СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе.»















   Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит  их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский


Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.                                                 

Учитель многое может, и, если всё, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть, -хорошими, умными, здоровыми

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества Здоровые дети это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.


Цель здоровьесберегающих технологий:

  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, формировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.


Задачи:

  1. Обеспечить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса (соблюдение норм СанПиНа).

  2. Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.

  3. Обеспечить гармоничное, соответствующее возрасту, развитие учащихся: физическое, психологическое, социальное.

  4. Создать условия для укрепления здоровья учащихся.

  5. Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность грамотно заботиться о своем здоровье.




Существует несколько видов здоровьесберегающие образовательные технологии:


  • Эколого - гигиеническиеские технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНе, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.

  • Психолого-педагогические технологии - это технологии здоровьесберегающей организации образовательного процесса на уроках и во внеурочной работе с учащимися.

  • Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей.


Практически все исследователи сходятся  во мнении, что урок, организованный на основе  принципов здоровьесбережения, не должен  приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

  • начало учебного года и недели;

  • возникает ежедневно к 3-4-му урокам; 

  • сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

  • окончание четверти, учебного года, недели.

 

Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.  

 Необходимо на уроке: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от  части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке, связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты,  речевой и музыкальный ритм

Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.)


Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:


5-25 минута – 80%

25-35 минута -  60-40%

35-40 минута – 10%


От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников.

Чередование различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок).

Создание благоприятного психологического климата на уроке.



Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:


Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;

Технология дифференцированного обучения

позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся;

Технология рефлексивного обучения аёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;

Педагогика сотрудничества помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

Технология игровых методов (уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.


 Необходимо на уроке: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от  части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке, связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты,  речевой и музыкальный ритм

Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьсбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.)

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

5-25 минута – 80%

25-35 минута -  60-40%

35-40 минута – 10%


Физиологом В.Ф. Базарным разработана технология раскрепощённого развития детей.

Отличительные особенности:

  • Уроки проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используются парты и конторки.

  • Для разминок используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния.

  • Для развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется «Экологический букварь» (картина-панно).

  • Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, выполнения заданий, активизирующих детей.

  • Хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

  • Применяются прописи перьевой ручкой, развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

  • Раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек.


Рекомендуется проводить:

- утреннюю зарядку перед первым уроком , это способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, повышает работоспособность детей, музыкальное сопровождение помогает создать хорошее настроение.


-физкультминутки на уроке:

  • Положительно влияют на деятельность мозга,

  • сердечно - сосудистую и дыхательную системы,

  • улучшают кровоснабжение внутренних органов ,

  • улучшают работоспособность нервной системы,

  • помогают снижению умственного переутомления


Требования к физкультминуткам:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

  • Проводятся на начальном этапе утомления.

  • Упражнения должны быть разнообразны.

  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.


Физкультминутки включают:

    • Гимнастику для глаз

    • Упражнения для кистей рук

    • Упражнения для профилактики нарушения осанки

    • Упражнения для профилактики плоскостопия

    • Дыхательные упражнения

    • Псих гимнастику

    • Игровой самомассаж

    • Упражнения для улучшения мозгового кровообращения


-Гимнастика для глаз

  • Движение глазного яблока по заданным направлениям

  • Самомассаж

  • Использование бумажных офтальмо тренажёров


-Упражнения для улучшения осанки, правильная осанка обеспечивает:

  • Оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата;

  • Правильное размещение внутренних органов;

  • Нормальное функционирование спинного мозга;

  • Нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов.


- Псих гимнастика

Цель: сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Это специальные упражнения, в которых

  • участники общаются без помощи слов;

  • выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений, мимики и пантомимики;

  • учатся снимать психофизическое напряжение,

  • преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

  • Передай ритм по кругу

  • Передай чувство по кругу

  • Движение по кругу

  • Разговор через стекло

  • Изобрази эмоцию

  • Зеркало


-Физкультурно – оздоровительная работа

  • Физкультурные занятия

  • Спортивные праздники «Самая спортивная семья»

  • Соревнования «День бегуна»; «Веселые старты»; «Лыжная эстафета»

  • Спартакиады

  • Спортивные секции, кружки

  • Туристические слёты

  • Дни здоровья (1 раз в месяц


-Формирование здорового образа жизни

  • Оформление уголка здоровья

  • Факультатив «Основы здорового образа жизни»

  • Классный час: «Учимся не болеть», «Береги зрение», «Уход за зубами»,«О вреде

  • курения»

  • Проектно-исследовательская работа «Планета здоровья»

  • Конкурсы плакатов, рисунков «Как сохранить здоровье»


-Рекомендуется привлечение родителей это дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни, совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.


1.Проведение родительских собраний и конференций, с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, консультации по организации закаливания в семье.

2.Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3.Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

5.Участие в конкурсах и выставках: поделок, стихотворений, плакатов.

7. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).


-Необходимо так же соблюдение СанПиНа


  • Правильная величина парт и стульев

  • Проветривание класса

  • Достаточная освещенность класса

  • Соблюдение режима дня


        В заключении  хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся.  Педагогический коллектив должен стараться так формировать учебно-воспитательные программы, чтобы выпускник школы обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы ребенок после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!