СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь и ее развитие в онтогенезе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речь и ее развитие в онтогенезе.»

Речь и ее развитие в онтогенезе

Речь и ее развитие в онтогенезе

Определение и свойства речи  Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Свойства речи: Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего). Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего). Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям). Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям). Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом). Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом). Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей). Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Определение и свойства речи

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Свойства речи:

  • Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).
  • Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).
  • Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).
  • Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).
  • Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).
  • Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).
  • Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).
  • Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).
Этапы становления детской речи  Развитие языка - появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития.  1-е полугодие : звуко-подражание (гуление).  2-е полугодие : лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему. 1 год:  Появляются отдельные слова ( автономная детская речь ). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.  1 – 3 года: активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.

Этапы становления детской речи

Развитие языка - появление новой особой формы отражения действительности и управления ею.

  • В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития.
  • 1-е полугодие : звуко-подражание (гуление).
  • 2-е полугодие : лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.
  • 1 год: Появляются отдельные слова ( автономная детская речь ). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.
  • 1 – 3 года: активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.
Этапы становления детской речи 3 – 7 лет:  словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая). Младший школьный возраст: к онтекстная и письменная реч ь. Подростковый возраст:  п оявляется литературная речь . И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг .

Этапы становления детской речи

  • 3 – 7 лет: словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).
  • Младший школьный возраст: к онтекстная и письменная реч ь.
  • Подростковый возраст: п оявляется литературная речь . И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг .
Теории речевого развития Бихевиористская теория П.Скиннера Преформистская теория Н.Хомского Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже Психосоциологическая теория Л.С.Выготского Концепция становления речевой деятельности А.А.Леонтьева

Теории речевого развития

  • Бихевиористская теория П.Скиннера
  • Преформистская теория Н.Хомского
  • Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже
  • Психосоциологическая теория Л.С.Выготского
  • Концепция становления речевой деятельности А.А.Леонтьева

Бихевиористская теория  П.Скиннера   Формирование речевых навыков происходит в  соответствии с законами образования    оперантных условных рефлексов Идея: процесс усвоения языка сводится к повторению ребенком произносимых родителями фраз, а все новое - к действию по аналогии с этими готовыми фразами. Недостатки: -- не дает возможности истолковать факт понимания ребенком новых слов, предложений, ранее ему неизвестных  -- принижение значения социального подкрепления и влияния окружающей ребенка пространственно - предметной среды   -- имитация не может являться источником качественного прогресса в ее освоении (отрицание иммитативного метода)

Бихевиористская теория П.Скиннера

Формирование речевых навыков происходит в соответствии с законами образования оперантных условных рефлексов

Идея: процесс усвоения языка сводится к повторению ребенком произносимых родителями фраз, а все новое - к действию по аналогии с этими готовыми фразами.

Недостатки: -- не дает возможности истолковать факт понимания ребенком новых слов, предложений, ранее ему неизвестных

-- принижение значения социального подкрепления и влияния окружающей ребенка пространственно - предметной среды

-- имитация не может являться источником качественного прогресса в ее освоении (отрицание иммитативного метода)

Преформистская теория  Н.Хомского   Идея врожденных языковых способностей  Идея: каждый индивид имеет врожденную способность    видоизменять значение и смысл фраз, а так  же      строить  неограниченное количество  осмысленных  высказываний (ограничение – объем памяти индивида) Достоинства: положение о зависимости развития речи от уровня развития психических процессов Недостатки: недооценивание Н.Хомским роли социального окружения ребенка в деле развития его речи

Преформистская теория Н.Хомского

Идея врожденных языковых способностей

Идея: каждый индивид имеет врожденную способность

видоизменять значение и смысл фраз, а так же строить неограниченное количество осмысленных высказываний (ограничение – объем памяти индивида)

Достоинства: положение о зависимости развития речи от уровня развития психических процессов

Недостатки: недооценивание Н.Хомским роли социального окружения ребенка в деле развития его речи

Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже      Логические операции формируются постепенно в   процессе развития  Идея: человек наследует лишь деятельность интеллекта. Язык же, являясь одним из способов отражения в процессе познания окружающей действительности, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Достоинства: факт установления им зависимости психических свойств индивида от окружающей его социальной среды.

Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже

Логические операции формируются постепенно в процессе развития

Идея: человек наследует лишь деятельность интеллекта. Язык же, являясь одним из способов отражения в процессе познания окружающей действительности, формируется при взаимодействии ребенка со средой.

Достоинства: факт установления им зависимости психических свойств индивида от окружающей его социальной среды.

 Психосоциологическая теория Л.С.Выготского           Л.С.Выготский подчеркивает ярко     выраженный социальный характер речи   Идея: ярко выраженный социальный характер речи; тесная взаимосвязь между речью и психикой человека  Достоинства: Л.С. Выготский первым в мировой психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал речевой деятельностью.

Психосоциологическая теория Л.С.Выготского

Л.С.Выготский подчеркивает ярко выраженный социальный характер речи

Идея: ярко выраженный социальный характер речи; тесная взаимосвязь между речью и психикой человека

Достоинства: Л.С. Выготский первым в мировой психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал речевой деятельностью.

   Концепция становления   речевой деятельности  А.А.Леонтьева      Идея: речевая деятельность выступает как гибкая   и пластичная система, создающая уникальную    возможность с помощью ограниченного количества речевых средств отражать бесконечное многообразие окружающего природного, социального и культурного мира. Достоинства: расширение диапазона общения и углубление процесса восприятия и обмена информацией.

Концепция становления речевой деятельности А.А.Леонтьева

Идея: речевая деятельность выступает как гибкая и пластичная система, создающая уникальную возможность с помощью ограниченного количества речевых средств отражать бесконечное многообразие окружающего природного, социального и культурного мира.

Достоинства: расширение диапазона общения и углубление процесса восприятия и обмена информацией.

Резюме Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Свойства речи: содержательность ; понятность; выразительность; действенность Этапы развития речи: 0-1 год; 1 год; 1-3 года; 3-7 лет: 7- 10 лет; 10 – 15 лет Теории развития речи:  Бихевиористская теория П.Скиннера Преформистская теория Н.Хомского Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже Психосоциологическая теория Л.С.Выготского Концепция становления речевой деятельности А.А.Леонтьева

Резюме

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Свойства речи: содержательность ; понятность; выразительность; действенность

Этапы развития речи: 0-1 год; 1 год; 1-3 года; 3-7 лет: 7- 10 лет; 10 – 15 лет

Теории развития речи:

  • Бихевиористская теория П.Скиннера
  • Преформистская теория Н.Хомского
  • Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже
  • Психосоциологическая теория Л.С.Выготского
  • Концепция становления речевой деятельности А.А.Леонтьева
Литература Речевая коммуникация как способ межсубъектного взаимодействия. http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/9/gl1_p2.html  Л.С.Выготский. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М.: 1956 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.

Литература

  • Речевая коммуникация как способ межсубъектного взаимодействия. http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/9/gl1_p2.html
  • Л.С.Выготский. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М.: 1956
  • Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!