатая в 1 классе, но уже на новом числовом и содержательном материале.

Учебник и дополнительный к нему материал реализует идею дифференцированного подхода в обучении. Учебник составлен с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения.

В результате обучения обучающийся получает возможность совершенствовать круг общеучебных умений, навыков, способов действий.

Сущность любого, с точки зрения психологии, образования стабильна и понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения определенных образовательных уровней. Современный подход к образованию в широком смысле часто понимается как «индустрия, направленная в будущее», способная обеспечить человеку психологическую и технологическую готовность к непрерывному накоплению знаний, их переработке и совершенствованию. В этом смысле образование следует понимать как технологию поиска и усвоения человеком алгоритмов познавательных процессов в теоретической и практической деятельности, их адаптации к своему уровню восприятия. Таким образом, результатом образования становится развитие способности личности к самообразованию и самосовершенствованию.

Образование следует понимать также и как процесс, регулируемый на уровне его организации и управления им. Эта система правил формируется и диагностируется учителем и может быть получена эмпирическим путем (наблюдение и обобщение) или теоретически (спроектированная на основе известных научных закономерностей и проверенная экспериментально). Условием достижения становится программирование образовательной деятельности учителя как важнейшей педагогической задачи.

Проблема, с которой сталкивается учитель в условиях модернизированной парадигмы образования - современное качество обучения, которое оценивается уровнем сформированности ключевых и специальных компетенций. Проблема, с которой сталкивается учащийся - большой объем учебной информации. Процесс восприятия и усвоения знаний сопровождается снижением информативности за счет увеличения объема информации. Логическая обработка информации, структурирование и систематизация позволяет повысить объем и качество воспроизводства знаний. Обе проблемы имеют общую грань - компетентностный уровень качества образования.

Цель - формирование всех видов учебной деятельности, речемыслительных способностей школьников. Успех ученика во многом зависит от умения учителя управлять педагогической системой в заданных условиях. Педагогические задачи - программирование действий учителя по развитию врожденного математического чутья, развития речемыслительных способностей школьников, программирование действий учащихся по организации самостоятельной подготовки.

Объект исследования – технология деятельностного метода обучения и руководство самостоятельной учебной деятельностью учащихся на уроках математики.

Системно-деятельностный подход в обучении математики предполагает синтез процессов совершенствования учебной деятельности учащихся.

Новизна методической системы заключается в том, что, действуя в условиях современной образовательной парадигмы, осваивая и применяя на практике ФГОС нового поколения, необходимо находить возможности эффективного взаимодействия.

Опыт работы, представленный в творческом отчете, дает возможность его использования:1) в условиях реализации ФГОС нового поколения,

2) поможет эффективной реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики;

3) способствует включению в педагогическую деятельность современных педагогических технологий (здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, проблемного обучения, технологии педагогики сотрудничества, развивающего обучения, развития исследовательской деятельности, проектной деятельности и др.)

4) разнообразию современных уроков: «открытия» нового знания, общеметодологической направленности, рефлексии, развивающего контроля, а также возможности развития индивидуальной и коллективной деятельности, ориентированной на формирование УУД.







Аналитическая часть

Глава 1. Реализация системно-деятельностного подхода

1.1. Постановка учебно-познавательной цели (задачи) урока.

Учебник для 2 класса, как и учебник для 1 клас­са, построен поурочно, и в нём реализуется системно-деятельностный подход, отражённый в структуре каждого урока, его содержании и в обучении математики в целом, благодаря чему созданы условия для активного включе­ния каждого ученика в процесс обучения. Это позволяет обеспечить высокий уровень достижения предметных ре­зультатов, а также формирование и развитие универсальных учебных действий.

Основными элементами структуры каждого урока, раз­работанного в учебнике, являются:

• постановка учебно-познавательной цели урока;

• учебный материал в форме специально подобранных заданий» выполняя которые учащиеся подходят к само­стоятельному (или частично самостоятельному) получению новых результатов (чисел, свойств, отношений, способов действий и др.);

• задания для первичного закрепления нового материа­ла, предполагающие сначала проговаривание вслух новых терминов, свойств, алгоритмов, способов действий и др. (внешняя речь), и одновременную математическую запись по новому материалу (например, выполнение задания с комментированием), а затем и самостоятельное выполне­ние предложенных заданий (с проговариванием про себя);

• учебный материал для повторения и закрепления ра­нее изученного, а в отдельных случаях задания, направ­ленные на достаточно длительную подготовку учащихся к введению нового материала;

• учебный материал для проведения учащимися дей­ствий самоконтроля и самооценки.

Как и в 1 классе, каждый урок в учебнике начина­ется с постановки учебно-познавательной цели (задачи), которая требует определённой деятельности ученика для её достижения. В 1 классе дети освоили предлагаемую в учебниках структуру урока, в частности осознали, что каждый урок начинается с постановки той учебной зада­чи, которую им предстоит решать на этом уроке, научи­лись понимать и принимать поставленную учебную за­дачу, точную формулировку которой, давал учитель. Используя накопленный учащимися опыт и со­храняя проблемную форму постановки учебной задачи, во 2 классе учитель продолжает работу в этом направлении: добивается самостоятельных и более точных формулиро­вок учащимися учебно-познавательных целей урока (Что хотим узнать на уроке?), организует (под руководством учителя) обсуждение вариантов достижения поставлен­ной цели, начинает формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленными учебными за­дачами (это касается целого ряда тем 2 класса, а именно: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», «Проверка сложения и вычитания», «Решение составных текстовых задач», «Длина ломаной» и др.) Учитель помогает учащимся опре­делить, хватит ли их знаний для решения учебной задачи. Это поможет учащимся более осознанно принимать учеб­ную задачу, сохранять её, будет ориентировать на поиск различных способов её решения. Чтобы эта деятельность стала наиболее продуктивной, необходимо сделать по­ставленную познавательную цель личностно значимой для каждого ученика, заинтересовать в её достижении. Наибо­лее эффективной в этом плане является постановка цели в форме проблемного вопроса или проблемной ситуации, которая как раз и позволяет, с одной стороны, опереться на имеющиеся у детей знания, а с другой — подчёркива­ет недостаточность этих знаний для выполнения задания. После сформулированной познавательной цели в учебнике приводится материал и определяются действия, выпол­няя которые ученики под руководством учителя подходят к решению поставленной задачи. Набирая из урока в урок опыт понимания, принятия и сохранения в течение всего урока поставленной задачи, ребёнок постепенно понимает важность нового знания и аккумулирует умения эти зна­ния «открывать».

Остановлюсь более подробно на раскрытии методиче­ских подходов к постановке учебных задач урока. Форму­лировка учебно-познавательных целей урока в учебнике дается в разной форме: «Будем учиться...», «Узнаем, что...», «Узнаем, как...», в форме проблемных вопросов, например: «Как выполнить вычисления вида...?», «Объясни, как...» и др. — или в форме, которая предполагает повторение ранее изученного и активизацию имеющихся по этому во­просу знаний для введения и усвоения нового «Вспомни и расскажи...». Но в каждом случае основная методическая задача учителя состоит в том, чтобы выстроить такую систему дополнительных заданий и подводящих вопросов, которая поможет учащимся сформулировать учебную за­дачу. Это помогает ученикам принять, осмыслить и сохра­нить учебную задачу на протяжении всего урока, повы­сит мотивацию поиска её решения, а результат решения поставленной учебной задачи станет личностно значимым для каждого ребёнка.

Так, например, на первом уроке, на котором учащиеся знакомятся с алгоритмом письменного сложения двузнач­ных чисел в пределах 100 и у них формируется умение письменно выполнять это арифметическое действие (ч. 2, с. 4), учебно-познавательная цель сформулирована сразу для четырёх уроков: «Узнаем правила письменного выпол­нения сложения и вычитания. Будем учиться применять их в вычислениях».

Отметим, что сознательное освоение и применение алго­ритмов письменного сложения и вычитания требует знаний:

• разрядного состава двузначных чисел;

• соотношения разрядных единиц (1 дес. — 10 ед.);

• табличных случаев сложения и вычитания в преде­лах 20.

Именно на выявление степени сформированности дан­ных знаний и должна быть направлена серия заданий, включённых в этап актуализации опорных зна­ний. Это могут быть задания на повторение:

1) состава чисел в пределах 10. На доске заранее запи­саны числа 6, 9, 8, 7, 5. Учитель показывает указкой на одно из чисел, а ученики поднимают числовой веер с чис­лами, сумма которых равна заданному числу. Обсуждают­ся все возможные варианты;

2) десятичного состава двузначного числа: «Из записан­ных на доске цифр (пункт 1) составь и запиши в порядке возрастания / убывания 4 двузначных числа, в каждом из которых содержится 8 дес. (7 дес. и т. д.)»;

3) устных приёмов сложения и вычитания чисел в пре­делах 100. Учитель заранее записывает на доске два стол­бика примеров и вразброс ответы к ним:

72 + 3 54 + 10

61 + 2 23 + 50

75 + 2 48 + 20 Ответы: 68, 64, 73, 75, 63, 77

и предлагает ученикам записать в тетради примеры в том порядке, в каком расположены ответы к ним.

— Чем похожи вычисления в первых трёх равенствах? (Второе слагаемое содержит только десятки, и при вычис­лении десятки прибавляли к десяткам.)

— Чем похожи вычисления в остальных равенствах? (Второе слагаемое содержит только единицы и при вычис­лении единицы прибавляли к единицам.)

— На какие две группы можно разбить все записанные на доске ответы? (Эти числа можно разбить на две группы по числу десятков в каждом из них: 68, 64, 63 и 73, 75, 77.)

Организовать работу по постановке учебной задачи для данного урока можно по-разному, например так. Записать на доске выражение 53 + 34 и предложить де­тям подумать и рассказать, как можно найти его значе­ние. С помощью счётных палочек учитель пока­зывает устный приём вычислений для данного случая.

— Сколько десятков и сколько отдельных единиц в первом слагаемом?

Выставляет на наборном полотне 5 десятков палочек и 3 отдельные палочки (или карточки, на кото­рых нарисованы пучки-десятки и отдельные палочки).

— Сколько десятков и сколько отдельных единиц во втором слагаемом? Будем прибавлять к числу 53 число 34 по частям. Сначала прибавим 3 дес.

Ставит 3 пучка палочек под десятками.

— Сколько ещё надо прибавить?

Добавить ещё 4 палочки. На языке математики это можно записать так:

53 + 34 = 53 + (30 + 4) = (53 + 30) + 4

30 4

— Расскажите по этой записи, как вычислили значе­ние выражения

53 + 34, и назовите результат.

— Кто может сказать, как выполнить это вычисле­ние и записать его короче? (Дети затрудняются с ответом.)

— Какую же учебную цель мы поставим на сегодняш­нем уроке? (Дети сами формулируют цель: научиться делать краткую запись при сложении двузначных чисел.) Учитель предлагает прочитать уточнённую учебно-познавательную цель, предложенную в учебнике. После этого один из учеников на доске, а все дети в те­традях под руководством учителя выполняют записи.

— Запишите первое слагаемое 53. Под ним запишите число 34 так, чтобы десятки были под десятками, а еди­ницы — под единицами. Слева от чисел, между ними, пи­шем знак «+». Под числами проведём черту, ниже которой запишем сумму. Такая запись называется записью столби­ком. Если числа записываются в столбик, то вычисления начинают выполнять с единиц. Складываем единицы; 3 ед. + 4 ед. = 7 ед. Где запишем цифру 7? (Под единицами.) Складываем десятки: 5 дес. + 3 дес. = 8 дес. Пишем цифру 8 под десятками. Чему равна сумма? При записи столбиком вычисления выполнять легче. Поэтому если устно труд­но найти значение выражения, то его находят письменно.

Таким образом, предлагая специальные задания, учитель показывает учащимся недостаточность имеющихся зна­ний и необходимость их расширения, кроме того, подводит учащихся к самостоятельной формулировке учебной задачи, что облегчает учащимся осознание и сохранение этой задачи в течение всего урока. После этого организуется первичное закрепление, в ходе которого ученики проходят этап выполнения дей­ствий во внешней речи: дети сначала объясняют по учеб­нику решение примера 45 + 23, используя иллюстрации и текст на с. 4, а затем с комментированием выполняют задание № 1.

В структуру урока всегда включаются задания на по­вторение и закрепление наиболее важных вопросов из пройденного материала. Как правило, это повторение ве­дётся на более высоком уровне обобщения и часто выпол­няется детьми самостоятельно. На данном уроке продолжа­ется работа по формированию у учащихся умений решать текстовые задачи (№ 2) и устно выполнять сложение и вы­читание чисел в пределах 100. При выполнении задания № 2 целесообразно во фронтальной работе составить план решения задачи, а затем предложить ученикам записать её решение в том виде, в каком они сочтут для себя наиболее приемлемым (используя запись решения по действиям или выражением). Что касается задания № 3, то на уроке дети могут выполнить его устно, а дома — письменно.


1.2. Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности.

Очень важно отметить, что на каждом уроке предла­гается материал для организации действий учащихся по самоконтролю и самооценке результатов своей учебной деятельности. Этот материал в учебнике, как и в 1 классе, представлен в двух видах: в виде текстов заданий для са­моконтроля, данных под красной чертой, или даётся ссыл­ка на пособие «Проверочные работы» с указанием стра­ниц, на которых находятся нужные проверочные работы или предметные тесты. В методическом плане эта работа во 2 классе может быть организована по-разному: инди­видуально — дети самостоятельно выполняют в тетради предложенные задания, а затем учитель организует про­верку правильности их выполнения — называет правиль­ные ответы, а ученики ставят знак «+» около правильно выполненных заданий, подсчитывают и записывают чис­ло плюсов. Если знак «+» будет поставлен около каждого задания, то это значит, что полученный учеником резуль­тат высокий и его можно оценить, нарисовав улыбающе­гося смайлика. Так же оценивается и результат с одной допущенной ошибкой. Во всех остальных случаях оценкой будет служить рисунок другого смайлика (такие знаки приводятся в пособии «Проверочные работы»). Очень важ­но помочь ученику понять причину допущенных ошибок и подбодрить тех учащихся, у которых результаты самокон­троля оказались не очень высокими, выразить уверенность в том, что на следующих уроках результаты будут лучше, если ученики учтут допущенные ошибки, осознают, поче­му они их допустили, и будут стремиться к достижению лучших результатов.

Как видим, форма представления материала для са­мопроверки и самооценки учащимися полученных ими результатов и методика работы с этим материалом сохра­няются, однако во 2 классе меняется сам материал, пред­назначенный для этих целей, на что следует обратить осо­бое внимание. Так, наряду с проверкой знаний всё чаще осуществляется проверка умений использовать полученные знания при решении различных учебно-познавательных и учебно-практических задач: в предлагаемые материалы уже включаются элементы исследовательской деятельно­сти — сравнение чисел, выражений, способов выполнения задания (ч. 1: с. 11, 13, 16, 17, 26, 31, 35, 47; ч. 2: с. 17, 50, 56), выбор правильного решения (ч. 1: с. 39, 43), вы­полнение обратных операций (ч. 1: с. 77), выполнение за­дания несколькими способами (ч. 1: с. 87), составление всех возможных двузначных чисел, используя две (три) за­данные цифры (ч. 1: с. 9, 12), а также применение знаний к решению учебно-практических задач (ч. 1: с. 33; ч. 2, с. 51) и др. Такое содержание материала для самоконтроля способствует формированию умений проводить самооценку не только новых знаний, но и новых способов учебных действий.

Подводя итог урока, необходимо вспомнить, какую познавательную цель обучающиеся ставили в начале урока, сравнить учебную цель и полученный результат, выска­зать своё мнение, достигнута ли эта цель.

Проверку результатов самоконтроля можно организо­вать в паре: ученики выполняют задания и проверяют ра­боту друг друга.

Задания под красной чертой предназначены только для формирования учебных действий самоконтроля и само­оценки.

1.3. Учебный материал для развития УУД

На полях учебника приводятся разнообразные задания, которые представляют собой дополнительным учебный материал для развития универсальных учебных действий. Так, задание, предложенное на полях рассмотренной стра­ницы (ч. 2: с. 4), направлено на развитие познавательных универсальных учебных действий: оно требует проведения сравнения и применения знаний в изменённых условиях. Таким образом, принятая в учебнике структура урока (реализация системно-деятельностного подхода в обуче­нии) способствует активному участию учащихся в поис­ке и усвоении новых знаний, в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствую­щих требованиям ФГОС НОО.

Учебник имеет тематическое построение. В нём разра­ботано 4 темы: «Числа от 1 до 100. Нумерация», «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» (ч. 1); «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления)», «Числа от 1 до 100. Умножение и деление» (ч. 2).

Каждая тема открывается особой страницей (шмуцтиту­лом), на которой приводится название темы, даётся рисунок или схема, а иногда и рисунок, и схема, на которых отража­ется математический смысл основных понятий, рассматри­ваемых в теме, определяются наиболее важные учебно-познавательные цели изучения темы («Узнаем») и плани­руемые предметные результаты её изучения («Научимся»).

При работе с первым шмуцтитулом (с. 3), по тексту и рисункам которого учащиеся под руководством учителя формулируют учебно-познавательную цель изучения но­вой темы, составляют план её изучения, учитель обраща­ет внимание детей на то, что, помимо уроков, направлен­ных на решения сформулированных учебных задач этой темы, в неё включены задания повышенной сложности — «Странички для любознательных» (с. 18, 19, 24), материал для обобщения знаний — «Что узнали. Чему научились» (с. 20, 21) и материал для проведения самоконтроля и са­мооценки результатов изучения темы — «Проверим себя и оценим свои достижения» (с. 22, 23).

Работу со шмуцтитулом рекомендуется включать на каждый первый урок по теме, отводя на это не более 10 мин. Методическая задача учителя при работе со шмуц­титулом заключается в том, чтобы сделать предстоящую работу по освоению основных вопросов новой темы более понятной и осознанной для учащихся, довести до сведе­ния учащихся цели и перспективный план её изучения, использовать материал шмуцтитула и время, отводимое на ознакомление с ним, для формирования и развития у уча­щихся универсальных учебных действий, в частности:

• регулятивных — умений понимать, принимать и со­хранять на более длительное время, чем урок, учебную задачу, планировать свои действия;

• личностных — расширять интерес к изучению нового, укреплять мотивационную основу деятельности ученика;

• познавательных — умений проводить анализ, соотносить графическую и словесную форму представления учебного материала, выстраивать высказывания и обосновывать их.

Как организовать работу со шмуцтитулом, учитель уже знает, учащиеся тоже знакомы с этим видом учебной дея­тельности. Однако приобретённый детьми в 1 классе опыт постановки и принятия учебных задач на более длитель­ный, чем один урок, период изучения учебного материала ещё недостаточный.

Во 2 классе, когда дети уже умеют читать, проводить сравнения текста и иллюстрации, повышается уровень их самостоятельности в определении того, что нового они узнают при изучении новой темы, более того, учащиеся самостоятельно пытаются составить варианты плана её из­учения (учитель только уточняет последовательность учеб­ных действий). Это помогает развитию коммуникативных учебных действий — вести диалог с учителем и друг с другом, развитию интеллектуальных учебных действий — извлекать информацию из материала, представленного на странице, определённым образом структурировать эту инфор­мацию в своём сознании и делать логические выводы.

Рассмотрим, как может быть организована работа, на­пример, по шмуцтитулу, на котором представлена тема «Числа от 1 до 100. Нумерация» (ч. 1, с. 3). Работа по этому шмуцтитулу организуется после того, как будут проведены два урока (ч. 1, с. 4, 5) на повторение, т. е. в начале перво­го урока (с. 6) по теме, заявленной на шмуцтитуле (с. 3).

Учебно-познавательные цели этого фрагмента урока мо­гут быть сформулированы так:

предметные: показать учащимся необходимость рас­ширения имеющихся знаний, в частности области чисел, с тем чтобы дети осознали свои затруднения при опреде­лении того или иного количества предметов и сделали вывод о необходимости получения новых знаний; форми­ровать умения у учащихся образовывать числа из десят­ков и отдельных единиц; правильно читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

метапредметные:

регулятивные: настраивать учащихся на формирова­ние умений: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, составлять в совместной с учителем деятельности план изучения темы, выполнять учебные действия само­контроля и самооценки;

познавательные: осуществлять поиск нужной инфор­мации в учебнике, выполнять операцию сравнения, делать выводы и чётко излагать их;

коммуникативные: формировать умение общаться с учителем и одноклассниками, отвечать на вопросы, зада­вать вопросы.

Сначала целесообразно вспомнить, какие числа дети узнали в 1 классе, вспомнить, что научились их образовы­вать, читать, записывать, сравнивать.

— Хватает ли нам этих чисел на уроках, в жизни? (Нет.) Приведите примеры. (При покупках в магазине, при работе над проектом «Числа в загадках, пословицах, поговорках» количество страниц было больше 20, при определении возраста мамы, папы, бабушки и др.)

Поэтому, учитель предлагает учащимся открыть учебник на нуж­ной странице (можно изготовить увеличенную ксероко­пию этой страницы и вывести её на интерактивную доску), рассматривают её, рассказывают, что на ней нарисовано, выясняют, больше или меньше 20 количества мест на рисунке, и делаем вы­вод, какую же учебную цель надо поставить при изучении новой темы. Далее учитель уточняет и дополняет предло­женные детьми формулировки и читаем название темы: «Числа от 1 до 100. Нумерация» (поясняю смысл термина нумерация (от латинского слова numero — считаю; совокупность приёмов называния и обозначения чисел).

— Что же мы узнаем при изучении новой темы? (Как образуются, читаются и записываются числа от 1 до 100, научимся их сравнивать.)

Обратить внимание на то, что, перечисляя названные действия, ученики сами составили план изучения темы, которому и будут следовать.

— Откройте учебник на странице, на которой заканчи­вается изложение этой темы. Обратите внимание на то, что в конце темы есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения». Она поможет вам оценить свои результаты по работе над темой, к изучению которой мы приступаем.

Далее целесообразно обратить внимание детей на осо­бенности построения рядов в зрительном зале (по 10 мест в каждом ряду) и перейти к работе по с. 6 учебника.

В содержание каждой темы перед рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения» включена рубрика «Что узнали. Чему научились». Если работа со шмуцтитулом служит для постановки учебно-познавательных целей и планирования предстоящей учебной деятельности, то содер­жание этих рубрик чаще всего создаёт условия для форми­рования и развития личностных, познавательных и регу­лятивных универсальных учебных действий. Рубрика «Что узнали. Чему научились» содержит материал для система­тизации и обобщения знаний, для распространения их на более широкую область применения, на выполнение заданий творческого и поискового характера. Работе по матери­алам этой рубрики можно посвятить отдельные уроки, цели и содержание которых определяются заранее, не забывая о необходимости и на этих уроках вести целенаправленное формирование уни­версальных учебных действий. Так, используя для такого урока материал со с. 20 (ч. 1), учитель может сформули­ровать его тему и целевые установки следующим образом:

Тема: «Закрепление и систематизация знаний по нуме­рации чисел от 1 до 100».

Целевые установки:

предметные: закрепить умения образовывать, читать, записывать, сравнивать числа от 1 до 100; закрепить зна­ния о новых единицах длины — миллиметре и метре, соотношений между изученными единицами длины (1м — = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см == 10 мм, 1 м = 100 см), уме­ний сравнивать величины; решать текстовые задачи;

метапредметные:

регулятивные: формировать умения понимать, прини­мать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудни­честве с учителем;

познавательные: формировать умения ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию (№ 1); объяснять и аргументированно обосновывать вы­полняемые действия (№ 2);

коммуникативные: формировать умения работать в паре (№ 3);

личностные: способствовать развитию интереса к ма­тематике, формированию мотивационной основы учебной деятельности, умений вести поиск решения задач повы­шенной сложности.

Но есть и другой способ использования материалов ру­брики «Что узнали. Чему научились» — распределить его содержание по урокам темы — 2—3 задания на урок, со­гласовывая их с целями и учебным материалом каждого

урока.

Материал рубрики «Проверим себя и оценим свои до­стижения», которым заканчивается изложение темы, как и в 1 классе, представлен в учебнике в форме предметных тестов, что обусловлено тем, что такая форма подачи мате­риала для самоконтроля и самооценки даёт возможность наиболее полно охватить учебные вопросы, изученные в теме. Однако накопленные учащимися в течение первого года обучения математические знания, способы действий и приобретённый ими опыт в проведении самоконтроля и самооценки позволили сделать задания этих тестов более сложными, а ответы к ним менее очевидными, например включить задания, для выполнения которых надо выбрать пропущенное в верном равенстве число или знак арифме­тического действия, а для проверки того, что ответ выбран верно, выполнить устно не одно, а два-три действия.

Другими словами, сохранённая форма наполняется но­вым усложнённым содержанием.

Учитывая, что приобретённые учащимися в 1 классе навыки самооценки результатов своей учебной деятельно­сти находятся на начальном этапе своего формирования, работа по их развитию и совершенствованию во 2 классе проводится под руководством учителя по сценарию, близ­кому к тому, который использовался в 1 классе, но уже имею­т некоторые отличия от него. Так, ещё одной из отли­чительных характеристик предметных тестов в учебнике для 2 класса (по сравнению с 1 классом) является уве­личение количества заданий. Поэтому перед выполнени­ем каждого теста знакомлю учащихся с количе­ственными нормами оценки результатов его выполнения. Например, перед выполнением теста «Числа от 1 до 100. Нумерация» (ч. 1, с. 22, 23), который содержит 11 зада­ний, сообщаю, что улыбающегося смайлика уче­ник может нарисовать, когда он выполнил все задания правильно или допустил только одну ошибку; тот, кто правильно выполнил 6 заданий и более, но допустил две ошибки, рисует спокойного смайлика; тот, кто выполнил верно 5 заданий и меньше, рисует грустного смайлика. (Этими смайликами для своей самооценки обучающиеся использовали еще в 1 классе)

Каждый ученик выполняет все задания теста, проверяет их, отмечает правильно выполненные задания зна­ком «+» и по количеству знаков «+» первоначально оце­нивает свой результат: рисует своего смайлика. После этого организую проверку: называю верные отве­ты, а каждый ученик отмечает ранее не обнаруженные им ошибки (если такие будут) и вносит коррективы в свою само­оценку — оставляет нарисованного смайлика или рисует другого.

Систематическое проведение такой работы спо­собствует формированию у учащихся умений применять принятые нормы самооценки, более ответственно про­водить проверку выполненных действий (находить свои ошибки), умений анализировать полученные результаты, выявляя неусвоенные разделы темы или способы учебных действий.

Поэтому обращаю внимание ученика на необходимость дополнительной работы по тем вопросам, в которых были допущены ошибки.

Во 2 классе учащиеся продолжают учиться оценивать результаты своих учебных действий и накапливать опыт в этом виде учебной деятельности, что повышает их моти­вацию для дальнейшего, уже более самостоятельного раз­вития и совершенствования своих знаний и учебных дей­ствий.

Для более осознанного усвоения учебного материала, для развития слухового восприятия математического тек­ста и формирования коммуникативных универсальных учебных действий в учебнике представлен материал, раз­мещённый в рубрике «Странички для любознательных» и имеющий свой подзаголовок «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» (ч. 2, с. 46, 71).

Этот материал представлен в форме предметного теста вида «Верно? Неверно?», который построен на изученном программном материале. Тест содержит, как правило, не более 12 заданий, среди которых есть как верные, так и неверные высказывания или утверждения.

Данный материал предназначен для организации работы в паре: один ученик читает задание, другой, работающий с ним в паре, определяет, верно это высказывание или нет. Если высказывание верно и ученик это правильно опреде­лил, пара переходит к работе над следующим высказыва­нием; если же ученик определил, что высказывание не­верно, то он пытается дать его правильную формулировку, что оценивается вторым участником. После рассмотрения примерно половины заданий теста ученики меняются ро­лями. В самом названии этого материала отражена его направленность на формирование и развитие у учащихся потребности оказывать друг другу помощь в учебной деятельности, на формирование умений проводить совместное обсуждение математических утверждений, совместно вно­сить в них исправления, доброжелательно оценивать отве­ты друг друга.

Работа по таким страничкам проводится после изуче­ния материала той темы, в которую он включён, на одном из уроков закрепления изученного в теме. На такую рабо­ту, как правило, отводится 10—15 мин.



Проектная часть

Системно-деятельностный подход в преподавании – это развитие личности в системе образования, которое обеспечивается формированием универсальных учебных действий. УУД – основа образовательного и воспитательного процесса. Поэтому перед учителем, работающим в условиях реализации ФГОС нового поколения, встают определенные цели, характеризующиеся в умении находить определенные походы, которые должны обеспечить:

1) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2)проектирование и конструирование социальной среды развития в системе образования;

3)формирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

5)построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение: новые образовательные стандарты, основные образовательные программы, фундаментальное ядро содержания общего образования, базисный учебный план, примерные программы по учебному предмету, программы формирования УУД, воспитания и социализации учащихся, система оценки учебных достижений учащихся – все это требует изучения и обоснования применения в практике педагогической деятельности.

Планируемые результаты образования: личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетентности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме); метапредметные (освоенные межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметные результаты, освоенные в ходе изучения учебного предмета, специфические умения для данной предметной области (математика), виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Эти требования к результатам обучения становятся главными и определяющими в использовании и применении собственной педагогической и методической деятельности. Способом достижения поставленной цели является, в первую очередь, коррекция применяемых технологий. Необходимо включение в методическую систему современных педагогических технологий: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативных, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного обучения, проектной деятельности, формирование творческих способностей, здоровьесбережения, развитие критического мышления. Изучение технологии деятельностного метода обучения подразумевает формирование педагогической компетенции учителя в применении современных технологий для развития личности обучающегося, деятельностных способностей, необходимых в самостоятельной и учебно-познавательной деятельности. Современная сфера образования требует перехода к новым методам преподавания. Как и в любой переходный период, он характеризуется сосуществованием инновационных и традиционных форм организации учебного процесса. Таким образом, уроки деятельностной направленности (урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок развивающего контроля, урок общеметодологической направленности) по целеполаганию должны быть в практике учителя. Это тоже является неотъемлемой частью деятельности учителя, работающего в условиях современного образовательного общества.

Результативность СДП в обучении. Показателем результативности использования системно – деятельностного подхода является успешное участие моих детей в различных школьных, муниципальных конкурсах, во всероссийских и международных дистанционных олимпиадах проекта «Infourok.ru» и «Новый урок».

  1. Дистанционная Всероссийская олимпиада по математике проекта «Infourokю.ru» (осень- 2013)

Хайрутдинова Ксения – диплом III степени

  1. Дистанционная Всероссийская олимпиада по математике проекта «Infourok.ru» (зима - 2014)

Хайрутдинова Ксения – диплом I степени

Шпак Лина – диплом II степени

Николаев Дмитрий - диплом III степени

Петрова Дарья диплом - III степени

  1. Дистанционная Всероссийская олимпиада по математике проекта «Infourok.ru» (весна - 2014)

Шпак Лина – диплом II степени

Николаев Дмитрий – диплом II степени

Павлов Станислав - диплом II степени

Динамика учебно-педагогической деятельности

в области предметных знаний

2009 – 2010 уч. год (1 класс) – программа усвоена

2012 – 2013 уч. год уровень обуч. 68% Качество знаний – 100%

2013 – 2014 уч. год ниже базового – 12%, базовый уровень – 38%

выше базового – 50%

2014-2015 уч. год (I четверть) –уровень обуч. – 67 %

качество знаний – 100%



Заключение

На примерах работы с учебником «Математика. 2 класс» авт. М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. показана реализация системно-деятельностного подхода, отражённого в структуре каждого урока, его содержании и в обучении математике в целом, благодаря чему созданы условия для активного включе­ния каждого ученика в процесс обучения. Это позволяет обеспечить высокий уровень достижения предметных ре­зультатов, а также формирование и развитие универсальных учебных действий.

В этой деятельности выделяются следующие этапы: мотивация к учебной деятельности, работа по постановке учебно-познавательной задачи урока, умение правильно применять математические термины. На каждом из них отрабатываются определенные приемы изучаемого материала, дается соответствующая установка, учитель показывает, насколько увлекательным может быть урок.

Таким образом, в ходе учебного процесса формируется деятельность учащихся, где главной особенностью обучения становится направленность на достижение планируемых результатов, единства процессов усвоения учебного материала, развития коммуникативных умений, навыков самостоятельной учебной деятельности и речевого самосовершенствования. Такое преподавание реализует системно-деятельностный подход в обучении.

Другой особенностью обучения становится нацеленность на успешные овладение способностью осознанно воспринимать и понимать математический язык: умение говорить, читать, логически точно передавать собственные мысли, писать, проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.

При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие закономерный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать способ решения в зависимости от коммуникативных задач.

Системно-деятельностный подход в обучении математики можно рассматривать как подготовку к успешному выполнению итоговых предметных и метапредметных проверочных работ, которые объективно продемонстрирует уровень сформированности специальных компетенций учащихся.

СДП позволяет педагогу совершенствовать методическую работу по активизации деятельности обучающихся в различных подходах; увидеть свой педагогический опыт в новой системе обучения; переходить к новому способу обучения поэтапно; повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня контрольно-измерительными показателями; включиться в инновационный процесс по посильном для себя уровне; обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД.





































Литература

  1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

  2. «Математика, 2 кл. Учеб. для образват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /М.И. Моро, М.А Бантова, Г.В. Бельтюкова и др./ - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http:// mon.gov.ru/dok/akt/6591

  4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева [и др.]]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010.

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.

  7. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http:// mon.gov.ru/pro/pnpo

  8. Программа формирования УУД

  9. Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http:// window.edu.ru

  10. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior. еdu.ru

  11. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http:// kataloq.iot.ru

  12. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

  13. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http:// standart.еdu.ru

  14. Сборник рабочих программ «Школа России». М.: «Просвещение», 2011

  15. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения А.Г. Асмолов; http://www.kipk.ru/

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011

  17. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

  18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Прсвещение,2010.

  19. Фундаментальное ядро содержания начального общего образования /Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011.







































Приложение 1


Дипломы участников Всероссийской дистанционной олимпиады

по математике проекта «Infourok.ru»































































Приложение 2

Уроки деятельностной направленности

  1. Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура:

1.1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1-2 мин.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней потребности готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для этой цели необходимо:

  • создать условия возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности («надо»);

  • установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

1.2 Актуализация и пробное учебное действие. 4-5 мин.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия.

Для этой цели необходимо, чтобы учащийся:

  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действия;

  • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

  • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

  • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

1.3 Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: осознание учащимися недостаточности их знаний или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

  • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения им не хватает для решения исходной задачи и задач такого типа ( причина затруднения).

1.4 Построение проекта выхода из затруднения. 7-8 мин.

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способов и средств реализацию

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

  • предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

  • выбрали способ построения нового знания (как? – метод уточнения (если новый способ можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действия);

  • выбрали средства для построения нового знания ( с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

1.5 Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого типа.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

  • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

  • применить новый способ действия при решении задачи, вызвавшей затруднение;

  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действия в речи и знаковой системе;

  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

1.6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи вслух. 4-5 мин.

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

  • при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определение, алгоритмы, свойства и т. д.) все только через речь.

1.7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 мин.

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия;

  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

  • создать ( по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика;

  • для учащихся, допустивших ошибку, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

1.8 Включение в систему знаний и повторения. 7-8 мин.

Цель этапа: включение нового способа действия в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

  • организовать выполнение заданий, в которых новый способ действия связывается с ранее изученными;

  • организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

  • при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

1.9 Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: самооценка учащихся собственной деятельности, осознание метода построения границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;

  • учащиеся соотносят цель и результат своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; определяют задания для самоподготовки

  • намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементом выбора, творчества).

  1. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

1.1 Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Цель этапа: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности ( в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности).

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

  • установить (исходя из решенных ранее задач) тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

1.2 Актуализация и пробное учебное действие.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной деятельности №1 на примере способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

  • организовать самопроверку учащимися по образцу с фиксацией полученных результатов 9без исправления ошибок).

1.3 Локализация индивидуальных затруднений.

Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет ими использоваться на данном уроке ( учащиеся делятся на 2 группы);

1-я группа – учащиеся, которые допустили ошибки:

  • на основе алгоритма исправления ошибки анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднений;

  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д. ), в которых допущены ошибки – причины затруднений.

2-я группа – учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда верный ответ случайный, а решение - нет. если при проверке они находят ошибку, то дольше они присоединяются к 1-й группе – выявляют место и причину затруднения, а если ошибки нет – получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этого этапа самопроверки.

1.4 Целеполагание и построение проекта выявления выявленных затруднений.

Цель этапа: постановка цели коррекционной деятельности и на этой основе – выбор средства их реализации.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий ( то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться применять правильно);

  • выбрали способ (как?) и средства ( с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать ( используя эталоны, учебник, анализируя аналогичные задания на предыдущих уроках и др.)

1.5 Реализация построенного проекта.

Цель этапа: осмысление коррекции учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

  • самостоятельно (случай 1-й) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения ( случай 2-й) – с помощью предложенного эталона для самопроверки;

  • в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы), в которых были допущены ошибки;

  • решить эти задания ( часть из них может войти в домашнее задание).

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

1.6 Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели необходимо:

  • организовать обсуждение типовых затруднений;

  • проговорить формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действия.

1.7 Самостоятельная работа по эталону.

Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднение, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха (по возможности).

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

  • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут те задания, в которых были допущены ошибки;

  • проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты;

  • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

1.8 Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

  • выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

1.9 Рефлексия деятельности на уроке.

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результата своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок;

  • называю способы действий, вызвавших затруднение;

  • фиксируют степень поставленной цели и результатов деятельности;

  • оценивают собственную деятельность на уроке;

  • намечают цели последующей деятельности;

  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание ( с элементом выбора, творчества).


  1. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по структуре , методике подготовки и проведению уроки напоминают уроки рефлексии.

На уроках развивающего контроля, в отличии от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

Уроки развивающего контроля проводят в два этапа:

  • написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;

  • рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных ошибок.

Эти этапы проводятся на двух уровнях, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на 1-м уроке ( это время не должно превышать 1-2 дней).

1 урок. Проведение контрольной работы.

Этапы:

1) Мотивация (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности (речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности).

Для реализации этой цели потребуется:

  • определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);

  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);

  • установить форму и процедуру контроля;

  • предъявить критерии выставления оценок.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления затруднений в деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

  • организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

  • активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (память, внимание и т.д.);

  • организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

  • организовать индивидуальное написание контрольной работы;

  • организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов ( без исправления ошибок);

  • предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

2-й урок. Анализ контрольной работы.

Данный урок соответствует уроку над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

1. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственного затруднения в выполнении контрольной работы.

Для реализации этой цели необходимо:

  • организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основной цели урока;

  • воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

  • проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости – согласование их оценок с оценкой учителя.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднений;

  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе работы сравнивают свое решение с эталоном м выполняют задания творческого характера или выступают в роли консультанта.

2. Построение проекта коррекции выявления затруднений.

Цели этапа: поставить цели коррекционной деятельности и на этой основе – выбрать способы и средства реализации.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий ( то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, т.е. установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять, каким образом они это будут делать ( используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

3. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: осмыслить коррекцию учащимися своих ошибок в контрольной работе и формировать умение правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели учащиеся, у которых были затруднения, должны:

  • самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки;

  • в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задание на те способы действия, в которых были допущены ошибки;

  • решить эти задания ( часть из них может войти в домашнее задание).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают выполнять задания творческого характера или выступают в роли консультанта.

4. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель этапа: закрепить способы действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели подобно урокам рефлексии необходимо организовать:

  • обсуждение типовых ошибок;

  • проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднение, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цель, а также создание ситуации успеха

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе, должны:

  • выполнить самостоятельную работу, аналогичную контрольной работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

  • провести самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировать знаково результаты;

  • зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого характера по предложенному образцу.

6. Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа: применить способы действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовить к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительных результатах предыдущего этапа должны:

  • выполнить задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

  • выполнить задания на подготовку к изучению следующих тем.

7. Рефлексия деятельности.

Цель этапа: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности учащимися.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

  • проговорить механизм деятельности по контролю;

  • проанализировать, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

  • зафиксировать степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

  • оценить полученные результаты собственной деятельности;

  • при необходимости определить задания самоподготовки (домашнее задание с элементом выбора, творчества));

  • наметить цели последующей деятельности.

Необходимо отметить, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;

  • наличие понятийного обоснованного эталона, а не субъективной версии;

  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному результату;

  • критериальную оценку результата сопоставления.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта контрольной работы;

  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

  • оценку учащимися результата сопоставления вследствие с ранее установленными критериями.

Следует подчеркнуть, что разбивка учебного процесса на уроки разного типа в соответствии с ведущими целями не должна разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.


  1. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий уроков.

На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.