МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Егорлыкского района
МБОУ ИООШ№21
РАССМОТРЕНО Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21 ________________________ Дорофеева Т.А. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 ________________________ Вербицкая Л.Н. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ИООШ №21 ________________________ Гамов А.А. Приказ №81 от «31» 08 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
6 класс
вариант 2
(для обучающихся с задержкой психического развития
на 2023-2024 учебный год)
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа для 6 класса на 2023-2024 уч. год по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана наоснове:
ЗаконаРФ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29.12.2012г.№273-ФЗ(сизменениямиидополнениямиот02.07.2021г.).
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правилСП.2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,отдыхаиоздоровлениядетейимолодѐжи».
Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщегообразования»(сизменениямиот11.02.2022г.Приказ МинистерствапросвещенияРФ№69).
ПриказаМинистерстваобразованияинаукиРФот19декабря2014года№1599«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаобразованияобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)».
Учебногопланаобразовательногоучрежденияна2023-2024учебныйгод.
Календарногогодовогографикаработыобразовательногоучрежденияна2023-2024учебныйгод.
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной отсталостью, тяжѐлыми и множественныминарушениямиразвития ФГОС (вариант2).
Воспитательный потенциал урока реализуется учителем в соответствии с задачами, ориентированными на модуль«Школьный урок» рабочейпрограммы воспитания.
Цельучебногопредмета:формированиекоммуникативныхиречевыхнавыковсиспользованиемсредстввербальнойиальтернативнойкоммуникации,умения пользоваться имивпроцессесоциальноговзаимодействия.
Задачипредмета:
Формированиенавыковустановления,поддержанияизавершенияконтакта.
Знакомствосальтернативнымисредствамикоммуникации.
Формированиеуменияобщаться,пользуясьальтернативнымисредствамикоммуникации.
Формированиеуменияпониматьобращеннуюречь.
Формированиеуменияупотреблятьвходеобщенияслоги,слова,строитьэлементарныепредложения.
Формированиепредпосылоккосмысленномучтениюиписьму.
Общаяхарактеристикаучебногопредмета
Коммуникация и общение неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительнопрепятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическимирасстройствами,отсутствуетпотребностьвкоммуникативныхсвязях,имеютсятрудностивыбораииспользованияформобщения,включаякоммуникативнуюречьицеленаправленностьречевойдеятельности.Удетейотмечаетсягрубоенедоразвитиеречииеефункций:коммуникативной,
познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует, присутствует в виде эхолалий или нарушена настолько, чтопонимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включатьцеленаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, по вовлечению обучающихся с РАС в совместнуюдеятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучениеиспользованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающимиявляется индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенкапределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребѐнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагаетпланомерную,дозированную,заранеепрограммируемуюинтеграциювсредусверстниковвдоступныхребенкупределах,организованноевключениевобщение.Программно-методическийматериалпредставлендвумяразделами:«Коммуникация»и«Развитиеречисредствамивербальнойиальтернативнойкоммуникации».Обучающиезадачипокоммуникациинаправленынаформированиенавыковустановления,поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости отвозможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей)речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованиемжеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной коммуникации осуществляется индивидуально, а навык использованияосвоенных средств формируется на уроках в рамках предмета «Коммуникация». Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальнойкоммуникации»включаетформированиеимпрессивнойиэкспрессивнойречи.Задачипоразвитиюимпрессивнойречинаправленынаформирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по развитиюэкспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связныевысказывания, писать отдельные буквы и слова. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае болеесложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразныхречевых ситуациях. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно- развивающиезанятия,гдетакжеформируютсякоммуникативныенавыки,втомчислесиспользованиемтехнологийпоальтернативнойкоммуникации.
Содержаниеучебногопредмета
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 6 классе представлена тремя разделами:
Коммуникациясиспользованием вербальных иневербальных средств.
Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника жестом- словом. Прощание с собеседникомжестом- словом. Выражение своих желаний жестом- словом. Обращение с просьбой о помощи жестом- словом. Выражение согласия - несогласияжестом- словом.Выражениеблагодарности жестом-словом.
Развитиеречисредствамивербальнойиневербальнойкоммуникации.
Наша речь. Слово, слог как часть слова.Слова, отличающиеся одним звуком.Составление предложений из двух, трѐх слов.Письмо изученныхбукв. Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Слова, указывающие напредмет, его признак (я, он, мой, твой). Слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.). Слова, обозначающие взаимосвязьсловвпредложении(в,на, под,из, из-заидр.).Называние(употребление)простыхпредложений.
Чтениеиписьмо.
Звуки гласные и согласные. Различение гласных и согласных звуков. Звуки [б]- [п]. Чтение, написание слов с этими согласными. Звуки [в]- [ф].Чтение, написание слов с этими согласными. Звуки [д]- [т]. Чтение, написание слов с этими согласными. Звуки [г]- [к]. Чтение, написание слов сэтими согласными. Звуки [з]- [с]. Чтение, написание слов с этими согласными.Звуки [ж]- [ш]. Чтение, написание слов с этими согласными.Артикулярносходныесогласные(р-л).Написаниесловсэтимисогласными.Чтение,написаниесловссогласнымиЦ,Ч,Щ.Практическиеупражнения в чтении и написании слов. Большая буква в именах людей. Большая буква в фамилиях людей. Составление и запись предложений сименами, фамилиями людей. Большая буква в кличках животных. Написание большой буквы в кличках животных. Составление предложений покартинкам. Составлениеи записьпредложений по заданнымкартинкам.Повторениеизученного.
Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжѐлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательныхпотребностей.
Вструктурепланируемыхрезультатовведущееместопринадлежитличностнымрезультатам,посколькуименноониобеспечиваютовладениекомплексомсоциальных(жизненных)компетенций,необходимыхдлядостиженияосновнойцелисовременногообразования-введенияобучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.ЛичностныерезультатыосвоенияРПвключаютиндивидуально-личностныекачестваисоциальные(жизненные)компетенцииобучающегося,социальнозначимыеценностныеустановки.Определѐнныерабочейпрограммойпланируемыеличностныерезультатыучитываюттипологические,возрастныеособенностиобучающегося,воспитанникасумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)ивозможностиличностногоразвитиявпроцессецеленаправленной образовательной деятельностипо изучениюучебного предмета.
Личностныерезультаты:
Осознаниесебя(вситуации «здесь»и«сейчас»,впространстве)своейпринадлежностикопределѐнномуполу,как«Я».
Социально-эмоциональноеучастиедоступнымспособомвпроцессеобщенияисовместнойдеятельности.
Владениенавыкамиадаптациивдинамичноизменяющемсяиразвивающемсясоциуме.
Владениеправиламиповедениявучебнойситуации.
Уважительноеотношениекокружающимвзрослым,детям.
Оцениватьпростыеситуациииоднозначныепоступкикак«хорошие»или«плохие»спозицииважностиисполненияроли«хорошегоученика».
Выражатьсвоѐэмоциональноесостояние,настроение.
Развитиесамостоятельностииличнойответственностизасвоипоступки.
Развитиенавыковсотрудничествасовзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхситуациях,умениянесоздаватьконфликтовинаходитьвыходыиз спорныхситуаций.
Предметные результаты освоения АООП планируются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностейобучающихся,атакжеспецификисодержанияпредметных областейиконкретныхучебныхпредметовизаносятся вСИПР.
Предметныерезультаты:
Результатыосвоенияучебногопредметаустнаяречьмогутвключатьследующиеумения:
Развитиеречикаксредстваобщениявконтекстепознания окружающегомираиличногоопытаребенка.
Пониманиеслов,обозначающихобъектыиявленияприроды,объектырукотворногомираидеятельностьчеловека.
Овладениедоступнымисредствамикоммуникациииобщения-вербальнымииневербальными.
Качествосформированностиустнойречивсоответствиисвозрастнымипоказаниями.
Пониманиеобращеннойречи,пониманиесмысларисунков,фотографий,пиктограмм,другихграфическихзнаков.
Умениепользоватьсясредствамиальтернативнойкоммуникации:жестов,взглядов,коммуникативныхтаблиц,тетрадей,воспроизводящих(синтезирующих)речь устройств(коммуникаторы,персональныекомпьютеры, др.).
Умениепользоватьсядоступнымисредствамикоммуникациивпрактикеэкспрессивнойиимпрессивнойречидлярешениясоответствующихвозрастужитейскихзадач.
Мотивыкоммуникации:познавательныеинтересы,общениеивзаимодействиевразнообразныхвидахдетскойдеятельности.
Умениевступатьвконтакт,поддерживатьизавершатьего,используяневербальныеивербальныесредства,соблюдениеобщепринятыхправилкоммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых,голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативнымитетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путемуказания на изображение или передачикарточкисизображением, либо другимдоступнымспособом;
Глобальноечтениевдоступныхребенкупределах,пониманиесмыслаузнаваемогослова.
Узнаваниеиразличениенапечатанныхслов,обозначающихименалюдей,названияхорошоизвестныхпредметовидействий.
Использованиекарточекснапечатаннымисловамикаксредствакоммуникации.
Развитиепредпосылоккосмысленномучтениюиписьму,обучениечтениюиписьму.
Узнаваниеиразличениеобразовграфем(букв).
Копированиесобразцаотдельных букв,слогов,слов.
Начальныенавыкичтенияиписьма.
Чтениеиписьмо
Базовыеучебныедействия(БУД):
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательнойорганизациииэмоциональномуконструктивномувзаимодействиюсвзрослыми(родственник,специалист,ассистент идр.)исверстниками:
Принятиеконтакта,инициированноговзрослым.
Установлениеконтактаспедагогомидругими взрослыми,участвующимиворганизацииучебногопроцесса.
Ориентациявучебнойсреде(пространство,материалы,расписание)класса.
Планированиеучебногодня.
Ориентацияврасписаниидня(последовательностисобытий/занятий,очередностидействий).
Следованиерасписаниюдня.
Формированиеучебногоповедения:
Поддержаниеправильнойпозы.
Направленностьвзгляданалицовзрослого,навыполняемоезадание.
Принятиепомощивзрослого.
Использованиепоназначениюучебныхматериалов.
Выполнениедействийспредметами(поподражанию).
Выполнениепростыхдействийскартинками(поподражанию).
Соотнесениеодинаковыхпредметов(пообразцу).
Соотнесениеодинаковыхизображений(пообразцу).
Выполнениепростыхдействийспредметамииизображениями(пообразцу).
Выполнениепростыхдействийпонагляднымалгоритмам(расписаниям)(пообразцу).
Сидениезастоломвтечениеопределенногопериодавременинагрупповомзанятии.
Выполнениедвиженийидействийспредметамипоподражаниюипообразцунагрупповомзанятии.
Выполнениеречевыхинструкцийнагрупповомзанятии.
Выполнениезаданиявтечениеопределенноговременногопромежутканагрупповомзанятии.
Формированиеумениявыполнятьзаданиявсоответствиисопределеннымихарактеристиками:
Выполнениепосильногозаданияполностью(отначаладоконца).
Выполнениезаданиявтечениепериодавремени,обозначенногонаглядно(припомощитаймера,будильника,песочныхчасов).
Выполнениезаданиясзаданнымикачественнымипараметрами.
Переходотодногозадания(операции,действия)кдругомувсоответствиисрасписаниемзанятий,алгоритмомдействияит.д.
Критерииинормыоценкидостиженияпланируемыхрезультатовосвоенияпрограммыучебногопредмета
ТекущаяаттестацияобучающихсявключаетвсебяполугодовоеоцениваниерезультатовосвоенияСИПР,разработаннойнаосновеАООПобразовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненныхкомпетенцийребѐнкапо итогамучебного года.
СистемаоценкирезультатовотражаетстепеньвыполненияучащимсяСИПР,взаимодействиеследующихкомпонентов:
Чтообучающийсязнаети умеетнаконецучебногопериода.
Чтоизполученныхзнанийиуменийонприменяетнапрактике.
Насколькоактивно,адекватноисамостоятельноонихприменяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждогообучающегося.Приоценкерезультативностидостиженийнеобходимоучитыватьстепеньсамостоятельностиребенка.Оценкавыявленныхрезультатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практическихдействий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие пообразцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие невыполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждойобразовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающейработы.Вслучаезатрудненийвоценкесформированностидействий,следуетоцениватьегоэмоциональноесостояние,другиевозможныеличностныерезультаты.
Учебно-методическоеиматериально-техническоеобеспечениеобразовательнойдеятельности
Адаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограммаобразованияобучающихсясумереннойотсталостью,тяжѐлымиимножественныминарушениями развитияФГОС (вариант 2).
Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми,имеющимитяжелыенарушения винтеллектуальнойдеятельности.
А.АксеноваА.К.,КомароваС.В.,ШишковаМ.И.Букварь.6 класс:учебникдляспециальных(коррекционных)образовательныхучреждений(VIIIвид)М.: Просвещение, 2017.
АксеноваА.К.Дидактическийматериал.Добукварныйпериод,6класс.Пособиедляучащихсяспециальных(коррекционных)образовательныхучреждений (VIIIвид).– М.:Просвещение, 2017.
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописныхбукв);опорныетаблицыпоотдельнымизучаемымтемам;схемы;дидактическийраздаточныйматериал(карточки сзаданиями).
КарточкиГ.Домана.
Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки сразличнойтематикой дляразвития речи.
Электронные устройства для альтернативной коммуникации:записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства,синтезирующиеречь.
Календарно-тематическоепланирование
№п\п | Тема | Кол-вочасов | Планируемыеличностныерезультаты | Планируемыепредметныерезультаты | Базовые учебныедействия | |
| | | | | | | |
Русский язык (136 часов) |
1-4 | Установление контакта ссобеседником. | 2ч 2ч(сам) 05.09 07.09 | Осознание себя (вситуации«здесь»и «сейчас»,впространстве)своейпринадлежностик определѐнномуполу,как «Я». | Будет иметь возможностьустанавливать контакт ссобеседником. | Принятие контакта,инициированноговзрослым. |
5-8 | Реагирование насобственноеимя. | 2ч 2ч(сам) 12.09 14.09 | Социально-эмоциональноеучастиедоступным способом впроцессе общения исовместной деятельности. | Реагируетнасобственноеимя. | Поддержаниеправильнойпозы. |
9-12 | Приветствиесобеседника жестом- словом. Прощание ссобеседником жестом-словом. | 2ч 2ч(сам) 19.09 21.09 | Владение правиламиповедения в учебнойситуации. | Приветствует собеседникажестом-словом,прощаетсяс собеседником жестом-словом. | Выполнениепосильногозадания полностью (отначаладо конца). |
13-16 | Выражение своих желанийжестом- словом. | 2ч 2ч(сам) 26.09 28.09 | Владениенавыками адаптации в динамичноизменяющемся иразвивающемсясоциуме. | Выражаютсвоижеланияжестом- словом. | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебногопроцесса. |
17 | Входная контрольнаяработа. | 1ч 03.10 | | Предоставитьвозможностьвыполнить задание поинструкциипедагога, нацеливатьсебяна | |
| | | | выполнениепоставленной цели. | |
18 | Работанадошибками. | 1ч 10.10 | Оценивать простыеситуации и однозначныепоступкикак«хорошие»или «плохие» с позицииважности исполненияроли«хорошегоученика». | Дать возможностьнаходить свои ошибки,исправлять их с помощьюучителя. | Выполнение задания втечение периода времени,обозначенного наглядно(при помощи таймера,будильника, песочныхчасов). |
19-24 | Обращение с просьбой опомощижестом-словом. | 2ч 6 ч(сам) 17.10 19.10 | Выражать своѐэмоциональноесостояние,настроение. | Обращается с просьбой опомощижестом-словом. | Планирование учебногодня. |
25-30 | Выражение согласия -несогласияжестом-словом. | 2ч 4ч(сам) 24.10 26.10 | Развитиесамостоятельности иличнойответственности засвоипоступки. | Выражаетсогласие-несогласие жестом-словом. | Принятие помощивзрослого. |
31-36 | Выражениеблагодарностижестом- словом. | 2ч 4ч(сам) 07.11 09.11 | Развитие навыковсотрудничества совзрослыми исверстниками в разныхсоциальных ситуациях,умения не создаватьконфликтовинаходить выходы из спорныхситуаций. | Выражает благодарностьжестом- словом. | Переход от одногозадания(операции, действия) к другому всоответствии срасписанием занятий,алгоритмом действия ит.д. |
| | | | | |
37-40 | Нашаречь.Слово,слогкакчастьслова. | 2ч 2ч(сам) 14.11 16.11 | Осознание себя (вситуации«здесь»и «сейчас»,впространстве)своейпринадлежностик определѐнномуполу,как «Я». | Создатьусловиядляформирования представленияослоге,слове. | Ориентация в расписаниидня (последовательностисобытий/занятий, очередностидействий). |
4144 | Слова, отличающиеся однимзвуком. | 2ч 2ч(сам) | Социально-эмоциональноеучастие | Создатьусловиядляформирования | Выполнение действий спредметами(по |
| | 21.11 23.11 | доступнымспособомвпроцессе общения исовместной деятельности. | представления о словах,отличающихся однимзвуком. | подражанию). |
45-48 | Составление предложенийиздвух, трѐхслов. | 2ч 2ч(сам) 28.11 30.11 | Владениенавыками адаптации в динамичноизменяющемся иразвивающемсясоциуме. | Будет иметь возможностьсоставлять предложения издвух,трѐхслов. | Следование расписаниюдня. |
49-52 | Составление предложенийиздвух, трѐхслов. | 2ч 2ч(сам) 05.12 07.12 | Владение правиламиповедения в учебнойситуации. | Выполнение простыхдействий по нагляднымалгоритмам(расписаниям) (пообразцу). |
53-56 | Письмоизученныхбукв. | 2ч 2ч(сам) 05.12 07.12 | Уважительноеотношениек окружающимвзрослым,детям. | Пишетизученныебуквывпечатнойформе. | Принятие контакта,инициированноговзрослым. |
57 | Контрольная работа за 1учебное полугодие. | 1ч 12.12 | Оценивать простыеситуации и однозначныепоступкикак«хорошие»или «плохие» с позицииважности исполненияроли«хорошего ученика». | Предоставитьвозможностьвыполнить задание поинструкции педагога,нацеливать себя навыполнение поставленнойцели. | Поддержаниеправильнойпозы. |
58 | Работанадошибками. | 1ч 14.12 | Выражать своѐэмоциональноесостояние,настроение. | Дать возможностьнаходить свои ошибки,исправлятьихспомощью учителя. | Выполнениепосильногозадания полностью (отначаладо конца). |
59-64 | Слова, обозначающиепризнак действия,состояние. | 2ч 4ч(сам) 19.12 21.12 | Развитиесамостоятельности иличнойответственностизасвоипоступки. | Создать условия дляформирования уменияназыватьслова, обозначающие признакдействия, состояние(громко,тихо,быстро, медленно, хорошо, плохо,весело,грустно). | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебногопроцесса. |
| | | | | |
65-70 | Слова, обозначающиепризнак действия,состояние. | 2ч 4ч(сам) 26.12 28.12 | Развитие навыковсотрудничества совзрослыми исверстниками в разныхсоциальных ситуациях,умения не создаватьконфликтов и находитьвыходыиз спорных ситуаций. | Создать условия дляформирования уменияназыватьслова, обозначающие признакдействия, состояние(громко,тихо,быстро, медленно, хорошо, плохо,весело,грустно). | Направленностьвзглядана лицо взрослого, навыполняемоезадание. |
71-74 | Слова, указывающие напредмет,егопризнак. | 2ч 2ч(сам) 09.01 11.01 | Осознание себя (вситуации«здесь»и «сейчас»,впространстве)своейпринадлежностик определѐнномуполу,как «Я». | Создать условия дляформирования уменияназыватьслова, указывающие на предмет,его признак (я, он, мой,твой). | Выполнение задания втечение периода времени,обозначенного наглядно(при помощи таймера,будильника, песочныхчасов). |
75-78 | Слова, указывающие напредмет,егопризнак. | 2ч 2ч(сам) 16.01 18.01 | Социально-эмоциональноеучастиедоступным способом впроцессе общения исовместной деятельности. | Планирование учебногодня. |
79-82 | Слова, обозначающие число,количествопредметов. | 2ч 2ч(сам) | Владениенавыками адаптации в динамичноизменяющемся иразвивающемсясоциуме. | Создать условия дляформирования уменияназывать слова,обозначающие число,количество предметов(пять,второйи др.) | Принятие помощивзрослого. |
83-86 | Слова, обозначающие число,количествопредметов. | 2ч 2ч(сам) 23.01 25.01 | Владение правиламиповедения в учебнойситуации. | Переходотодногозадания(операции, действия) к другому всоответствии срасписанием занятий,алгоритмомдействияи т.д. |
87-90 | Слова, обозначающиевзаимосвязь слов впредложении. | 2ч 2ч(сам) 30.01 01.02 | Уважительноеотношениек окружающимвзрослым, | Создать условия дляформирования уменияназыватьслова, | Ориентация в расписаниидня (последовательностисобытий/занятий, |
| | | детям. | обозначающие взаимосвязьслов в предложении (в, на,под,из, из-заи др.) | очередностидействий). |
91-94 | Слова, обозначающиевзаимосвязь слов впредложении. | 2ч 2ч(сам) 06.02 08.02 | Оценивать простыеситуации и однозначныепоступкикак«хорошие»или «плохие» с позицииважности исполненияроли«хорошего ученика». | Выполнение действий спредметами(по подражанию). |
95-98 | Называние(употребление)простыхпредложений. | 2ч 2ч(сам) 13.02 15.02 | Выражать своѐэмоциональноесостояние,настроение. | Называет (употребляет)простые предложения спомощью учителя. | Следование расписаниюдня. |
99-102 | Называние(употребление)простыхпредложений. | 2ч 2ч(сам) 20.02 22.02 | Развитиесамостоятельности иличнойответственностизасвоипоступки. | Выполнение простыхдействий по нагляднымалгоритмам(расписаниям) (пообразцу). |
103-106 | Слова, указывающие напредмет,егопризнак. | 2ч 2ч(сам) 27.02 29.02 | Развитие навыковсотрудничества совзрослыми исверстниками в разныхсоциальных ситуациях,умения не создаватьконфликтов и находитьвыходыизспорных ситуаций. | Спомощьюучителявыполняетзадания. | Принятие контакта,инициированноговзрослым. |
107-110 | Ориентация в пространстве | 2ч 2ч(сам) 05.02 07.02 | Осознание себя (вситуации«здесь»и «сейчас»,впространстве)своейпринадлежностик определѐнномуполу,как «Я». | Поддержаниеправильнойпозы. |
111-114 | Подготовка к проверочной контрольной работе | 2ч 2ч(сам) 12.02 14.02 | Социально-эмоциональноеучастиедоступным способом впроцессеобщения и совместной | Предоставитьвозможностьвыполнить задание поинструкции педагога,нацеливатьсебя на выполнениепоставленной | Выполнениепосильногозадания полностью (отначаладо конца). |
| | | деятельности. | цели. | |
115 | Проверочная контрольная работа | 1ч | Владениенавыками адаптации в динамичноизменяющемся иразвивающемсясоциуме. | Дать возможностьнаходить свои ошибки,исправлять их с помощьюучителя. | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизации учебного процесса. |
116-120 | Читаем и разу крашиваем сказки | 2ч 3ч сам 20.02 22.02 | Знать (понимать) прочитанный текст; Уметь читать русские народные сказ ки, выделять главных героев из сказки, определять последовательность собы тий в сказке с использованием иллю страций | Русские народные сказ ки с иллюстрациями, раскраски, цветные ка рандаши, флом | |
121-124 | Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки) | 2ч 2ч сам 05.0307.03 | Уметь пересказывать текст по плану. | Русские народные сказ ки с иллюстрациями, раскраски, цветные ка рандаши, флом | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебного процесса. |
125 | Составление рассказа о себе | 1 ч 1ч сам 12.03 | Уметь рассказать о себе, самые главные качества. | | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебного процесса. |
127-130 | Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). | 2ч 2ч сам 19.03 21.03 | Уметь составлять простые предложения с помощью графических изображений | | |
131-132 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). | 1ч 1ч сам 09.04 11.04 | Уметь сформулировать свой ответ | | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебного процесса. |
133-134 | Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. | 1ч 1ч сам 16.04 23.04 25.04 | Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. | | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебного процесса. |
135 | Диагностическая работа | 1ч 7.05 | Предоставить возможность выполнить задание по инструкции педагога. | | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебного процесса. |
136 | Повторение изученного материала за год. | 1ч 14.05 | Повторение изученного материала за год. | | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебного процесса. |
Чтение и письмо 136часов |
1-4 | Звукигласныеисогласные. | 1ч 3ч(сам) 07.09 | Владение правиламиповедения в учебнойситуации. | Датьвозможностьузнавать(различать) гласные исогласныезвуки. | Направленностьвзгляданалицовзрослого,на выполняемоезадание. |
| | | | | | | |
5-8 | Звукигласныеисогласные. | 1ч 3ч(сам) 14.09 | Уважительноеотношениек окружающимвзрослым,детям. | Датьвозможностьузнавать(различать) гласные исогласныезвуки. | Выполнение задания втечение периода времени,обозначенного наглядно(при помощи таймера,будильника,песочных часов). |
9-12 | Различение гласных исогласныхзвуков. | 1ч 3ч(сам) 21.09 | Оценивать простыеситуации и однозначныепоступкикак«хорошие»или «плохие» с позицииважности исполненияроли«хорошего ученика». | С помощью учителяразличает гласные исогласныезвуки. | Принятие помощивзрослого. |
13-16 | Звуки [б]- [п]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 28.09 | Выражать своѐэмоциональноесостояние,настроение. | Предоставить возможностьдифференцироватьзвуки б-п;читать,писатьсловасэтимисогласными. | Планирование учебногодня. |
17-20 | Звуки [б]- [п]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 05.10 | Развитиесамостоятельности иличнойответственностизасвоипоступки. | Переход от одногозадания(операции, действия) к другому всоответствиис расписаниемзанятий, |
| | | | | алгоритмомдействияи т.д. |
21-24 | Звуки [в]- [ф]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 12.10 | Развитие навыковсотрудничества совзрослыми исверстниками в разныхсоциальных ситуациях,умения не создаватьконфликтов и находитьвыходыизспорных ситуаций. | Предоставить возможностьдифференцировать звуки в-ф;читать,писатьсловасэтимисогласными. | Ориентация в расписаниидня (последовательностисобытий/занятий, очередностидействий). |
25-28 | Звуки [в]- [ф]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 19.10 | Осознание себя (вситуации«здесь»и «сейчас»,впространстве)своейпринадлежностик определѐнномуполу,как «Я». | Выполнение действий спредметами(по подражанию). |
29-32 | Звуки [д]- [т]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 26.10 | Социально-эмоциональноеучастиедоступным способом впроцессе общения исовместной деятельности. | Предоставить возможностьдифференцироватьзвуки д-т;читать,писатьсловасэтимисогласными. | Следование расписаниюдня. |
33-36 | Звуки [г]- [к]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 09.11 | Владениенавыками адаптации в динамичноизменяющемся иразвивающемсясоциуме. | Предоставить возможностьдифференцировать звуки г-к; читать, писать слова сэтимисогласными. | Выполнение простыхдействий по нагляднымалгоритмам(расписаниям) (пообразцу). |
37-40 | Звуки [г]- [к]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 16.11 | Владение правиламиповедения в учебнойситуации. | Принятие контакта,инициированноговзрослым. |
41-44 | Звуки [з]- [с]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 23.11 | Уважительноеотношениек окружающимвзрослым,детям. | Предоставить возможностьдифференцировать звуки з-с;читать,писатьсловас этимисогласными. | Поддержаниеправильнойпозы. |
45-48 | Звуки [з]- [с]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 30.11 | Оценивать простыеситуации и однозначныепоступкикак«хорошие»или «плохие» с позицииважности исполненияроли«хорошего ученика». | | Выполнениепосильногозадания полностью (отначаладо конца). |
49-52 | Звуки [ж]- [ш]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 07.12 | Выражать своѐэмоциональноесостояние,настроение. | Предоставить возможностьдифференцировать звукиж- ш; читать, писать словасэтимисогласными. | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебного процесса. |
53-56 | Звуки [ж]- [ш]. Чтение,написание слов с этимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 14.12 | Развитиесамостоятельности иличнойответственности засвоипоступки. | Направленностьвзглядана лицо взрослого, навыполняемоезадание. |
57-60 | Артикулярно сходныесогласные (р- л). Написаниесловсэтимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 21.12 | Развитие навыковсотрудничества совзрослыми исверстниками в разныхсоциальных ситуациях,умения не создаватьконфликтовинаходить выходы из спорныхситуаций. | Создать условия дляформирования уменияузнавать (различать)артикулярно сходныесогласные(р-л).С помощью учителя пишетсловасэтимисогласными. | Выполнение задания втечение периода времени,обозначенного наглядно(при помощи таймера,будильника, песочныхчасов). |
61-64 | Артикулярно сходныесогласные (р- л). Написаниесловсэтимисогласными. | 1ч 3ч(сам) 28.12 | Осознание себя (вситуации«здесь»и «сейчас»,впространстве)своейпринадлежностик определѐнномуполу,как «Я». | Планирование учебногодня. |
65-68 | Чтение,написаниесловссогласнымиЦ,Ч, Щ. | 1ч 3ч(сам) | Социально-эмоциональноеучастиедоступнымспособомв | С помощью учителя читает,пишет слова с согласными Ц,Ч, Щ. | Принятие помощивзрослого. |
| | 11.01 | процессе общения исовместной деятельности. | | |
69-72 | Практические упражнения вчтенииинаписаниислов. | 1ч 3ч(сам) | Владениенавыками адаптации в динамичноизменяющемся иразвивающемсясоциуме. | Создать условия дляформированияумения соединять буквы в слоги ислова. | Переход от одногозадания(операции, действия) к другому всоответствии срасписанием занятий,алгоритмомдействияи т.д. |
73-76 | Практические упражнения вчтенииинаписаниислов. | 1ч 3ч(сам) 18.01 | Владение правиламиповедения в учебнойситуации. | Ориентация в расписаниидня (последовательностисобытий/занятий, очередностидействий). |
77-80 | Большаябуквавименахлюдей. | 1ч 3ч(сам) 25.01 | Уважительноеотношениек окружающимвзрослым,детям. | Предоставить возможностьдляформирования представленияозаглавнойбуквевименахлюдей. | Выполнение действий спредметами(по подражанию). |
81-84 | Большаябуквавименах людей. | 1ч 3ч(сам) 01.02 | Оцениватьпростые ситуации и однозначныепоступкикак«хорошие»или «плохие» с позицииважности исполненияроли«хорошегоученика». | Следование расписаниюдня. |
85-88 | Большая буква в фамилияхлюдей. | 1ч 3ч(сам) 08/02 | Выражать своѐэмоциональноесостояние,настроение. | Предоставить возможностьдляформирования представления о заглавнойбукве в фамилиях людей.Предоставить возможностьдляформирования представленияозаглавнойбуквевфамилияхлюдей. | Выполнение простыхдействий по нагляднымалгоритмам(расписаниям) (пообразцу). |
89-92 | Большая буква в фамилияхлюдей. | 1ч 3ч(сам) 15.02 | Развитиесамостоятельности иличной ответственностизасвоипоступки. | Принятие контакта,инициированноговзрослым. |
93-96 | Составление и записьпредложенийсименами, | 1ч 3ч(сам) | Развитие навыковсотрудничества совзрослымии | С помощью учителясоставляетизаписываетпредложениесосвоим | Поддержаниеправильнойпозы. |
| фамилиямилюдей. | 22.02 | сверстниками в разныхсоциальных ситуациях,умения не создаватьконфликтов и находитьвыходыизспорных ситуаций. | именемифамилией. | |
97-100 | Составление и записьпредложений с именами,фамилиямилюдей. | 1ч 3ч(сам) | Осознание себя (вситуации«здесь»и «сейчас»,впространстве)своейпринадлежностик определѐнномуполу,как «Я». | Выполнениепосильногозадания полностью (отначаладо конца). |
101-104 | Большаябуквавкличкахживотных. | 1ч 3ч(сам) 29.02 | Социально-эмоциональноеучастиедоступным способом впроцессе общения исовместной деятельности. | Предоставить возможностьдляформирования представления о заглавнойбуквевкличкахживотных. | Установление контакта спедагогом и другимивзрослыми,участвующими ворганизацииучебного процесса. |
105-108 | Большаябуквавкличкахживотных. | 1ч 3ч(сам) 07.03 | Владениенавыками адаптации в динамичноизменяющемся иразвивающемсясоциуме. | Направленностьвзглядана лицо взрослого, навыполняемоезадание. |
109-112 | Написаниебольшойбуквывкличкахживотных | 1ч 3ч(сам) 14.03 | Владение правиламиповедения в учебнойситуации. | С помощью учителя пишеткличкудомашнего животного (кошки илисобаки). | Выполнение задания втечение периода времени,обозначенного наглядно(при помощи таймера,будильника,песочных часов). |
113-116 | Написаниебольшойбуквывкличкахживотных. | 1ч 3ч(сам) 21.03 | Уважительноеотношениек окружающимвзрослым,детям. | Планирование учебногодня. |
117-120 | Составлениепредложений покартинкам. | 1ч 3ч(сам) 04.04 | Оцениватьпростые ситуации и однозначныепоступкикак«хорошие» | Спомощьюучителя составляет предложения покартинкам. | Принятие помощивзрослого. |
| | | или «плохие»спозицииважности исполненияроли«хорошего ученика». | | |
121-124 | Составление предложений по картинкам. | 1ч 3ч(сам) 11.04 | Выражать своѐэмоциональноесостояние,настроение. | Переход от одногозадания(операции, действия) к другому всоответствии срасписанием занятий,алгоритмомдействияи т.д. |
125-128 | Составление и запись предложений по заданным картинкам. | 1ч 3ч(сам) 18.04 | Развитиесамостоятельности иличнойответственности засвоипоступки. | Предоставить возможностьсоставлять предложения позаданнымкартинкам. | Ориентация в расписаниидня (последовательностисобытий/занятий, очередностидействий). |
129-132 | Подготовка к годовой контрольной работе. | 1ч 3ч(сам) 25.04 | Развитие навыковсотрудничества совзрослыми исверстниками в разныхсоциальных ситуациях,умения не создаватьконфликтов и находитьвыходыизспорных ситуаций. | Спомощьюучителявыполняетзадания. | Выполнение действий спредметами(по подражанию). |
133 | Годовая контрольная работа. | 1ч 02.05 | Социально-эмоциональноеучастиедоступным способом впроцессеобщения и совместной | Предоставитьвозможностьвыполнить задание поинструкции педагога,нацеливатьсебя на выполнениепоставленной | Выполнение простыхдействий по нагляднымалгоритмам (расписаниям)(пообразцу). |
| | | деятельности. | цели. | |
134 | Работа над ошибками. | 1ч 2ч сам 16.05 | Владениенавыками адаптации в динамичноизменяющемся иразвивающемсясоциуме. | Дать возможностьнаходить свои ошибки,исправлять их с помощьюучителя. | Принятие контакта,инициированноговзрослым. |
135-136 | Повторение изученного материала за год | 2ч 2ч сам 23.05 | | | |
| Итогоза год | 136 часов | | | |