СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ребёнок - инвалид - полноценный член общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто такие дети - инвалиды? Дети - инвалиды, Ангелы земли. Сколько не заслуженной обиды,  На себе они перенесли..."  Л. Максимова

Просмотр содержимого документа
«Ребёнок - инвалид - полноценный член общества»

МКОУ «ст. Карланюртовская СОШ»

Хасавюртовский район





Республиканский конкурс

«Права человека глазами ребёнка»

тема:

«Ребёнок – инвалид – полноценный член общества»

2018г.



















Выполнил работу: Казаков Солтан Юсупович,

ученик 6а класса

Руководитель: Нарбекова Нурия Васыфовна,

Учитель технологии, истории, обществознания






План



I. Введение

II. Основная часть:


1. Положение детей - инвалидов в дореволюционной России.


2. Отношение к детям с ограниченными возможностями в Советский период.


3. Международное и Российское законодательство о правах ребенка – инвалида:

- Конвенция о правах ребенка;

- Российское законодательство о правах ребенка.


III. Заключение


IV. Рецензия


V. Литература


VI. Приложение
















« Кто такие дети-инвалиды? 
Дети-инвалиды, Ангелы земли.
Сколько не заслуженной обиды,
На себе они перенесли…»

«Ангелы земли» Л. Максимова


Введение.

Тема моей исследовательской работы является актуальной проблемой в нашей стране. Длительное время на ребенка – инвалида не обращали внимания. Он был один на один со своими проблемами, одиноким, чувствовал себя никому ненужным, замыкался в стенах своей квартиры. И мы об этих детях почти ничего не знаем. А ведь они должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благами, чувствовать себя полноценными членами общества. Среди них много творчески одаренных личностей. Это не только дало бы им возможность обеспечивать собственное содержание, но и вносить посильный вклад в развитие общества. Кроме того родители ребенка да и сам ребенок не получал ни какой психологической помощи. Общество длительное время не задумывалось над вопросом: что оно может сделать для ребенка с ограниченными возможностями и не только в материальном плане, но и на социальном, психологическом уровне, а так, же правовом.

Впервые о детях с отклонениями я узнал, изучая историю древнего мира. В Спарте старейшины осуждали слабого ребенка на смерть – бросали со скалы. Это чудовищно, бесчеловечно, а ведь ребенок мог вырасти хилым, но искусным в каком – либо деле.

Дети с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. И задача общества принимать детей – инвалидов такими, какими они есть, и создавать такие условия, в которых они не будут чувствовать себя изгоями. В своей работе я постараюсь проследить отношение к таким детям государства и общества с древнейших времен по наши дни.


I. Основная часть.

1. Уже в древнейших славянских общинах постепенно складывались простейшие формы помощи, защиты и поддержки. Примером проявления внимания к немощным, убогим может служить деятельность князей Древней Руси. Как известно, князь Владимир I позволял убогим и нищим приходить на княжеский двор, чтобы кормиться. В «Повести временных лет» записано, что «повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжеский двор и брать все, что надобно, питье и пищу, и из казны денег. Устроил он и такое, сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», и приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?» и раздавал им все необходимое»1. Нищелюбством прославился Владимир Мономах . В его Поучении он призывал своих детей «прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра…. Всего же более убогих не забывайте, но настолько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека»2. Примеру Владимира Мономаха следовали князь Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, княжна Василиса, Александр Ярославич Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что носил мешок, из которого раздавал милостыню. Александр Невский, обращаясь к боярам, говорил: «Будьте недремлющими стражами законов… Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию вашему взывающих»3.

Так же в этот период появляются первые законодательные акты об оказании помощи немощным. В 996 г. великий князь Владимир издает устав, в котором определился порядок призрения нуждающихся.

1 Повесть временных лет. Кн. 2. М., 1986. С. 534.

2 Хрестоматия «История с древнейших времен», М., 1982. С. 55

3 Антология социальной работы. Т. 3. М., 1995. С. 13.

В царствование великого князя Московского Ивана III были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь. Иван IV Грозный еще в начале своего правления он повелел составить новые законы, многие статьи которых были специально посвящены немощным, больным, увечным, нищим. По этим законам жили до времени царя Алексея Михайловича. Первый царь из рода – Михаил Федорович – учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. При царе Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ строения богаделен (1670 г.). Если на какой – то момент волна заботы об инвалидах сходит на нет, то в период правления Петра I , она снова идет на подъем. В Указе от 8 июня 1701 г. он повелевал «в домовых Святейшего патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил…»4 . Другим Указом Петра I от 31 января 1712 г. повелевалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым…»5. В 1723 г. это требование было подтверждено очередным Указом Сената: «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были не помнят, тех отдавать в богадельни»6. Не уступали в своем внимании к убогим и дочь Петра I – Елизавета Петровна, Екатерина II. При непосредственном участии императрицы и под ее контролем был разработан целый ряд законодательных актов.

Важное значение имело, например, издание Екатериной II 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний». В этом документе впервые, в порядке законодательства, учреждалось государственная система

4 Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 4. СПб., 1830. С. 168.

5 Там же. С. 791.

6 Там же. Т. 7. С. 159.

общественного призрения, предусматривалось создание под председательством губернаторов особых Приказов общественного призрения, административных органов, занимавшихся помощью сирым и убогим.

Проследив путь развития социальной защиты инвалидов с древнейших времен вплоть до начала XIX века, я обратила внимание на то, что для инвалидов устраивался быт, платилось жалование, создавались дома призрения (заботы, попечения, опеки, присмотра), но в области образования или возможности самим зарабатывать и чувствовать себя нужными обществу не наблюдала. Но, читая труд Басова Николая Федоровича, доктора педагогических наук, профессора Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова «Развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России: дореволюционный период» наткнулась на такой факт: императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, на свои средства, в 1806 году открыла училище для глухонемых детей в Павловске под Санкт- Петербургом.

Действительно в благотворительности, социальной защите для детей с ограниченными возможностями это был прорыв. Ведь строились больницы, дома призрения, где их лечили и давали кров, а здесь стали давать и образование, возможность получения профессии, то есть ребенок получит специальность и сможет себя содержать и чувствовать себя не столь униженно. Во второй половине XVIII в. многие глухие дети находили приют в Московском воспитательном доме, обучением их практически не занимались. Мария Федоровна поручила Г.И. Вилламову (статс-секретарь по IV отделению собственной Е. И. В. Канцелярии) выписать из-за границы одного из наиболее известных профессоров, чтобы учредить в Петербурге училище глухонемых. Это событие датировано 1806 г. Со временем штат училища увеличивался. Воспитанников обучали портняжному, столярному, токарному, литографскому и типографскому делу, девушек — разным рукодельям. Из них вышли чиновники, учителя в самом заведении, рисовальщики, живописцы, наборщики, печатники и другие специалисты.

«Императрица расширила свою благотворительную деятельность, решила заняться и проблемами обучения слепых детей. В Гатчине в 1806 г. ею было основано первое училище для слепых питомцев Воспитательного дома. Основателем и первым педагогом в школе слепых стал приглашенный Александром I французский специалист Валентин Гаюи.»7. Так началось обучение детей с ограниченными возможностями. Это был прогрессивный, поистине милосердный шаг, хотя специализированные заведения и удовлетворяли лишь мизерную часть нуждающихся в образовании детей - инвалидов. Из выше приведенных фактов, я вижу, что ребенок не чувствовал ещё себя полноправным членом общества: полностью реализоваться как личность он не имел возможности, так как общество не было готово принять его таким, какой он есть.

2. Отношение к детям с ограниченными возможностями в Советский период.

После Февральской буржуазно-демократической революции в России (1917) Временное правительство, пришедшее к власти, пыталось реформировать прежнюю модель социальной помощи нуждающимся. В сложных условиях военного времени возникла необходимость объединить дело призрения в масштабах страны. В мае 1917 г. образовано Министерство государственного призрения. Октября 1917 г. В изменившихся условиях продолжался поиск новой модели социальной помощи. Координирующим центром всей этой деятельности стал Наркомат государственного призрения РСФСР, переименованный в апреле 1918 г. в Народный Комиссариат социального обеспечения. По сути, это был первый шаг новой власти в области социального обеспечения инвалидов. Но вновь мы видим, как и в древнейший период нет законов о детях -инвалидах. И только в 60-е годы появляются первые постановления, касающиеся этой категории детей.


7 Н. Ф. Басов. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов...,с.15

В сентябре 1960 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР, которое касалось общеобразовательных школ для слепых, слабовидящих, тугоухих и глухонемых детей. В нем устанавливались сроки обучения.

3. Международное и Российское законодательство о правах ребенка – инвалида.

Всем известно, что дети – будущее любой страны. Не вызывает сомнения, что будущее страны возможно только в том случае, если в ней будут жить люди, которые выросли в заботе, воспитаны в уважении друг к другу и ценят государство, которое соблюдало и защищало права детей. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека указано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
В статьях 23, 25, 26 и 27 Конвенции о правах ребёнка отражена забота государства о детях, нуждающихся в помощи.

Статья 23 1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. 3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка8.

Конвенция о правах ребенка (1989) запрещала дискриминацию по признаку инвалидности и предусматривала принятие специальных мер для обеспечения прав детей-инвалидов.

Статья 7: Правительства принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Они также обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам. На первом месте всегда должно быть то, что лучше для каждого ребенка.

Статья 9: Правительства обязуются предоставить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и участвовать в жизни своей общины. Любое общественное место, включая здания, дороги, школы и больницы, должно быть

доступно для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов. Если вы находитесь в общественном здании и нуждаетесь в помощи, в вашем распоряжении должен быть проводник, чтец или профессиональный переводчик -дактилолог, который поможет вам9

8 Конвенция о правах ребенка  https://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/72-konvencziya-o-pravax-rebenka-)

9 Права детей-инвалидов https://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/109-zakon-i-prava-detej-invalidov

Следует учесть, что развитие российского законодательства по отношению к детям -инвалидам опиралось на выше указанные международные акты.

Это и подтверждает статья 39 Конституции РФ.

Статья 39.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом10.

В Семейном кодексе РФ пункт 4 ст. 79 гласит:

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность11.

А в рамках Федеральной комплексной программы "Дети России", распространяющейся на все детское население Российской Федерации предусмотрена такая программа как "Дети-инвалиды". 














10 Конституция РФ, М. 2018, с.9

11 http://perspektiva-inva.ru/web-schoolWeb-школа РООИ «Перспектива»






III. Заключение.

На протяжении развития общества, особенно в течение последних 200 лет, отношение к инвалидам изменялось от обычного ухода за ними до создания системы учреждений для содержания и получения образования детьми-инвалидами, реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы организации инвалидов, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов, за дальнейшее развитие политики в отношении к ним. В последние десятилетия наметилась тенденция к интеграции и включению инвалидов в нормальную жизнь общества, к признанию потенциальных возможностей инвалидов. Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 832 в целях создания условий для формирования в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов, утверждена целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 гг.

Эта программа дает возможность обеспечить доступность для детей с ограниченными возможностями, как общественных зданий, спортивных сооружений, культурных мест отдыха, так и информации и транспорта, вести независимый образ жизни и участвовать во всех аспектах жизни: учиться, работать, отдыхать вместе со всеми. И действительно в России в последние годы изменилось отношение к ребенку – инвалиду. И в нашей школе уделяют внимание таким детям: девочке, находящейся на домашнем обучении, государство предоставило бесплатно оборудование для прохождения дистанционного образования, у неё есть возможность посещать мероприятия в школе, так как появились пандусы. Я надеюсь, что и в дальнейшем государство, благотворительные организации продолжать создавать все условия для развития и социализации детей с ограниченными возможностями.

«…Но не все на свете равнодушны
Больше тех, кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе помогают превозмочь.» «Ангелы земли», Л. Максимова

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу ученика 6а класса

МКОУ «ст. Карланюртовской СОШ» Казакова Солтана Юсуповича

по теме «Ребёнок – инвалид – полноценный член общества».

Исследовательская работа «Ребёнок – инвалид – полноценный член общества» ученика 6а класса Казакова Солтана написана в соответствии с заявленной проблематикой республиканского конкурса «Права человека глазами ребёнка».

Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Цель и задачи исследовательской работы адекватны его теме. Работа отличается логичностью изложения, оформлена в соответствии с требованиями.

Солтан изучил многочисленные законодательные документы, в своей работе ссылается на исторические факты, Федеральные законы Российской Федерации, на «Конвенцию о правах ребенка», «Декларацию о правах человека», отражает собственное отношение к выбранной теме, высказывает свое мнение относительно серьезной проблемы современности: адаптация ребенка с ограниченными возможностями в обществе. Работу отличает глубина исследования и самостоятельность размышлений, интересная литературная форма изложения материала, убедительность выводов и оригинальность предложений. Ученик смог ясно и доходчиво изложить материал, показал умение использовать информацию из печатных и электронных источников. Автором проделана большая работа по сбору и систематизации материала.

Следует отметить, что при написании данной работы Казаков Солтан продемонстрировал хорошие аналитические способности, умение анализировать и систематизировать собранную информацию, а также делать самостоятельные выводы, предложения и обобщения.

Работа, представленная для рецензирования, является завершенным самостоятельным исследованием, обладает инновационным характером, заслуживает высокой оценки.

Практическая ценность этой работы: результаты исследования могут быть использованы на классных часах, на уроках истории и обществознания.


Рецензент: учитель истории и обществознания

  Подпись: ____________/Н. В. Нарбекова/











Список литературы


1. Повесть временных лет. Кн. 2. М., 1986.

2. Хрестоматия «История с древнейших времен», М., 1982.

3. Антология социальной работы. Т. 3. М., 1995.

4. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 4. СПб.

5. Н. Ф. Басов. «становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в дореволюционной России».

6.интернет – ресурсы:

- Конвенция о правах ребенка  https://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/72-konvencziya-o-pravax-rebenka-;

- Права детей-инвалидов https://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/109-zakon-i-prava-detej-invalidov

- http://perspektiva-inva.ru/web-schoolWeb-школа РООИ «Перспектива» 7. Конституция РФ, М. 2018













Приложения



Императрица Мария Федоровна

Училище для глухонемых в Санкт-Петербурге

























Столярная мастерская при училище































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!