СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствование формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создание условия для выявления уровня развития лексики  

Просмотр содержимого документа
«Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики»

Урок русского языка для 1 класса на тему «Текст»

Цели: формирование представления о тексте и предложении; познакомить с функцией предложения.

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению темы;

  • осознавать собственные достижения при изучении темы.

Метапредметные:

- познавательные:

  • уметь распознавать текст, отдельные предложения.

- регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить изученные понятия с примерами;

  • выполнять самопроверку, вносить коррективы.

Коммуникативные:

  • формулировать высказывания, понятные сверстникам;

  • согласовывать позиции, находить общее решение.

Предметные:

  • научатся различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту;

  • находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание;

  • уметь составлять текст из деформированных предложений.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— Что такое речь?

— Для чего нужна речь?

— Назовите виды речи. Приведите примеры.

— Что такое родной язык?

— Назовите государственный язык в нашей стране.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособия (см. КИМы, тест 1 на с. 4-7).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Кошка спит на крыльце.                       Светит весеннее солнышко.

Наступила весна.                                  Бегут ручьи.

В пенале лежат ручки.                          На деревьях набухли почки.

— Прочитайте. Сравните записи справа и слева. Что общего? Чем они отличаются? Обсудите эти вопросы в парах. Обоснуйте свой ответ.

— Что можно сказать о предложениях справа? (Они связаны по смыслу.)

— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте название раздела. Чему мы будем учиться?

— Как вы думаете, запись справа — это группа предложений или текст? Почему?

— В этом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.

— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. (О тексте.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 10)

— Прочитайте.

— О каком времени года идёт речь? Обоснуйте свой ответ.

— Что можно сказать о предложениях в этом тексте? (Все предложения связаны по смыслу.)

— Выберите заголовок к тексту.

— Как оформлен текст? (Первое предложение записано с красной строки.)

— Что такое красная строка?

Материал для учителя

Красная строка

Книги на Руси начали печатать четыре с половиной века назад, а до этого их переписывали от руки.

Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец обозначал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы и сейчас иногда можно увидеть в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.

— А какой ещё заголовок подойдёт к этому тексту? Придумайте сами.

— Назовите весенние месяцы.

2. Словарная работа

— Вспомните стихи про весенние месяцы. Угадайте, о каких месяцах идёт речь в загадках.

1) Рыхлый снег темнеет в ...,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене. (Март.)

 

2) По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. (Апрель.)

 

3) Распустился ландыш в

В самый праздник — в первый день.

... цветами провожая.

Распускается сирень. (Май.)

— А кто знает, кому принадлежат эти замечательные стихи? (С. Маршаку.)

— Запишите названия весенних месяцев.

3. Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 10.

— Из чего состоит речь?

— Что можно сказать о предложениях в тексте?

— Чем ещё отличается текст от группы предложений? (Текст можно озаглавить.)

Упр. 2 (с. 11)

— Прочитайте задание. Подумайте, как определить количество предложений в тексте. Выскажите своё мнение.

— Как мы отделяем одно предложение от другого при чтении?

— А на письме?

— Рассмотрите рисунок ещё раз. Выберите из текста предложение, которым можно подписать этот рисунок. Запишите его в тетрадь.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 11)

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.

— Составляют ли эти слова предложение? Почему?

— Составьте из этих слов предложение.

— Какими словами можно дополнить это предложение? (Ответы детей.)

— Запишите предложение.

— Прочитайте сведения о языке.

— Что можно сказать о словах в предложении?

— Чем отличается предложение от группы слов?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 3 (с. 7)

— Прочитайте.

— Составьте из этих частей предложения. Соедините линией.

— Из какой сказки эти предложения?

— Это текст? (Нет, предложения расположены не по порядку.)

— Расположите эти предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выполните задание.

VII. Рефлексия

— Из чего состоит предложение? А текст?

— Чем отличаются отдельные слова от предложения?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чем отличается текст от группы предложений?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!