Урок русского языка для 1 класса на тему «Текст»
Цели: формирование представления о тексте и предложении; познакомить с функцией предложения.
Личностные умения:
проявлять интерес к изучению темы;
осознавать собственные достижения при изучении темы.
Метапредметные:
- познавательные:
уметь распознавать текст, отдельные предложения.
- регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
соотносить изученные понятия с примерами;
выполнять самопроверку, вносить коррективы.
Коммуникативные:
формулировать высказывания, понятные сверстникам;
согласовывать позиции, находить общее решение.
Предметные:
научатся различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту;
находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание;
уметь составлять текст из деформированных предложений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Что такое речь?
— Для чего нужна речь?
— Назовите виды речи. Приведите примеры.
— Что такое родной язык?
— Назовите государственный язык в нашей стране.
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособия (см. КИМы, тест 1 на с. 4-7).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Кошка спит на крыльце. Светит весеннее солнышко.
Наступила весна. Бегут ручьи.
В пенале лежат ручки. На деревьях набухли почки.
— Прочитайте. Сравните записи справа и слева. Что общего? Чем они отличаются? Обсудите эти вопросы в парах. Обоснуйте свой ответ.
— Что можно сказать о предложениях справа? (Они связаны по смыслу.)
— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте название раздела. Чему мы будем учиться?
— Как вы думаете, запись справа — это группа предложений или текст? Почему?
— В этом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.
— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. (О тексте.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 10)
— Прочитайте.
— О каком времени года идёт речь? Обоснуйте свой ответ.
— Что можно сказать о предложениях в этом тексте? (Все предложения связаны по смыслу.)
— Выберите заголовок к тексту.
— Как оформлен текст? (Первое предложение записано с красной строки.)
— Что такое красная строка?
Материал для учителя
Красная строка
Книги на Руси начали печатать четыре с половиной века назад, а до этого их переписывали от руки.
Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец обозначал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы и сейчас иногда можно увидеть в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.
— А какой ещё заголовок подойдёт к этому тексту? Придумайте сами.
— Назовите весенние месяцы.
2. Словарная работа
— Вспомните стихи про весенние месяцы. Угадайте, о каких месяцах идёт речь в загадках.
1) Рыхлый снег темнеет в ...,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене. (Март.)
2) По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. (Апрель.)
3) Распустился ландыш в
В самый праздник — в первый день.
... цветами провожая.
Распускается сирень. (Май.)
— А кто знает, кому принадлежат эти замечательные стихи? (С. Маршаку.)
— Запишите названия весенних месяцев.
3. Работа по учебнику
— Прочитайте сведения о языке на с. 10.
— Из чего состоит речь?
— Что можно сказать о предложениях в тексте?
— Чем ещё отличается текст от группы предложений? (Текст можно озаглавить.)
Упр. 2 (с. 11)
— Прочитайте задание. Подумайте, как определить количество предложений в тексте. Выскажите своё мнение.
— Как мы отделяем одно предложение от другого при чтении?
— А на письме?
— Рассмотрите рисунок ещё раз. Выберите из текста предложение, которым можно подписать этот рисунок. Запишите его в тетрадь.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 11)
— Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.
— Составляют ли эти слова предложение? Почему?
— Составьте из этих слов предложение.
— Какими словами можно дополнить это предложение? (Ответы детей.)
— Запишите предложение.
— Прочитайте сведения о языке.
— Что можно сказать о словах в предложении?
— Чем отличается предложение от группы слов?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 3 (с. 7)
— Прочитайте.
— Составьте из этих частей предложения. Соедините линией.
— Из какой сказки эти предложения?
— Это текст? (Нет, предложения расположены не по порядку.)
— Расположите эти предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выполните задание.
VII. Рефлексия
— Из чего состоит предложение? А текст?
— Чем отличаются отдельные слова от предложения?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чем отличается текст от группы предложений?