СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речевая деятельность»

Речевая деятельность

Речевая деятельность

Речь универсальное средство общения сложная специфически организованная форма сознательной деятельности участие двух субъектов — формирующий речевое высказывание и воспринимающий его  Значения термина «речь» деятельность, процесс ораторский жанр продукт речевой деятельности

Речь

  • универсальное средство общения
  • сложная специфически организованная форма сознательной деятельности
  • участие двух субъектов — формирующий речевое высказывание и воспринимающий его

Значения термина «речь»

деятельность, процесс ораторский жанр

продукт речевой деятельности

Речевая деятельность Процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности (трудовой, игровой, познавательной) А. А. Леонтьев Активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности в процессе общения И.А. Зимняя

Речевая деятельность

Процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности (трудовой, игровой, познавательной)

А. А. Леонтьев

Активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности в процессе общения

И.А. Зимняя

Структура речевой деятельности Побудительно-мотивационная фаза : мысль – мотив речи Ориентировочно-исследовательская фаза : планирование, программирование, смысловая и языковая организация Исполнительная фаза : реализация или восприятие и понимание речевых высказываний, контроль за осуществлением деятельности и ее результатами

Структура речевой деятельности

  • Побудительно-мотивационная фаза : мысль – мотив речи
  • Ориентировочно-исследовательская фаза : планирование, программирование, смысловая и языковая организация
  • Исполнительная фаза : реализация или восприятие и понимание речевых высказываний, контроль за осуществлением деятельности и ее результатами
Психологические основы РД одна из самых сложных форм высших психических функций характеризуется многозначностью, многоуровневой структурой, подвижностью, связь со всеми другими психическими функциями обеспечивается рядом сложных психологических механизмов (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя): осмысления, речевой памяти, упреждающего анализа и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования)

Психологические основы РД

  • одна из самых сложных форм высших психических функций
  • характеризуется многозначностью, многоуровневой структурой, подвижностью, связь со всеми другими психическими функциями
  • обеспечивается рядом сложных психологических механизмов (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя): осмысления, речевой памяти, упреждающего анализа и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования)
Механизм осмысления обеспечивает мыслительный анализ содержательной стороны речи, ее структурной организации и языкового оформления позволяет осознавать мотивы и цели речевой коммуникации, способствует ориентировке в условиях осуществления РД осуществляет планирование и программирование, контроль за протеканием РД и ее результатами Реализуется через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга на основе задействования всех основных умственных действий и операций

Механизм осмысления

  • обеспечивает мыслительный анализ содержательной стороны речи, ее структурной организации и языкового оформления
  • позволяет осознавать мотивы и цели речевой коммуникации, способствует ориентировке в условиях осуществления РД
  • осуществляет планирование и программирование, контроль за протеканием РД и ее результатами

Реализуется через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга на основе задействования всех основных умственных действий и операций

Механизм речевой памяти обеспечивает все стороны речевого процесса: «содержательный аспект» речи, аспект ее языкового выражения Функции: актуализация знаний и представлений о способах реализации РД актуализация знаний о социальных правилах речевого общения в различных ситуациях реализации РД актуализация и использование традиционно сложившихся для данного языка норм и правил языкового оформления речевых высказываний актуализация речевых, языковых и социальных «эталонов» тех единиц или элементов, из которых складываются соответствующие стороны речевой деятельности

Механизм речевой памяти

обеспечивает все стороны речевого процесса: «содержательный аспект» речи, аспект ее языкового выражения

Функции:

  • актуализация знаний и представлений о способах реализации РД
  • актуализация знаний о социальных правилах речевого общения в различных ситуациях реализации РД
  • актуализация и использование традиционно сложившихся для данного языка норм и правил языкового оформления речевых высказываний
  • актуализация речевых, языковых и социальных «эталонов» тех единиц или элементов, из которых складываются соответствующие стороны речевой деятельности
Механизм упреждающего анализа и синтеза   осуществляет выбор стратегии речевого поведения, различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи Этапы: восприятие и оценка ситуации определение направлений развития ситуации в результате активности необходимые действия Необходимые методы

Механизм упреждающего анализа и синтеза  

осуществляет выбор стратегии речевого поведения, различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи

Этапы:

  • восприятие и оценка ситуации
  • определение направлений развития ситуации в результате активности
  • необходимые действия
  • Необходимые методы
Речемыслительная деятельность Мыслительная деятельность, осуществляемая (осознанно или неосознанно) с использованием информации в виде, воспринимаемом как речь, представленная с использованием алфавита соответствующего естественногоязыка мышление и речь - принадлежность сознания человека ментальное единство механизмов мышления и речи речь не является обязательной основой мыслительных процессов в сознании человека

Речемыслительная деятельность

  • Мыслительная деятельность, осуществляемая (осознанно или неосознанно) с использованием информации в виде, воспринимаемом как речь, представленная с использованием алфавита соответствующего естественногоязыка
  • мышление и речь - принадлежность сознания человека
  • ментальное единство механизмов мышления и речи
  • речь не является обязательной основой мыслительных процессов в сознании человека
Лингвистические основы РД Язык - система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли Единицы языка: Звук  – элемент произносимой речи, образуется органами артикуляции Фонема  – звук речи, выступающий в его смыслоразличительной функции, позволяющей различать одно слово от других слов Морфема  – сочетание звуков, обладающее определенным, «грамматическим» значением Лексема (слово) – устойчивый звукокомплекс, обладающий значением; фиксированное сочетание морфем Предложение - сочетание слов, в законченном виде передающее какую-либо мысль

Лингвистические основы РД

Язык - система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли

Единицы языка:

  • Звук  – элемент произносимой речи, образуется органами артикуляции
  • Фонема  – звук речи, выступающий в его смыслоразличительной функции, позволяющей различать одно слово от других слов
  • Морфема  – сочетание звуков, обладающее определенным, «грамматическим» значением
  • Лексема (слово) – устойчивый звукокомплекс, обладающий значением; фиксированное сочетание морфем
  • Предложение - сочетание слов, в законченном виде передающее какую-либо мысль
Язык и речь Не тождественные понятия Существуют в единстве, как две стороны одного феномена Неразделимы: одно без другого теряет всякий смысл Сближены функциями языка: 1. Информационная – средство познания, сбора и оформления знаний 2. Коммуникативная – осуществление межличностного общения 3. Эмотивная – выражение эмоционального отношения к объектам и событиям 4. Формирование и выражение мысли

Язык и речь

  • Не тождественные понятия
  • Существуют в единстве, как две стороны одного феномена
  • Неразделимы: одно без другого теряет всякий смысл
  • Сближены функциями языка:

1. Информационная – средство познания, сбора и оформления знаний

2. Коммуникативная – осуществление межличностного общения

3. Эмотивная – выражение эмоционального отношения к объектам и событиям

4. Формирование и выражение мысли

Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности

Внешняя устная речь Говорение – озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический Аудирование – кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код

Внешняя устная речь

  • Говорение – озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический
  • Аудирование – кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код
Внешняя письменная речь Письмо – процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код Чтение – кодовый переход с графического кода – напечатанного или написанного текста – на акустический и, обычно одновременно, на мыслительный код или сразу на мыслительный код через посредство речедвигательного кода

Внешняя письменная речь

  • Письмо – процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код
  • Чтение – кодовый переход с графического кода – напечатанного или написанного текста – на акустический и, обычно одновременно, на мыслительный код или сразу на мыслительный код через посредство речедвигательного кода
Внутренняя речь Внутренняя речь – это вербализованное мышление, осуществляющее процесс познания Основное значение: подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний Представлена в ситуациях: решения задач в уме слушания собеседника чтения про себя мысленного планирования своей деятельности целенаправленного запоминании, припоминания

Внутренняя речь

Внутренняя речь – это вербализованное мышление, осуществляющее процесс познания

Основное значение: подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний

Представлена в ситуациях:

  • решения задач в уме
  • слушания собеседника
  • чтения про себя
  • мысленного планирования своей деятельности
  • целенаправленного запоминании, припоминания
Основные направления развития речи Воспитание звуковой культуры речи – звукопроизношение, звуковосприятие, интонация, просодика Развитие лексической стороны речи - обогащение, уточнение, активизация словаря Формирование грамматической стороны речи - нормы образования, изменения слов и способы их соединения в предложении Формирование разговорной (диалогической) речи - умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать, владение культурой диалога

Основные направления развития речи

  • Воспитание звуковой культуры речи – звукопроизношение, звуковосприятие, интонация, просодика
  • Развитие лексической стороны речи - обогащение, уточнение, активизация словаря
  • Формирование грамматической стороны речи - нормы образования, изменения слов и способы их соединения в предложении
  • Формирование разговорной (диалогической) речи - умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать, владение культурой диалога
Основные направления развития речи Обучение рассказыванию (монологической речи) – владение связной речью Обучение грамоте – формирование навыков чтения и письма

Основные направления развития речи

  • Обучение рассказыванию (монологической речи) – владение связной речью
  • Обучение грамоте – формирование навыков чтения и письма
Актуальное направление развития речи обучающихся МБОУ Афонинская СШ Монолог — это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию Т.Г.Винокур Специфические особенности: четкое структурное построение целостность и взаимосвязь его частей существенный объем приближенность к книжной речи выразительность и образность

Актуальное направление развития речи обучающихся МБОУ Афонинская СШ

Монолог — это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию

Т.Г.Винокур

Специфические особенности:

  • четкое структурное построение
  • целостность и взаимосвязь его частей
  • существенный объем
  • приближенность к книжной речи
  • выразительность и образность
Виды монологической речи (О.А.Нечаева)   описание — модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру повествование —тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений рассуждение — особый тип речи, опирающийся в логическом плане на умозаключение и имеющий свою структурно-языковую характеристику

Виды монологической речи (О.А.Нечаева)

  • описание — модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру
  • повествование —тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений
  • рассуждение — особый тип речи, опирающийся в логическом плане на умозаключение и имеющий свою структурно-языковую характеристику
Методы развития монологической речи у детей

Методы развития монологической речи у детей

Модели монологов наглядное средство для формирования и развития полноты и последовательности монологической речи Модель описания игрушки (Т.А. Ткаченко) цветные бесформенные пятна - цвет геометрические фигуры в виде контуров - форма контуры большого и маленького мячей - величина прямоугольники - материал, из которого сделана игрушка пирамидка и ее кольца - строение игрушки, ее части кисть руки - действия с игрушкой

Модели монологов

наглядное средство для формирования и развития полноты и последовательности монологической речи

Модель описания игрушки (Т.А. Ткаченко)

  • цветные бесформенные пятна - цвет
  • геометрические фигуры в виде контуров - форма
  • контуры большого и маленького мячей - величина
  • прямоугольники - материал, из которого сделана игрушка пирамидка и ее кольца - строение игрушки, ее части
  • кисть руки - действия с игрушкой
Модели монологов Модели описания предметов с передачей лучевой межфразовой связи (Н.С.Малетина, Л.В.Пономарева)

Модели монологов

Модели описания предметов с передачей лучевой межфразовой связи (Н.С.Малетина, Л.В.Пономарева)

Модели монологов Картинно-схематическая модель повествования (Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко)  Поступательное движение сюжета показано стрелками, соединяющими «рамки». Действующие лица и место действия зарисовываются условными символами или выкладываются на стол, лист бумаги. Позже вводятся обобщенные заместители в виде геометрических фигур, фигуры могут быть разного цвета.

Модели монологов

Картинно-схематическая модель повествования (Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко)

Поступательное движение сюжета показано стрелками, соединяющими «рамки». Действующие лица и место действия зарисовываются условными символами или выкладываются на стол, лист бумаги. Позже вводятся обобщенные заместители в виде геометрических фигур, фигуры могут быть разного цвета.

Модели монологов Модель, отражающая межфразовую последовательную связь (В.К.Воробьева) Каждое новое «предложение» начинается с «новой строки». Окончание предыдущего предложения (картинка в правом квадрате) связывается стрелкой с началом последующего предложения (такой же картинкой правого квадрата).

Модели монологов

Модель, отражающая межфразовую последовательную связь (В.К.Воробьева)

Каждое новое «предложение» начинается с «новой строки». Окончание предыдущего предложения (картинка в правом квадрате) связывается стрелкой с началом последующего предложения (такой же картинкой правого квадрата).

Модели монологов Модели речи-рассуждения (Н.В.Семенова) серединка ромашки — это тезис, каждый лепесток — один из аргументов Доказатель ство Тезис Вывод

Модели монологов

Модели речи-рассуждения (Н.В.Семенова)

серединка ромашки — это тезис, каждый лепесток — один из аргументов

Доказатель

ство

Тезис

Вывод

Картины как средство развития монологической речи описание картин по вопросам, образцу, плану (Э.П.Короткова, В.В.Гербова) составление сюжетных рассказов по картинам составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин (Е.А.Смирнова, В.В.Гербова) составление повествовательных монологов по пейзажной картине (Н.Ф.Виноградова, Н.В.Любимова) построение речи-рассуждения по картинам (В.В.Гербова) сравнение двух, трех картин со сходными пейзажами выбор картины, подходящей к содержанию стихотворения с аргументацией упражнения: «Найди небылицы в картинках», «Подскажи художнику», «Найди отличия», «Одинаковые картинки или нет»

Картины как средство развития монологической речи

  • описание картин по вопросам, образцу, плану (Э.П.Короткова, В.В.Гербова)
  • составление сюжетных рассказов по картинам
  • составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин (Е.А.Смирнова, В.В.Гербова)
  • составление повествовательных монологов по пейзажной картине (Н.Ф.Виноградова, Н.В.Любимова)
  • построение речи-рассуждения по картинам (В.В.Гербова)
  • сравнение двух, трех картин со сходными пейзажами
  • выбор картины, подходящей к содержанию стихотворения с аргументацией
  • упражнения: «Найди небылицы в картинках», «Подскажи художнику», «Найди отличия», «Одинаковые картинки или нет»
Художественно – речевая деятельность в развитии монологической речи  (О.М.Дьяченко) Пересказ литературных произведений Придумывание повествований на основе литературного образца Изменение конца сказки Изменение сюжета сказки Перестановка событий внутри одной сказки Придумывание сказки «наизнанку» Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей

Художественно – речевая деятельность в развитии монологической речи (О.М.Дьяченко)

  • Пересказ литературных произведений
  • Придумывание повествований на основе литературного образца
  • Изменение конца сказки
  • Изменение сюжета сказки
  • Перестановка событий внутри одной сказки
  • Придумывание сказки «наизнанку»
  • Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей
Литература 1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 2. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.:АСТ: Астрель, 2008. 3. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Просвещение, 2000. 4. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. – М.: Просвещение, 2015. 5. Медведева Т.П. Методика обучения младших школьников монологическому высказыванию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 65–73. 6. Немов Р.С. Психология. Кн.1. 2- изд. - М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1995. 7.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред.В.В. Давыдова, Т.А.Нежновой. -М.: ИНТОР, 1998.

Литература

1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.

2. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.:АСТ: Астрель, 2008.

3. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Просвещение, 2000.

4. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. – М.: Просвещение, 2015.

5. Медведева Т.П. Методика обучения младших школьников монологическому высказыванию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 65–73.

6. Немов Р.С. Психология. Кн.1. 2- изд. - М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1995.

7.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред.В.В. Давыдова, Т.А.Нежновой. -М.: ИНТОР, 1998.