СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация требований ФГОС к результатам обучения средствами линии УМК «Математика – 5-6» авторского коллектива А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на сеинаре

Просмотр содержимого документа
«Реализация требований ФГОС к результатам обучения средствами линии УМК «Математика – 5-6» авторского коллектива А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира.»

Семинар для учителей математики

Реализация требований ФГОС к результатам обучения средствами линии УМК «Математика – 5-6» авторского коллектива А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Учитель математики МАОУ «СШ с УИОП № 80» Кондратьева Светлана Александровна.

Важным шагом в создании современной методической системы преподавания математики учащимися 10-12 лет, которая отвечала бы идеологии новых образовательных стандартов, является разработка методически эффективных подходов к способам подачи учебного материала и организации учебной деятельности подростка. Согласно статье 32 Закона РФ "Об образовании"  учителя имеют право выбирать УМК в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении.

Методологической основой  системы учебников «Алгоритм успеха» является системно-деятельностный подход, рассматриваемый как основной механизм достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО.

   Методические принципы  учебников, с одной стороны, направлены на бережное отношение к отечественным педагогическим традициям и образовательным подходам, с другой стороны, ориентированы на современные апробированные технологии, реализующие деятельностные  подходы  в обучении.

   К общим методическим принципам следует отнести:

  • практическую направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика;

  • связь учебного материала  предмета с  другими школьными предметами, в том числе в целях   формирования  универсальных учебных действий;

  • ориентацию учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;

  • возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества;

  • обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

  • возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ;

  • возможности обеспечения для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;

  • использование возможностей современных информационно - коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, Интернет-ресурсов.

  • сочетание строгости и доступности изучаемого материала, что предполагает возможность самостоятельного обучения;

В комплект для 5 класса входит:

Программа курса, учебник, рабочие тетради №1, №2, рабочая тетрадь для учителя (методическое пособие), дидактический материал.

Программа: 5-9 класс создана на основе единой концепции преподавания математики в средней школе. Соответствует ФГОС ООО.

 Дидактические материалы содержат упражнения для самостоятельных (4в) и контрольных работ (2в).

Методическое пособие содержит примерное планирование учебного материала, технологические карты уроков, методические рекомендации к каждому параграфу, комментарии к упражнениям, математические диктанты, контрольные работы и решения задач раздела "Задачи от мудрой совы", 

Математика 5 класс: рабочая тетрадь содержит различные виды заданий на усвоение и закрепление нового материала, задания развивающего характера, дополнительные задания, которые позволяют проводить дифференцированное обучение.

Учебники предметной линии «Математика» для 5-6 классов концептуально близки учебникам под ред. Виленкина Н.Я. С одной стороны, тематическое содержание и порядок изложения тем в учебниках полностью совпадают, что делает переход на УМК Мерзляка А.Г. в любом классе максимально комфортным и не влечет за собой трудностей, вызываемых расхождением тем внутри курса. С другой стороны, являясь новым изданием на рынке учебников, созданным в соответствии с требованиями ФГОС, УМК Мерзляка А.Г. выгодно отличаются современным методическим аппаратом.

После каждого параграфа учебника предлагается система вопросов, контролирующих усвоение теоретического материала. Текст параграфа хорошо структурирован. Правила и наиболее важные математические утверждения выделены специальным образом. В каждом параграфе предлагаются решения типовых задач для данной темы.

Среди очевидных преимуществ, следует отметить большое количество и разнообразие дидактического материала в учебниках. Дидактический материал учебника сформирован по принципу универсальности: от задач, формирующих навыки, до задач математических кружков. Все задачи разбиты на четыре уровня сложности: простые задачи, задачи среднего уровня сложности, сложные задачи, задачи повышенной сложности. Это способствует реализации уровневой дифференциации и индивидуального подхода в обучении.

Достаточное количество задач для «слабых» учащихся, избыточное количество заданий среднего уровня сложности для отработки основных понятий. Возможности для работы с одаренными детьми. Система пропедевтических задач к каждому параграфу на все случаи жизни и для любого ученика. Избыточное количество заданий для классных и домашних занятий позволяет выстраивать работу с классами любого уровня подготовленности, не прибегая к дополнительным источникам. Особого внимания заслуживает то, как реализовано распределение заданий на рекомендованные для классной и домашней работы – каждому упражнению домашней работы предшествует аналогичное задание, решаемое в классе, что позволяет с высокой долей результативности говорить о формировании чувства успешности у ученика и тем самым способствует формированию интереса к предмету.

В каждом параграфе учебника отдельными блоками выделены задания для устной работы и для организации систематического повторения ранее изученных тем.

Удачно выполнена систематизация изученного материала: есть «Итоги главы» и задания «Проверь себя в тестовой форме», расположенные в конце каждой главы учебника.

Большое внимание в учебнике уделяется текстовым задачам. Их фабулы разнообразны и нередко основываются на реальных фактах, исторических и краеведческих сведениях. В учебнике используются фабулы задач со сказочными героями.

Дополнительные возможности: формирование ИКТ-компетентности. Есть рубрика «Дружим с компьютером», в которой размещены задачи, решаемые с помощью компьютерных моделей.

Учебник содержит шесть дополнительных рассказов, размещенных в рубрике «когда сделаны уроки».

Остановимся на требованиях к результатам освоения ООП. Для большинства УУД не требуется специальных заданий, их всегда можно выбрать из арсенала учебников.

Содержание учебного материала УМК позволяет выстроить процесс изучения предмета с тем, чтобы достичь одновременно высоких результатов, как предметных, так и личностных и метапредметных.

Остановимся на личностных и метапредметных результатах.

  1. Формирование личностного мировоззрения.

Отличительной чертой УМК является систематическое изучение геометрического материала с помощью использования пространственных объектов и изучение основ комбинаторики.

В 5 классе при изучении темы «Площади и объёмы» одновременно происходит изучение понятий на плоскости, так и в пространстве: в 5 классе: парал-д, пирамида, в 6 классе очень подробно рассматривается шар, круговой сегмент.

С первой же главы курса 5 класса начинается изучение элементарных комбинаторных задач (способом построения дерева возможных вариантов), а в 6классе (вероятность случайных событий по формулам, вводится понятие граф)

Поскольку изучение этого материала обоснованно возрастным интересом к саморазвитию, то такой подход к обучению в дальнейшем поможет учащимся добиться успехов в обучении.

Заканчивая обучение на ступени основного общего образовании, учащиеся должны быть готовы к жизни, уметь решать жизненные проблемы оптимальным образом. На вопрос: «Для чего ты изучал математику?» - учащийся должен суметь ответить: «Для того чтобы я мог представлять все возможные варианты жизненных предложений, мог из них выбрать лучший для меня (семья, общество), смог его реализовать, подсчитать прибыль и затраты, а затем прикинуть и разумно распорядиться полученным»

2. Формирование эстетического сознания учащихся с помощью иллюстративного материала учебника, конструирование моделей, сравнительного анализа различных решений одной задачи.

Каждая из рубрик иллюстрирована согласно всем требованиям к оформлению пособий. Такой подход к оформлению делает его привлекательным для его прочтения ни только для детей, но и их родителей.

3. Развитие эрудиции учащихся с помощью дополнительных сведений энциклопедического характера как основа выстраивания индивидуальной траектории образования и профессионального выбора.

Для этого в каждой главе есть рубрика «Когда сделаны уроки», в которой даётся историческая или познавательная справка. Подобный методический приём использования любопытства не только актуализирует введение нового материала, но и развивает эрудицию учащихся в целом.

4. Формирование осознанного и ответственного отношения к поступкам через развитие самостоятельности при обучении. Здесь используется Дидактический материал – на этапе контроля и диагностики. Данное пособие позволит организовать самостоятельную деятельность учащегося.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности учащимися. К ним относятся: 1)Формирование прогнозирования и оценивания с помощью количественных показателей

Содержание курса позволяет расширить возможности привлечения математического аппарата к проведению саморегуляции на основе оценивания и прогнозирования своей деятельности.

В учебниках, тетрадях, дидактическом материале, помимо заданий на умение нахождения значений числовых выражений с многочисленными арифметическими действиями, широко представлены задачи на использование различных единиц измерения, на сравнение, округление и прикидку. Вместе с этим набор задач содержит как классические, так и нетрадиционные задачи, соответствующие возрасту учеников.

2)Формирование регулятивных универсальных учебных действий в основной образовательной школе будет происходить наиболее эффективно, если учащиеся постепенно будут постигать смысл такого понятия, как оптимальное (рациональное) решение задачи.

Особенностью подачи материала учебника УМК Мерзляк является поочерёдное изучение тем арифметики, геометрии с элементами комбинаторики. Это позволяет обобщить понятие оптимальности на основе объективных и очевидных фактов, как нельзя лучше отражающих необходимость изучения самой математики. Опять же при систематической работе учителя по предварительному обсуждению возможных способов решения задач у учащихся на основе представлений об оптимизации возникает потребность решать задачи рациональным, красивым способом. В УМК представлены различные способы решения задач, предлагаются задания на решение задач несколькими способами.

3) Ещё одним средством, развивающим умения прогнозировать и оценивать. Является использование заданий с выбором ответа. Такие задания есть в учебнике после изучения каждой главы «Проверь себя» в тестовой форме. Следует отметить, что учащиеся действительно, анализируя правдоподобность ответов, могут прогнозировать ответ задачи. Поэтому даже такой подход к решению задач с выбором верного ответа даёт возможность приобретение полезного опыта по прогнозированию как ответов, так и своей деятельности по решению задачи.

4) Для успешного формирования регулятивных умений работа по целеполаганию не имеет педагогического эффекта без обращения к анализу результатов сделанной работы. Для этого в конце каждой главы в учебнике есть рубрика «Итоги главы».

Познавательные УУД обеспечивают процесс обучения через владение знаково-символическими средствами, в том числе действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций. Включая анализ, синтез, классификацию, установление аналогий, усвоение общих приемов решения задач, выдвижения гипотез, оптимизации решений. Этого в нашем предмете предостаточно.

Таким образом, данный УМК Соответствует основным нормативным документа, а Содержание учебника соответствует ФГОС ООО.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!