Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Учитель многое может, и, если всё, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть, -хорошими, умными, здоровыми
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества Здоровые дети это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Цель здоровьесберегающих технологий:
Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, формировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.
Задачи:
Обеспечить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса (соблюдение норм СанПиНа).
Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.
Обеспечить гармоничное, соответствующее возрасту, развитие учащихся: физическое, психологическое, социальное.
Создать условия для укрепления здоровья учащихся.
Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность грамотно заботиться о своем здоровье.
Существует несколько видов здоровьесберегающие образовательные технологии:
Эколого - гигиеническиеские технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНе, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.
Психолого-педагогические технологии - это технологии здоровьесберегающей организации образовательного процесса на уроках и во внеурочной работе с учащимися.
Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.
Необходимо на уроке: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке, связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.)
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута - 60-40%
35-40 минута – 10%
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
В соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников.
Чередование различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок).
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;
Технология дифференцированного обучения
позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся;
Технология рефлексивного обучения аёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;
Педагогика сотрудничества помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;
Технология игровых методов (уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.
Необходимо на уроке: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке, связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьсбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.)
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута - 60-40%
35-40 минута – 10%
Физиологом В.Ф. Базарным разработана технология раскрепощённого развития детей.
Отличительные особенности:
Уроки проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используются парты и конторки.
Для разминок используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния.
Для развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется «Экологический букварь» (картина-панно).
Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, выполнения заданий, активизирующих детей.
Хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
Применяются прописи перьевой ручкой, развивающие психомоторную систему «глаз - рука».
Раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек.
Рекомендуется проводить:
- утреннюю зарядку перед первым уроком , это способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, повышает работоспособность детей, музыкальное сопровождение помогает создать хорошее настроение.
-физкультминутки на уроке:
Положительно влияют на деятельность мозга,
сердечно - сосудистую и дыхательную системы,
улучшают кровоснабжение внутренних органов ,
улучшают работоспособность нервной системы,
помогают снижению умственного переутомления
Требования к физкультминуткам:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Проводятся на начальном этапе утомления.
Упражнения должны быть разнообразны.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Физкультминутки включают:
Гимнастику для глаз
Упражнения для кистей рук
Упражнения для профилактики нарушения осанки
Упражнения для профилактики плоскостопия
Дыхательные упражнения
Псих гимнастику
Игровой самомассаж
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
-Гимнастика для глаз
Движение глазного яблока по заданным направлениям
Самомассаж
Использование бумажных офтальмо тренажёров
-Упражнения для улучшения осанки, правильная осанка обеспечивает:
Оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата;
Правильное размещение внутренних органов;
Нормальное функционирование спинного мозга;
Нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов.
- Псих гимнастика
Цель: сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Это специальные упражнения, в которых
участники общаются без помощи слов;
выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений, мимики и пантомимики;
учатся снимать психофизическое напряжение,
преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.
Передай ритм по кругу
Передай чувство по кругу
Движение по кругу
Разговор через стекло
Изобрази эмоцию
Зеркало
-Физкультурно – оздоровительная работа
Физкультурные занятия
Спортивные праздники «Самая спортивная семья»
Соревнования «День бегуна»; «Веселые старты»; «Лыжная эстафета»
Спартакиады
Спортивные секции, кружки
Туристические слёты
Дни здоровья (1 раз в месяц
-Формирование здорового образа жизни
Оформление уголка здоровья
Факультатив «Основы здорового образа жизни»
Классный час: «Учимся не болеть», «Береги зрение», «Уход за зубами»,«О вреде
курения»
Проектно-исследовательская работа «Планета здоровья»
Конкурсы плакатов, рисунков «Как сохранить здоровье»
-Рекомендуется привлечение родителей это дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни, совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.
1.Проведение родительских собраний и конференций, с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, консультации по организации закаливания в семье.
2.Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3.Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
5.Участие в конкурсах и выставках: поделок, стихотворений, плакатов.
7. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
-Необходимо так же соблюдение СанПиНа
Правильная величина парт и стульев
Проветривание класса
Достаточная освещенность класса
Соблюдение режима дня
В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся. Педагогический коллектив должен стараться так формировать учебно-воспитательные программы, чтобы выпускник школы обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы ребенок после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.