СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь и альтернативные коммуникации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Просмотр содержимого документа
«Речь и альтернативные коммуникации»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

С. БАКАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Рассмотрено СОГЛАСОВАНО Принято УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Зам. директора по УВР на педсовете Директор школы

__________________ ______________ Протокол № 1 _____________

рук. О.В. Чернова Е.Р.Каштанова от 30.08.2021 С.М.Скарякин

Протокол №1 Приказ № 197

от __.08.2021г. от 31.08.2021г.


Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

на 2021 – 2022 уч. год


Предмет: речь и альтернативная коммуникация

Класс: 7

Количество часов за учебный год: 51

Количество часов в неделю: 1,5

УМК: 1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.VIII вида.5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .-М.: ВЛАДОС, 2011г.

2.Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»

3.Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2006

Составитель: Викторова С.Г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена для учащегося 7-го класса, обучающегося на дому по решению ПМПК. В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося и специфика усвоения им учебного материала.

Содержание программы скорректировано. С учетом возможностей ребенка, из типовой программы выбран базовые темы, которые служат основой знаний, умений и навыков, формирование компетенции.  Для заучивания наизусть предлагаются не целые тексты, а отрывки из произведений. Также скорректированы универсальные учебные действия по темам.

Главными целями изучения предмета «Речь и альтернативная коммуникация » являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей. Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности

К коррекционно-развивающим задачам относятся:

  • формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;

  • развитие и расширение знаний об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

  • уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;

  • развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;

  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение учащимся практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного или ознакомительного изучения.




Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 51 час в год, 1,5 часа в неделю.



Содержание учебного предмета «Чтение»



№ п/п

Раздел предмета (курса)

Количество часов на раздел

1.

Устное народное творчество.

Сказки «Сивка-Бурка», «Журавль и цапля», «Умный мужик».

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой». Пословицы. Загадки.

8ч.

2.

Из произведений русской литературы XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка.

Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»,

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.

Иван Андреевич Крылов. Понятия: басня, мораль, «Волк и Журавль», «Слон и Моська»

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».

Лев Николаевич Толстой. Нравственные проблемы рассказа.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» (в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и Вася. Соня и Маруся.

13ч.

3.

Из произведений русской литературы XX века.

Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести).

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство», «Ветер», «Весна».

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний чёрт».

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники».

Константин Михайлович Симонов. «Сын артиллериста» (отрывки)

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг».

Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».

Юрий Иосифович Коваль. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».

Юрий Яковлевич Яковлев. «Багульник».

Радий Петрович Погодин. «Время говорит – пора».

Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

Константин Яковлевич Ваншенкин., «Снежки».

28 ч.


Повторение.

Повторение пройденного за год.

Подведение итогов. Рекомендации на лето.

2







Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт




Устное народное творчество.




1

Устное народное творчество, его жанры. Отражение жизни человека в обществе.




2

Сказки. Виды сказок. «Сивка – бурка» - русская народная сказка. Чтение сказки.




3

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Определение морали сказки. Характеристика героев сказки.




4

Русская народная сказка «Умный мужик». Чтение и анализ сказки.




5

Былина – жанр устного народного творчества. Былина «Три поездки Ильи Муромца».




6

Народные песни – жанр  устного народного творчества. «Ах, кабы на цветы морозы», «По улице мостовой». Совершенствование техники чтения, соблюдение  логических пауз, не  совпадающих  со  знаками  препинания.




7

Пословицы – жанр устного народного творчества. Совершенствование техники чтения.




8

Загадки – жанр устного народного творчества. Совершенствование техники чтения.





ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА




9

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Название главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами из текста.




10

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Заучивание отрывка сказки наизусть.




11

А.С. Пушкин «Зимний вечер», Выделение главной мысли произведения. Заучивание отрывка наизусть.




12

И.А. Крылов. Басня «Кукушка и петух». Характеристика героев произведения с помощью учителя. Выделение главной мысли басни.




13

И.А. Крылов. Басня «Волк и журавль». Выделение главной мысли басни. Выразительное чтение басни по ролям.




14

И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська».  Выделение главной мысли басни. Заучивание басни наизусть.




15

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Несжатая полоса». Выделение главной мысли  произведения. Составление  характеристики  героя  с помощью  учителя.




16

Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Выделение главной мысли произведения.




17

Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Выделение  в тексте художественных  определений  и  сравнений.




18

Обобщающий урок по повести «Кавказский пленник».




19

А.П. Чехов «Хамелеон». Совершенствование техники чтения, соблюдение  логических пауз, не  совпадающих  со  знаками  препинания.




20

В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). 1 часть. «Я и мой отец». Отношение отца к Васе.  Называние главных действующих  лиц, описание  их  внешности,  характеристика  их  поступков,  подтверждение  своего  заключения  словами  текста.




21

В.Г. Короленко  «Дети подземелья». Обобщающий урок.





Из произведений русской литературы XX века




22

А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести). Обстановка в доме деда. Чтение и обсуждение отрывков из автобиографической повести. Называние главных действующих лиц произведения.




23

М. Горький «Детство». Характеристика Алексея. Составление характеристики героя с помощью учителя. Сочинение – характеристика Алёши по плану.




24

М. Горький «Детство». Обобщающий урок.




25

А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести). Жизнь Алеши в доме чертежника.

Чтение и обсуждение отрывков из автобиографической повести.




26

М. Горький «В людях». Приём у врача.




27

М. Горький «В людях». Характеристика Алексея.




28

М.В. Исаковский. «Детство». Выделение главной мысли произведения.




29

М.В. Исаковский. Стихотворение «Весна», «Ветер».




30

К.Г. Паустовский. Краткие  сведения  о   жизни  и  творчестве.




31

К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт». Совершенствование техники чтения. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.




32

М.В. Зощенко «Великие путешественники». Чтение и пересказ.




33

К.М. Симонов. Краткие  сведения  о   жизни  и  творчестве.  Стихотворение «Сын артиллериста». Заучивание наизусть I части стихотворения.




34

В.П. Катаев. Рассказ «Флаг».




35

Н.И. Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Все в тающей дымке».




36

Ю.И. Коваль.  «Капитан Клюквин». Имя клеста.





37

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина.




38

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки.




39

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – воришка, гуляка, притвора.




40

Ю.Я Яковлев. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Багульник».




41

Ю.Я. Яковлев.  Коста в рассказе «Багульник».




42

Ю.Я. Яковлев.  Рассказ «Багульник».Словесное описание собаки.




43

Р.П. Погодин. Жизнь и творчество.




44

Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит - пора».




45

Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит - пора».

Выделение главной мысли произведения.




46

А.Г. Алексин.  Жизнь и творчество. Отрывок из повести «Двадцать девятое февраля».




47

А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Деление рассказа на части, выделение главных героев, главной мысли. Пересказ по плану.




48

К.Я Ванцешкин  Жизнь и творчество. «Мальчишка», «Снежки»




49

Обобщающий урок по теме «Из произведений русской литературы XX века».




50

ПОВТОРЕНИЕ.

Повторение пройденного за год.




51

Подведение итогов. Рекомендации на лето.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!