СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: «речь и альтернативная коммуникация» (вариант II) 1 дополнительный класс на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ: «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (ВАРИАНТ II)

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету: «речь и альтернативная коммуникация» (вариант II) 1 дополнительный класс на 2022-2023 учебный год»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»






РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

общественно-гуманитарного цикла

Протокол от «30» августа 2022г.

№ 1

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_________ Е.В. Жарикова

«30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

____________ И.Р. Стрелковак

Приказ от «31» августа 2022 г.

№ 85





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ:

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

(ВАРИАНТ II)

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД










Составитель: Матевосян Н.Н..

учитель начальных классов









2022


ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрес-сивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на форми-рование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказыва-ния. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средст-вами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

Введение данной программы в школе связано со спецификой социальной адаптации умственно отсталых детей, с поиском новых технологий воспитания и с профилактикой психо-физической и социальной защиты.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока- занятия, с учетом уровня развития речи детей. В основу программы образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы:

- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образо-вания положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.


Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире. Успешность обучения детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от методов и приёмов обучения. Их выбор зависит от содержания уроков, уровня возможностей детей. В процессе обучения используются игровые, наглядные, словесные, практические методы и приемы.


Наиболее уместны такие приемы, как наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек; рассматривание картин и картинок; рассматривание пиктограмм; показ предметов, игрушек, материалов; показ процесса рисования учителем; соотнесение предметов, игрушек, картинок; наблюдения на прогулках и экскурсиях за живыми объектами и явлениями природы, предметами окружающего мира; словесные: песенка, потешка, стихотворение, чтение, рассказ, объяснение, использование художественного слова (песенка, потешка, стихотворение, чтение); практические: тактильное обследование предметов, материалов и игрушек; прикладывание и сличение предметов и игрушек; соотнесение; упражнения; совместное рисование; особое место занимают игровые приемы: введение игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа; дидактическая игра; пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра и др.; игры с природными материалами, муляжами, игровыми аналогами предметов


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Цель программы: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

Образовательные:

формирование умения слушать и понимать собеседника;

формирование умения выполнять несложные инструкции;

формирование умения отвечать на вопросы;

формирование правильной артикуляции и дикции;

формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять»,

«стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

обучение умению делить слова на слоги

обучение правильной посадке при письме;

обучение правильному захвату карандаша;

обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

развитие речи;

развитие слухового и зрительного восприятия;

развитие памяти;

развитие внимания;

развитие зрительно-двигательной координации;

развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

воспитывать интерес к процессу обучения;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.


.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



На предмет «Речь и альтернативная коммуникация» в первом дополнительном классе отводится 3 часа в неделю (99 ч./ в год)







































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Содержание программы состоит из следующих разделов:

Коммуникация. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации.

Импрессивная речь. Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова

«Экспрессивная речь. Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предло--жения, связные высказывания. Темы тесно переплетаются с предметами «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», на которых обучающиеся получают представления о себе и предметах окружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Речь и альтернативная комму-никация» закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек, активно работают с пиктограммами.

Чтение и письмо. Формирование навыков ручной и мелкой моторики. Формирование умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации. Расширение возможностей элементарных графо моторных умений. Развитие слухового внимания и слухового восприятия. Развитие интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.










































ПАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся:

2.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовка ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию; - переключает взгляд с одного предмета на

другой; фиксирует взгляд на лице педагога

3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени.

2.2. Личностные базовые учебные действия:

- проявление положительного отношения и поддержание доступным способом взаимодействия со знакомым взрослым,

- проявление эмоционально-двигательных средств общения, понимание значения отдельных

слов и простых выражений для поддержания и продолжения ситуации общения,

- понимание элементарных знаков (символов) для коммуникативных целей,

- использование доступных коммуникативных умений (невербальных и вербальных,

альтернативных) для решения простых житейских задач в соответствии с возрастом

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

- личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных

потребностей;

- формирование элементарных представлений о картине мира;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;

2.3.Регулятивные

- базовые учебные действия:

- умение выполнять инструкции учителя;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

- использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;

- умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и

достижения результата учебной деятельности.


2.4. Познавательные

- базовые учебные действия:

- выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;

- алгоритмизация практического действия;

- умение слушать учебные тексты;

- освоение элементарных общих понятий.

2.5. Коммуникативные

- базовые учебные действия:

- умение слушать и вступать в диалог;

- слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

- владение элементарной диалогической речью.






ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


Критерий

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств.

Уметь устанавливать зрительный контакт с собеседником.

Уметь реагировать на собственное имя.

Уметь приветствовать собеседника звуком (словом, предложением).

Уметь привлекать к себе внимание звуком (словом, предложением).

Уметь выражать свои желания звуком (словом, предложением).

Уметь выражать благодарность (словом, предложением).

Уметь отвечать на вопросы словом (предложением).

Уметь задавать вопросы предло-жением.

Уметь поддерживать зрительный контакт с собеседником, соблюдать дистанцию (очередность) в разговоре.

Уметь прощаться с собеседником звуком (словом, предложением).


Коммуникация с использованием невербальных средств.

Уметь указывать взглядом на объ-ект при выражении своих жела-ний, ответе на вопрос.

Уметь выражать мимикой согласие (несогласие), удовольствие (неудо-вольствие);приветствие (прощание) с использованием мимики.

Уметь выражать жестом согласие (несогласие),удовольствие (неудо-вольствие), благодарность.

Уметь приветствовать (прощаться)

Уметь обращаться за помощью.

Уметь привлекать внимание звучащим предметом (выражать удовольствие и неудовольствие, благодарность, обращение за помощью)

Уметь выражать согласие (несог-ласие),удовольствие(неудовольс-твие),благодарность,своих жела-

ний,приветствие (прощание),об- ращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с на-печатанными словами.

Уметь выражать согласие (несог-ласие), удовольствие (неудоволь-ствие),благодарность, своих же-ланий, приветствие (прощание).

Уметь выражать согласие (несо-гласие), удовольствие (неудо-вольствие),благодарности, своих желаний, приветствие (проща-ние),обращение за помощью.

Импрессивная речь.

Уметь понимать простые по зву-ковому составу слова (мама, папа, дядя и др.).

Уметь реагировать на собствен -

ное имя

Уметь узнавать (различать) име-

на членов семьи, учащихся класса, педагогов.

Уметь понимать слова,обознача

ющие предмет (посуда, мебель, игрушки, и др.).

Уметь понимать простые

предложения.





Уметь понимать слова, обознача-ющие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.).

Уметь понимать слова, обозна-чающие признак предмета(цвет, величина,форма и др.).

Уметь понимать слова,обознача-

щие признак действия,состояние

(громко,тихо, быстро,медленно, хорошо,плохо,весело,грустно и др.).

Уметь понимать слова,указыва-

ющие на предмет,его признак (я, он, мой, твой и др.).

Уметь понимать слова,обознача-

ющие число, количество предме-тов (пять,второй и др.).

Экспрессивная речь.

Уметь называть(употреблять)

отдельные звуки, звукоподража-ния, звуковые комплексы.

Уметь называть(употреблять)

простые по звуковому составу сло

ва (мама, папа, дядя и др.).

Уметь называть собственное имя.

Уметь называть имена членов

семьи(учащихся класса, педагогов класса).

Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие предмет

(посуда, мебель, игрушки и др.).


Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие действия

предмета (пить, есть, сидеть

и др.).

Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие признак

предмета(цвет, величина,форма

и др.).

Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие признак

действия, состояние(громко, ти-хо, быстро и др.).

Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие число,кол-личество предметов (пять,второй и др.).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Уметь использовать графическое изображение для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,игрушки, и др.).

Уметь использовать графическое изображение для обозначения дей-ствия предмета (пить, есть, сидеть

и др.).

Уметь использовать графическое изображение для обозначения признака предмета(цвет,величина,

форма и др.).

Уметь сообщать собственное имя

посредством напечатанного

слова.

Уметь сообщать имена членов семьи (учащихся класса, педаго-гов класса) посредством напеча-танного слова.

Уметь использовать напечатан-

ные слова для обозначения слова,

указывающего на предмет,

его признак (я,он,мой,твой и др.).

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Уметь узнавать (различать) напе-чатанные слова, обозначающие имена людей.

Уметь использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Уметь узнавать (различать) образы графемы (буквы),(А).

Уметь использовать графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание буквы (А).

Уметь выполнять графические действия с использованием элементов графемы: печатание буквы (А).

Начальные навыки чтения и письма.


Уметь узнавать звук в слоге (слове), (А).

Уметь соотносить звук с буквой (А).

Уметь узнавать графическое изображение буквы в слоге (А), штриховать, обводить предметы по контуру с помощью педагога.

Уметь называть букву (А).

Уметь выполнять написание буквы (А), штриховать, обводить предметы по контуру.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

факт

1

Знакомство. Приветствие

1

03.10


2

Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.

1



3

Моё имя. Реагирование на собственное имя

1

05.10


4

Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов

1



5

Дай мне ответ- да или нет

1

07.10


6

Упражнения на движения мимической мускулатуры по словесной инструкции.

1



7

Упражнения для губ и языка.

1

10.10


8

«Чтение» телесных и мимических движений.

1



9

Упражнения на подражание выражению лица учителя и его действиям.

1

12.10


10

Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

1



11

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук)

1

14.10


12

Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание)

1



13

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание)

1

17.10


14

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают».

1



15

Упражнения «Слушай и показывай ».

1

19.10


16

Слушание сказки Г. Остера «Как тебя зовут»

1



17

Приветствие собеседника

1

21.10


18

Прощание с собеседником

1



19

Кто как подает голос (звукоподражание)

1

24.10


20

Слушание сказки «Теремок»

1



21

Слушание, воспроизведение ряда слоговых комплексов: Жа-жа-жа-есть иголки у ежа. Ша-ша-ша–мама моет малыша.

1

26.10


22

Слушание рассказа в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

1



23

«Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях: «Беги ко мне», «Добрый зонтик», «Пальцы и ладонь».

1

28.10


24-28

Упражнения «Слушай и показывай» «Слушай и делай со мной».

5

07.11

09,11/11


29-30

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос, выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики

2

14,16/.11


31-32

Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

2

18,21/12


33

Чтение потешек и стихотворений о зиме.

1

23.11


34

Игры и упражнения «Лошадка», «Вкусное варенье», «Заборчик» на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата.

1

25.11


35-36

Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен «Веселые гуси».

2

28.11

30.11


37

Развитие слухового внимания

1

02.12


38

Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы.

1

05.12


39

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

07.12


40

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

09.12


41

Узнай игрушку на ощупь и по звукам.

1



12.12


42

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

1



14.12


43

Сказка « Репка»

1

16.12


44

Игрушки и учебные принадлежности

1

19.12


45

Эмоции

1

21.12


46-47

Подготовка руки к письму (трафареты)

2

23,26/12


48

Повторение и обобщение

1

28.12


49-51

Упражнения для губ и языка по словесной инструкции.

3


30.12


52-53

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

2




54-55

Двигательные упражнения «Покажи, как это делают…».

2



56-57

Понимание обобщающих понятий ( игрушки и учебные вещи)

2



58-59

Слушание звучания музыкальных инструментов.

2



58-59

Слушание звучания музыкальных инструментов.

2



60-62

Упражнения с пиктограммами «Семья».

3



63-66

Упражнения с пиктограммами «Животные».

4



67-68

Аудиальные упражнения «Слушай стишок и показывай».

2



69-72

Разучивание пальчиковых упражнений.

4



73-74

Показ частей тела на фотографии и на себе.

2



75-77

Понимание слов, обозначающих предмет. Обводка по трафарету «Круг».

3



78-80

Понимание обобщающих понятий (игрушки, мебель, одежда, животные). Обводка по трафарету «Флажок».

3



81-83

Понимание слов, обозначающих действия предмета. Обводка по трафарету «Овощи».

3



84-85

Показ частей тела на фотографии и на себе. Обводка по трафарету «Квадрат».

2



86-87

Упражнения на подражание выражению лица и действиям. Обводка по трафарету « Шар».

2



88-89

Выполнение имитационных упражнений (волк, медведь). Обводка по трафарету «Мышка».

2



90-91

Выполнение имитационных упражнений по показу учителя.

2



92-93

Игры-имитации. Образы животных и птиц.

2



94-95

Прослушивание сказки «Заюшкина избушка».

2



96-98

Совместное слушание сказок на CD-диске.

2



99

Итоговый урок

1





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Технологии обучения.

  1. Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

  2. Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

  3. Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

  4. Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.


Методы обучения


Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра. Методы формирования новых умений

Упражнения, практикум, игра (дидактическая, ролевая, имитационная). Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.


Учебно-методический комплекс.

Графические средства для альтернативной коммуникации:

- таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания

пиктограмм; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.


Материально-техническое обеспечение:

- мультимедийное оборудование;

- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, слайд-альбомы, презентации, медиафайлы, кинофрагменты;

- графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм);

- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»).

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.


Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства:

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы вкладыши;

-мозаики;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений;



Литература.

Кириллова Е.В. Логоредическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. - М: ТЦ Сфера Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕ-НОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.

Учебно-методическая:

1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.

2. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя.

– М.: Просвещение, 1983.

3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подгото-вительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.

Учебно-практическая:

1. Волина В. В. Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.

2. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал. - Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38с.

3. Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб. : Дельта, 1995. – 384 с.

4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: АСАДЕМА, 200г. 200с.


1. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384

2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216 с.

3. Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.

4. Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей: дидактический материал / Т. В. Туманова; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 96 с.

5. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.