СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация творческого проекта на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Просмотр содержимого документа
«Реализация творческого проекта на уроках литературы»

Практика реализации ФГОС общего образования с использованием проектной деятельности на уроках литературы.



Для того чтобы деятельность ученика на уроках литературы в ходе изучения и анализа произведения была приоритетной, необходимо использовать активные формы обучения. Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Что же такое проектирование? Проектирование – это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учётом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта предусматривает изготовление нового конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей.

Проектная деятельность на уроках литературы – это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.

При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения – это познавательная деятельность.

В результате этой работы у школьника формируется отношение к автору, событиям, героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни – это ценностно - ориентационная деятельность.

Представляя проект, учащийся пытается заинтересовать слушателей своей темой и изменить их отношение к автору, художественному произведению, героям, а это уже преобразовательная деятельность.









Творческий проект по литературе

«Аполлон с буквы А»





Оглавление



1.Описание работы.

2. План-график подготовки и реализации творческого проекта.

3.Рефлексия деятельности.

4. Список использованной литературы.


5. Сказка.



























1. Описание работы

Актуальность работы

Я считаю, чтобы самоопределиться предметно, социально, личностно, профессионально, нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка. Работая с детьми, прихожу к выводу, что самый живой отклик находят те мероприятия, основой которых является интеграция различных видов искусств, например, спектакль или игра. Поэтому захотелось, чтобы дети попробовали создать свою личную сказку, повторяя раздел русского языка, таким образом, раскрыв свои творческие таланты.

Цель проекта: создать сказку, помогающую повторить изученную тему из разделов «Лексика», «Фонетика», «Морфология», «Морфемика» ( на выбор)

Проблема: как научить царя знаниям русского языка; борьба с неграмотными людьми.

Задачи:

  1. Придумать сказку, в которой главный герой должен ответить на три вопроса, от ответов будет зависеть его судьба. Вопросы должны быть связаны с выбранным разделом;

  2. Активизация познавательных интересов обучающихся;

  3. Повышение творческой активности учащихся, развитие мотивационной сферы;

  4. Организация и инсценировка сказки.



План работы.

1.Подготовка лингвистического материала.

2.Подготовка литературного материала.

3.Подготовка творческой части.

4. Инсценировка.

5.Подведение итогов.

Условия, необходимые средства, материалы.

1. Обеспечение организационных условий (проведение заседаний ответственных за мероприятие, создание творческой группы по реализации творческого проекта, выработка методов, подходов и приемов работы для решения задач и т.д.).

2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта).

3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач для реализации проекта).

4. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов для репетиций и осуществления проекта).



2.План-график подготовки и реализации творческого проекта

I этап — предварительный ( неделя)

Подготовка лингвистического материала

  1. Прочитать выбранный раздел в учебнике русского языка.

  2. Подготовить вопросы, правильные и ошибочные ответы для героя сказки.

  3. Формирование творческой группы.



II этап — рабочий (1,5 недели)

Подготовка литературного материала

1.Начало работы творческой группы;

2. Прочитать известные сказки, посмотреть мультфильм.

3. Выбрать ситуации, когда герою приходится отвечать на вопросы.

4. Найти в сказках моменты, когда героям приходится преодолевать препятствия.



III этап — основной (2-2,5 недели)

Подготовка творческой части

  1. Подобрать сказочный сюжет.

  2. Взять известную сказку и попробовать переделать её.

  3. Придумать свою сказку.

  4. Связать сюжет сказки с ответами на вопросы:

А) герой всегда правильно отвечает на вопросы и достигает цели.

Б) герой отвечает на некоторые вопросы неправильно, после этого он:

- снова пытается ответить на вопрос,

- ищет другой путь к цели.

В) на вопрос за героя должны отвечать читатели (зрители). В зависимости от ответа зрителей судьба героя складывается по-разному.

Г) от имени героя на каждый вопрос даётся правильный и неправильный варианты ответа. В этом случае описывается два пути развития событий.

5. Подготовка декораций, костюмов для сказки.

IV этап – заключительный (5 дней)

Презентация проекта

1.Инсценировка сказки.

2.Подведение итогов мероприятия.

3.Анализ.



Для реализации творческого проекта был составлен и утвержден план-график подготовки и проведения спектакля «Аполлон с буквы А». Данное мероприятие планировалось провести в начале февраля. Формировалась творческая группа, назначался ответственный за подготовку сценария и проведение мероприятия. Проверялось наличие свободного зала. В творческую группу входило 5 человек. Ответственный преподаватель за мероприятие координировал работу творческой группы, ответственных за передачу информации, за создание сказки и проведение репетиционного периода, подготовку оборудования (костюмы, декорации, техническое обеспечение) концертного мероприятия. Утверждался репертуар мероприятия, утверждались исполнители главных ролей, составлялся план-график разучивания сценарного хода и сводных репетиций. Генеральная репетиция проводилась, накануне защиты проекта.

Подробное описание работы на каждом этапе, возможно выделение глав, разделов и т.д.

На первом этапе ребята довольно быстро включились в работу, выбрали недавно изученный раздел русского языка «Фонетика». Они ещё раз пролистали учебник и составили вопросы, которые зачитали руководителю. В дальнейшем наметились лидеры, которые почувствовали, что смогут придумать сказку и воплотить ее в жизнь.

Второй этап подразумевал подготовку литературного материала. Конечно же, в первую очередь дети начали смотреть всем известный и любимый мультфильм «В стране невыученных уроков». После этого ребята пошли в школьную библиотеку, где подобрали подходящие сказки. Распределив между собой книги, дети взяли их домой. Каждый ребенок выписал моменты, ситуации, когда героям приходилось преодолевать препятствия.

Третий этап – это творческий и самый основной этап. На самом деле, я думала, что детям будет трудно реализовать свои возможности. К счастью, мое мнение было ошибочным. Дети обсуждали свои ситуации из сказок и, довольно быстро, стала рождаться сказка. Несомненным лидером оказалась отличница, которая уже имела призовое место в муниципальном конкурсе «Новогодняя сказка». Ей захотелось, чтобы их герой оказался способным к учению, и поэтому ответил сразу на все вопросы правильно.

Наконец добрались до декораций и костюмов. Здесь столкнулись с трудностями, но дети преодолели и эти трудности.

Четвертый заключительный этап. Теперь необходимо реализовать свою сказку. Артисты выучили свои роли и начали упорно репетировать.

3.Рефлексия деятельности.

Я считаю, что поставленные цели были достигнуты. Ребята добросовестно подготовились к своему первому творческому проекту. Наконец-то они смогли научить Аполлона писать правильно своё имя, а также разделу «Фонетика». Ребята приобрели первый опыт выступления на сцене в роли актеров, умения артистически играть за своих выдуманных героев.




4.Список использованной литературы

Русские народные сказки:

  1. «Василиса Прекрасная»,

  2. «Старая-старая сказка»,

  3. Г-Х.Андерсен «Принцесса на горошине» ,

  4. Мультфильм «В стране невыученных уроков».

































Сказка

«Аполлон с буквы А»



Действующие лица:

Ведущая,

Две девочки Зина и Валя,

Царь Аполлон,

Фонетика







Пролог

Раньше люди не всегда получали образование, хотя была такая возможность. Чаще всего это были цари. Они считали, что этим должны заниматься только простые люди, а у царей есть прислуга для этого дела. Об одном из таких царей пойдет речь в нашей сказке.



В недалеком прошлом, во времена царствования Аполлона, произошла вот какая история. В деревушке под властью Аполлона жила небольшая семья. Одна девочка из этой семьи Валя и её подруга Зина учились в 6 классе 19 школы. Через какое-то время школа пришла в упадок, а учеников осталось много, которые хотели получать знания.

- Хоть я и отличница, но все-таки боюсь за свою учебу, - произнесла Валя.

- Ну и что ты предлагаешь? А я все равно ничего не знаю. Ты что забыла про мои оценки?- подметила Зина.

- Я недавно слышала, что с соседнего села приезжал директор школы №23… Конечно, это странно, ведь путь неблизкий, но это неважно, - попыталась рассказать Валя.

- Подожди, подожди, как это неважно? Ехать 100 км, и это только до города и от соседнего села, а от нас и дворца все 130 будут! Я ведь тебя правильно поняла? – спросила Зина.

- Вот видишь, не такая ты и глупая! - подсмеиваясь, подметила Валя.

- Тебе бы все шуточки шутить. Я тебе о серьезных вещах говорю, а ты смеёшься! – сделала замечание Зина.

- Надо директору все рассказать, может быть и на нашу проблему обратят внимание, - дала указание Валя.

- Да! – подтвердила Зина.

На следующий день девочки пришли в школу и сразу же побежали в кабинет к директору.

- Любовь Михайловна, давайте съездим в город к царю! Попросим улучшения школы! Ведь попытка не пытка! – умоляли директора ученицы.

Но, к сожалению, Любовь Михайловна отказалась от этой затеи.

- Ничего, ничего! Мы сами поедем к царю. Вот посмотрю я на нашего директора, когда все будут учиться в новой школе, - разозлилась Валя.

- Я с тобой полностью согласна! Давай завтра же и поедем. Все решено, выходим в 9 часов и к 12 будем во дворце.

- Поедем на городском автобусе, - уточнила Зина.

Девочки взяли с собой еды в дорогу, собрались и сели в автобус. Все пассажиры ехали в город, поэтому свободных мест было мало.

Примерно в половине двенадцатого девочки оказались возле дворца.

- Вау, ну что, с Богом! – с восторгом произнесли девочки.

У входа царь сам встречал своих посетителей и гостей. Девочки вежливо поздоровались, поклонились, и царь пригласил их в комнату для переговоров.

- Милый царь, пожалуйста, изучите нашу проблему. Мы написали об этом в письме. Вот, пожалуйста, возьмите, - попросила Валя.

- Если вам нетрудно, пожалуйста, прочтите,- промолвил царь.

- Да-да, конечно… «Уважаемый Аполлон, владыка здешних земель, окажите помощь школе №19. Там отсутствует мастерская для занятий по труду и домоводству, полный комплект спортивного инвентаря…»

- Что, что простите? – прервал царь.

- Инвентарь, то есть спортивные принадлежности, - объяснила Валя.

- Теперь понятно, продолжайте.

- «…Не хватает плит для приготовления еды, мебели, хороших досок для мела и т.д.»

- Знаете, вы так это умно объяснили… Вы, наверное, учитесь, на одни пятерки. В таком случае, я открою вам большую тайну, но вы должны ее хранить, как рыба слово. В вашем возрасте я совершил большую ошибку, потому что думал, что учиться вовсе необязательно, а если необходимо прочитать что-нибудь, то всегда можно позвать слуг. Теперь я стал взрослым и понял, что это не так. Ко мне приходило много учителей, но не один из них так и не смог меня научить. Вы – это моя последняя надежда. Вы согласны? – спросил Аполлон.

Девочки переглянулись и согласились. Царь отвел маленьких учителей в самую лучшую гостевую комнату, приказал постелить самую мягкую перину во дворце, а также кормили их так, как его самого.

В первую же ночь во дворце в глубокой тишине Зина проснулась от яркого свечения, она соскочила с кровати, разбудила Валю и они стали ждать, что же будет. Дверь распахнулась, и в комнату что-то вошло. Это был раздел «Фонетики». Книга дала указания на первый учебный день. И с этих пор так происходило каждую ночь.

Прошло три месяца. Наступил экзаменационный день. К этому времени царь умел и знал почти все. Начался экзамен. Вопросы так и посыпались из уст девочек.

- Какой вы слышите первый звук в слове яблоко? – задала вопрос Валя.

- Сочетание звуков «й» и «а», а в результате этих звуков в начале слова получается буква я, - ответил царь.

- Абсолютно верно! В каких случаях буквы е, ё, ю, я имеют 2 звука? – спросила Зина.

- Когда они находятся в начале слова, после гласной и после ъ и ь знака! – произнес царь.

- И последний решающий вопрос: Что изучает раздел русского языка Фонетика? – спросила Зина.

- Фонетика изучает буквы и звуки, - сказал Аполлон.

- Поздравляем, вы сдали экзамен! Теперь вы все знаете о Фонетике, нужно стремиться узнать и другие разделы. Об этом вас научат настоящие учителя, а наша миссия окончена. Пора прощаться, - произнесла Зина.

- До свидания, милые ребята. Ваша школа уже улучшена, теперь там есть все, что нужно! – сказал напоследок царь и проводил девочек на автобус.

В деревне их встретили аплодисментами. Все жили долго и счастливо, а Аполлон продолжал обучение и знал, что его имя пишется с буквы А!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!