МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Успенская средняя школа № 3 Лутугинского района»
«Рассмотрено» РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета ГОУ ЛНР «Успенская СШ № 3» протокол от 11.09.2023 № 2 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________.................. Жарикова Е.В от «11» сентября 2023 г. | «Утверждаю» Директор ____________............. Жарикова Е.В Приказ №145 « 11» сентября 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
« РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» 1 КЛАСС (ВАРИАНТ II) НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Матевосян Наталья Николаева
учитель начальных классов
Успенка
2023
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при стойком психическом и тотальном недоразвитии затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций (коммуникативной, познавательной, регулирующей). У многих обучающихся устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах для обучающегося. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Воспитательный потенциал предмета «Речь и альтернативная коммуникация» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Задачи:
1) формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
2) учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
3) развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО РЕДМЕТА
Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной
коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся класса могут овладеть средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой продуктивного взаимодействия является их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Часть обучающихся класса ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а вербальные и невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.
Остальные реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
3. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель программы: формирование опыта социального взаимодействия на основе
разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть
руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять»,
«стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость,
трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
4 МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Речь и альтернативная коммуникация» в первом классе отводится 3 часа в неделю (99 ч./ в год). Сроки реализации программы: 1 год.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел | Краткое содержание |
Раздел 1. Коммуникация | Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Запоминание имени отчества учителя, Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых действий с мячом, называние имен одноклассников. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом. Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с графическим изображением имени каждого ученика. Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания. |
Использование невербальных средств коммуникации. | Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (семья, мама, папа, дети, класс, ручка, школа). |
Использование вербальных средств коммуникации. | Использование средств невербальной коммуникации для обозначения предметов и объектов. |
Чтение и письмо. | Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги. |
Раздел 2. Развитие речи | Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих |
средствами вербальной и невербальной коммуникации. | желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о зимних явлениях, побуждение детей к вербальным высказываниям. Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать жестом и словом). Подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний. |
Импрессивная речь. | Понимание обобщающих понятий (игрушки, название игрушек, одежда, обувь). Участие в играх-имитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов,обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. |
Экспрессивная речь. | Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (игрушки, одежда, обувь). Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. |
Раздел 3. Чтение и письмо. | Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звуки А, У, выделение звуков А, У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеются или не имеются звуки А, У. Формирование зрительных эталонов букв А, У: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. Формирование понятийного аппарата в категории: «время года, весна». Формирование зрительных эталонов букв А, У: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. Формирование понятийного аппарата в категории: «время года, лето». Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами часовна обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.
У обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых детей с множественными нарушениями в развитии(2 группа) отмечается интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной или игровой ситуации.
У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа) отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. На уроках «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе формируются следующие личностные результаты:
Коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником.
Потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.
Знать свое имя и ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой). Предметные: Коммуникация с использованием вербальных средств:
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение приветствовать и прощаться с собеседником словом, предложением. Умение выразить свои желания, просьбу словом, предложением. Умение ответить на вопрос, поддержать диалог. Умение задать вопрос словом, предложением.
Умение использовать в речи доступные этикетные выражения и жестызаменители («спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания»).
Умение выразить эмоции с помощью мимических и пантомимических средств и речи.
Предметные: Коммуникация с использованием вербальных средств:
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение приветствовать и прощаться с собеседником словом, предложением. Умение выразить свои желания, просьбу словом, предложением. Умение ответить на вопрос, поддержать диалог. Умение задать вопрос словом, предложением.
Умение использовать в речи доступные этикетные выражения и жестызаменители («спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания»).
Умение выразить эмоции с помощью мимических и пантомимических средств и речи. Коммуникация с использованием невербальных средств:
Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.
Умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.
Умение пользоваться системой мануальных знаков
Умение пользоваться системой графических символов. 06.05
Приложение №11
к приказу ГОУ ЛНР
«Успенская СШ №3»
от 11.09.2023№145 КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | факт | ЭОР |
| Раздел 1. Коммуникация 6 ч. | | | | |
1 | Установление контакта с собеседником, приветствие. | 1 | 11.09 | | «LetMeTalk» |
2 | Моё имя. Реагирование на собственное имя | 1 | 13.09 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
3 | Урок-игра: «Покажи, кто?» | 1 | 15.09 | | |
4 | Сказка про имена. | 1 | 18.09 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ topic/chtenie-i- |
5-6 | Привлечение к себе внимания звуком (словом,предложением). | 2 | 20.09 22.09 | | «LetMeTalk» |
| Раздел 2. Импрессивная речь 9 ч. | | | | |
7 | Обобщающее понятие: «Семья». | 1 | 25.09 | | «Говори молча» |
8-9 | Узнавание (различение) имён членов семьи. | 2 | 27.09 29.09 | | «Коммуникатор ДАР» |
10-11 | Узнавание учащихся класса. | 2 | 02.04. 10 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
12-13 | Узнавание и называние» слов категории «Семья». | 2 | 06.10 09.10 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ topic/chtenie-i- |
14-15 | Узнавание (различение) школьных принадлежностей. | 2 | 11.10 13.10 | | «LetMeTalk» |
| Раздел 3. Экспрессивная речь 6 ч. | | | | |
16 | Игра: «Повтори за мной» | 1 | 16.10 | | |
17-18 | «Называние» отдельных звуков, звукопод-ражаний, звуковых комплексов. | 2 | 18.10 20.10 | | Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск |
19 | «Называние» простых по звуковому составу слов. | 1 | 27.10 | | https://iqsha.ru/uprazhneni |
20 | «Называние» своего имени. | 1 | 23.10 | | |
21 | Узнавание и называние» слов категории «Школа». | 1 | 25.10 | | «Коммуникатор ДАР» |
| Раздел 4. Чтение и письмо 1 ч. | | | | |
22 | Развитие зрительного восприятия (конструирование). | 1 | 27.10 | | «LetMeTalk» |
23-24 | Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). | 2 | 08,10.11 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
| Раздел 5.Коммуникация 7 ч | | | | |
25-26 | Узнавание игрушек. | 2 | 13,15.11 | | «Коммуникатор ДАР» |
27- 28 | Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы». | 2 | 17,20.11 | | «LetMeTalk» |
29 | Игра: «Общение» | 1 | 22.11 | | |
| Раздел 6. Импрессивная речь 3ч. | | | | |
30 | Обобщающая категория: «Игрушки» | 1 | 24.11 | | «LetMeTalk» |
31 | Обобщающая категория: «Одежда. Обувь» | 1 | 27.11 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
32 | Сказка. Колобок. | 1 | 29.11 | | |
| Раздел 7. Экспрессивная речь 4ч. | | | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
33 | Игра: «Послушай и повтори» | 1 | 01.12 | | «Речевой калейдоск |
34 | «Называние» слов категории «Игрушки». | 1 | 04.12 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
35 | «Называние» слов категории «Одежда. Обувь». | 1 | 06.12 | | |
36 | Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 | 08.12 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
| Раздел 8.Чтение и письмо. 15 ч. | | | | |
37-38 | Звук и буква Аа. | 2 | 11,13.12 | | |
39 | Рисование вертикальных линий от начальной точки. | 1 | 15.12 | | Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск |
40 | Рисование горизонтальных линий от начальной точки. | 1 | 18.12 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
41 | Рисование красками «Дорожка для машины» | 1 | 20.12 | | |
42-43 | Звук и буква Уу. | 2 | 22,25.12 | | «Коммуникатор ДАР» |
44-45 | Праздник «Новый год» | 2 | 27,29.12 | | «LetMeTalk» |
46-47 | Повторение. Звук и буква А, У. | 2 | 08,10.01 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
48 | Зрительные упражнения с картинками «Покажи». | 1 | 12.01 | | |
49 | Рисование горизонтальных линий по начальной точке: разной, одинаковой длины, длиннее или короче образца. | 1 | 15.01 | | Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск |
50 | Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. | 1 | 17.01 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
51 | Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). | 1 | 19.01 | | |
| Раздел 9. Коммуникация 3 ч. | | | | «Коммуникатор ДАР» |
52 | Использование в речи этикетных выражений. | 1 | 22.01 | | «Речевой калейдоск |
53 | Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. | 1 | 24.01 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
54 | Соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. | 1 | 26.01 | | |
| Раздел 10. Импрессивная речь 2 ч. | | | | «Коммуникатор ДАР» |
55 | Обобщающая категория: «Животные» | 1 | 29.01 | | «LetMeTalk» |
56 | Обобщающая категория: «Птицы» | 1 | 31.01 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
| Раздел 11. Экспрессивная речь 3 ч. | | | | |
57 | «Называние» слов категории Животные» | 1 | 02.02 | | «Речевой калейдоск |
58 | «Называние» слов категории «Птицы» | 1 | 31.01 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
59 | Игра: «Угадай кто?» | 1 | 02.02 | | |
| Раздел 12. Чтение и письмо 16 ч. | | | | «Коммуникатор ДАР» |
6061 | Время года. Зима. | 2 | 05,07.02 | | |
62-63 | Аудиальные и визуальные упраж-нения «Слушай и показывай». | 2 | 09,1902 | | «Речевой калейдоск |
64-65 | Весна. Составление рассказа по сюжетным картинкам | 2 | 21.02 26.02 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
66-67 | Рисование прямых наклонных линий в раз-ных направления из одной начальной точки. | 2 | ,0104.03 | | |
68 | Рисование прямых наклонных линий по двум точкам | 1 | 06.03 | | «Коммуникатор ДАР» |
69-70 | Печатание букв А, У. | 2 | 11,13.03 | | |
71 | Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года». | 1 | 15.03 | | Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск |
72 | Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. | 1 | 18.03 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
74-75 | Закрепление изученного материала. | 3 | 20,22.03 01.04 | | |
| Раздел 13. Импрессивная речь 6 | | | | «Коммуникатор ДАР» |
76- 77 | Понимание слов, обозначающих действия предмета. | 2 | 0305.04 | | «LetMeTalk» |
78- 79 | Понимание слов, обозначающих признак предмета. | 2 | ,0810.04 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
80- 81 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние. | 2 | 12,15.04 | | |
| Раздел 14. Экспрессивная речь 6 | | | | |
82- 84 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным | 3 | 17,19,22.04 | | Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск |
85- 87 | Пересказ текста по плану, представлен-ному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). | 2 | 24,26.04 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
| Раздел 15. Чтение и письмо 12 | | | | |
88 | Повторение изученных букв (А, У) | 1 | 03.05 | | «Коммуникатор ДАР» |
89-90 | Письмо линий по образцу. | 2 | 06,08.05 | | |
91- 92 | Печатание элементов изученных букв. Печатание изученных букв. | 2 | 13,15.05 | | Компьютерн комплекс «Речевой калейдоск |
93 | Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Веселые ладошки" | 1 | 17.05 | | https://iqsha.ru/uprazhneniya/ |
94 | Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Дорожки" | 1 | 20.05 | | |
95-96 | Время года. Лето. | 2 | 22,24.05 | | «Коммуникатор ДАР» |
97- 99 | Обобщение изученного материала. Повторение | 3 | 27.29,31.05 | | |
| Итого: 99 часов | | | | |
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
МО классных руководителей _______________Жарикова Е.В.
От11.09.2023№2 11.09.2023г
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.
- графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.
Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.
Технологии обучения.
Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению
основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гар-
моничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщен-
ной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и облада-
ющей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его резу-
льтативность.
Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в кото-
ром складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллек-
тивно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач
посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности
обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья
за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, ролевая, имитационная).
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации:
чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Учебно-методический комплекс.
Графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства,
синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
аудио и видеоматериалы. Материально-техническое обеспечение:
мультимедийное оборудование;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, слайд-альбомы, презентации, медиафайлы, кинофрагменты;
графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм);
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»).
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.
Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства:
Музыкальная книга. Буквы русского алфавита.
Аудиокассеты с записями различных звуков.
Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.
Разрезные и парные картинки.
Дидактическая игра «Бусы».
Дидактическая игра «Форма и цвет».
Трафареты, шаблоны.
Штриховки. - Рамки-вкладыши.
Литература.
Кириллова Е.В. Логоредическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. - М: ТЦ Сфера
Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001. Учебно-методическая:
Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.
Учебно-практическая:
1. Волина В. В. Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с. 2. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов:
дидактический материал. - Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38с.
Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб. : Дельта, 1995. – 384 с.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: АСАДЕМА, 200г. 200с.
Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384
Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей: дидактический материал / Т. В. Туманова; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 96 с.
1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.