СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: « речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (вариант II) 2023-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ « РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»  1 КЛАСС (ВАРИАНТ II)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету: « речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (вариант II) 2023-2024 учебный год»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

‌‌​ Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Успенская средняя школа № 3 Лутугинского района»











«Рассмотрено»

РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического совета

ГОУ ЛНР «Успенская СШ № 3»

протокол от 11.09.2023 № 2



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

________..................

Жарикова Е.В

от «11» сентября 2023 г.



«Утверждаю»

Директор

____________.............

Жарикова Е.В

Приказ №145

« 11» сентября 2023 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

« РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» 1 КЛАСС (ВАРИАНТ II) НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД


Составитель:

Матевосян Наталья Николаева

учитель начальных классов

Успенка

2023



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при стойком психическом и тотальном недоразвитии затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций (коммуникативной, познавательной, регулирующей). У многих обучающихся устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах для обучающегося. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Воспитательный потенциал предмета «Речь и альтернативная коммуникация» реализуется через:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

  • установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

Задачи:

1) формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

2) учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;

3) развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.





2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО РЕДМЕТА

Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной

коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся класса могут овладеть средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой продуктивного взаимодействия является их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:

игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Часть обучающихся класса ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а вербальные и невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

Остальные реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.



3. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель программы: формирование опыта социального взаимодействия на основе

разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения выполнять несложные инструкции;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование правильной артикуляции и дикции;

- формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть

руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять»,

«стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

- обучение умению делить слова на слоги

- обучение правильной посадке при письме;

- обучение правильному захвату карандаша;

- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость,

трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.





4 МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Речь и альтернативная коммуникация» в первом классе отводится 3 часа в неделю (99 ч./ в год). Сроки реализации программы: 1 год.





5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел

Краткое содержание

Раздел 1.

Коммуникация

Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Запоминание имени отчества учителя, Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых действий с мячом, называние имен одноклассников. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом. Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с графическим изображением имени каждого ученика. Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания.

Использование невербальных средств коммуникации.

Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (семья, мама, папа, дети, класс, ручка, школа).

Использование вербальных средств коммуникации.

Использование средств невербальной коммуникации для обозначения предметов и объектов.

Чтение и письмо.


Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги.

Раздел 2. Развитие речи

Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих

средствами вербальной и невербальной коммуникации.

желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о зимних явлениях, побуждение детей к вербальным высказываниям. Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать жестом и словом). Подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний.

Импрессивная речь.

Понимание обобщающих понятий (игрушки, название игрушек, одежда, обувь). Участие в играх-имитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов,обозначающих состояния, свойства (признаки) действий.

Экспрессивная речь.

Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (игрушки, одежда, обувь). Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста.

Определение последовательности событий.

Раздел 3. Чтение и письмо.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звуки А, У, выделение звуков А, У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеются или не имеются звуки А, У. Формирование зрительных эталонов букв А, У: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. Формирование понятийного аппарата в категории: «время года, весна». Формирование зрительных эталонов букв А, У: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. Формирование понятийного аппарата в категории: «время года, лето». Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий.


































  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами часовна обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.

У обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых детей с множественными нарушениями в развитии(2 группа) отмечается интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной или игровой ситуации.

У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа) отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. На уроках «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе формируются следующие личностные результаты:

 Коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия.

 Интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником.

 Потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.

 Знать свое имя и ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой). Предметные: Коммуникация с использованием вербальных средств:

 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

 Умение приветствовать и прощаться с собеседником словом, предложением. Умение выразить свои желания, просьбу словом, предложением. Умение ответить на вопрос, поддержать диалог. Умение задать вопрос словом, предложением.

 Умение использовать в речи доступные этикетные выражения и жестызаменители («спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания»).

 Умение выразить эмоции с помощью мимических и пантомимических средств и речи.

Предметные: Коммуникация с использованием вербальных средств:

 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

 Умение приветствовать и прощаться с собеседником словом, предложением. Умение выразить свои желания, просьбу словом, предложением. Умение ответить на вопрос, поддержать диалог. Умение задать вопрос словом, предложением.

 Умение использовать в речи доступные этикетные выражения и жестызаменители («спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания»).

 Умение выразить эмоции с помощью мимических и пантомимических средств и речи. Коммуникация с использованием невербальных средств:

 Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.

 Умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.

 Умение пользоваться системой мануальных знаков

 Умение пользоваться системой графических символов. 06.05





































































































Приложение №11

к приказу ГОУ ЛНР

«Успенская СШ №3»

от 11.09.2023№145 КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

факт

ЭОР


Раздел 1. Коммуникация 6 ч.





1

Установление контакта с собеседником, приветствие.

1

11.09


«LetMeTalk»

2

Моё имя. Реагирование на собственное имя

1

13.09


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

3

Урок-игра: «Покажи, кто?»

1

15.09



4

Сказка про имена.

1

18.09


https://iqsha.ru/uprazhneniya/ topic/chtenie-i-

5-6

Привлечение к себе внимания звуком

(словом,предложением).

2

20.09

22.09


«LetMeTalk»


Раздел 2. Импрессивная речь 9 ч.





7

Обобщающее понятие: «Семья».

1

25.09


«Говори молча»

8-9

Узнавание (различение) имён членов семьи.

2

27.09

29.09


«Коммуникатор ДАР»

10-11

Узнавание учащихся класса.

2

02.04.

10


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

12-13

Узнавание и называние» слов категории «Семья».

2

06.10

09.10


https://iqsha.ru/uprazhneniya/ topic/chtenie-i-

14-15

Узнавание (различение) школьных принадлежностей.

2

11.10

13.10


«LetMeTalk»


Раздел 3. Экспрессивная речь 6 ч.





16

Игра: «Повтори за мной»

1

16.10



17-18

«Называние» отдельных звуков, звукопод-ражаний, звуковых комплексов.

2

18.10

20.10


Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск

19

«Называние» простых по звуковому составу слов.

1

27.10


https://iqsha.ru/uprazhneni

20

«Называние» своего имени.

1

23.10



21

Узнавание и называние» слов категории «Школа».

1

25.10


«Коммуникатор ДАР»


Раздел 4. Чтение и письмо 1 ч.





22

Развитие зрительного восприятия (конструирование).

1

27.10


«LetMeTalk»

23-24

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

2

08,10.11


https://iqsha.ru/uprazhneniya/


Раздел 5.Коммуникация 7 ч





25-26

Узнавание игрушек.

2

13,15.11


«Коммуникатор ДАР»

27-

28

Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы».

2

17,20.11


«LetMeTalk»

29

Игра: «Общение»

1

22.11




Раздел 6. Импрессивная речь 3ч.





30

Обобщающая категория: «Игрушки»

1

24.11


«LetMeTalk»

31

Обобщающая категория: «Одежда. Обувь»

1

27.11


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

32

Сказка. Колобок.

1

29.11




Раздел 7. Экспрессивная речь 4ч.




https://iqsha.ru/uprazhneniya/

33

Игра: «Послушай и повтори»

1

01.12


«Речевой калейдоск

34

«Называние» слов категории «Игрушки».

1

04.12


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

35

«Называние» слов категории «Одежда. Обувь».

1

06.12



36

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

08.12


https://iqsha.ru/uprazhneniya/


Раздел 8.Чтение и письмо. 15 ч.





37-38

Звук и буква Аа.

2

11,13.12



39

Рисование вертикальных линий от начальной точки.

1

15.12


Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск

40

Рисование горизонтальных линий от начальной точки.

1

18.12


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

41

Рисование красками «Дорожка для машины»

1

20.12



42-43

Звук и буква Уу.

2

22,25.12


«Коммуникатор ДАР»

44-45

Праздник «Новый год»

2

27,29.12


«LetMeTalk»

46-47

Повторение. Звук и буква А, У.

2

08,10.01


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

48

Зрительные упражнения с картинками «Покажи».

1

12.01



49

Рисование горизонтальных линий по начальной точке: разной, одинаковой длины, длиннее или короче образца.

1

15.01


Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск

50

Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам.

1

17.01


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

51

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

1

19.01




Раздел 9. Коммуникация 3 ч.




«Коммуникатор ДАР»

52

Использование в речи этикетных выражений.

1

22.01


«Речевой калейдоск

53

Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного

контакта с собеседником.

1

24.01


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

54

Соблюдение дистанции

(очередности) в разговоре.

1

26.01




Раздел 10. Импрессивная речь 2 ч.




«Коммуникатор ДАР»

55

Обобщающая категория: «Животные»

1

29.01


«LetMeTalk»

56

Обобщающая категория: «Птицы»

1

31.01


https://iqsha.ru/uprazhneniya/


Раздел 11. Экспрессивная речь 3 ч.





57

«Называние» слов категории Животные»

1

02.02


«Речевой калейдоск

58

«Называние» слов категории «Птицы»

1

31.01


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

59

Игра: «Угадай кто?»

1

02.02




Раздел 12. Чтение и письмо 16 ч.




«Коммуникатор ДАР»

6061

Время года. Зима.

2

05,07.02



62-63

Аудиальные и визуальные упраж-нения «Слушай и показывай».

2

09,1902


«Речевой калейдоск

64-65

Весна. Составление рассказа по сюжетным картинкам

2

21.02

26.02


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

66-67

Рисование прямых наклонных линий в раз-ных направления из одной начальной точки.

2

,0104.03



68

Рисование прямых наклонных линий по двум точкам

1

06.03


«Коммуникатор ДАР»

69-70

Печатание букв А, У.

2

11,13.03



71

Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года».

1

15.03


Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск

72

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

1

18.03


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

74-75

Закрепление изученного материала.

3

20,22.03 01.04




Раздел 13. Импрессивная речь 6




«Коммуникатор ДАР»

76-

77

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

2

0305.04


«LetMeTalk»

78-

79

Понимание слов, обозначающих признак предмета.

2

,0810.04


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

80-

81

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние.

2

12,15.04




Раздел 14. Экспрессивная речь 6





82-

84

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным

3

17,19,22.04


Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск

85-

87

Пересказ текста по плану, представлен-ному графическими изображениями

(фотографии, рисунки, пиктограммы).

2

24,26.04



https://iqsha.ru/uprazhneniya/


Раздел 15. Чтение и письмо 12





88

Повторение изученных букв (А, У)

1

03.05


«Коммуникатор ДАР»

89-90

Письмо линий по образцу.

2

06,08.05



91-

92

Печатание элементов изученных букв. Печатание изученных букв.

2

13,15.05


Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск

93

Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Веселые ладошки"

1

17.05


https://iqsha.ru/uprazhneniya/

94

Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Дорожки"

1

20.05



95-96

Время года. Лето.

2

22,24.05


«Коммуникатор ДАР»

97-

99

Обобщение изученного материала. Повторение

3

27.29,31.05




Итого: 99 часов










РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

МО классных руководителей _______________Жарикова Е.В.

От11.09.20232 11.09.2023г



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.

- графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.

Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.


Технологии обучения.

Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению

основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гар-

моничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщен-

ной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и облада-

ющей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его резу-

льтативность.


Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в кото-

ром складывается и совершенствуется самоуправление поведением


Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллек-

тивно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач

посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности

обучающихся.


Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья

за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.


Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра.

Методы формирования новых умений

Упражнения, практикум, игра (дидактическая, ролевая, имитационная).

Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации:

чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.


Учебно-методический комплекс.

Графические средства для альтернативной коммуникации:

  • таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

  • электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства,

синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);

  • информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

  • аудио и видеоматериалы. Материально-техническое обеспечение:

  • мультимедийное оборудование;

  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, слайд-альбомы, презентации, медиафайлы, кинофрагменты;

  • графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм);

  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»).

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.

Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства:

  • Музыкальная книга. Буквы русского алфавита.

  • Аудиокассеты с записями различных звуков.

  • Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

  • Разрезные и парные картинки.

  • Дидактическая игра «Бусы».

  • Дидактическая игра «Форма и цвет».

  • Трафареты, шаблоны.

  • Штриховки. - Рамки-вкладыши.


Литература.

Кириллова Е.В. Логоредическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. - М: ТЦ Сфера

Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001. Учебно-методическая:

    1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.

    2. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

    3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.

    4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.

Учебно-практическая:

1. Волина В. В. Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с. 2. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов:

дидактический материал. - Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38с.

    1. Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб. : Дельта, 1995. – 384 с.

    2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: АСАДЕМА, 200г. 200с.

    3. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384

    4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216 с.

    5. Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.

    6. Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей: дидактический материал / Т. В. Туманова; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 96 с.

    7. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.