МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
С. БАКАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено СОГЛАСОВАНО Принято УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР на педсовете Директор школы
__________________ ______________ Протокол № 1 _____________
рук. О.В. Чернова Е.Р.Каштанова от 30.08.2021 С.М.Скарякин
Протокол №1 Приказ № 197
от __.08.2021г. от 31.08.2021г.
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
на 2021 – 2022 уч. год
Предмет: речь и альтернативная коммуникация
Класс: 7
Количество часов за учебный год: 51
Количество часов в неделю: 1,5
УМК: 1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.VIII вида.5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .-М.: ВЛАДОС, 2011г.
2.Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
3.Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2006
Составитель: Викторова С.Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена для учащегося 7-го класса, обучающегося на дому по решению ПМПК. В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося и специфика усвоения им учебного материала.
Содержание программы скорректировано. С учетом возможностей ребенка, из типовой программы выбран базовые темы, которые служат основой знаний, умений и навыков, формирование компетенции. Для заучивания наизусть предлагаются не целые тексты, а отрывки из произведений. Также скорректированы универсальные учебные действия по темам.
Главными целями изучения предмета «Речь и альтернативная коммуникация » являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи изучения представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей. Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности
К коррекционно-развивающим задачам относятся:
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;
развитие и расширение знаний об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;
развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).
При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение учащимся практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного или ознакомительного изучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 51 час в год, 1,5 часа в неделю.
Содержание учебного предмета «Чтение»
№ п/п | Раздел предмета (курса) | Количество часов на раздел |
1. | Устное народное творчество. Сказки «Сивка-Бурка», «Журавль и цапля», «Умный мужик». Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой». Пословицы. Загадки. | 8ч. |
2. | Из произведений русской литературы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка. Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года. Иван Андреевич Крылов. Понятия: басня, мораль, «Волк и Журавль», «Слон и Моська» Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин». Лев Николаевич Толстой. Нравственные проблемы рассказа. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон» Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» (в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и Вася. Соня и Маруся. | 13ч. |
3. | Из произведений русской литературы XX века. Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести). Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство», «Ветер», «Весна». Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний чёрт». Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники». Константин Михайлович Симонов. «Сын артиллериста» (отрывки) Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг». Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке». Юрий Иосифович Коваль. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Юрий Яковлевич Яковлев. «Багульник». Радий Петрович Погодин. «Время говорит – пора». Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»). Константин Яковлевич Ваншенкин., «Снежки». | 28 ч. |
| Повторение. Повторение пройденного за год. Подведение итогов. Рекомендации на лето. | 2 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт | |
Устное народное творчество. | | | |
1 | Устное народное творчество, его жанры. Отражение жизни человека в обществе. | | | |
2 | Сказки. Виды сказок. «Сивка – бурка» - русская народная сказка. Чтение сказки. | | | |
3 | Русская народная сказка «Журавль и цапля». Определение морали сказки. Характеристика героев сказки. | | | |
4 | Русская народная сказка «Умный мужик». Чтение и анализ сказки. | | | |
5 | Былина – жанр устного народного творчества. Былина «Три поездки Ильи Муромца». | | | |
6 | Народные песни – жанр устного народного творчества. «Ах, кабы на цветы морозы», «По улице мостовой». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. | | | |
7 | Пословицы – жанр устного народного творчества. Совершенствование техники чтения. | | | |
8 | Загадки – жанр устного народного творчества. Совершенствование техники чтения. | | | |
| ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | | | |
9 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Название главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами из текста. | | | |
10 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Заучивание отрывка сказки наизусть. | | | |
11 | А.С. Пушкин «Зимний вечер», Выделение главной мысли произведения. Заучивание отрывка наизусть. | | | |
12 | И.А. Крылов. Басня «Кукушка и петух». Характеристика героев произведения с помощью учителя. Выделение главной мысли басни. | | | |
13 | И.А. Крылов. Басня «Волк и журавль». Выделение главной мысли басни. Выразительное чтение басни по ролям. | | | |
14 | И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська». Выделение главной мысли басни. Заучивание басни наизусть. | | | |
15 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Несжатая полоса». Выделение главной мысли произведения. Составление характеристики героя с помощью учителя. | | | |
16 | Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Выделение главной мысли произведения. | | | |
17 | Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Выделение в тексте художественных определений и сравнений. | | | |
18 | Обобщающий урок по повести «Кавказский пленник». | | | |
19 | А.П. Чехов «Хамелеон». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. | | | |
20 | В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). 1 часть. «Я и мой отец». Отношение отца к Васе. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. | | | |
21 | В.Г. Короленко «Дети подземелья». Обобщающий урок. | | | |
| Из произведений русской литературы XX века | | | |
22 | А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести). Обстановка в доме деда. Чтение и обсуждение отрывков из автобиографической повести. Называние главных действующих лиц произведения. | | | |
23 | М. Горький «Детство». Характеристика Алексея. Составление характеристики героя с помощью учителя. Сочинение – характеристика Алёши по плану. | | | |
24 | М. Горький «Детство». Обобщающий урок. | | | |
25 | А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести). Жизнь Алеши в доме чертежника. Чтение и обсуждение отрывков из автобиографической повести. | | | |
26 | М. Горький «В людях». Приём у врача. | | | |
27 | М. Горький «В людях». Характеристика Алексея. | | | |
28 | М.В. Исаковский. «Детство». Выделение главной мысли произведения. | | | |
29 | М.В. Исаковский. Стихотворение «Весна», «Ветер». | | | |
30 | К.Г. Паустовский. Краткие сведения о жизни и творчестве. | | | |
31 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт». Совершенствование техники чтения. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. | | | |
32 | М.В. Зощенко «Великие путешественники». Чтение и пересказ. | | | |
33 | К.М. Симонов. Краткие сведения о жизни и творчестве. Стихотворение «Сын артиллериста». Заучивание наизусть I части стихотворения. | | | |
34 | В.П. Катаев. Рассказ «Флаг». | | | |
35 | Н.И. Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Все в тающей дымке». | | | |
36 | Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Имя клеста. | | | |
37 | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина. | | | |
38 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки. | | | |
39 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – воришка, гуляка, притвора. | | | |
40 | Ю.Я Яковлев. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Багульник». | | | |
41 | Ю.Я. Яковлев. Коста в рассказе «Багульник». | | | |
42 | Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Багульник».Словесное описание собаки. | | | |
43 | Р.П. Погодин. Жизнь и творчество. | | | |
44 | Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит - пора». | | | |
45 | Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит - пора». Выделение главной мысли произведения. | | | |
46 | А.Г. Алексин. Жизнь и творчество. Отрывок из повести «Двадцать девятое февраля». | | | |
47 | А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Деление рассказа на части, выделение главных героев, главной мысли. Пересказ по плану. | | | |
48 | К.Я Ванцешкин Жизнь и творчество. «Мальчишка», «Снежки» | | | |
49 | Обобщающий урок по теме «Из произведений русской литературы XX века». | | | |
50 | ПОВТОРЕНИЕ. Повторение пройденного за год. | | | |
51 | Подведение итогов. Рекомендации на лето. | | | |