СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

сообщение по теме "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.»

Тема инновационного педагогического проекта: «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» (СЛАЙД № 1). АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в следующем: анализ образовательных программ и практической деятельности педагогов свидетельствует о том, что уроки русского языка и литературы обладают большими потенциальными здоровьесберегающими возможностями, а в настоящее время от первого к выпускному классу здоровье школьников значительно ухудшается. Так, педагогическая общественность все больше осознает, что школа многое может сделать для сохранения здоровья обучающихся. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ представляет собой выбор оптимальных педагогических технологий и учебных программ, принимающих во внимание возраст, пол, социальную и экологическую среду; выделение инвариантных и вариативных компонентов воспитательно-образовательного процесса. Значительный потенциал здоровьесберегающего сопровождения имеет индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Его использование позволяет обучать детей с разным мышлением, памятью, мотивацией, с особенностями нервной системы; создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания обучающихся в школе. Мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий, прежде всего, отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в организации образовательного простран­ства. Ведь здоровьесберегающие технологии (по мнению О.В. Петрова) — это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья детей, шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей. Итак, ЦЕЛИ применения данной технологии (СЛАЙД № 2):

  1. Сохранение и развитие здоровья детей на уроках русского языка и литературы.

  2. Формирование навыков здорового образа жизни учащихся во внеурочное время.

ЗАДАЧИ: (СЛАЙД № 3)

  1. Создать благоприятный эмоционально психологический климат в процессе реализации технологии.

  2. Использовать разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Работой по данной проблеме занимаюсь на протяжении текущего учебного года. В работе участвуют учителя, учащиеся школы, их родители, представители работников культуры. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Из чего (СЛАЙД № 4) же складывается здоровье ученика? Это видно на следующем слайде. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Исследования позволяют продемонстрировать школьные факторы риска (СЛАЙД № 5) по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, (СЛАЙД № 6) а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняю орфограммы, пунктограммы, но и провожу морфемный, фонетический, лексический разборы. Построить эффективные, психологически комфортные взаимоотношения помогает творческий подход к образовательному процессу (применение нетрадиционных, активных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности, например, использование информационных технологий). Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Проводя нетрадиционные уроки, особенно связанные с применением компьютерных технологий, (СЛАЙД № 7) обязательно слабым ученикам заранее даю маленькие сообщения. Это всегда успех. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния. Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. К примеру, на уроках литературы предлагаю обучающимся тесты трёх уровней сложности (СЛАЙД № 8). Задания первого уровня рассчитаны на знание и воспроизведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его). Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания (например, определить композиционную роль того или иного эпизода). Домашнее задание на уроках в разных классах тоже может быть разноуровневым (СЛАЙД № 9 и 10). Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию. Для снятия напряжения и выполнения здоровьесберегающей составляющей на каждом уроке провожу динамические паузы: физкультминутки, (СЛАЙД № 11-13) зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональная разгрузка. В своей работе я применяю следующие виды физкультминуток (СЛАЙД № 14). На каждом уроке стремлюсь вызвать положительное отношение к предмету, так как доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. В начале каждого урока мы записываем с комментированием перефразированные пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду. На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. Так, например, при изучении наклонений глаголов в 6 классе рассматриваем режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. Не только на уроках русского языка и литературы уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям, но и во внеурочной деятельности.

Цели и задачи внеклассных мероприятий, направленных на обеспечение здоровьесберегающих технологий – формирование навыков здорового образа жизни. Мною разработаны сценарии дней здоровья, викторин и спортивных мероприятий. Вот названия некоторых из них: «Здоровый образ жизни», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Курение и школьник несовместимы» (СЛАЙД № 15). Данные мероприятия формируют у учащихся навыки ответственного поведения; воспитывают здоровый образ жизни. Убеждена, что учащимся надо раскрыть и показать возможности правильной организации их досуга, помочь сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску разносторонних знаний, а не просто бороться с вредными привычками, пагубно влияющими на их здоровье. Считаю, что если подросток или старшеклассник будет занят и увлечён интересным делом, какой-либо творческой работой, у него не будет лишнего времени на вредные привычки. Имеются возможности, и мы их широко используем: посещаем музеи, выездные художественные выставки, недавно познакомились с творчеством Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан (СЛАЙД № 16). Во внеурочное время проводим Дни и Недели Здоровья; (СЛАЙД № 17, 18) спортивные школьные праздники; беседы о здоровье с учащимися и родителями; летом отправляемся в поход. Ученики знакомятся с богатством и красотой родной природы. Они – часть этого богатства и должны жить в гармонии с природой. Всё это способствует правильной организации досуга школьников, их нравственному воспитанию.

Заканчивая своё выступление, (СЛАЙД № 19) я хочу сказать, что вся моя работа по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, спортивных мероприятий, походов в лес. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!