СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ребенок в пространстве культуры

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея построения программы путем вычленения целевых блоков. Развивая направления целевых блоков, педагоги и школьники могут создать собственную программу, адаптированную к условиям и традициям образовательного учреждения.Идея построения программы путем вычленения целевых блоков. Развивая направления целевых блоков, педагоги и школьники могут создать собственную программу, адаптированную к условиям и традициям образовательного учреждения.Идея построения программы путем вычленения целевых блоков. Развивая направления целевых блоков, педагоги и школьники могут создать собственную программу, адаптированную к условиям и традициям образовательного учреждения.Идея построения программы путем вычленения целевых блоков. Развивая направления целевых блоков, педагоги и школьники могут создать собственную программу, адаптированную к условиям и традициям образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Ребенок в пространстве культуры»

Основные идеи программы



Идея открытости программы для творческого использования. В программе даются ориентиры воспитания и предоставляется возможность выбора содержания и форм всеми ее участниками.

Идея построения программы путем вычленения целевых блоков. Развивая направления целевых блоков, педагоги и школьники могут создать собственную программу, адаптированную к условиям и традициям образовательного учреждения.

Идея развития субъектной позиции школьника будет реализовываться через обогащение опыта организаторской деятельности.

Идея приоритета личностноориентированного подхода. Программа адресована как взрослым сочинцам, так и детям и рассчитана на поддержку и развитие личности каждого.

Идея приоритета практической, социально значимой деятельности. Воспитание должно стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения через практическую деятельность.



Цель и задачи программы



Цель: обеспечить необходимые условия для развития и саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Задачи:

- создание целостной системы организационного, научно-методического влияния на воспитание юных сочинцев;

- организация кадрового обеспечения воспитательного процесса;

- координация деятельности государственных и общественных организаций в создании единого воспитательного пространства в городе;

- разработка механизмов реализации программы;

- формирование во всех образовательных учреждениях города гуманистических воспитательных систем.

Ожидаемые результаты



- Качественный рост воспитанности детей;

- практическое взаимодействие различных социальных институтов, участвующих в воспитательной работе: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, дошкольных учреждений, средств массовой информации и т.д.;

- создание воспитательных систем в каждом образовательном учреждении;

- педагогизация и эстетизация социального окружения ребенка;

- становление и развитие детских и молодежных неполитизированных объединений и организаций.



"РЕБЕНОК В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ"





ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ



В ряду кризисов сегодняшнего дня едва ли не самым драматичным является кризис духовной сферы. Социологические исследования позволяют сделать вывод о том, что суть кризисных явлений заключается в отрыве целей обучения от сферы интересов обучаемых, их духовного мира, социального заказа общества и семьи, в частности.

Иными стали формы взаимодействия школы с социокультурной средой.

Изменения в социально-экономической среде вызвали повышенный интерес к экономическому образованию, вытеснившему из учебных планов предметы, формирующие духовность, развивающие воображение, стремление к творческому осмыслению мира.

Появление разных типов школ дает возможность выбора в области экономической, лингвистической, экологической, физико-математической. Однако для ребенка, стремящегося найти "нишу" в направлении художественно-эстетического, культурологического образования, подобного выбора нет. Опыт Америки, развитых стран Европы, Японии доказывает, что основой экономического могущества и безопасности, конкурентоспособности на мировом рынке правового государства является образование. Время диктует новые подходы к образовательным стандартам, их соответствию требованиям грядущего столетия. Способность адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам, понимать окружающий мир, высокий профессионализм, творческий подход к решению любой проблемы, умение получать знания, стремление к саморазвитию, осознание своей ответственности перед миром, духовность и нравственность должны стать неотъемлемыми качествами гражданина. Весь этот широкий спектр проблем невозможно решить только через столь мощную сейчас компьютеризацию и экономизацию образования. Универсальным средством достижения нового уровня человеческой личности могут и должны стать искусство и культура.

Одной из основных черт личности становится потребность в творческой деятельности. Развитие и социализация личности проходят нормально, когда ее вовлекают в те виды творческой деятельности, где она чувствует себя достойно. Специально созданная художественно-развивающая среда - условие для адаптации, широкие возможности попробовать свои силы в разных видах творчества. Реализация себя в искусстве развивает креативные способности; развивает мышление, память, воображение, мелкую моторику, коммуникативные функции, эмоциональную сферу.



ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СИТУАЦИЮ В РЕГИОНЕ



История Сочи насчитывает немногим более 150 лет, в связи с чем в городе отсутствует достаточно богатое культурно-историческое наследие, позволяющее стать полноценной средой, питающей формирующуюся душу ребенка.

Специфика пространства культуры региона определяется тем, что в рамках одного территориального пространства сложилось три уклада жизни: сельский, курортный, собственно городской, а также то, что в Сочи сосредоточены различные типы культур, пересекаются истории культур разных народов.

Город раскинулся вдоль побережья Черного моря на сто сорок километров. Многие поселки находятся в горах. Отдаленность от центра, сокращение инфраструктуры учреждений культуры не способствуют созданию условий для полноценного развития личности, возможностей для реализации ее творческого потенциала.

В новой экономической ситуации наметилась тенденция к преобладанию "челночного бизнеса", оттоку интеллигенции в торговую деятельность. Более 100 тысяч сочинцев заняты в сфере торговли. На этом фоне возросло число маргиналов. Социальная, культурная, национальная маргинальная личность оказывает влияние на социум.

Наметилась тенденция к разрушению архитектурного и паркового облика курорта, сложившегося в начале ХХ века. В регионе преобладает гастрольная культура, не всегда отвечающая требованиям высокого вкуса.

Недостаточно скоординированы действия социальных институтов, практически отсутствует межведомственное взаимодействие в сфере образования и культуры.

В учебных планах образовательных учреждений не разработаны культурологические аспекты содержания образования, нарушена цепь по трансляции культуры, не полностью используется высокий творческий потенциал учителей искусства. В стадии формирования творческие контакты учебных заведений культуры и образования.

Сложившаяся система абонементного обслуживания школ учреждениями искусства и культуры (Зал органной и камерной музыки, музеи, кинотеатр "Стерео") недостаточно востребована образовательными учреждениями.

Таким образом, возникает проблема развития пространства культуры социума как пространства, аккумулирующего и актуализирующего эстетический, нравственный, ценностный, культурный опыт человека и развивающего творческие способности личности. Построение подобного пространства возможно на основе общих целей и задач.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОНЯТИЯХ



В профессиональную лексику прочно вошли понятия, еще недавно практически неизвестные в педагогической практике. Одним из таких понятий является "пространство культуры".

Данный речевой оборот используется как метафора сохранения единства образования и культуры региона на основе общих целей и задач.

Категория "пространство" применяется как формула бытия, определяющая весь многоукладный комплекс разнообразных региональных социальных образовательных систем, системы культуры и искусства.

Понятие "культура" имеет много определений. Для нас вполне достаточно будет ограничиться данным в философском словаре: "культура" (от латинского culture) - "возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, включающее в себя нравственность, весь круг идей и творчество человека". Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, т.е. социальное. Культура - нечто общее для людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. В нашем случае - городской средой.

В то же время культура есть память. Она подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества, человечества.



СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ



Внутренний мир личности, пространство души каждого неповторимы. Высокоорганизованная структура сознания человека создает предпосылки для развития способностей к творчеству в любом виде деятельности.

Важнейшим средством воспитания личности, развития пространства души ребенка является искусство, открывающее перспективу духовных устремлений, осознание собственного "Я", неразрывность нравственности и красоты.

Важнейшую роль транслятора культуры играет семья, точнее, ее пространство. Пространство культуры семьи хранит традиции языка, обычаев, обрядов, память предков. Обеспечивает сохранение не только традиций, но и включенность ребенка в общественную жизнь, его социализацию, осознание такой ценности, как домашний очаг.

Одним из средств гармонизации семейных отношений, становления ее духовного, эмоционального, да и бытового уклада, несомненно, становится искусство. Искусство определяет и формы педагогического воздействия на семью. Особенно актуально влияние искусства в подростковом возрасте, когда перед семьей встает проблема организации досуга ребенка, формирования мира его увлечений.

Сущность образования рассматривается как деятельность, направленная на развитие ребенка, как его жизнетворчество, нацеленное на овладение им определенной суммой знаний. Именно школа помогает ребенку выстроить картину мира, приобщить его ко всеобщему. По мысли Гегеля, образование, равно как и воспитание, преобразует душу, помогает средствами научного познания постижению "Я" каждого.

Пространство культуры школы - та среда, в которой ребенок проводит большую часть своего времени. Ее можно рассматривать как организацию развивающейся предметной среды, проектирование интерьера и экстерьера с учетом природосообразности личности. При этом предметная среда отражает цели и задачи конкретного учебного заведения, создает условия для физического и душевного комфорта ребенка, для его адаптации.

Второе значение пространства культуры школы опосредованно. Сегодня можно говорить об отсутствии комплексного подхода к образовательному процессу. Предметное преподавание создает в сознании ребенка довольно мозаичную картину мира, не способствует целостному ее восприятию. Культурологический подход к построению образовательной программы школы поможет решить эти проблемы.

В организации развивающей среды, решении образовательных задач большую роль играет искусство. Искусство должно пронизывать все стороны жизни школы и рассматриваться не только как учебный предмет, образовательная область, но и как средство мощного педагогического воздействия.

Идея воспитания целостного человека культуры в своей основе имеет взаимосвязанные природную, социальную, культурную его сущности. Эта триада лежит в основе понимания как непосредственно образовательного процесса, так и в проектировании пространства культуры социума, имеющего хорошо развитую инфраструктуру, объединяющего общественные и социальные институты, а также различные типы учреждений культуры и искусства.

Развитие ребенка выдвигает новые задачи, связанные с сохранением его физического и духовного здоровья. Таким образом, в пространство культуры социума органично входят учреждения образования и культуры, а также физкультуры и спорта, здравоохранения.

Одной из важных проблем сегодняшнего дня является воспитание экологического сознания, средством формирования которого являются уникальные природные факторы Сочинского региона.

Свобода выбора, определение "своей ниши" в быстро меняющемся мире актуализируются через систему учреждений дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию потребностей личности в начальном профессиональном художественном образовании, а также рассматриваются как фактор развития так называемых "домашних детей".

Важнейшее место в пространстве культуры социума принадлежит учреждениям искусства, организующим общение с "живой музыкой", постижение таинственного мира театра, введение в законы художественного творчества.

Исходя из вышеизложенного пространство культуры региона можно представить в определенной схеме. Сегодня нарушены связи между этими концентрами. Средством возрождения и актуализации этих связей определяется искусство.



ФУНКЦИИ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ



- Смыслообразующая: формирует человека, его нравственный мир.

- Созидательная: выстраивает систему взаимодействия в социуме, создает условия для духовного развития личности.

- Ценностная: сохраняет и транслирует духовные ценности, накопленные поколениями.

- Защитная: защищает духовный мир ребенка от воздействия масскультуры, насилия.

- Воспитательная: воспитывает толерантное отношение к окружающему миру.

- Адаптивная: способствует созданию условий для социальной адаптации ребенка.



ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ



1. Природосообразность - как возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к саморазвитию.

2. Культуросообразность, сочетающая воспитание ребенка не только с его природой, но и с уровнем культуры данного времени, с учетом изменяющихся социально-исторических условий.

3. Самодеятельность - как основной фактор, определяющий личность, все ее поведение.

4. Целостность - как включенность в общую инфраструктуру города, в программу его развития. Организация системы прямых и обратных связей между личностью как субъектом, на которую направлено социально-культурное воздействие.

5. Толерантность - как осознание общечеловеческих духовных и нравственных ценностей, а также ценностей народов совместного проживания.

6. Гибкость - как способность чутко реагировать на изменения социокультурной ситуации, корректировать цели и задачи, определять адекватные требования времени, средства достижения цели.

7. Преемственность - как создание единых горизонтальных и вертикальных связей по трансляции культуры.

8. Системность.

9. Свобода выбора.



В ОСНОВЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕЖИТ ТРИАДА ЦЕННОСТЕЙ:

РЕБЕНОК - КУЛЬТУРА - ТВОРЧЕСТВО



Цели:

Стратегическая цель программы:

- воспитание личности как носителя культуры, развитие ее культуротворческой миссии;

- поиск новых возможностей культурно-образовательной политики в регионе для воспроизводства и расширения культурообразующего потенциала города с учетом его своеобразия (этнического, культурного, географического).

Задачи:

- актуализировать новую образовательную парадигму: воспитание, обучение, развитие как вхождение ребенка в культуру;

- создать для личности возможность свободного выбора в многомерном пространстве культуры;

- разработать механизмы взаимодействия различных структур города, направленные на создание единого пространства культуры региона;

- совершенствовать модели учебных заведений, реализующих принципы межсферных взаимодействий;

- внедрить в практику традиционные и нетрадиционные образовательные услуги в учреждениях культуры и искусства, способствующие полноценному развитию личности;

- использовать этнокультурный компонент в целях возрождения национальных культур.



УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ



1. Межведомственный совет по формированию единой воспитательной политики.

2. Ассоциация деятелей эстетического воспитания.

3. Временные творческие коллективы по разработке приоритетных направлений программы.





-







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!