СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реальный мир и художественный образ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реальный мир и художественный образ»

Реальный мир и художественный образ.  Кто и как создает картины? Пейзаж.  Выполнила Лемберг Е.Н.

Реальный мир и художественный образ. Кто и как создает картины? Пейзаж.

Выполнила Лемберг Е.Н.

Пейзажный жанр всегда, во все времена был любим художниками. Многие из них все свое творчество посвящали изображению природы, достаточно вспомнить картины Исаака Ильича Левитана, Ивана Ивановича Шишкина, Архипа Ивановича Куинджи. Природа сама по себе, вне событий, персонажей, действий, привлекала и продолжает привлекать художников-живописцев. Подтверждением тому – много раз виденный каждым из нас привычный мотив: художник, пишущий пейзаж с натуры – в городском парке, в лесу, на берегу озера. Спросите детей, с какой целью создаются изображения природы. Вполне понятен наш интерес к так называемым сюжетным картинам. Они увлекательны изображенным на них действием. А пейзаж?.. Чем он может быть интересен? Ведь есть сама природа, и она прекрасна! Зачем повторять то, что всегда совершеннее любого изображения?
  • Пейзажный жанр всегда, во все времена был любим художниками. Многие из них все свое творчество посвящали изображению природы, достаточно вспомнить картины Исаака Ильича Левитана, Ивана Ивановича Шишкина, Архипа Ивановича Куинджи.
  • Природа сама по себе, вне событий, персонажей, действий, привлекала и продолжает привлекать художников-живописцев. Подтверждением тому – много раз виденный каждым из нас привычный мотив: художник, пишущий пейзаж с натуры – в городском парке, в лесу, на берегу озера.
  • Спросите детей, с какой целью создаются изображения природы.
  • Вполне понятен наш интерес к так называемым сюжетным картинам. Они увлекательны изображенным на них действием. А пейзаж?.. Чем он может быть интересен? Ведь есть сама природа, и она прекрасна! Зачем повторять то, что всегда совершеннее любого изображения?
картина, изображающая природу, интересна тем, что она: — дает возможность вспомнить знакомый и красивый пейзажный мотив;  — вызывает в нас чувства, создает настроение радости, бодрости, грусти, мечтательности и др.;  — вызывает восхищение мастерством художника-пейзажиста. Ответы детей дадут повод для разговора о содержании пейзажа как жанра изобразительного искусства. Изначальный интерес человека к живописному (или графическому) пейзажу, скорее всего, был связан с желанием оставить на память или воспроизвести для какой-то другой цели точный вид определенной местности.
  • картина, изображающая природу, интересна тем, что она:
  • — дает возможность вспомнить знакомый и красивый пейзажный мотив; — вызывает в нас чувства, создает настроение радости, бодрости, грусти, мечтательности и др.; — вызывает восхищение мастерством художника-пейзажиста.
  • Ответы детей дадут повод для разговора о содержании пейзажа как жанра изобразительного искусства.
  • Изначальный интерес человека к живописному (или графическому) пейзажу, скорее всего, был связан с желанием оставить на память или воспроизвести для какой-то другой цели точный вид определенной местности.
Никто из художников не мог так писать море, как писал его Айвазовский, – в шторм ли, в тихую солнечную погоду, при свете луны или на закате солнца… Но что больше всего волнует и покоряет в его картинах, – это мастерство в передаче необыкновенно разнообразных, обычных и самых невероятных состояний морской природы. В картине «Девятый вал» он изобразил великолепный восход солнца именно в тот самый драматичный момент, когда волна уже готова поглотить крошечную группу людей, терпящих кораблекрушение. Сила слабого человека противостоит силе буйной стихии… И побеждает. Торжествующе звучат краски солнечного восхода, отражаясь в изумрудной волне яркими ослепительными бликами!
  • Никто из художников не мог так писать море, как писал его Айвазовский, – в шторм ли, в тихую солнечную погоду, при свете луны или на закате солнца… Но что больше всего волнует и покоряет в его картинах, – это мастерство в передаче необыкновенно разнообразных, обычных и самых невероятных состояний морской природы. В картине «Девятый вал» он изобразил великолепный восход солнца именно в тот самый драматичный момент, когда волна уже готова поглотить крошечную группу людей, терпящих кораблекрушение. Сила слабого человека противостоит силе буйной стихии… И побеждает. Торжествующе звучат краски солнечного восхода, отражаясь в изумрудной волне яркими ослепительными бликами!
Пейзажи И. И. Шишкина «Корабельная роща» и «Дубы» сравните с маринами И. К. Айвазовского. Отметьте общие черты: стремление создать яркий, запоминающийся, эффектный пейзажный образ, а также то новое, особенное, что отличает Шишкина от его предшественников и от современных ему мастеров академического пейзажа. Это:  — обращение художника к изображению национальной природы;   — конкретизация характера местности, растительности, состояния природы;   — стремление к реалистичности в композиции, в передаче характера освещения, цвета, а также любовь к деталям, подробностям;   — создание особого образа национального пейзажа, для которого характерны черты спокойного величия, монументальности. Знакомство с пейзажами Шишкина дает возможность раскрыть понятия «этюд» и «картина», а также более подробно рассмотреть процесс работы художника над композицией картины (на примере пейзажа «Корабельная роща»).
  • Пейзажи И. И. Шишкина «Корабельная роща» и «Дубы» сравните с маринами И. К. Айвазовского. Отметьте общие черты: стремление создать яркий, запоминающийся, эффектный пейзажный образ, а также то новое, особенное, что отличает Шишкина от его предшественников и от современных ему мастеров академического пейзажа. Это: 
  • — обращение художника к изображению национальной природы;  — конкретизация характера местности, растительности, состояния природы;  — стремление к реалистичности в композиции, в передаче характера освещения, цвета, а также любовь к деталям, подробностям;  — создание особого образа национального пейзажа, для которого характерны черты спокойного величия, монументальности.
  • Знакомство с пейзажами Шишкина дает возможность раскрыть понятия «этюд» и «картина», а также более подробно рассмотреть процесс работы художника над композицией картины (на примере пейзажа «Корабельная роща»).
  • Имя Исаака Ильича Левитана – одно из самых замечательных в истории русского пейзажа. Его картины вызывают сильные и глубокие чувства, они волнуют так, словно перед нами не картины природы, а какое-то яркое событие, способное оставить в нашей душе неизгладимый след. Левитан особенно остро чувствовал изменчивость жизни природы, зависимость нашего настроения, нашей внутренней жизни от ее разнообразных состояний. Поэтому пейзажи Левитана часто называют «пейзажами настроения», хотя само понятие «настроение» применимо скорее по отношению к человеку, нежели к природе. «Левитановский» пейзаж пробуждает в нас разнообразную гамму чувств – от бурной радости до глубокой грусти, даже тоски…
  • Любимое время года для Левитана – осень. Наверное, ни у одного художника-пейзажиста не было так много «осеней», как у Левитана. Его привлекала изменчивость осени, постоянная смена состояний природы, которая позволяла передать в пейзаже множество «настроений». В этих картинах природа становится не только объектом любования, но в значительной мере – средством для выражения душевного состояния художника.
Пейзаж «Сумерки. Луна» сравните с другой работой Левитана – «Хмурый день». Предложите детям «услышать» мелодию природы в этой картине и словесно описать ее характер (музыка бурная, тревожная, быстрая и т.д.). Обратите внимание на технику исполнения – пастель – и расскажите о ее особенностях.   Пейзаж «Хмурый день» отличается характерной для Левитана простотой мотива. Небо, гладь озера и узкая полоска дальнего берега – казалось бы, что может привлечь здесь внимание пейзажиста! Однако Левитан, как и его любимый учитель Саврасов, необычайно тонко умел видеть скромную красоту и поэзию родной природы. Поэзия этого маленького и скромного мотива – в движении облаков, волнующих озерную гладь, в чистоте синих просветов между бегущими облаками, в сдержанно-холодной, но очень гармоничной и богатой оттенками цветовой палитре северного пейзажа.  Эта картина Левитана выполнена в технике пастели.  Пастель – техника рисования цветными мелками
  • Пейзаж «Сумерки. Луна» сравните с другой работой Левитана – «Хмурый день». Предложите детям «услышать» мелодию природы в этой картине и словесно описать ее характер (музыка бурная, тревожная, быстрая и т.д.). Обратите внимание на технику исполнения – пастель – и расскажите о ее особенностях.  Пейзаж «Хмурый день» отличается характерной для Левитана простотой мотива. Небо, гладь озера и узкая полоска дальнего берега – казалось бы, что может привлечь здесь внимание пейзажиста! Однако Левитан, как и его любимый учитель Саврасов, необычайно тонко умел видеть скромную красоту и поэзию родной природы. Поэзия этого маленького и скромного мотива – в движении облаков, волнующих озерную гладь, в чистоте синих просветов между бегущими облаками, в сдержанно-холодной, но очень гармоничной и богатой оттенками цветовой палитре северного пейзажа. Эта картина Левитана выполнена в технике пастели. Пастель – техника рисования цветными мелками
Завершая экскурсию по теме «Пейзаж», вспомните имена художников, картины которых вы видели в залах музея. Предложите детям назвать некоторые особенно запомнившиеся им отличия пейзажных образов Шишкина, Левитана, Айвазовского, Куинджи, Рериха, Бурлюка.  Подведите итог экскурсии. Жизнь окружающей нас природы необычайно сложна и разнообразна; она проявляется в смене времен года, смене состояний природы, разнообразии природных форм, цвета, освещения, ритмов и т.д. Природа воздействует на наши чувства, влияет на настроение, наводит на размышления, благодаря чему в нашем восприятии возникает ее живой, одухотворенный образ. Этот одухотворенный образ природы, окрашенный индивидуальностью личности художника, мы и воспринимаем в пейзаже.
  • Завершая экскурсию по теме «Пейзаж», вспомните имена художников, картины которых вы видели в залах музея. Предложите детям назвать некоторые особенно запомнившиеся им отличия пейзажных образов Шишкина, Левитана, Айвазовского, Куинджи, Рериха, Бурлюка. Подведите итог экскурсии.
  • Жизнь окружающей нас природы необычайно сложна и разнообразна; она проявляется в смене времен года, смене состояний природы, разнообразии природных форм, цвета, освещения, ритмов и т.д. Природа воздействует на наши чувства, влияет на настроение, наводит на размышления, благодаря чему в нашем восприятии возникает ее живой, одухотворенный образ. Этот одухотворенный образ природы, окрашенный индивидуальностью личности художника, мы и воспринимаем в пейзаже.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!